Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления. Часть 2. Социальная психология Направление подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения (очная) Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую и методологическую рефлексию социально-психологических феноменов и процессов, их связи с актуальными проблемами современного общества. Дисциплина читается в 6 семестре и в совокупности с другими дисциплинами, составляет основу для изучения курсов, входящих в базовую и вариативную части образовательной программы 7-8 семестров бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Знание социально-психологических закономерностей формирования личности и группы, коммуникативного поведения расширят профессиональные горизонты студентов и сформируют социально-психологическую компетентность обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социальная психология». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Лекция 1. Социальная психология: история становления, предмет социальной психологии. (2 час) Место социальной психологии в системе научного знания. Современные представления о предмете социальная психология. Задачи социальной психологии и актуальные проблемы современного общества. Предпосылки возникновения социальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Первые исторические формы социально-психологического знания (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Социальная психология в СССР и современной России. Актуальные тенденции социально-психологической мысли: американская и европейская традиции развития социальной психологии. Практическая социальная психология. Тема 2. Лекция 2. Методы социально-психологического исследования (2 час). Методологические уровни социально-психологического исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Эмпирические данные в социальной психологии. Качественные и количественные методы исследования. Методы исследования (методы сбора информации, методы обработки информации) и методы воздействия. Методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, опросы, эксперимент, тестирование). Метод моделирования. Метод case-study. Метод социально-психологического тренинга. Экологическая валидность методов. Тема 3. Социальная психология групп (4 час.). Лекция 3. Основные характеристики группы (композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций). Классификации групп (условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, становящиеся и сложившиеся). Содержание и структура психологии большой социальной группы. Классификация больших групп (стихийные и организованные). Регуляторы социального поведения больших групп (нравы, обычаи и традиции). Психологические особенности этнических групп. Стихийные группы (толпа, масса, публика). Способы воздействия в больших группах (заражение, внушение, подражание). Социальные движения. Лекция 4. Динамические процессы в малой группе (школа групповой динамики К. Левина). Образование малой группы. Групповое давление. Групповая сплоченность. Лидерство. Теории происхождения лидерства. Психология межгрупповых отношений. Тема 4. Лекция 5. Социальная психология личности и общения (2 час). Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Социально-психологические качества личности. Социализация. Социальная установка. Личность в группе. Понятие общения и коммуникации. Коммуникативная, перцептивная и интерактивные стороны общения (Г.М. Андреева). Теоретические подходы к общению и аналитические модели коммуникации. Содержание и специфика речевой коммуникации. Структурные компоненты невербальной коммуникации и их роль в построении коммуникативного пространства. Эффективная коммуникация: критерии, показатели, типичные ошибки, трудности и барьеры общения. Тема 5. Методологические ориентации современной социальной психологии (6 час) Лекция 6. Психоаналитическая и необихевиористская теоретические ориентации. Психоаналитическая: особенности ориентации и основные авторы: (Т. Адорно, В. Байон, В. Беннис, и Г. Шепард, В. Шутц) Необихевиористская теоретическая ориентация СП. Общая характеристика. Теории агрессии и подражания (Н. Миллер и Д. Доллард); социобихевиоральный подход А. Бандуры. Теории межличностного взаимодействия как обмена (Д. Тибо и Г. Келли; Дж. Хоманс). Лекция 7. Когнитивистская ориентация. Особенности ориентации, основные понятия. Теории когнитивного соответствия (Теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда, П. Танненбаума). Вторая версия когнитивного подхода (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд). Психология социального познания. Социальный конструкционизм К. Гергена Лекция 8. Интеракционистская ориентация. Общая характеристика. Структур личности в интеракционистской ориентации. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун). Ролевые теории (И. Гоффман). Теории референтной группы (Г. Хайман. Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли. Р. Мертон). Этнометодология Г. Гарфинкеля. 5. Образовательные технологии Для реализации учебной программы по дисциплине «Социальная психология» используются следующие активные инновационные методы обучения:
Лекция 1-8. Лекция-визуализация, в процессе чтения лекции используется мультимедийная презентация с портретами основоположников социальной психологии, иллюстрирующая исторический материал. В лекциях 3-5. Применяются игровое моделирование, разбор микроситуаций, игровое моделирование. В лекциях 6-8. Содержит элементы проблемной лекции, применяются мини-дискуссии, разбор конкретных ситуаций. В процессе чтения лекции используется мультимедийная презентация с портретами основоположников социальной психологии, иллюстрирующая исторический материал. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Виды самостоятельной работы. В процессе изучения дисциплины «Социальная психология» предполагаются следующие виды самостоятельной работы: - подготовка к семинарским и практическим занятиям; - написание рефератов по отдельным темам дисциплины; - подготовка ответов на итоговые вопросы курса; - выполнение тестовых заданий; Для контроля текущей успеваемости и промежуточной аттестации используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний. Система текущего контроля включает:
Итоговая тестовая (контрольная) работа проводится в тестовой форме на последнем семинарском занятии и предназначена для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе освоения данной дисциплины. Результаты итоговой контрольной работы в форме теста засчитываются при более 70 % правильных оценок, при ответе менее, чем на 70 % тест не засчитывается. Оценка за итоговую контрольную работу по курсу выставляется в соответствии со следующими критериями: Оценка «отлично» (40 баллов (отлично)) — 86 - 100% правильных ответов Оценка «хорошо» (30 баллов (хорошо)) — 70 - 85% правильных ответов Оценка за дисциплину выставляется на основании сдачи студентами зачета. В ходе выставления оценки по дисциплине также учитываются:
дополнение, участие в дискуссии — 5 баллов;
Итоговая оценка за дисциплину (зачтено) может быть выставлена студенту по итогам работы на лекционных, семинарских и практических занятиях при получении студентом боле 70 баллов. В случае, если за время чтения курса студент набрал менее 70 баллов, зачет происходит в вопрос-ответной форме согласно списку вопросов для самоподготовки. 6.1. Вопросы и задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Социальная психология» Тема 1. История становления и современные тенденции социальной психологии. Практические приложения социально-психологического знания. Семинарское занятие 1.
Первые исторические формы социально-психологического знания (психология народов) Социальная психология в СССР и России.
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 2. Методология и методы социально-психологического исследования. Семинарское занятие 2.
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 3. Социальная психология групп. Семинарское занятие 3.
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 4. Социальная психология личности и общения. Семинарское занятие 4.
Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
|
Рабочая программа дисциплины б. 11 Социальная психология Направление подготовки Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62... | Рабочая программа дисциплины в. Од. 12 Корпоративная социальная ответственность... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62... | ||
Основная образовательная программа Направление подготовки: 081100... Направление подготовки бакалавров 081100 Государственное и муниципальное управление утверждено Приказом Министерства образования... | Рабочая программа дисциплины б. 10 Основы управления персоналом Направление подготовки Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 081100. 62... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Разработана на основе фгос впо по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление | Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Для направления [для специальности] 081100 Государственное и муниципальное... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Направление 081100. 68 «Государственное... ... | Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Рабочая программа учебной дисциплины психология направление подготовки... Для достижения цели необходимо вооружить студентов знаниями общих закономерностей развития познавательных процессов и проявления... |