Скачать 1.28 Mb.
|
УДК 159.9:316.77 Белоус С.А. Психология делового общения: Методические указания. Новосибирск: СибГУТИ, 2013. – 76с. Настоящие методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических специальностей очной формы обучения. Методические указания содержат темы и вопросы к семинарским занятиям, методические рекомендации для самостоятельной подготовки, темы домашних письменных работ для студентов очного обучения, литературу для самостоятельной работы и контрольные вопросы по данному курсу. В методических указаниях рассматриваются вопросы психологии общения в социально – психологическом аспекте, индивидуально – личностные особенности личности и их влияние на процессы общения, особенности восприятия людьми друг друга, особенности делового общения, проявление манипуляций в деловом общении, особенности и типы деловых бесед, роль лжи в деловых коммуникациях, основы публичного выступления, причины и значение конфликтов в деловых коммуникациях. Кафедра социологии, политологии, психологии Рецензент: Список рекомендуемой литературы – 123 Для студентов всех специальностей дневной (очной) формы обучения Содержание Введение……………………………………………….……………………………4 Темы семинарских занятий ……………………………………………………….5 Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ ……………………………………………………………………………………….72 Темы домашних письменных работ ……………………….…………………….74 Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачёту ……..……………………….75 Введение Одной из основных задач современного российского образования является подготовка квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, готового к эффективной работе по специальности. Специалист нового типа должен обладать не только высокой квалификацией, но и быть «профессиональным коммуникатором», владеть искусством делового общения, обсуждать вопросы, связанные с выполнением заданий, принятием решений; выступать на заседаниях, совещаниях, собраниях, участвовать в переговорах, презентациях, проводить собеседование и т.д. Сегодня происходит расширение сферы делового общения, появляются новые эффективные формы взаимодействия деловых людей, вырабатываются методы и приёмы оказания действенного влияния на делового партнёра. С связи с этим становится важным умение противостоять этим негативным факторам в процессе делового общения, чтобы выработать для себя эффективную линию поведения и добиться максимальной эффективности в принятии решений. В связи с вышесказанным актуальной становиться проблема обучения навыкам и умениям делового общения, освоения его этических и психологических основ. Психология делового общения призвана помочь овладеть навыками делового общения в целях обеспечения более высокой конкурентоспособности в профессиональной сфере, более свободном владении знаниями, полученными в рамках гуманитарных, социальных и экономических наук. Дисциплина позволяет помочь системно воспринять требования современной деловой культуры и активно пользоваться наработками отечественных и зарубежных специалистов в деловом общении. Цель преподавания дисциплины состоит в ознакомлении студентов с основными принципами и положениями психологии делового общения и повышении общей и психологической культуры делового общения. Задачами курса являются: усвоение базовых понятий психологии делового общения; изучение психологических факторов эффективной коммуникации, особенностей деловых переговоров и публичного выступления, психологических закономерностей межличностного и межгруппового восприятия и взаимодействия, характеристик различных типов личности, основных видов, форм и барьеров общения; приобретение навыков поведения в конфликтных ситуациях, знакомство с этикой и этикетом делового общения и отработка навыков общения на основе психологических методик и практик. Усвоение содержания данной дисциплины организуется путем практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В рамках данного курса предполагается рассмотреть особенности вербального и невербального общения, основных механизмов познания другого человека в процессе общения, процессе взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Методические указания содержат темы и вопросы для семинарских занятий, методические рекомендации, практические задания для лучшего усвоения каждой темы, вопросы для самоконтроля, темы домашних письменных работ и требования к ним, списки литературы по отдельным темам. Методические указания могут быть использованы при организации семинарских занятий по учебной дисциплине «Психология делового общения» для студентов очного обучения технических и гуманитарных специальностей. Семинар № 1. Вводное занятие (2 часа) Вопросы для обсуждения и самоподготовки: 1. Диагностика коммуникативной установки. 2. Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении. Общение в психологии рассматривают как вид деятельности, причем настолько сложной и многогранной, что, зачастую, выделяют в отдельную самостоятельную категорию. Деловое общение является одной из разновидностей общения. Определяя общения как специфическую форму деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия с целью реализации других видов деятельности, исследователи придают большое значение коммуникативной стороне общения, под которой понимают: обмен информацией между участниками общения, передача и приём знаний, сведений, мнений и т.п. с помощью вербальных и невербальных знаковых систем. В связи с этим представляется важным выявить уровень общей коммуникативной толерантности, признаки негативной коммуникативной установки, уровень миролюбия и агрессии, избегания – психологических защит, используемых нами в процессе коммуникаций. Основные понятия: интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения, предубеждения, стереотипы, установки. Практические задания: 1) выполнение тестовых заданий с целью выявления установок общения и стратегий защиты в общении, 2) задачи по теме (по материалам книги Сапоговой Е.Е. «Задачи по общей психологии»)*: Задача 1. Выберите правильный ответ из предложенных.
Задача 2. Прокомментируйте текст и поясните, как самооценка влияет на процессы социальной перцепции и самовосприятие. В экспериментах Готтшальдта испытуемым-подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии самих испытуемых, их родителей, одноклассников, учителей. Фотографии были неискаженные и искаженные - несколько суженные или расширенные. Во всех случаях надо было выбрать "правильный" (похожий) портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии одноклассника предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное - в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми 10 и 16 лет своих фотографий и портретов родителей обнаруживалось, что дети 10 лет выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотографий родителей - расширенные. Испытуемые 16 лет выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей - в суженном. Задача 3. Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?
Задача 4. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем "мужская" и "женская" личности?
Список основной литературы :
|
Методические рекомендации к выполнению домашних письменных работ Методические указания предназначены для организации семинарских занятий по курсу «Психология делового общения» для факультетов технических... | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы: Курсовая... Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов | ||
Методические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке... Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат... | Методические рекомендации по оформлению письменных работ и подготовке... Методические указания предназначены в помощь студентам для системного овладения ими навыками самостоятельной научной работы и содержат... | ||
Методические рекомендации по написанию письменных работ Краснодар-2013 Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: Методические рекомендации по написанию письменных работ –Краснодар,... | Методические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,... | ||
Положение о письменных работах учащихся. Виды письменных работ учащихся Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся | Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ... Методические рекомендации предназначены в помощь студентам специальности 080105 «Финансы и кредит» инаправления бакалавриата 080100... | ||
Методические рекомендации для студентов при выполнении прочих письменных работ Во время учебного процесса студенты выполняют ряд письменных работ. Это курсовая работа, реферат, эссе, домашнее задание, контрольная... | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические... Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению... | ||
Методические рекомендации к выполнению письменных работ студентами Данное учебно-методическое пособие поможет студентам рациональнее организовать свою учебную и научно-исследовательскую деятельность,... | Методические рекомендации по выполнению письменных работ [Текст]... Для тех, кто пишет реферат, контрольную, курсовую или дипломную работу, диссертацию | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей... | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов естественнонаучного... | Методические рекомендации по выполнению дипломных работ Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы |