Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации»
страница1/6
Дата публикации09.03.2016
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева»


институт специальной педагогики

Кафедра коррекционной педагогики



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации»



Курс по выбору
Направление подготовки: 050715.65

Специальность – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Красноярск, 2012
Рабочая программа составлена доцентом кафедры коррекционной педагогики ИСП О. Л. Беляевой. За основу взята рабочая программа, составленная Зайцевой Г. Л., д.п.н., профессором МГПУ им. В. И Ленина; Карповой Г. А. , к.п.н., профессором УрГПУ.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» разработана на основании современных данных лингвистики, психолингвистики, психологии, методики обучения неродному языку и в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Проблемы данной дисциплины рассматриваются с учетом принципиальных положений отечественной сурдопсихологии, сурдопедагогики, в частности, оценки роли и места дактильной и жестовой речи в процессе обучения и воспитания учащихся с нарушениями слуха.

Цель дисциплины - вооружить студентов знаниями особенностей функционирования и структуры специфических коммуникативных систем: дактильной и жестовой речи; умениями осуществлять общение при помощи дактилологии и средств жестового языка. Такие знания и умения необходимы будущим сурдопедагогам в предстоящей им работе по организации учебно-воспитательного процесса с глухими и слабослышащими школьниками.

При чтении курса решаются следующие задачи:

• познакомить студентов с особенностями структуры дактилологии как одной из форм словесной речи;

• раскрыть основные закономерности развития и лингвистической структуры жестового языка глухих;

• на основании анализа взглядов представителей различных сурдопедагогических школ и направлений раскрыть точку зрения на роль дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе;

• сформировать у будущих специалистов элементарные умения общаться с учащимися при помощи дактильной и жестовой речи, первоначальные навыки жестового перевода прямого и обратного.

В теоретической части раскрываются основные вопросы, связанные с особенностями функционирования специфических средств общения глухих; анализируется своеобразие их языковой структуры. Рассматриваются теоретические и методические аспекты проблемы использования дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальных учебных заведений. Учитывая, что некоторые сведения о дактильной и жестовой речи студенты получают из курсов сурдопсихологии и сурдопедагогики, преподаватель систематизирует материал и углубляет знания студентов. Основное внимание уделяется обоснованию теоретических позиций современной сурдопедагогики, изложению основных дидактических требований к применению дактильной и жестовой речи в учебной и воспитательной работе детских садов и школ.

На занятиях основное место занимает практическое усвоение студентами дактильной и жестовой речи. Методы проведения занятий должны обеспечивать овладение студентами дактильной и жестовой речью в процессе непосредственного общения - вначале на основе подражания речи педагога, затем путем самостоятельного использования осваиваемых систем. В этих целях специально создаются необходимые коммуникативные ситуации, предусматривается ведение студентами монологов, диалогов и т.д. Коммуникативную направленность должны иметь и материалы тренировочных упражнений, предлагаемых преподавателем. В ходе практических упражнений студенты приобретают также первоначальные навыки жестового перевода (прямого и обратного).

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть:

- теоретическими знаниями, связанными с особенностями функционирования специфических средств общения глухих;

- практическими умениями, первоначальными навыками жестового перевода (прямого и обратного).

Студент должен знать:

  • особенности функционирования специфических систем: дактильной и жестовой речи;

  • особенности структуры дактильной и жестовой речи.

  • теоретические и методические основы использования дактильной и жестовой речи в разных методических системах обучения глухих,

  • основные дидактические и этические требования к жестовому переводу,

  • основные закономерности развития жестового языка,

  • особенности взаимодействия жестовой словесной, дактильной и словесной речи.


Студент должен уметь:

- осуществлять общение при помощи дактилологии (самостоятельно дактилировать, понимать дактильную речь);

  • владеть жестовой речью в пределах пятидесяти разговорных жестов (осуществлять прямой и обратный перевод на основе калькирующей и разговорной жестовой речи).

Настоящая программа учебной дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» предназначена для студентов факультетов коррекционной педагогики педагогических университетов и отвечает государственному образовательному стандарту по требованиям, предъявляемым к уровню знаний будущих учителей-дефектологов. Знания и умения, приобретаемые студентами при изучении данной дисциплины, станут, в дальнейшем, основой для практической реализации ими принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, принимающих детей с нарушениями слуха (специальных ДОУ и ДОУ комбинированного типа), грамотного обоснования содержания, методов и приемов педагогической работы по всестороннему развитию детей, имеющих нарушения слуха и в первую очередь – развитию речи.


В соответствии с требованиями «Стандарта модульно-рейтинговой системы подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева» весь изучаемый материал разделен на 2 модуля, по каждому из которых студентам выставляется рейтинговая оценка в виде набранных баллов. Модули включают как аудиторную, так и самостоятельную работу. Аудиторная работа осуществляется в форме лекций, семинарских занятий; внеаудиторная включает чтение студентами основной и дополнительной литературы по курсу, подготовку к контрольным срезам (тестированию), к итоговому контролю (зачету). Каждый модуль оценивается в соответствии со шкалой рейтинга.

Форма итоговой отчетности - экзамен.



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения
Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения
Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconПсихология и педагогика на тему: «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «специальные технологические процессы»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconОсновы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и...
Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современное политическое развитие
Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия»
Цель изучения дисциплины: дать бакалаврам, обучающимся по специализации «Искусства и гуманитарные науки», углубленные специальные...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Игры со словами и без слов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины название дисциплины по основной...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины прокурорский надзор
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск