Скачать 0.63 Mb.
|
Федеральное агентство по образованиюФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогическийуниверситет им. В.П. Астафьева»институт специальной педагогики Кафедра коррекционной педагогикиУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации»Курс по выбору Направление подготовки: 050715.65 Специальность – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная дошкольная педагогика и психология» Красноярск, 2012 Рабочая программа составлена доцентом кафедры коррекционной педагогики ИСП О. Л. Беляевой. За основу взята рабочая программа, составленная Зайцевой Г. Л., д.п.н., профессором МГПУ им. В. И Ленина; Карповой Г. А. , к.п.н., профессором УрГПУ. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» разработана на основании современных данных лингвистики, психолингвистики, психологии, методики обучения неродному языку и в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Проблемы данной дисциплины рассматриваются с учетом принципиальных положений отечественной сурдопсихологии, сурдопедагогики, в частности, оценки роли и места дактильной и жестовой речи в процессе обучения и воспитания учащихся с нарушениями слуха. Цель дисциплины - вооружить студентов знаниями особенностей функционирования и структуры специфических коммуникативных систем: дактильной и жестовой речи; умениями осуществлять общение при помощи дактилологии и средств жестового языка. Такие знания и умения необходимы будущим сурдопедагогам в предстоящей им работе по организации учебно-воспитательного процесса с глухими и слабослышащими школьниками. При чтении курса решаются следующие задачи: • познакомить студентов с особенностями структуры дактилологии как одной из форм словесной речи; • раскрыть основные закономерности развития и лингвистической структуры жестового языка глухих; • на основании анализа взглядов представителей различных сурдопедагогических школ и направлений раскрыть точку зрения на роль дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе; • сформировать у будущих специалистов элементарные умения общаться с учащимися при помощи дактильной и жестовой речи, первоначальные навыки жестового перевода прямого и обратного. В теоретической части раскрываются основные вопросы, связанные с особенностями функционирования специфических средств общения глухих; анализируется своеобразие их языковой структуры. Рассматриваются теоретические и методические аспекты проблемы использования дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальных учебных заведений. Учитывая, что некоторые сведения о дактильной и жестовой речи студенты получают из курсов сурдопсихологии и сурдопедагогики, преподаватель систематизирует материал и углубляет знания студентов. Основное внимание уделяется обоснованию теоретических позиций современной сурдопедагогики, изложению основных дидактических требований к применению дактильной и жестовой речи в учебной и воспитательной работе детских садов и школ. На занятиях основное место занимает практическое усвоение студентами дактильной и жестовой речи. Методы проведения занятий должны обеспечивать овладение студентами дактильной и жестовой речью в процессе непосредственного общения - вначале на основе подражания речи педагога, затем путем самостоятельного использования осваиваемых систем. В этих целях специально создаются необходимые коммуникативные ситуации, предусматривается ведение студентами монологов, диалогов и т.д. Коммуникативную направленность должны иметь и материалы тренировочных упражнений, предлагаемых преподавателем. В ходе практических упражнений студенты приобретают также первоначальные навыки жестового перевода (прямого и обратного). В результате изучения дисциплины студент должен овладеть: - теоретическими знаниями, связанными с особенностями функционирования специфических средств общения глухих; - практическими умениями, первоначальными навыками жестового перевода (прямого и обратного). Студент должен знать:
Студент должен уметь: - осуществлять общение при помощи дактилологии (самостоятельно дактилировать, понимать дактильную речь);
Настоящая программа учебной дисциплины «Специальные (вербальные и невербальные) средства коммуникации» предназначена для студентов факультетов коррекционной педагогики педагогических университетов и отвечает государственному образовательному стандарту по требованиям, предъявляемым к уровню знаний будущих учителей-дефектологов. Знания и умения, приобретаемые студентами при изучении данной дисциплины, станут, в дальнейшем, основой для практической реализации ими принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, принимающих детей с нарушениями слуха (специальных ДОУ и ДОУ комбинированного типа), грамотного обоснования содержания, методов и приемов педагогической работы по всестороннему развитию детей, имеющих нарушения слуха и в первую очередь – развитию речи.В соответствии с требованиями «Стандарта модульно-рейтинговой системы подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева» весь изучаемый материал разделен на 2 модуля, по каждому из которых студентам выставляется рейтинговая оценка в виде набранных баллов. Модули включают как аудиторную, так и самостоятельную работу. Аудиторная работа осуществляется в форме лекций, семинарских занятий; внеаудиторная включает чтение студентами основной и дополнительной литературы по курсу, подготовку к контрольным срезам (тестированию), к итоговому контролю (зачету). Каждый модуль оценивается в соответствии со шкалой рейтинга. Форма итоговой отчетности - экзамен. |
Учебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,... | Учебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,... | ||
Психология и педагогика на тему: «Вербальные и невербальные средства коммуникации» Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | Учебно-методический комплекс дисциплины «специальные технологические процессы» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Основы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Культура речевой коммуникации учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая конфликтология Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Современное политическое развитие Дисциплина входит в цикл Специальные дисциплины и является обязательной для изучения | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Искусство и утопия» Цель изучения дисциплины: дать бакалаврам, обучающимся по специализации «Искусства и гуманитарные науки», углубленные специальные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Игры со словами и без слов | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | Учебно-методический комплекс дисциплины название дисциплины по основной... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс дисциплины прокурорский надзор Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... |