Скачать 8.07 Mb.
|
В. П. Шейнов ПИАР «БЕЛЫЙ» И «ЧЕРНЫЙ» Технология скрытого управления людьми Технологические приемы пиара Гарантия успеха пиар-акций Как защититься от «черных» пиарщиков- манипуляторов Шейнов В. П. Ш 39 Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми/В. П. Шейнов.—М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.— 672 с. 15ВК 5-17-033360-9 (ООО «АСТ»). , 18ВН 985-13-5663-8 (ООО «Харвест»). В книге описаны методы и области применения «Паблик рилейшнз» — сокращенно пиар. Читатель познакомится со многими психологическими приемами, используемыми в пиаре. Пиар-техники представлены как реализация универсальной схемы скрытого управления человеком, разработанной автором. Это позволит лучше понять психологические механизмы, способствующие успеху пиар-акции и более эффективному их применению. Рассказывая же о приемах «черного» пиара, автор стремится помочь всем, кто вынужден защищаться от пиарщиков-манипуляторов. УДК 159.923 ББК 88.5 I8ВN 5-17-033360-9 (ООО «АСТ») 13ВК 985-13-566 © Подготовка и оформление. «Харвест», 2005 СОДЕРЖАНИЕ От автора. В чем особенность этой книги Введение. Скрытое управление людьми — основа эффективного пиара 5 Что такое «пиар» 5 Универсальная схема скрытого управления людьми 9 Часть I. ИНОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИАР-КАМПАНИЙ 13 Глава 1. Психология массы 14
Глава 2. средства распространения пиара 26
Часть II. РЕАЛИЗАЦИЯ СХЕМЫ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ 119 Глава 3. мишени и приманки в пиар-воздействиях ... 119
Глава 4. достижение аттракции в пиар-акциях.... 153
аттракции ................ . ......... . .......... . ......................... 170
Глава 5. средства побуждения в пиаре .................... .. 238
Часть III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИАР ............................ 285 Глава 6. технологии избирательных кампаний ............. 286
Глава 7. государственный пиар ............ . ........... ........ 400
Часть IV. ПИАР В БИЗНЕСЕ …. 455 Глава 8. цели и задачи 455
Глава 9. внутренний пиар на предприятии 484
Глава 10. вездесущий пиар 532
Часть V. «ЧЕРНЫЙ» ПИАР 547 Глава П. «черные» политтехнологии 547
Глава 12. «черный» пиар в бизнесе 650
в одном флаконе 661 Вместо эпилога 666 Литература ……………….. 667 Пиар «белый» и «черный» От автора В чем особенность этой книги Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиниться им. Гораций В книге рассказано о «паблик рилейшнз» (Public Relations, сокращенно — PR, читается «пиар»), о его приемах и возможностях. Читатель почерпнет не только множество приемов, но и ознакомится со многими психологическими находками. Ведь все средства и приемы пиара основываются на тонком психологическом воздействии на адресатов пиар-акций. Автора к этой теме привлекло именно последнее обстоятельство. Предложив универсальную схему скрытого управления людьми (см. наши книги «Скрытое управление человеком. Психология манипулирования», «Психология влияния», приведенные в прилагаемом списке литературы), автор обратил внимание, что все приемы и техники пиара укладываются в эту схему. Оказалось, что изложение пиар-техник в соответствии с этой схемой позволяет систематизировать эти техники, лучше понять психологические механизмы, приводящие их исполнителей к успеху. Ранее автором было показано, что по предложенной им схеме скрытого управления осуществляется эффективная реклама (Шейнов В.П. Эффективная реклама: Секреты успеха. М., 2003), успешная продажа товаров и услуг (Шейнов В.П. Искусство торговли: Эффективная продажа товаров и услуг. Мн., 2004), эффективное управление политическими процессами (Шейнов В.П. Психология власти. М., 2003), надежная защита от обмана и мошенничества (Шейное В.П. Психология обмана и мошенничества. Мн., 2001; Как защититься от обмана и мошенничества. Мн., 2003). Введение. Скрытое управление людьми - основа эффективного пиара Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф ЧТО ТАКОЕ «ПИАР» Великие истины слишком важны, чтобы быть новыми. С. Моэм Английское Public Relations (РR.) переводится как взаимоотношения с общественностью. Это словосочетание впервые было использовано почти двести лет назад, в 1807 году, третьим президентом США Т. Джефферсоном. Автор проекта Декларации независимости США считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима. Таким образом, термин РК изначально появился в политической сфере. Интенсивное развитие пиар как явление получил и вне политики — в сфере экономики и бизнеса. Именно отношения между рабочими и работодателями больше и острее всего нуждались в некой «второй реальности», которая камуфлировала бы негативные моменты этих взаимоотношений с помощью конструирования иной, благополучной видимости социального партнерства. Первые примеры пиара в США — это работа с железнодорожными компаниями, которые не могли развиваться в эпоху своего возникновения, так как люди боялись железнодорожных аварий. Специалисты по работе с общественным мнением доказали всем, что число жертв здесь не больше, чем в любой другой транспортной ситуации, и сравнив с числом жертв на километр дорог в Нью-Йорке. Они же подсказали компаниям новые методы работы в случае аварий, заложив основы будущих кризисных паблик рилейшнз. Задачи пиара Если отвлечься от деталей, то можно сказать, что пиар решает следующие взаимосвязанные задачи: 1) создание благоприятного имиджа организации или отдельной личности; 2) предотвращение негативных ситуаций за счет профилактической работы; 3) нейтрализация негативных воздействий в социальной среде. На Западе наиболее активно развиваются такие области пиара, как кризисный, финансовый и правительственный. В СНГ на первое место выходит политический пиар (избирательные технологии). По оценкам наблюдателей, избирательная президентская кампания в России 1996 году стоила 300—400 миллионов долларов, политические консультанты при этом получали 2—4 тысячи долларов в месяц. Эти примеры показывают, что наиболее активно с общественным мнением работают там, где для этого имеются соответствующие деньги. В США заработки выпускников-бакалавров в сфере пиара в 1993 году превышали зарплату специалистов, работавших в печатных и электронных СМИ (исследование проведено университетом штата Огайо). Определения пиара В литературе насчитывается около пятисот, подчас абсолютно разных, определений того, что же такое по существу пиар. Это и искусство, и наука, и социальная практика достижения гармонии в обществе, благоприятного климата в коллективе и т.п. Приведем несколько типичных определений из авторитетных источников. При этом здесь, а иногда и в дальнейшем, будем пользоваться русскоязычным сокращением «паблик рилейшнз» — ПР. Библия американских специалистов по пиару, написанная Скоттом Катлипом сотоварищи «ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача». Соответствующее пояснение термина ПР в международном словаре Уэбстера выглядит гак «содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции» В американском учебнике для будущих журналистов рассматриваемое понятие определяется с точки зрения теории управления: «Паблик рилейшнз - это функция менеджмента, которая оценивает отношения собственности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия» Вот еще два часто используемых определения. ПР — это «система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организаций (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, гак и за ее пределами». «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания» В других определениях ПР присутствуют такие выражения, как «целенаправленное создание желаемого общественного мнения», «установление и поддержание взаимоотношений», «обеспечение гармонии» и т.п. Анализ показывает, что подавляющее большинство определений носит излишне общий характер, где под благозвучными понятиями скрываются достаточно жесткие функциональные цели современного ПР При этом цели ПР так или иначе сводятся к манипуляции мнением других групп, учреждений или масс населения, о чем намеренно умалчивают. В соответствующих разделах книги будет показано, какими приемами это достигается. Скрытое управление людьми — почему именно оно? В психологическом плане главным является то, что ПР, в отличие от коммерческой рекламы и других видов маркетинговых коммуникаций, практически не использует методы прямого воздействия. Пиар — это технология особого, предельно тонкого влияния на человеческую психику. Основной психологической особенностью пиар-воздействия является отказ от прямого внушения и убеждения, создание такого контекста, в котором даже «нейтральное» сообщение будет воспринято нужным образом. Пиар «подсказывает» пути движения мысли, по которым обычно и следуют люди. К примеру, на американца в течение суток обрушивается в среднем 1200 рекламных сообщений, и он, конечно, пытается защититься от них. Помогает ему в этом фильтр недоверия, который из общего потока информации выделяет рекламу как оплачиваемую коммуникацию, а потому неискреннюю. Именно исходя из этого пиар смещается на нерекламные страницы газет, поскольку уровень доверия к такой информации у населения выше. Именно поэтому пиарщики строят свои тексты в соответствии с законами жанра этих нерекламных страниц, а чаще сами создают события, чтобы заполнить эти страницы нужными сообщениями. Таким образом, главной особенностью пиара является косвенное воздействие на адресата. Косвенное воздействие подталкивает адресата к тому, чтобы тот принял нужное инициатору пиар-воздействия решение, сформировав соответствующее мнение. Но именно технология косвенного воздействия предполагается в описанной автором в его книгах универсальной схеме скрытого управления человеком, что дает основание рассматривать пиар как одну из реализаций этой схемы (мы приведем ее ниже). А пока лишь несколько примеров улучшения заголовков пиар-специалистами: вместо «Как отремонтировать машину» — «Как привести машину в порядок»; вместо «Почему некоторые люди всегда добиваются успеха на фондовом рынке» — «Почему некоторые люди почти всегда добиваются успеха на фондовом рынке»; вместо «Пять акров» — «Пять акров и независимость»; вместо «Как я пришел к успеху в продажах» — «Как я пришел в продажах от провала к успеху». Ознакомившись с технологией скрытого управления, читатель поймет, в чем «соль» улучшений, предложенных пиар-специалистами. Универсальная схема скрытого управления людьми Порядок более всего помогает ясному усвоению. Цицерон Попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко встречают сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия есть два пути:
Понятно, что использовать в целях ПР первый способ, как и второй после провала первого, невозможно — намерение разгадано и адресат воздействия настороже. Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление адресата и потому сразу делают ставку на скрытное воздействие. Скрытое управление — такое управляющее воздействие его инициатора, при котором требуемое ему решение принимается адресатом воздействия самостоятельно, без видимого нажима со стороны инициатора. Фактически в каждой группе людей есть лицо, которое влияет на других, причем часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему. Виды скрытого управления Скрытое управление реализуется помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие адресата с тем, к чему его склоняют (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения). Этично ли тайно управлять другим человеком (адресатом воздействия) против его воли? Это зависит от степени этичности целей инициатора. Если цель — получить личную выгоду за счет жертвы, то, безусловно, его действия аморальны. Скрытое управление адресатом против его воли, приносящее инициатору односторонние преимущества, называется манипуляцией. Инициатора управляющего воздействия будем в этом случае называть манипулятором, а адресата воздействия — жертвой (манипуляции). Таким образом, манипулирование — это частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве. Однако нередко скрытое управление преследует вполне благородные цели. Например, родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво побуждая его к правильным действиям. То же самое — во взаимоотношениях руководителя с подчиненным. В обоих случаях адресат сохраняет достоинство и осознание своей свободы. Такое скрытое управление не является манипуляцией. Назовем его позитивным скрытым управлением. При таком скрытом управлении нет проигравших. Если женщина с помощью женских хитростей скрыто управляет мужчиной, помогая ему избавиться от вредных привычек (злоупотребления спиртным, курения и т.п.), это тоже позитивное скрытое управление. Таким образом, можно выделить два вида скрытого управления (рис. В.1). Скрытое управление (СУ) Позитивное СУ (моральное) Манипулятивное СУ (аморальное) Выигрыш адресата Выигрыш инициатора и адресата Выигрыш манипулятора, проигрыш жертвы Рис, В. 1. Результаты скрытого управления Модель скрытого управления Нами было показано, что любое скрытое управление происходит по определенной схеме (рис. В.2). Сбор информации об адресате воздействия Мишени воздействия и приманки Аттракция + + Побуждение адресата К действию Выигрыш инициатора воздействия + Рис. В. 2. Универсальная схема (модель) скрытого управления Подробно каждый из представленных на рис. В.2 блоков применительно к пиару описан в следующих главах. Пока же ограничимся лишь краткой характеристикой их предназначения. Сбор информации об адресате проводится с целью обнаружения возможностей, реализуемых в следующих блоках модели скрытого управления. Мишени воздействия — это те особенности личности адресата, его слабости, потребности и желания, воздействуя на которые инициатор стимулирует его к принятию нужного решения. Приманки — то, что привлекает внимание адресата, вызывает его интерес к «выгодной» для него стороне дела (мишени), но одновременно отвлекает адресата от истинной цели инициатора. Аттракция (дословно — притяжение) имеет целью создать условия для позитивного восприятия инициатора адресатом. Побуждение к действию нередко является результатом всех описанных действий (мишень + приманка + аттракция), но может достигаться и специальными средствами (например, внушением, приемами убеждения и психологическим давлением). В ряде конкретных случаев отдельные блоки в схеме скрытого управления могут присутствовать неявно. Например, необходимая информация об адресате может быть уже априори известна инициатору, а аттракция сформирована сложившимися ранее отношениями. Примеры скрытого управления В известной всем нам со школьной скамьи басне «Ворона и Лисица» инициатором скрытого управления является Лисица, адресатом — Ворона. Льстивые слова Лисицы создают аттракцию, акцентируют внимание на внешности Вороны (приманка). Расхваливание ее вызывает тщеславные мысли (мишень воздействия) и желание слышать похвалы еще и еще. Поэтому побуждение к действию (слова «Спой, светик, не стыдись. При красоте такой, сестрица, видать, и петь ты мастерица») и приводит к нужному результату. Другим всем известным примером скрытого управления, не из сферы человеческих взаимоотношений, является рыбная ловля. Инициатор воздействия — рыбак, адресат — рыба. Мишень воздействия — потребность рыбы в пище. Приманка — червяк, насаженный на крючок. Аттракция достигается созданием условий: выбором времени и места, тихой спокойной обстановкой, «прикормом». Побуждения рыбы к действию здесь в явном виде нет, оно является результатом всего предыдущего. Заметим, что оба приведенных примера представляют собой манипулятивное скрытое управление. Часть I информационное обеспечение пиар-кампаний Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо как для ума, так и для тела. Б. Франклин Первый блок схемы скрытого управления — сбор информации об адресате воздействия. Адресатом пиар-воздействия являются определенные общественные группы. Успех любого скрытого управления (в том числе и пиар-воздействия) базируется на использовании особенностей восприятия сообщений целевой аудиторией и специфики каналов передачи информации. В этих направлениях проведены значительные исследования. Наиболее важные из полученных результатов мы постараемся здесь осветить, поскольку эффективность пиара существенно зависит от вышеназванных обстоятельств. Именно знание психологии восприятия информации дает возможность скрытого управления ее потребителями за счет формирования мишеней воздействия и приманок, создания аттракции и побуждения адресатов к нужным, желаемым решениям или действиям. Начнем с особенностей группового восприятия. |
Амур одна из величайших рек России, необычайно богата и разнообразна... Восточной Азии – белый и черный лещи, толстолоб, мелкочешуйчатый желтопер, белый и черный амуры, окунь ауха, желтощек, кони, косатки,... | Темы учебного проекта ... | ||
Краткое содержание проекта Рассказать слушателям про такое явление... Распределение по группам, выдача группам индивидуальных заданий, обсуждение предварительных результатов работы групп, консультации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разбросаны стулья, на одном стоит телевизор, на другом бюст Данте. Стоят холсты, картины. Картина Малевича, белый квадрат и черный... | ||
Реферат Менеджмент в школе План. Понятия «менеджмент» Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это... | Пояснительная записка «Современная организация и технология документационного обеспечения управления». Он связан с курсами «Документоведение», «Информационное... | ||
Прайс-Лист Топливораздаточные колонки Трк одним из 7 стандартных цветов: белый ral 9010, белый ral 1013, красный ral 3000, желтый ral 1021, зеленый ral 6018, серый ral... | Web 10. Подходы к решению проблемы "скрытого" Web глава поиск в internet | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: сформировать у учащихся представление о роли управления собой и другими людьми в человеческом обществе; сформировать... | О проведении единого Урока Милосердия Губернатора области – начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 19 августа 2013 года №126-рп... | ||
Презентация книг писателя: «Белый пудель» Оборудование: Мультимедийное оборудование; презентация книг писателя: «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапер», «Слон»; музыкальное... | В. Н. Грищенко Каневский заповедник, г. Канев Черный аист (Ciconia... Чехии. Распространенный ранее на всей ее территории черный аист к началу XX в сохранился только на юге Моравии (Boettcher-Streim,... | ||
Тема урока: Сочинение описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с творчеством русского художника Ильи Ивановича Машкова. Внимательно рассмотрим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Идея скрытого знания. Бедность человеческого воображения. Трудность формулирования желаний. Индийская басня. Легенда о Соломоне | ||
Второе образование за год! Школа pr и журналистики игу ... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине... «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания» |