Учебное пособие для вузов





НазваниеУчебное пособие для вузов
страница1/31
Дата публикации05.09.2013
Размер5.37 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Социальная психология

Учебное пособие для вузов

Под редакцией А.Л. Журавлева

Москва 2002

УД К 159.9 ББК88 С 69


Руководитель авторского коллектива — доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев

Авторы:

А Л Журавлев(1 1 ,6 2 ,63)

В П. Позняков (4.1-4.6,5.1.-5 3., 7 2, 7.4.)

Е Н. Резников (3.5.-3 7., 7.3.)

С К Рощин(1.3 ,2.1 ,23 ,2 5 ,3 3 ,7 1.)

В. А Соснин (1.4., 2.4 , 3.1., 3 2., 3 4., 4.7.)

В. А. Хащенко(1.5)

Е. В. Шорохова (1.2 , 2.2 , 26 , 6 1.)
Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»)

ISBN 5-9292-0055-6
Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп то есть, авторы совершают инверсию традиционной последовательности описания социально-психологических объектов

Содержание пособия представляет собой также интеграцию клас-сического и современного социально-психологического знания, сложившегся в 90 е годы XX века. Его авторы практикуют одновре-менно и исследовательскую, и преподавательскую деятелъность в области социальной психологии, что позволила учесть результаты современных исслелований основных классических объектов соци-альной пси\ологии личности в группе, малых и больших соци-альных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.

Данное учебное пособие есть краткое изложение курса «Соци-альная психология» для студентов факультетов психологии классических, социальных и гуманитарных университетов.
©А.Л. Журавлев, 2002 © Институт психологии РАН, 2002 © ООО »ПЕР СЭ», оригинал-макет, ISBN 5-9292-0O55-6 оформленне, 2002

Содержание

Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии........5

1.1. Предмет и структура социальной психологии

(А.Л. Журавлев)...'...5

1.2. История отечественной социальной психологии

(Е.В. Шорохова)...10

1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии (С.К. Рощин).................................................22

1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом (В.А. Соснин)........................................................31

1.5. Программа и методы социально-психологического исследования {В.А. Хащенко).............................................37
Глава 2. Социальная психология личности...................61

2.1. Социально-психологические представления

о личности в зарубежной психологии {С.К Рощин).........61

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова).........................66

2.3. Социальная установка личности (С. А". Рощин).................87

2.4. Я-концепция как социально-психологический феномен (В.А. Соснин).......................................................94

2.5. Социализация личности (С.К. Рощин)............................ 102

2.6. Социальное поведение личности и его регуляция

(Е.В. Шорохова)................................................................ 105
Глава 3. Психология межличностного

взаимодействия.........................................................123

3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции {В.А. Соснин)................................. 123

3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии {В.А. Соснин)............................ 130

3.3. Невербальные способы общения (С.К. Рощин) ............. 136

3.4 Техника общения: практическая ориентация

(В.А. Соснин)..................................................................... 139

3.5. Психология межличностного познания

(Е И. Резников) ............................................. 146

3.6. Психология межличностных отношений {Е.Н.Резников)......................................................... 164

3.7. Психология межличностного воздействия

(Е.Н Резников) ................................................ 179
Глава 4. Психология малых групп..............................193

4.1. Понятие и виды малых групп (В.П Позняков) ............ 193

4.2. Структура малой группы (В.П Позняков)............ 198

4.3 Развитие малой группы (В.П. Позняков) ....................203

4.4. Групповая сплоченность Я. Позняков) ..................207

4.5. Взаимодействие индивида и «алой группы

(В П. Позняков).........................................209

4 6 Лидерство в малых группах (В П. Позняков)............216

4.7. Социально-психологический подход

к исследованию конфликтов (В.Л. Соснин).................. 219
Глава 5. Психология межгрупповых отношений..........231

5.1 Основные теоретические подходы

к исследованию межгрупповых отношений

(В.П. Позняков)..................................................... 233

5.2. Процессы межгрупповой дифференциации

и интеграции (В П Позняков).............................. 240

5 3. Факторы детерминации межгрупповых отношений

(В.П.Позняков)........................................ 244
Глава 6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления..................................252

6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп (Е.В. Шорохова)........................252

6.2. Психология толпы (Л.Л. Журавлев).............267

6.3. Массовые явления в больших диффузных группах

(АЛ. Журавлев)................................................... 273
Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии...280

7.1 Политическая психология (С.К Рощин)................... 280

7 2 Экономическая психология (В П. Позняков) ............292

7 3 Этническая психология (Е.И Резников) . . .... 313

7.4 Социальная психология предпринимательства

(В.П Позняков)....................................... 331

Глава 1

Предмет, история и методы социальной психологии

1.1. Предмет и структура социальной психологии

1.1.1. Предмет социальной психологии

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е отличающи­мися друг от друга, что характерно для большинства погранич­ных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т д ) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др ). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об­щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения, например- супружеского, детско-роди-тельского, педагогического, управленческого, психотера­певтического и многих других его видов Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым

3 Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психо­логов вызывают исследования социально-психологическо­го климата группы и конфликтных отношении (групповых

6_____________________________________________________________Глава 1

состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтнос­ти (групповых свойств) и др.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци­альной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

1.1,2. Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть но­сители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — ис­полнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая груп-

Взаимодействие



Взаимодействие Рис. I. Объекты исследоьания в социальной психологии.

Предмет, история и методы социальной психологии ________________7

па (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т п ), взаимодействие в системе «личность - груп­па» (лидер — ведомые, руководитель — трудовой коллектив, ко­мандир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодей­ствие в системе «группа — группа» (соревнование команд, группо­вые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая соци­альная группа (этнос, партия, общественное движение, соци­альный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п ) Наиболее полно объекты социальной психологии, включая и те, которые еше недостаточно изучены, можно представить в виде следующей схемы (рис [)

1.1.3. Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаи­модействия двух противоположных, но тесно связанных процес­сов а) дифференциации, т е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельны­ми составляющими ее частями.

Дифференциация социальной психологии

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений.

1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпи­рический, в частности, экспериментальный и практичес­кий) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую соци­альную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разно­му реализуют основные функции социальной психологии как науки описательную, объяснительную, прогностичес­кую и функцию воздействия.

2 В результате изучения различных видов жизнедеятельнос­ти человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, об­щения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались

8_________________________________________________Глава I

отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельно­сти: управление, руководство, предпринимательство, ин­женерный труд и т д

3. В соответствии с приложением социально-психологичес­ких знаний в различных сферах общественной жизни соци­альная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сель­ского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др

4. В соответствии с основными объектами исследования со­временная социальная психология дифференцировалась

'* на такие разделы, как-

• социальная психология личности,

• психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

• психология малых групп,

• психология межгруппового взаимодействия,

• психология больших социальных групп и массовых явле­ний

В социальной психочогии чрезвычайно медленно формирует­ся такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества», еще одного качественно специфического объекта изу­чения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения — это главное обстоятельство, затрудняю­щее формирование такого раздела в социальной психологии

Интеграционные процессы в социальной психологии

Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук Как минимум, выделяются два основных контура интегра­ции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии Например, соци­альная психология личности сформировалась как результат интег­рации социальной психологии с психологией личности, а соци­альная психология труда — социальной психологии с психологи-

Предмет, история и методы социальной психологии__________________9

ей труда и т д. Можно констатировать, что в итоге такой интегра­ции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 под­отраслей социальной психологии.

Процесс интеграции социальной психологии с другими пси­хологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-эко­логическая, социально-историческая и другие подотрасли соци­альной психологии.

Внутренний социально-психологический контур интеграции от­носится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных час]ей соци­альной психологии, появившихся в результате процессов ее диф­ференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического ме­тодов анализа социально-психологических явлений, что неизбеж­но порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например теоретико-экспериментальные, экспери­ментально-прикладные ит п

Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организа­ции, малых групп в больших социальных группах, личности (на­пример, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т. д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психо­логии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельно­сти людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как- психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и об­разования ведутся исследования под руководством Р. X Шакуро­ва), социальная психология творчества инженеров (Э С Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Ал-лахвердян и лр.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т. д.

В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свиде­телями закономерного рождения новых составных ее частей

И)______________________________________________________________Глаад I
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...
Учебное пособие для вузов iconУчебники и учебные пособия Менеджмент образования: учебное пособие для студентов вузов
Менеджмент образования: учебное пособие для студентов вузов / Под ред д п н., проф. Иванова С. Г. М.: Наука, 2007. 450 с
Учебное пособие для вузов iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов педагогических вузов
С69 Социология безопасности : учеб пособие для студентов пед вузов / авт сост. Е. А. Цыглакова. — Балашов : Николаев, 2009. — 196...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие Йошкар-Ола
П 44 Подготовка и защита дипломной работы по специальности 030301- «Психология»: учебное пособие для вузов / Г. В. Игумнова, Г. Г....
Учебное пособие для вузов iconГорелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / А. А.
Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов / А. А. Горелов. – М.: Владос, 2002. – 511 с.: ил
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие «Технология машиностроения: основы снижения затрат на производство машины»
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки машиностроительного профиля,...
Учебное пособие для вузов iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Учебное пособие для вузов iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Учебное пособие для вузов iconПрактикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007
Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред д-ра пед наук, профессора Н. М. Трофимовой. – Воронеж: вгпу,...
Учебное пособие для вузов iconМедицинская информатика
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов медицинских вузов
Учебное пособие для вузов iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск