Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений»





Скачать 105.07 Kb.
НазваниеКонспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений»
Дата публикации25.09.2013
Размер105.07 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Психология > Конспект
Конспект родительского собрания в детском саду.

Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений»

Цели: обсудить с родителями проблему тревожности у детей; обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка; познакомить родителей со способами коррекции и профилактики тревожного состояния.

Ход мероприятия

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем родительском собрании. Итак, тема нашего собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений». И сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Что такое детская тревожность?

  • По каким причинам она возникает, и какой вред несет психическому развитию ребенка?

  • Как устранить тревожность у ребенка и предотвратить ее появление?

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается - “дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии”. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье являются причинами, которые обуславливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов "О положении детей в Российской Федерации" количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями, все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло.

В стране выросло число семей, неблагополучных в экономическом, психологическом, педагогическом аспектах.

Сегодня существует тенденция роста неполных семей и семей с одним ребенком. При этом замечено, что наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребенка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

У детей младшего дошкольного возраста тревожность – явление редкое и, как правило, носит невыраженный характер. Чем старше ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то старших дошкольников уже будет беспокоить ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

Тревожность следует отличать от тре­воги: тревога - это эпизодические про­явления беспокойства и волнения, а тревожность является устойчивым состоя­нием. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике или пересказыванием сказки на занятии. Но так случается не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответах на занятиях, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо оп­ределенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же он боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха, например страха тем­ноты, высоты, замкнутого пространства. Психологи объясняют различие между терми­нами «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмо­ций, а страх - лишь одна из них. Таким образом, страх – составляющее тревоги.

Так, что же такое тревожность?

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить несколько определений тревожности:

«тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (А.М. Прихожан)

«тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». (Р.С. Немов)

Что же является причинами возникновения и закрепления тревожности у детей?

  • отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

  • отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

  • ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги;

  • к ребенку предъявляются завышенные требования;

  • неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия;

  • потеря любви (любви матери, расположения сверстников);

  • чувство вины, которое обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших дошкольников чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного;

  • неспособность овладеть средой. Происходит это, когда ребенок чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

  • возникновение тревоги в состоянии переживания, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности.

Специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожны мальчики, а после 7 лет - девочки. При этом девочки волнуются в основном из-за взаимоотно­шений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаго­видный» поступок, девочки переживают из-за того, что мама или педагог плохо о них подумает, а подружки откажутся иг­рать с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Существует мнение, что учебная тре­вожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут спо­собствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребен­ку со стороны родителей, постоянные сравнения его с другими детьми. В некото­рых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспектив­ного» учителя.

Озабоченность родителей передается детям. Кроме того, родители нанимают ре­бенку многочисленных учителей (репети­торов), часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще неготовый к такому интенсивному обучению организм иногда не выдерживает - малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стреми­тельно возрастает.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Психологи выделяют стороны негативного влияния тревожности на личность ребенка:

  • Ребенок с высоким уровнем тревожности склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность.

  • Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью ребенка и способствует развитию неврозов.

  • Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат
    детской деятельности.

  • Тревожность оказывает существенное влияние на социальную адаптацию ребенка, его общение с окружающими.

  • Тревожность по - разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.

Таким образом, тревожность отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающим миром. При этом причины формирования высокого уровня тревожности как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов вполне возможно создать соответствующие условия, чтобы преодолеть развитие высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Уважаемые родители, хотели бы вы узнать, какие вы родители и существует ли риск для вашего ребенка «приобрести» тревожность? Я предлагаю вам два небольших игровых теста. Результаты этих тестов озвучены и обсуждены не будут, но вы сможете сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребенком или в вашей семье все прекрасно.

Тест «Кто Я?»

Задание. 10 раз задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаги.

Обработка результатов. Когда работа закончена, ведущий предлагает родителям оценить ее результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой».

Тест «Какой вы родитель?»

Ведущий: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос, мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, который вы часто употребляете в общении с детьми.



Вопросы

Баллы

  1. Сколько раз тебе повторять?

2

  1. Посоветуй мне, пожалуйста.

1

  1. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

  1. И в кого ты такой уродился?!

2

  1. Какие у тебя замечательные друзья!

1

  1. Ну на кого ты похож(а)?

2

  1. Я в твои годы…

2

  1. Ты моя опора и помощник(ца).

1

  1. Ну что за друзья у тебя?

2

  1. О чем ты только думаешь?!

2

  1. Какая (какой) ты у меня умница!

1

  1. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

  1. У всех дети, как дети, а ты…

2

  1. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

  • Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете своего ребенка, ваши отношения способствуют становлению его личности.

  • Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

  • 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

Ведущий. А сейчас попытаемся определить портрет тревожного ребенка.

Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Для того чтобы определить тревожного ребенка, психологи советуют при­смотреться и понять: характерны ли для поведения ребенка следующие признаки?

Критерии определения тревожности у ребенка

  • Постоянное беспокойство.

  • Трудность, иногда даже невозмож­ность сконцентрироваться на чем-либо.

  • Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

  • Раздражительность.

  • Нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тре­вожен, если хотя бы один из критериев, пе­речисленных выше, постоянно проявляет­ся в его поведении.

Ведущий. Исследователи выделяют несколько уровней тревожности у детей старшего дошкольного возраста: низкий, средний и высокий. При высоком уровне тревожности у ребенка родителям советуют обратиться за помощью к психологу, а средний и низкий уровни тревожности родители могут устранить самостоятельно, но с оказанием консультативной помощи психолога. Низкий уровень тревожности легче поддается коррекции в условиях семьи и детского сада, нежели средний и высокий. Также родители имеют возможность предотвратить возникновение тревожности у ребенка.
Советы родителям

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

  • Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

  • Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

  • Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.

  • Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

  • Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще.

  • Убеждайте ребенка, что все будет хорошо. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра».

  • Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим мороженого, все будет позади.

- В помощь вам мы подобрали ряд игр и рекомендаций, которые не только предотвратят возникновение тревожности у вашего ребенка, но и помогут устранить ее.

Воспитатели знакомят родителей с играми и рекомендациями, дарят родителям буклеты с советами.

2. Выступление учителя-логопеда

Логопед знакомит родителей с нормами речевого развития детей 5 лет. Также дает оценку речевому развитию детей в данной группе, сообщает о проводимых занятиях и дает советы родителям, о том, как нужно помогать детям совершенствовать речь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconМетодические рекомендации по проведению родительского собрания по...
Родительские собрания проводится в классе. В начале родительского собрания рекомендуется провести анонимное анкетирование,которое...
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания Тема: «Детско-родительские отношения»
«Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconТема родительского собрания: «Первые уроки школьной отметки» (начало...
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и...
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconПлан-конспект родительского собрания тема: «мы десятиклассники»
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания Тема: Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам егэ
Положение о предметных комиссиях региональной и территориальной экзаменационных комиссий
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания "Подростковый суицид"
План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy...
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания по теме : "Подростковый суицид"
План-конспект урока-презентации по английскому языку с применением технологии развития творческого мышления в 9 классе на тему “Healthy...
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания в средней группе
Развитие умения озаглавливать текст, составлять вопросы к тексту, письменно отвечать на них
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconЗнакомый, свой, чужой!
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте»
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания «Ох уж эти уроки!»
Цель: обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей в соответствии с международными нормами о правах ребенка
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания по теме: "Подростковый суицид"
При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.)
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект проведения родительского собрания «Здоровый образ жизни в семье залог здоровья ребенка»
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconКонспект родительского собрания «Оздоровление детей»
Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение «Воронцовская средняя общеобразовательная школа» Полтавского муниципального района...
Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект родительского собрания в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск