Скачать 138.4 Kb.
|
Введение Содержание производственно-педагогической практики охватывает наиболее общие направления учебно-воспитательного процесса в школе или ВУЗе: учебная и воспитательная работа, управленческая, коммуникативная, диагностическая, а также научно-исследовательская деятельность. В ходе практики на выпускном курсе студенты-практиканты продолжают знакомство с деятельностью классного руководителя или куратора и учителя или преподавателя-предметника по иностранному языку, а также выполняют обязанности классного руководителя или куратора и учителя или преподавателя-предметника по иностранному языку под руководством группового методиста и учителя или преподавателя-предметника. Исходя из перечисленных функций, область содержания практики может быть описана как совокупность видов деятельности по обучению иностранному языку, воспитательной деятельности, коммуникативной деятельности, научно-исследовательской и диагностической деятельности, а также управленческой деятельности. В процессе практики перечисленные виды деятельности конкретизируются при осуществлении студентами следующих заданий: • знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе или группе, работой учителей и классных руководителей или преподавателей и кураторов (изучают методический фонд учителя или преподавателя, школы или кафедры и университета, технические средства и наглядные пособия, учебные планы или рабочие программы и УМК, другую документацию); • подготовка, проведение и анализ занятий по иностранному языку, а также внеклассных мероприятий по специальности и/или внеклассных воспитательных мероприятий, разработка и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов; • посещение и анализ пробных и зачетных занятий, внеклассных мероприятий по специальности и внеклассных воспитательных мероприятий; • изучение группы учащихся и составление психологической характеристики группы; • выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методике преподавания иностранного языка. Исходя из перечисленных видов деятельности, осуществляемых студентами-практикантами, в содержание программы практики студентов выпускного курса включены следующие разделы:
По каждому из разделов программы студент в период педагогической практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики. К прохождению педагогической практики студентами выпускного курса предъявляются следующие требования: • норма аудиторных занятий и внеклассных мероприятий должна быть выполнена каждым студентом-практикантом полностью; • практика проводится в классах средней общеобразовательной школы (группах студентов языкового и неязыковых факультетов ВУЗа) по иностранному языку. Цели и задачи производственно-педагогической практики Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031201 предусматривает, что выпускник, получивший квалификацию «Лингвист-преподаватель» должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на учебно-воспитательный, управленческий, коммуникативный процесс в учебном заведении общего среднего, среднего и высшего профессионального образования. Практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста в области педагогической деятельности. Она помогает формировать у студентов такие качества как высокая профессиональная компетентность, психолого-педагогическое мастерство, социальная зрелость; способствует повышению уровня владения современными педагогическими технологиями, адаптированными к профессиональной среде. Цели производственно-педагогической практики: подготовка студентов к производственной деятельности в качестве преподавателя иностранных языков: формирование личностных качеств, необходимых современному специалисту сферы образования, отработка профессионально-педагогических умений. Основные задачи производственно-педагогической практики: - формирование целостного представления о педагогической деятельности; - вооружение студента современным комплексом методов и приемов проведения уроков и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и особенностями группы учащихся; - развитие умения творчески применять на практике знания, полученные при изучении психологии, педагогики и теории обучения, формирование навыков педагогического общения, развитие психолого-педагогического мастерства; - психолого-педагогическая адаптация студента в коллективе; - овладение методами и приемами проведения внеклассных мероприятий по предмету; - овладение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности, а также навыками исследовательской работы. В процессе проведения педагогической практики студенты осваивают на практике следующие умения: - устанавливать доброжелательные, доверительные и заинтересованные отношения с учащимися, используя соответствующие психолого-педагогические приемы; - проводить изучение группы учащихся; - строить хорошие отношения с коллегами; - исследовать педагогический опыт учителя или преподавателя, выделять положительное в нем, приемлемое и неприемлемое для себя; - ставить и проверять в работе с учащимися, не вредя им, педагогические гипотезы, проводить для этого необходимую исследовательскую работу: наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперименты, анализ школьной документации, бесед, результатов трудов учащихся, протоколирование уроков и т.п.; - вести школьную (вузовскую) документацию; - проверять письменные работы учащихся и проводить анализ этих работ; - планировать занятия и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий; - выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения занятий и внеклассных мероприятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся; - разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к занятиям и внеклассным мероприятиям; - проводить диагностику уровня развития группы учащихся; - осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные занятия и внеклассные мероприятия других практикантов; В ходе практики студенты ведут следующую документацию:
Составляют: • психолого-педагогическую характеристику группы учащегося; • отчет о педагогической практике. По окончании практики перечисленные документы в срок, определенный планом, сдаются для анализа методисту по предмету. Для студентов, по разрешению деканата направленных для прохождения практики по месту жительства или месту работы, необходимо также предоставить характеристику с проставленной ему дифференцированной оценкой, заверенной руководителем учебного заведения и обсужденной на заседании принимающей кафедры. Содержание практической деятельности студентов 1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы учебного заведения, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом. 1. Организуются беседы:
2. Организуется посещение и последующий анализ занятий и внеклассных мероприятий опытных учителей (преподавателей). 2. Изучение:
Руководство практикой и контроль за ее проведением Контроль за ходом, организацией и проведением практики осуществляет факультетский руководитель практики. Функции факультетского руководителя практики:
Научное руководство практикой осуществляют преподаватели факультета (групповые руководители) и методисты. Функции группового руководителя практики:
Функции методиста:
Функции студента-практиканта:
Студенту, не прошедшему практику, назначается повторное прохождение практики по решению деканата без отрыва от учебных занятий в университете. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Титульный лист и структура дневника по производственно-педагогической практике Дневник по производственно-педагогической практике Студента(ки) ________ курса группы ____________________________ ___________________________________ (ФИО) Руководитель практики от Вуза: _________________________________________ (ФИО) _________________________________________ (должность) Место прохождения практики: ___________________________________ ___________________________________ Ханты-Мансийск 2010 Структура отчетов в Дневнике по производственно-педагогической практике:
9. Заключение руководителя практики от университета, оценка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема плана-конспекта урока (занятия) Занятие № Дата Название образовательного учреждения ФИО преподавателя Класс (группа) Количество человек в классе (группе) Тема занятия: Цель: Задачи: Прогнозируемый результат: Оборудование:
Подпись руководителя _____________________________ _________________________ (должность, Ф.И.О.) (подпись) Заключение руководителя практики от университета Оценка за производственную практику _______________________________ Подпись руководителя ____________________________________ «_____» ____________________ 20___г. |
Методические рекомендации для студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах В процессе практики пробных уроков и занятий студенты выполняют следующие виды деятельности | Учебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение... Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лууд: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, осваивать новые виды деятельности, участвовать... | Практики должна соответствовать профилю и направлению «Информационная... Практика имеет целью получение практических навыков работы по выбранной специальности на профильных предприятиях (организациях, учреждениях).... | ||
Тематический план на период практики, который помогает на первоначальном... Организация планирования и анализа уроков в деятельностном подходе в процессе прохождения практики | Методические рекомендации для преподавателя. Виды учебной деятельности в Интернете Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы | ||
Задачами производственной практики являются Практика является необходимой частью обучения специалиста, поскольку развивает, и закрепляет полученные компетенции, навыки и умения... | Рабочая программа по дисциплине Виды и задачи профессиональной деятельности, формируемые в процессе обучения по дисциплине, в соответствии с фгос впо | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В программе представлено научно-методическое обеспечение организации, проведения и анализа деятельности студентов в процессе прохождения... | Активные методы обучения и их место в образовательном процессе Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и... | ||
Предметный курс «Русский язык» (5 класс) Авторы: С. И. Львова, В. В. Львов Кроме того, развернутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе... | Виды обстоятельств Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению... | ||
Программа учебной дисциплины Этнография Сибири рабочая программа Сибири, об их традиционной культуре и ее трансформациях в ХХ – XXI вв., а также научить применять полученные знания в процессе теоретической... | Рабочая программа Направление 030600 История Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные... | ||
Содержание Предмет, цели, задачи, виды деятельности, типы и виды реализуемых программ | База практики Целью дисциплины является получение студентами глубоких знаний в процессе изучения методологических основ бухгалтерского учета, его... |