Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение





Скачать 156.32 Kb.
НазваниеСодержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение
Дата публикации30.06.2013
Размер156.32 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3

Место социальной психологии в системе научного знания……………………………...4

Современные представления о предмете социальной психологии……………………...6

Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах…………….8

Заключение…………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………….12

Практическое задание……………………………………………………………………..13
Введение
Социальная психология - это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (по Г.М.Андреевой).

Как наука социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Однако ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны потребностями практики - поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социально-психологической мысли. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т.п.

Рассматривая историю развития социальной психологии, отметим, что некоторые вопросы были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона.

Цель данной работы: кратко проанализировать историю становления и развития социальной психологии, как вообще, так и в России.

  1. Место социальной психологии в системе научного знания


Первые эксперименты по социальной психологии проводились около 100 лет назад. Первая книга вышла в начале 1924 года. Как самостоятельная наука социальная психология из психологии вообще выделилась в 1930 году. Цель в социальной психологии (в науке, изучающей связи между людьми) - сделать эти нити видимыми для всех. Мы не можем отделять личность от ситуации, так как ситуация формирует личность и определяет ее возможности. Социальная психология изучает проблему влияния ситуации на личность. Изучает вопросы межличностных отношений и взаимодействия между людьми. Наше социальное поведение меняется не только в связи с объективной ситуацией, но и с тем как мы интерпретируем ее. Социальная психология изучает: установки и убеждения, конформизм и независимость.

Социальная психология - наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Сегодня социальная психология ставит акценты на следующих аспектах:

власть ситуации (антигуманные ситуации подавляют благие намерения);

власть личности (на одну и ту же ситуацию люди реагируют по-разному);

важность познания (мы ведем себя по-разному, так как по-разному думаем);

прикладное значение социально-психологических принципов (психологическое и физическое здоровье, уменьшение предрассудков, защита и сохранение окружающей среды, вынесения приговоров в судах и борьба за мир).

Социальная психология образовалась на стыке социологии и психологии. Социологи - изучают группы (от малых до больших). Социальная психология - изучает индивидов, влияние группы на отдельных людей, и индивида на группу.

По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более на том, как люди вообще оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология выявляет, как социальные условия влияют на поведение.

Предмет социальной психологии:

личность в группе, социуме, обществе (рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией);

социальные группы в обществе (психологические характеристики, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений).

Социальная психика или массовидные явления психики (психика - свойства высокоорганизованной материи).

Социальную психологию можно рассмотреть с трех сторон:

Методологическая (совокупность приемов исследования, средств, необходимых для познания социальных явлений).

Феноменологическая (социально-психологические явления, то есть психические состояния и поведение индивида в группе).

Праксиологическая (конкретное индивидуальное и групповое поведение людей).

Методологические основы социальной психологии.

Методология (от греч. "путь", "познание") - это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет способы достижения и построения какого-либо определенного знания. В социальной психологии методология рассматривается как трехуровневая система:

общая методология, общефилософский подход, способ познания явлений объективного мира (это антропоцентрический подход, так как для социальной психологии важен вопрос о соотношении общества и личности; здесь формируются общие принципы);

частная (специальная) методология (принципы, которые используются в конкретной области знания, применительно к специфическому объекту исследования);

методология как совокупность конкретных приемов.

Любое научное исследование - это поиск, отбор эмпирических данных (то, что мы видим, ощущаем), конкретных фактов.

Данными в социальной психологии являются:

- данные о поведении индивидов в группе;

- данные, раскрывающие некоторые характеристики сознания этих индивидов;

- психологические характеристики самой группы.

Источником любых данных в социальной психологии является человек. Объем социально-психологических исследований бывает различным. Если это большой массив данных, объективно позволяющий установить определенные связи между различными группами, то такой объем данных называют корреляционным. Если данных не очень много, и исследователь сам субъективно устанавливает какие-то связи и отношения в этих данных, то такой объем называется экспериментальным. Отсутствие научной строгости, все строится на гипотезе.



  1. Современные представления о предмете социальной психологии


Современные представления о предмете социальной психологии.

В конце 50-х — начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.

Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ» (Ковалев, 1959), после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962, № 2, 5). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией — с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов.

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества (Мясищев, 1949).

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дано в рамках данного подхода.


  1. Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах


Изучение взаимоотношений внутри детских групп имеет давнюю традицию в отечественной педагогической и социально-психологической литературе. Ее анализ и оценка представляют интерес по ряду причин. Прежде всего современные педагоги и исследователи этого направления должны знать его историю для того, чтобы правильно оценить вклад своих предшественников в мировую науку, учитывать перспективы исторического развития этой отрасли знания. Кроме того, изучение научных работ прошлых лет по проблемам коллектива представляет не только исторический, но и актуальный практический интерес.

Особый характер взаимоотношений, складывающихся между детьми в классе, их психологическое влияние и значение отмечали многие русские писатели и публицисты второй половины XIX века.

Уже Л.Н. Толстой из опыта педагогической работы в яснополянской школе вынес убеждение о существовании особого явления, которое он обозначил как «дух школы». Позднее к анализу «духовного единения», «корпоративного духа», «общественности», «товарищества» и, как мы бы теперь сказали, социально-психологического климата, социально-психологической атмосферы, возникающей внутри детских сообществ, обращались почти все либеральные авторы, писавшие о школе. При этом отмечались не столько благоприятные для развития отдельной личности отношения, сколько уродующие, деформирующие душу ребенка. Впечатляющие картины находим мы и в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского, и в произведениях Н.Г. Гарина-Михайловского, и позднее в «Кадетах» А.И. Куприна.

Важно отметить, что для русских педагогов последней четверти XIX века характерно стремление связывать школьный «дух товарищества» с общей атмосферой общественной жизни. Так, на обусловленность детских взаимоотношений общественным климатом указывает автор цикла статей «Товарищество в школе» О. Шмидт. По его мнению, общество, основанное на эксплуатации, стяжательстве, эгоизме, не может создать предпосылки для развития чувства товарищества, сотрудничества, общественных устремлений детей. В этих условиях особенно велика роль учителя, который все же способен сделать многое для создания такого «духа» класса, при котором царило бы товарищеское, теплое отношение «массы к отдельному ученику».

Заслуживают внимания и высказывания известного педагога Г.А. Рокова. Он считал общественное мнение класса, «строй его понятий о порядочном и непорядочном, о хорошем и дурном, о честном и бесчестном» основным образованием, возвышающим личность. «Школьное товарищество, - писал он, - представляет нечто большее, чем простое сообщество сверстников, связанных только единством возраста и доступных ему интересов в сфере игр, забав и развлечений. Школьное товарищество связано, сверх того, единством деловых целей и общим отношением к школе и наставникам». Подчеркивая организующее значение «общего дела», Роков указывает, что в толпе играющих сверстников, хотя бы они и встречались ежедневно, никогда не устанавливается тех строгих, точных и обязательных норм взаимных отношений, которые быстро возникают среди школьников благодаря традициям, общим интересам, общим делам.

Во всех работах 1920--1930-х годов, посвященных изучению коллектива, обнаруживается сильное влияние рефлексологических концепций В.М. Бехтерева, сформулированных им в «Коллективной рефлексологии», «Общих основах рефлексологии» и других работах. Характерно, что это влияние испытали на себе представители и биогенетического, и социогенетического направлений.

Несмотря на то что коллективная рефлексология составляла, по словам А.В. Петровского, не только весьма обширный, но и наиболее уязвимый отдел общей рефлексологической системы Бехтерева, несмотря на то что раньше всего и самой резкой критике были подвергнуты именно социально-психологические концепции бехтеревской рефлексологии, «отзвуки» рефлексологии мы находим во всей социально-психологической литературе того времени.

Наряду с влиянием коллективной рефлексологии, а внешне иногда и в противовес ей, теории детского коллектива разрабатывались под определяющим воздействием социогенетического направления. Как мы увидим из анализа отдельных работ по изучению коллектива, в них четко отразились те основные ошибочные положения социогенетиков, на которые указывает А.В. Петровский: 1) основной фактор развития ребенка - приспособление его к социальной «среде», растворяющей сознание ребенка, которое уже не принимается во внимание; 2) законы поведения детского коллектива следует искать в сфере социологии и коллективной рефлексологии.

При классификации детских коллективов Г. Фортунатов выделяет следующие их виды: 1) стихийно организующиеся коллективы; 2) сознательно организующиеся и 3) организуемые коллективы, а также промежуточные. Интересно ставится вопрос о самоорганизации детских коллективов: «...стихийная тяга к объединению часто сама собой ведет к возникновению определенной организации, и наоборот, группа детей, организованная извне, заключает в своей жизни элементы, ведущие к внутренней самоорганизации».

Здесь еще нет четкого понимания того, какая именно организация может возникнуть стихийно, не ставится вопрос и о соотношении «стихийной самоорганизации» и «организации извне», но сама постановка проблемы показывает, что автор стоит на уровне современной ему социальной психологии.

В работе Г. Фортунатова находим мы и одну из первых попыток дать дифференциацию членов коллектива по признаку особенностей поведения и некоторых характерологических свойств. Дети подразделяются на следующие группы: 1) вожаки и организаторы, имеющие твердую целеустремленность; 2) активисты, обладающие личной инициативой, но твердость характера для них необязательна; 3) исполнители;

Коллектив не есть простое скопление индивидуумов, но всегда система взаимодействующих особей, которая характеризуется наличием признаков не просто объединяющих, но и организующих ее в единое целое.

4) одиночки, живущие своей жизнью; 5) бунтари, вступающие в борьбу с вожаками, с установлениями, принятыми в коллективе; 6) затравленные члены коллектива.

Обретение личностью какого-либо особого статуса способствует формированию новых взаимоотношений с окружающими, что особенно хорошо заметно на примере детских коллективов. Место, занимаемое ребенком в его окружении, видоизменяет основные особенности его личности. При этом принадлежность к одному из вышеуказанных типов не является абсолютной и зависит скорее от коллектива как среды, чем от установившихся качеств отдельных детей.»
Заключение
Социальная психология - это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов, затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.

В 1920-1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей. Использование эксперимента позволило исследователям перейти от описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 1960-1990-е гг. наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.

К сожалению, в СССР социальная психология в 1930-1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

Таким образом, социальная психология, возникнув на стыке наук психологии и социологии, до сих пор сохраняет особый статус.




Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 364 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с. С.6-22.

3. Крысько Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с. С.7-8

4. Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций / Н.А. Мельникова. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. С.4.

5. Радина Н.К. Социальная психология / Н.К. Радина. - Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2008. - 167 с. С.15-22.

6. Сыромятников И.В. Курс: социальная психология / И.В. Сыромятников. - М.: МГОУ, 2006. - 110 с. С.12-24


ТЕХНИЧЕСКИЕ

НАУКИ

Инженерная

психология

МЕДИЦИНА

Медицинская

психология

ПЕДАГОГИКА

Педагогическая

психология

ФИЛОСОФИЯ

Общая

психология

СОЦИОЛОГИЯ

Социальная психология
Практическое задание



ФИЗИОЛОГИЯ

Психофизиология


Схема 1 - Взаимосвязь социальной психологии с другими науками


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconТемы рефератов со списком литературы и кратким содержанием реферата...
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconЗадачами изучения курса являются
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о предмете, методах и задачах социальной психологии, его месте в системе...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconСериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, ст преподаватель...
Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии ргу, протокол №2 от 16 ноября 2006
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconЛекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы...
Ихология – ( греч. «психе»- душа, «логос»-наука). В наше время вместо понятия душа используется понятие «психика», хотя в языке до...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconОсновная образовательная программа по направлению 030300. 68 «Психология»
Общая психология и социология как дисциплины – “прародительницы” социальной психологии. Отсутствие единой трактовки предмета социальной...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconКафедра социальной психологии и коррекционной педагогики
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconВведение 3 заключение 5 литература 7
Одним из влиятельных направлений в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconРеферат по социологии Тема: Теория социального обмена
Различные варианты теории социального обмена получили распространение в социологии, социальной психологии, экономике, социальной...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconСодержание Введение Специфика философского подхода к проблеме сознания...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс составлен с учетом наличия у студентов знаний об основах общей психологии, возрастной и социальной психологии, конфликтологии,...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Содержание Введение Место социальной психологии в системе научного знания Современные представления о предмете социальной психологии Из истории изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах Заключение Литература Практическое задание Введение iconПедагогическая антропология (психология)
Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск