МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт педагогического образования
Кафедра педагогики и педагогической психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Психология и педагогика
Направление подготовки
020100 Химия Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения
очная
Сыктывкар 2012 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт педагогического образования
Кафедра педагогики и педагогической психологии УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры педагогики
и педагогической психологии
Института педагогического образования
«___»_____________20__г.
Протокол №____
Зав.кафедрой ППС_____________
О.В. Уваровская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Психология и педагогика Направление подготовки
020111 Химия Профиль подготовки
_________________________________________
(при наличии профиля в ООП) Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения
__________________очная_______________________
(очная, очно-заочная, экстернат) Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления)
Семестр 6
Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зач.ед.
В том числе:
Аудиторные – 36 час, из них:
Лекции -18 часов,_____зач.ед
Практические занятия – 18 часов, ______зач.ед.
Лабораторные занятия -_____часов________зач.ед.
Самостоятельная работа – 33 часа________зач.ед.
Интерактивные и активные - ____часов
КСР - 3 часа,
Форма текущего контроля (контрольные работы, рефераты, коллоквиумы и др.);
Итоговый контроль – (зачёт, диф. зачёт, экзамен).
Сыктывкар 2012 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления Химия
Составитель (ли) (или автор) рабочей программы Должность, звание Краева Инна Юрьевна – доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, к.п.н. _____________
подпись Гаврилина Людмила Константиновна - доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, к.п.н. _____________
подпись *Сведения о рецензентах: Должность, звание_____________ Ф.И.О
подпись
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
На заседании кафедры педагогики и педагогической психологии
Протокол заседания № 10 от «18» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Уваровская О.В. Для дисциплин, читаемых на других факультетах:
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Звание………….__________(Ф.И.О.)
подпись
*Примечание: рекомендуется указать не менее двух рецензентов, один из которых – внешний.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели освоения учебной дисциплины.
Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Структура и содержание дисциплины.
Образовательные технологии.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1.Самостоятельная работа.
6.2.Темы практических занятий.
6.3.Вопросы для подготовки к контрольной работе.
6.4.Балльно-рейтинговая система.
6.5.Вопросы к экзамену (зачету).
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложение.
1. Цель и задачи дисциплины
Цель курса – освоение студентами компетенций в области психолого-педагогических знаний, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Задачи:
Формирование знаний о процессе развития психолого-педагогической науки, представлений о методах исследования;
Овладение понятийным аппаратом психолого-педагогического знания, способствующего содержательному взаимодействию человека в сфере социальных и профессиональных отношений;
Понимание сущности сознания и самосознания, формирование представлений о естественнонаучной природе психики, о соотношении биологических и социальных факторов, обуславливающих становление личности, о роли мотивационно - потребностных установок и волевых качеств поведения и деятельности личности;
Знание психолого-педагогических аспектов обучения, воспитания, развития личности и учет их в личной и профессиональной деятельности;
Приобретение опыта психолого-педагогического анализа учебных и профессиональных проблемных ситуаций.
Место дисциплины в структуре ОПП бакалавра
Дисциплина «Психология и педагогика» включена в раздел ГСЭ «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов всех факультетов и специальностей). Содержание данной учебной дисциплины тесно связано с дисциплинами «Философия», «Культурология», является основой для освоения таких дисциплин, как «Конфликтология», «Психология делового общения» и др. Разработанный учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное представление учебного материала, отражающего закономерности проявления психики человека в его поведении и деятельности. Отражены и педагогические вопросы становления общественно полезных личностных качеств и профессионально важных свойств специалиста. Современное профессиональное становление личности невозможно без психолого-педагогических знаний, расширяющих возможности специалиста, получающего высшее образование.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК-14);
- способен в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15);
Профессиональные компетенции:
- понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК-10);
- имеет опыт педагогической деятельности и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК-12).
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
а) знать:
основные категории и понятия психологической и педагогической наук;
предмет и методы психологии и педагогики, место психологии и педагогики в системе наук и их основные отрасли;
основные этапы развития психологии и педагогики, содержание современных теоретических концепций, основные научные школы, сведения о жизни выдающихся педагогов и психологов;
объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
содержание, принципы, формы, методы педагогической деятельности;
природу психики, основные механизмы ее развития, соотношение сознания и бессознательного;
методы психолого-педагогического изучения личности и коллектива;
методы психической регуляции эмоций и поведения;
способы самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
б) уметь:
проектировать собственное саморазвитие;
анализировать психологические особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность), интерпретировать собственное психическое состояние;
использовать методы психической саморегуляции психических функций в различных условиях жизнедеятельности;
использовать методы воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми;
самостоятельно приобретать новые знания: находить необходимую информацию, анализировать ее, обрабатывать и выступать перед аудиторией.
в) владеть:
навыками работы с первоисточниками;
навыками дискуссии, дебатов;
нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа. Календарно – тематический план
№
| Наименование разделов, тем (краткое содержание)
| Количество часов по учебному плану
| Формы текущего контроля по теме, разделу
| Формируемы компетенции
| Максимальная нагрузка студента
| Аудиторная нагрузка
| Самост. работа
| В том числе
| Лекции
| Практич. семинар
|
| Психология
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Тема 1. Введение в научную психологию. Предмет основные методы, задачи и отрасли психологии.
| 4
| 2
|
| 2
|
| ОК-14,15
| 2.
| Тема 2. Проблема личности в психологии и педагогике. Личность и ее индивидуально-психологические особенности.
| 6
| 2
| 2
| 2
| Работа с тестом Обсуждение и интерпретация данных тестирования.
| ОК-14,15
| 3.
| Тема 3. Биологически обусловленная подструктура личности и влияние её элементов на формирование личности
| 6
|
| 2
| 4
| Обсуждение результатов и интерпретация данных тестирования.
| ОК-14,15
|
4.
| Тема 4. Подструктура познавательных и эмоциональных процессов. Особенности познавательных и эмоциональных процессов
| 8
| 2
| 2
| 4
| Определение акцентуированных черт характера по Леонгарду. Работа с тестом Шмишека.
| ОК-14,15
| 5.
| Тема 5. Подструктура деятельности. Активность личности. Личность и деятельность.
| 6
| 2
|
| 4
| Устный опрос
| ОК-14,15
| 6.
| Тема 6. Социально обусловленная подструктура. Направленность личности.
| 4
| 2
|
| 2
| Устный опрос
| ОК-14,15
| 7.
| Тема 7. Направленность личности и её составляющие.
| 4
|
| 2
| 2
| Обсуждение результатов и интерпретация данных тестирования по определению "Уровня субъективного контроля" по Роттеру.
| ОК-14,15
|
| Раздел I Общие основы педагогики
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Тема 8. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики
| 4
| 2
|
| 2
| Устный опрос
| ОК-14,15
ПК-10,12
| 9.
| Тема 9. Образовательная система России.
Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и саморазвития.
| 4
|
| 2
| 2
| Контрольная работа
| ОК-14,14
ПК-10,12
| 10.
| Тема 10. Педагогический процесс
| 6
| 2
| 2
| 2
| Устный опрос, тест
| ОК – 14,15
ПК-10,12
|
| Раздел II. Дидактика
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Тема 11. Дидактика как теория обучения и образования личности.
| 10
| 2
| 4
| 4
| Тестовый контроль
| ОК – 14,15
ПК-10,12
|
| Раздел III. Теория воспитания
|
|
|
|
|
|
| 12.
| Тема 12. Педагогика как теория воспитания
| 7
| 2
| 2
| 3
| Тестовый контроль
| ОК- 14,15
ПК-10,12
|
| ИТОГО КСР – 3 часа
Вид итогового семестрового контроля - зачет
| 36
| 18
| 18
| 33
|
|
| |