Цель курса – дать студентам знания об особенностях организации совместной работы логопеда и воспитателя в условиях дошкольного учреждения (группы) для детей с нарушением речи.
Основными задачи курса:
ознакомить студентов с организацией логопедической работы в детском саду;
сформировать представления студентов о формах организации коррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ с учетом специфики речевой патологии;
познакомить студентов с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета;
дать представление о специфике деятельности воспитателя логопедической группы;
сформировать представления о взаимодействии в работе логопеда и воспитателя.
В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
знать теоретические основы организации логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения в условиях ДОУ;
иметь представление об основных функциональных обязанностях логопеда и воспитателей ДОУ;
знать основную документацию логопеда ДОУ;
знать основное оборудование логопедического кабинета;
уметь дифференцировать формы организации занятия с детьми (индивидуальные, групповые, фронтальные);
уметь конспектировать коррекционно-развивающие и логопедические занятия с дошкольниками, анализировать их.
Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
вар
| 2
вар
| 1.
| Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду.
| -Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».
(М.А. Поваляева Справочник логопеда. ,2001);
- Представить режим дня логопедической группы, и примерную сетку занятий на неделю-воспитательных и логопедических (по результатам посещения ДОУ)
| 20
| 2
| выполнение тестов
| 2.
| Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в логопедической группе для детей с ФФН, ОНР, заиканием.
| - Сделать анализ одного любого увиденного логопедического занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)
| 20
| 6
| выполнение тестов
| 3.
| Знакомство с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.
| -Составить схему видов документов, определяющих деятельность логопеда в ДОУ, дать краткую письменную характеристику каждому виду;
-Разработать дизайн вашего будущего логопедического кабинета.
| 10
| 2
| защита созданных проектов на ПР, выполнение тестов
| 4.
| Специфика деятельности воспитателя логопедической группы. Коррекционная направленность занятий воспитателя с детьми.
| -Составить объединенную таблицу «Специфика деятельности воспитателя логопедической группы» (2 колонки: 1-вид занятия, например, физкультурное; 2- особенности проведения);
- Сделать анализ одного любого увиденного воспитательного занятия (по схеме, приведенной в плане ПР)
| 10
| 4
| выполнение тестов
| 5.
| Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.
| -Подобрать примеры общего и различного в работе логопеда и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;
-Выполнить конспект статьи Медведевой Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития. – Дефектология- 2002. - №3. – С.84.
| 10
| 2
| выполнение тестов
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Планы практических занятий. Тема 1. Практическое ознакомление с организацией логопедической работы в детском саду. (2 часа)
План.
Система помощи детям с нарушениями речи.
Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.
Принципы отбора детей и комплектования групп.
Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи.
Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.
Особенности коррекционно-развивающей работы при ФФН, ОНР, заикании. Программы обучения при данных речевых патологиях.
Нормативные документы и информационно-методические письма: «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».
Режим дня логопедической группы, примерная сетка занятий на неделю.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Система помощи детям с нарушениями речи.
Принципы лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Этапы коррекции нарушений и развития речи в детском саду.
Принципы отбора детей и комплектования групп.
Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи.
Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию.
Особенности коррекционно-развивающей работы при ФФН, ОНР, заикании. Программы обучения при данных речевых патологиях.
Нормативные документы и информационно-методические письма: «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда».
Режим дня логопедической группы, примерная сетка занятий на неделю.
Задание для самостоятельной работы:
Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-логопеда». (М.А. Поваляева Справочник логопеда,2001);
Представить режим дня логопедической группы, и примерную сетку занятий на неделю-воспитательных и логопедических (по результатам посещения ДОУ).
|