Скачать 202.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра психологии ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ По специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года) КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен старшим преподавателем Мишениной Н.М. Обсужден на заседании кафедры психологии «__07_»______09______2012 г. Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук К. пс. н., доцент Одобрено научно-методическим советом специальности «Педагогика и психология» «___»____________2012 г. Председатель НМСС Оглавление
дисциплины 8 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы обучения по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (3,5 года обучения) состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Особенности психического развития детей раннего возраста» Введение Дисциплина «Особенности психического развития детей раннего возраста» относится к блоку СД.В.4 (дисциплины по выбору). Читается в 5 семестре. Дисциплина основывается на преподаваемых ранее курсах «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Теория и методика воспитания». Данная дисциплина углубляет знания студентов об особенностях раннего развития, полученных при изучении курса «Возрастная психология». Включение ее в учебные планы оправдано спецификой психического развития в раннем возрасте, возможностями, которые предоставляет данный возраст для ускорения, интенсификации развития. Профессиональный педагог-психолог должен понимать и уметь анализировать базовые факторы психического развития, его основу, которая закладывается в пренатальный и ранний периоды. Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области понимания специфики психического развития в раннем возрасте. Задачи преподавания дисциплины:
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение системы знаний в области психического развития детей раннего возраста; 2) способствует дальнейшему формированию исследовательской психологической культуры студентов; 3) осуществляет подготовку к практической работе студентов в современном образовательном пространстве. Технология процесса обучения по дисциплине «Особенности психического развития детей раннего возраста» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета Содержание теоретического курса дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста» по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года) Тема 1. Факторы и закономерности психического развития в раннем возрасте. Ранний возраст: сущность развития и возрастные границы. Динамика психического развития в раннем возрасте. Проблема нормы психического развития. Возрастные кризисы раннего возраста. Понятие детства. Ранний возраст в периодизации З.Фрейда. Оральный и анальный периоды психосексуального развития. Истоки формирования личностных качеств. Ранний возраст в периодизации Э.Эриксона. Конфликты младенчества и раннего детства. Доверие и автономия. Ранний возраст в периодизации Ж.Пиаже. Сенсомоторный период интеллектуального развития. Формы эгоцентризма. Л.С.Выготский о закономерностях развития и кризисах раннего детства. Отражение раннего возраста в периодизации Д.Б.Эльконина. Ведущая деятельность младенца и преддошкольника. Тема 2. Особенности психического развития в период младенчества. Пренатальный период развития: подходы к пониманию сущности. Генетическая предрасположенность и влияние окружающей среды. Этологическое и психоаналитическое направления. Дж.Боулби и З.Фрейд. Понятие «пренатальная психология». Формирование привязанности матери и ребенка. Кризис рождения. Новорожденность: психологические характеристики. Социально-эмоциональное развитие в период младенчества. Комплекс оживления. Формирование двигательной активности. Развитие познавательной сферы. Формирование речи младенца. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни. Тема 3. Особенности психического развития в период раннего детства. Амплификация развития в раннем возрасте. Ведущая деятельность. Предметная деятельность, манипуляции, игра. Игра предметная и сюжетно-ролевая. Основные новообразования преддошкольника. Социально-эмоциональное развитие в раннем детстве. Развитие познавательной сферы. Мышление, восприятие и память преддошкольника. Речевое развитие в раннем детстве. Этапы становления речи. Личностные новообразования преддошкольника. Самосознание, формирование эго-идентичности. Развитие саморегуляции в раннем детстве. Первые нормы и запреты. Формирование мотивации достижения успеха. Кризис трех лет. Основные правила взаимодействия с трехлетним ребенком. Возможности ускорения психического развития в раннем возрасте. Тематический план изучения дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста» по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
КАРТА литературного обеспечения дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по дисциплине «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
Тематика рефератов по дисциплине «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года)
МетодическиЕ рекомендациИ по написанию реферата по дисциплине «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (заочная форма обучения, 3,5 года) Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании реферата, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре. Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений). Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации. Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся. Каждая глава должны начинаться с новой страницы. Текст параграфа не должен заканчиваться таблицей или рисунком. Представленные в тексте таблицы желательно размещать на одном листе, без переносов. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера. На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте "в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)", причем таблица или рисунок должны быть расположены после ссылки. Все расчеты, выполняемые в реферате, излагаются в тексте с обоснованием, указанием размерности величин. Результаты расчетов представляются в табличной форме. В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Каждое приложение имеет свое обозначение. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников. Это обусловлено тем, что в реферате вопросы теории следует увязывать с практикой, анализировать процессы, происходящие как в мировой так и в российской экономике. Перечень используемой литературы должен содержать минимум 15 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: сначала указываются источники законодательной базы (федеральные, региональные, местные нормативные правовые акты), затем – научные публикации (книги, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации). По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания. При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы. |