Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 202.49 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.01.2014
Размер202.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра психологии
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
По специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)


КРАСНОЯРСК 2012

УМКД составлен старшим преподавателем Мишениной Н.М.

Обсужден на заседании кафедры психологии

«__07_»______09______2012 г.

Заведующий кафедрой И.Г. Маланчук

К. пс. н., доцент


Одобрено научно-методическим советом специальности «Педагогика и психология»
«___»____________2012 г.


Председатель НМСС

Оглавление


  1. Пояснительная записка 4 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 5 стр.

    1. Введение 5 стр.

    2. Содержание теоретического курса дисциплины 6 стр.

    3. Тематический план 7 стр.

    4. Учебно-методическая (технологическая) карта

дисциплины 8 стр.

    1. Карта литературного обеспечения 10 стр.

  1. Вопросы к зачёту 13 стр.

  2. Тематика рефератов 14 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 15 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Особенности психического развития детей раннего возраста» для студентов зочной формы обучения по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» Специализация «Практическая психология» (3,5 года обучения) состоит из следующих элементов:


  • Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы (тематический план, технологическая карта дисциплины, карта литературного обеспечения).




  • Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста»




  • Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области психологии раннего возраста.




  • Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые аспекты проблемы психического развития детей раннего возраста и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.



Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

Введение
Дисциплина «Особенности психического развития детей раннего возраста» относится к блоку СД.В.4 (дисциплины по выбору). Читается в 5 семестре. Дисциплина основывается на преподаваемых ранее курсах «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Теория и методика воспитания». Данная дисциплина углубляет знания студентов об особенностях раннего развития, полученных при изучении курса «Возрастная психология». Включение ее в учебные планы оправдано спецификой психического развития в раннем возрасте, возможностями, которые предоставляет данный возраст для ускорения, интенсификации развития. Профессиональный педагог-психолог должен понимать и уметь анализировать базовые факторы психического развития, его основу, которая закладывается в пренатальный и ранний периоды.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области понимания специфики психического развития в раннем возрасте.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. создать у студентов представление об особенностях психического развития детей раннего возраста;

  2. раскрыть перед студентами значимость периода раннего детства для последующего развития человека;

  3. познакомить студентов с основными теориями психического развития в пренатальный и ранний период;

  4. сформировать у студентов умения самостоятельного отбора и анализа психологических текстов по раннему развитию детей;


Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области психического развития детей раннего возраста;

2) способствует дальнейшему формированию исследовательской психологической культуры студентов;

3) осуществляет подготовку к практической работе студентов в современном образовательном пространстве.

Технология процесса обучения по дисциплине «Особенности психического развития детей раннего возраста» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета


Содержание теоретического курса дисциплины

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)
Тема 1. Факторы и закономерности психического развития в раннем

возрасте.

Ранний возраст: сущность развития и возрастные границы. Динамика психического развития в раннем возрасте. Проблема нормы психического развития. Возрастные кризисы раннего возраста. Понятие детства. Ранний возраст в периодизации З.Фрейда. Оральный и анальный периоды психосексуального развития. Истоки формирования личностных качеств. Ранний возраст в периодизации Э.Эриксона. Конфликты младенчества и раннего детства. Доверие и автономия. Ранний возраст в периодизации Ж.Пиаже. Сенсомоторный период интеллектуального развития. Формы эгоцентризма. Л.С.Выготский о закономерностях развития и кризисах раннего детства. Отражение раннего возраста в периодизации Д.Б.Эльконина. Ведущая деятельность младенца и преддошкольника.
Тема 2. Особенности психического развития в период младенчества.

Пренатальный период развития: подходы к пониманию сущности. Генетическая предрасположенность и влияние окружающей среды. Этологическое и психоаналитическое направления. Дж.Боулби и З.Фрейд. Понятие «пренатальная психология». Формирование привязанности матери и ребенка. Кризис рождения. Новорожденность: психологические характеристики. Социально-эмоциональное развитие в период младенчества. Комплекс оживления. Формирование двигательной активности. Развитие познавательной сферы. Формирование речи младенца. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.
Тема 3. Особенности психического развития в период раннего детства.

Амплификация развития в раннем возрасте. Ведущая деятельность. Предметная деятельность, манипуляции, игра. Игра предметная и сюжетно-ролевая. Основные новообразования преддошкольника. Социально-эмоциональное развитие в раннем детстве. Развитие познавательной сферы. Мышление, восприятие и память преддошкольника. Речевое развитие в раннем детстве. Этапы становления речи. Личностные новообразования преддошкольника. Самосознание, формирование эго-идентичности. Развитие саморегуляции в раннем детстве. Первые нормы и запреты. Формирование мотивации достижения успеха. Кризис трех лет. Основные правила взаимодействия с трехлетним ребенком. Возможности ускорения психического развития в раннем возрасте.

Тематический план

изучения дисциплины «Особенности психического развития детей раннего возраста»

по специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)


Наименование

дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)


Название цикла дисциплины в учебном плане

Количество зачетных единиц/кредитов

Особенности психического развития детей раннего возраста

Специалитет, заочное отделение, 3,5 года обучения

СД.В. 4 Дисциплины по выбору

3

Смежные дисциплины по учебному плану

«Возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Возрастная анатомия и физиология», «Теория и методика воспитания».


№ п/п


Название тем





Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Лаб-ые

Самостоятельная работа

1.

Факторы и закономерности психического развития в раннем возрасте.



34


4


4








30

2.

Особенности психического развития в период младенчества



27



2



2









25

3.

Особенности психического развития в период раннего детства.



49


4


4








45




Всего

110

10

10







100



учебно-методическая (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) КАРТА дисциплины

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)



Тема

Трудоемкость в часах

Лекционный курс

Практические занятия (номера)

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Часы

Лабораторные

Часы

Содержание

Часы




Факторы и закономерности психического развития в раннем возрасте

34

Ранний возраст: сущность развития и возрастные границы. Динамика психического развития в раннем возрасте. Проблема нормы психического развития. Ранний возраст в периодизациях психического развития.

4

-




-

-

Работа над понятиями, составление словаря дефиниций по дисциплине.

Составление сравнительной таблицы «Ранний возраст в периодизациях З.Фрейда, Э.Эриксона, Д.Б.Эльконина» с самостоятельным определением критериев сравнения.

Подготовка конспекта по теме: «Кризисы психического развития в раннем возрасте».

Составление библиографии исследований по проблеме психического развития в раннем возрасте (обзор и анализ не менее 5 источников).

30

Проверка таблиц. Проверка конспекта.

Анализ библиографического обзора..


27

Понятие «пренатальная психология». Кризис рождения. Новорожденность: психологические характеристики. Социально-эмоциональное развитие в период младенчества. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.

2

.



-

-

Составление конспекта по теме «Формирование эмоциональных связей в диаде «мать-дитя»».

Составление таблицы «Факторы психического развития. Аргументы «за» и «против» (2 фактора: генетическая предрасположенность и влияние социальной среды)

Проведение исследования особенностей развития познавательной сферы ребенка во втором полугодии жизни (с использованием метода беседы с матерью). Студент самостоятельно составляет план беседы, примерные вопросы, фиксирует ответы и делает выводы.


25

Проверка конспекта.

Поверка таблицы

Анализ проведенного исследования..

49

Основные новообразования преддошкольника. Социально-эмоциональное развитие в раннем детстве. Развитие познавательной сферы. Речевое развитие в раннем детстве. Этапы становления речи. Личностные новообразования преддошкольника. Самосознание, формирование эго-идентичности. Кризис трех лет.

4

-




-

-

Подготовка конспекта по теме: «Формирование эго-идентичности в раннем возрасте».

Организация и проведение наблюдения за деятельностью ребенка 2-3-х лет. Фиксация наблюдаемого в дневнике наблюдений с выводами (манипуляции---предметная деятельность----предметная игра)

Составление «Памятки родителям» по взаимодействию с ребенком трех лет.

Составление итоговой таблицы по дисциплине. Основные позиции: развитие деятельности, мышления, памяти и восприятия, самопознания и саморегуляции, ССР

45

Проверка конспекта

Проверка таблицы.

Анализ дневника наблюдений.



КАРТА литературного обеспечения дисциплины

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)





п/п

Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)

Потребность

Примечания




Основная литература













Тема 1. Факторы и закономерности психического развития в раннем возрасте.











1

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 2004


ОБИФ (10)

АУЛ(55)

ОБИМФИ(10)




-

2

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2009




АУЛ (2)




-

3

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 2011



АУЛ (1)




-

4

Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития./ Под ред. А.А.Реана. 2005

АУЛ (48)

ЧЗ (1)

ОБИФ (5)

ОБИМФИ (3)




-

5

Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. 2012

АНЛ (2)

ЧЗ (1)




-




Тема 2. Особенности психического развития в период младенчества








-

1.

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. 2006

имрц иппиуо(2), ОБИФ(5), ОБИМФИ(10), АУЛ(69)







2.

Детская практическая психология. Учебник. Под редакцией Марцинковской Т.Д. 2004

ИМРЦ ИППиУО(5)







3.

Стерн Д.Н. Дневник младенца. 2001

ИМРЦ ИППиУО(1)










Тема 3. Особенности психического развития в период раннего детства










1.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 1997


ЧЗ(1), АНЛ(1)




-

2.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие. 2001

ИМРЦ ИППиУО(1)




-

3.

Эльконин Д.Б. Детская психология 2007

АУЛ(90), АНЛ(2), имрц иппиуо (2), ЧЗ(1), ФлЖ(15)










Дополнительная литература










1.

Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. 2000

ЧЗ(1)







2.

Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2005.

ЧЗ(1), АНЛ(3), КбППД(1)







3.

Волков, Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу: учебное пособие. 2000.

ИМРЦ ИППиУО(1), АНЛ(1), ЧЗ(1)







4.

Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). 2003

КбППД(1)







5.

Психология дошкольника. (Хрестоматия)/ Сост. Урунтаева Г.А. 2000.

ИМРЦ ИППиУО(2)







6.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 2002.

ЧЗ(2), АНЛ(3), КбППД(1), АУЛ(23), ФлЖ(3)







ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)



  1. Ранний возраст: сущность, динамика развития, возрастные границы.

  2. Ранний возраст в периодизации З.Фрейда.

  3. Ранний возраст в периодизации Ж.Пиаже.

  4. Ранний возраст в периодизации Э.Эриксона.

  5. Л.С.Выготский о закономерностях развития и кризисах раннего детства.

  6. Отражение раннего возраста в периодизации Д.Б.Эльконина.

  7. Пренатальное развитие ребенка. Пренатальная психология.

  8. Формирование привязанности «мать-дитя». Этологический и психоаналитический подходы.

  9. Кризис рождения.

  10. Особенности психического развития в период новорожденности.

  11. Социально-эмоциональное развитие в младенчестве.

  12. Развитие познавательной сферы младенца. Формирование речи.

  13. Основные новообразования младенчества.

  14. Кризис первого года жизни.

  15. Освоение предметной деятельности в период раннего детства. Предметная деятельность, манипуляции, игра.

  16. Социально-эмоциональное развитие в раннем детстве.

  17. Этапы и механизмы становления речи в раннем детстве. Сензитивность периода для развития речевой функции.

  18. Мышление, память, воображение преддошкольника.

  19. Формирование эго-идентичности в раннем детстве. Становление самосознания.

  20. Развитие саморегуляции в раннем детстве. Первые нормы и запреты.

  21. Кризис трех лет. Основные признаки и новообразования.

  22. Возможности ускорения психического развития в раннем возрасте.

  23. Основные правила взаимодействия с ребенком от рождения до трех лет.



Тематика рефератов по дисциплине

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)


  1. Пренатальный опыт ребенка. Возможности и механизмы влияния на постнатальное психическое развитие.

  2. Гендерные различия в психическом развитии детей раннего возраста.

  3. Потенциал креативности в раннем детстве.

  4. Сравнительные анализ понятий «предметная деятельность», «манипуляции», «предметная игра», «сюжетно-ролевая игра».

  5. Возможности ускорения психического развития в раннем возрасте.

  6. Амплификация эмоциональной сферы ребенка раннего возраста.

  7. Детские страхи. Источники, механизмы формирования.

  8. Кризис трех лет. Памятка родителям.

  9. Развитие средств познания в раннем возрасте.

  10. Роль сказки в психическом развитии ребенка раннего возраста.

  11. Развитие психомоторики в раннем детстве.

  12. Речевые нарушения в раннем детстве. Возможности диагностики.

  13. Взаимодействие ребенка со сверстниками в раннем возрасте.

  14. Первые нормы, правила и запреты. Развитие саморегуляции.

  15. Роль отца в психосоциальном развитии ребенка раннего возраста.

  16. Ребенок из многодетной семьи. Специфика психосоциального развития.

  17. Влияние мультфильмов на развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте.

  18. Детская агрессия. Специфика, причины проявления.


МетодическиЕ рекомендациИ по написанию реферата по дисциплине

«Особенности психического развития детей раннего возраста»

для студентов специальности 050706.65 «Педагогика и психология»

Специализация «Практическая психология»

(заочная форма обучения, 3,5 года)
Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании реферата, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины.

Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине.

Стандартный титульный лист студент получает на кафедре.

Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений).

Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации. Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся. Каждая глава должны начинаться с новой страницы. Текст параграфа не должен заканчиваться таблицей или рисунком.

Представленные в тексте таблицы желательно размещать на одном листе, без переносов. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера.

На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте "в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)", причем таблица или рисунок должны быть расположены после ссылки.

Все расчеты, выполняемые в реферате, излагаются в тексте с обоснованием, указанием размерности величин. Результаты расчетов представляются в табличной форме.

В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Каждое приложение имеет свое обозначение.

Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников. Это обусловлено тем, что в реферате вопросы теории следует увязывать с практикой, анализировать процессы, происходящие как в мировой так и в российской экономике.

Перечень используемой литературы должен содержать минимум 15 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: сначала указываются источники законодательной базы (федеральные, региональные, местные нормативные правовые акты), затем – научные публикации (книги, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации). По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания.

При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск