Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления





НазваниеПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 "Психология"; Образовательной программой направления
страница1/7
Дата публикации06.08.2013
Размер0.87 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет психологии
Программа дисциплины

Психология развития
для направления 030300.62– «Психология»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Молчанова О.Н., канд. психол.н., доцент, omolchanova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«28» февраля2012 г.

Зав. кафедрой А.К. Болотова

Рекомендована секцией УМС «Психология»

«___» __________ 2012 г.

Председатель В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии

«___» __________ 2012 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ___________________
Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62–«Психология», по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Психология развития».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология развития» являются:

    • Освоение студентами фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, основных закономерностей и особенностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза.

    • Формирование способности использовать конкретные концепции и модели развития, знание основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные подходы, теории и модели развития человека в онтогенезе; основные закономерности и особенности когнитивного, личностного и психосоциального развития человека на разных возрастных этапах.

  • Уметь на основе понимания закономерностей психического развития человека в онтогенезе отбирать стратегии исследования психического развития, методы и техники для выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска.

  • Иметь первичные навыки работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области


СК-Б3

1) Определяет и объясняет основные понятия, теоретические подходы, периодизации и закономерности психического развития в онтогенезе;

2) Анализирует и сопоставляет теории психического развития; выявляет общее и отличное между ними;

3) Определяет достоинства и ограничения основных теорий развития и аргументирует свою оценку;

4) Интерпретирует примеры психического развития человека в онтогенезе с позиций разных теорий развития;

5) Раскрывает роль сензитивных и кризисных периодов в психическом развитии;

6) Приводит примеры прерывистости/непрерывности; стабильности / нестабильности;

универсальности/уникальности развития; влияния факторов природы и среды на онтогенетическое развитие

Лекции, семинарские занятия, контрольные работы, коллоквиум

Системные компетенции

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

1) Способен взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь», «психолог – клиент»;

2) Умеет дать грамотную обратную связь респонденту/клиенту об особенностях психического развития и вытекающих из этого проблемах и ресурсах

Лекции, семинарские занятия

Инструментальные компетенции

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения практических задач

ИК-Б7.1/7


1) Объясняет поведение ребенка или взрослого человека с использованием определенной модели/теории развития;

2) Оценивает соответствие программы развития ребенка определенной модели развития;

3) Выводит следствия развития ребенка, ведущееся в соответствии с теми или иными принципами (моделью) развития;

4) Понимает достоинства и ограничения стратегий и методов исследования развития;

5) Умеет на основе понимания закономерностей психического развития человека в онтогенезе отбирать стратегии исследования психического развития, методы и техники для выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

6) Способен организовать и самостоятельно осуществить исследование особенностей развития личности с учетом специфики возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска;

7) Способен грамотно интепретировать полученные результаты по исследованию особенностей развития

Лекции, семинарские занятия

Сциально-личностные

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

СЛК-Б1


1)Демонстрирует знание осовных этических принципов и стандартов проведения психологических исследований, которые оговаривают права участников исследования и процедуры, защищающие этих участников;

2) Способен организовать исследование и взаимодействовать в рамках «респондент-исследователь» в соотвествии с этическими принципами

Лекции, семинарские занятия


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к обязательной части Профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология, Научно-исследовательский семинар кафдры Общей и экспериментальной психологии и кафедры Психологии личности, Общепсихологический практикум.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание психологии на уровне учебной программы 1 курса

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области (СК- Б1)

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении всех прочих дисциплин профессионального цикла.

5 Тематический план учебной дисциплины




Название темы

ВВсего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинарские занятия




Раздел I.

Теории онтогенетического развития человека













1.

Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития

8

2

2

4

2.

Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования

6

-

2

4

3.

Теории развития: биологический подход

8

2

2

4

4.

Поведенческий подход: теории научения

10

2

2

6

5.

Психоаналитический подход


10

2

2

6

6.

Когнитивно-генетический подход

12

4

2

6

7.

Контекстуальный подход


4

-

2

2

8.

Культурно-исторический подход

14

4

2

8




ИТОГО(раздел I):

72

16

16

40




Раздел II.

Возрастная психология













9.

Пренатальный и перинатальный периоды развития




2

2

4

10.

Младенчество





2

2

6

11.

Раннее детство





2

2

6

12.

Дошкольный возраст





2

2

8

13.

Младший школьный возраст





2

2

6

14.

Подростковый возраст





2

4

8

15.

Юношеский возраст





2

2

6

16.

Общая характеристика развития в период взрослости




2

-

4

17.

Ранняя взрослость





1

1

6

18.

Средняя взрослость





1

1

6

19.

Поздняя взрослость





2

2

8




ИТОГО (раздел II):

108

20

20

68




ИТОГО:

180

36

36

108

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

4

1

2

Текущий

(неделя)

Коллоквиум

7







Коллоквиум «Теории онтогенетического развития» (устно, индивидуально)

Контрольная работа







2

Письменная тестовая работа 45 минут

Промежуточный

Зачет

*







Письменный зачет 60 минут

Итоговый

Экзамен







*

Письменный экзамен 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Студент должен продемонстрировать:
Коллоквиум – спсобен объяснить сущность основных подходов, теорий и моделей развития; определить их достоинства и ограничения и аргументировать свою оценку; проанализировать и сопоставить теории психического развития, выявить общее и отличное между ними;нтерпретировать примеры психического развития человека в онтогенезе с позиций разных моделей развития.

Контрольная работа – демонстрирует знание закономерностей онтогенетического развития, знание особенностей когнитивной, личностной и психосоциальной сферы человека определенного возраста.

Зачет – демонстрирует знание базовых понятий, основных стратегий и методов изучения онтогенетического развития; подходов и теорий развития; понимание закономерностей развития; способен объяснить поведение ребенка или взрослого человека с использованием определенной модели или теории развития; оценить соответствие программы развития ребенка определенной модели развития; оценить особенности развития ребенка, ведущееся в соответствии с теми или иными принципами (моделью) развития.

Экзамен – демонстрирует знание основных подходов и теорий развития, закономерностей онтогенетического развития, специфики развития когнитивной, личностной и психосоциальной сферы человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска; раскрывает роль различных видов деятельности, сензитивных и кризисных периодов в психическом развитии; умеет прогнозировать изменения и динамику уровня развития и психического функционирования человека определенного возраста; способен спланировать и организовать исследование особенностей развития личности с учетом специфики возрастных периодов.
7. Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. Теории онтогенетического развития человека
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
Совета по сохранению исторически ценных градоформирующих объектов исторических поселений Вологодской области
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма дисциплины «Введение в методологию лонгитюдных обследований»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: стандартом ниу вшэ; Образовательной...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года №93-п «О долгосрочных целевых программах...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра психологии,...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра психологии,...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма разработана в соответствии с: Образовательным стандартом...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconРуководство к выполнению курсовой работы №1 по направлению подготовки 030300. 62 «Психология»
«Психология» составлена в соответствии с требованиями фгос впо РФ. Содержит основные требования к порядку выполнения, содержанию...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030200. 62 Политология, протокол от 02. 07. 2010 г. №15
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconПрограмма дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ по направлению подготовки 030300. 62 \"Психология\"; Образовательной программой направления iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» (утвержден 22 декабря...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск