Темы конкурса рефератов
Нарушения чувственного познания.
Нарушения мышления.
Нарушение памяти.
Нарушение эмоций.
Нарушения воли и внимания у детей.
Двигательные нарушения у детей.
Нарушения речи, систематизация.
Этиология и классификация психических заболеваний.
Методы исследования в психиатрии.
Пограничные нервно-психические расстройства.
Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей.
Акцентирование личности.
Психопатии и акцентуации характера у подростков.
Девиантное поведение у подростков.
Юношеские психопатии и алкоголизм.
Неврозы у детей, этиология, клиника, профилактика.
Сексуальные извращения и девиации.
Сексуальные дисфункции.
Аутизм у детей, этиология, систематика, клиника.
Ранняя детская шизофрения.
Эпилепсия у детей и подростков, особенности эпилептической личности. Деменция при эпилепсии.
Наркомания и токсикомания у детей и подростков.
Миниакально-депрессивный психоз, этиология, особенности у детей и подростков.
Реактивные психозы у детей и подростков, их группировка, организация помощи в школе и дома.
Психические и речевые расстройства при возрастных органических поражениях головного мозга.
Нарушения психической деятельности при острых и хронических мозговых инфекциях, отдаленные последствия менингитов и энцефалитов у детей.
Психические и речевые нарушения при травмах мозга.
Общие понятия о методологии науки.
|
| Методология психологии.
|
| Соотношение теории и метода, как центральная методологическая проблема современной психологии.
|
|
| Проблема развития психики.
Психология развития творческого потенциала личности
Психология развития творческих способностей
Воображение и творчество в детском возрасте
Психология творческого мышления профессионала
Творческое мышление младшего школьника и дошкольника
Психология творческих способностей
Организация творческого мышления
Творчество и философия
Творчество и деятельность
Психология творчества
Психодиагностика творческого мышления
Развитие креативности техниками социально-педагогического тренинга
Творческая индивидуальность педагога.
Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя
Личность в системе коллективных творческих отношений
Исследование проблем психологии творчества
Индивидуальный стиль деятельности в научном творчестве
Психологические механизмы регуляции творческой деятельности
Психологические проблемы одаренности
Проблема духовности творческой молодежи в зеркале кросскультурных исследований
Возрастная одаренность и индивидуальные различия
Способности и одаренность в детские годы
Группы личностного и творческого роста
Теоретические основы выявления творческих способностей
Технология творческого мышления
Одаренные дети
Основные современные концепции творчества и одаренности
Теоретические и практические проблемы научного мышления
Теоретические и практические аспекты выявления, обучения и развития детей с признаками одаренности
Психология творчества и педагогика
Педагогическое творчество: Проблемы развития и опыт
Научное творчество: Проблемы развития и опыт
Творчество как усиление себя
Одаренные дети в детском саду и школе
Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности
Психологические проблемы мотивации научного творческого поведения человека
3Факторы научного творчества: Методика исследования
Логика развития психологической науки.
Становление и развитие основных психологических школ.
Исторический смысл психологического кризиса.
Школа как направление в психологической науке: а) в психоанализе, б) естественнонаучный подход в психологии, в) культурно-исторический подход (по каждому направлению отдельная тема).
Личностные координаты развития психологической науки (по каждой персоналии отдельная тема): а) З. Фрейд, б) Л.С.Выготский, в) А.Н. Леонтьев, г) К.Д. Ушинский, д) И.М. Сеченов, е) П.П. Блонский, ж) С.Л. Рубинштейн, з) Б.Г. Ананьев, и) А.В. Петровский и др.
Развитие психологии как науки о поведении.
Проблема целостности психического образа.
Мотивы в структуре личности.
Отношение как базисная психологическая категория.
Переживание как феномен психологической науки и культуры.
Психология личности в России.
Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида.
Личность в деятельности и общении.
Менталитет личности.
Мотивационно-потребностная основа активности личности.
Общение как обмен информации.
Общение как межличностное взаимодействие.
Общение как понимание людьми друг друга.
Психологическая характеристика лидерства.
Объяснительные принципы психологии.
Психологическая регуляция поведения.
Развитие психики в филогенезе.
Роль наследственности и среды в психическом развитии.
Ключевые проблемы психологии.
Феноменальная память и мнемотехнические приёмы.
Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
Память и мотивация.
Память и деятельность.
Виды внимания как уровни его развития.
Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
Внешняя и внутренняя мотивация познавательной деятельности.
Кратковременность памяти: хранение и переработка информации.
Долговременная память: структура и семантическая переработка информации.
Произвольное и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание и деятельность.
Развитие высших форм запоминания.
Индивидуальные особенности мнемической деятельности студентов младших курсов.
Влияние эмоциональной стабильности личности на продуктивность производственного запоминания.
Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности с обучаемостью.
Индивидуальные особенности оперативной памяти и ее связь с уровнем работоспособности при переработке информации.
Влияние особенностей темперамента на процесс адаптации к обучению в вузе.
Проблема нормы и патологии в развитии личности.
Структура личности, подходы к её пониманию, критический анализ.
Мотивационно-психологические факторы, достижения успеха в деятельности.
Мотивация агрессивного и просоциального поведения.
Сознание и бессознательное в психики и поведении человека.
Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.
Психологический анализ привычек людей.
Психологические теории внимания (сравнительный анализ).
Проблема развития внимания.
Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
Память человека: развития, пути, приемы и средства.
Воображение: пути, приёмы, способы его развития.
Творческое мышление: средства и способы, приёмы развития.
Теории личности в отечественной психологии: история и современность.
Теории личности в зарубежной психологии: история и современность.
Научное и житейское понимание психологических явлений.
Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
Моделирование как метод психологического исследования
Мозг и психика : связь основных структур мозга с психическими процессами и состоянием человека.
Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.
Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.
Знаковые системы у человека
Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.
Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.
Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.
Становление высших психических функций в процессе деятельности
Психологический анализ привычек людей
Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.
Психологические механизмы формирования ощущений.
Законы и задачи зрительного восприятия человека.
Влияние мышления на восприятие.
Психологические теории внимания.
Развитие внимания.
Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.
Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.
Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
Развитие воображения
Воображение и индивидуальное творчество художника. Сравнительный анализ различных направлений в современном искусстве.
Использование воображения в психотерапевтических целях.
Воображение и проективные личностные тесты.
Проблемы и пути развития творческого мышления.
Личностные особенности творческого человека.
Средства и развитие мышления.
Сравнительный анализ мышления человека и ЭВМ.
Теория развития языка и речи.
Отличие речи человека как средства общения от звуковых сигналов животных.
Соотношение речи и мышления.
Развитие речи и мышления.
Определение личности в различных науках.
История и современная теория личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.
Проблема нормы и патологии в развитии личности.
Культурно-исторический подход к изучению личности.
Способности и задатки
Генотип, свойства НС и способности человека.
Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.
Условия ускоренного развития человеческих способностей.
Темперамент, его органические основы.
Личность и темперамент.
Сопоставительный анализ различных типологий характера.
Аргументы за и против существования различных типов характера.
Социально-нравственные типы характера.
Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.
Становление волевой регуляции поведения у детей.
Теоретический анализ волевого действия.
Функциональное назначение различных эмоций у человека.
Сравнительный анализ различных теорий эмоций.
Эмоции и личность. Персональный эмоциональный анализ индивидуальности творческих личностей.
Классификация человеческих потребностей.
Современные когнитивные теории мотивации.
Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
Мотивация агрессивного и просоциального поведения.
Работы В.П. Кащенко
Л.С. Выготский.
Система воспитания и развития детей дошкольного возраста М. Монтессори.
Педагогическая коррекция в начальной школе.
Коррекция негативных эмоциональных состояний и формирования положительной учебной мотивации у учащихся 5-х классов.
Разработка методов выявления умственной отсталости за рубежом до середины ХХ века.
Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе.
Организация коррекционно-педагогической работы в классах КРО.
Система корректирующих приемов педагогического воздействия на трудных учащихся.
Коррекция задержки психического развития в общеобразовательной школе.
Социально-педагогическая адаптация учащихся с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.
Проблемы интеграции выпускников-инвалидов общеобразовательных школ.
Организация социально-педагогической реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях
Проблемы социализации детей с отклонениями в развитии.
|
| Проблема сознания в психологии.
|
| Психологические категории как средство методологической работы, организующее мышление исследователя.
| Методология психологии, обеспечивающая реализацию целостного подхода к исследованию психологии человека.
|
| Проблема субъекта деятельности как методологическая категория психологии.
|
| Модели современных отношений.
Влияние семейных отношений на интеллектуальные и личностные особенности детей. Родитель с точки зрения современного подростка.
Привлечение родителей к УВП школы, как метод нормализации семейных отношений
Концепции творчества и одаренности в отечественной и западной психологии. Личностные черты творческого человека в процессе возрастной динамики одаренности. Проявление одаренности в дошкольном, младше школьном, подростковом возрасте. Подходы к организации УВП одаренных.
Особенности программ обучения одаренных
Социально-нравственное поведение подростков.
Влияние личностных качеств: самостоятельности, работоспособности, направленности, эмоциональности и аналитико-синтетической деятельности на компоненты
Социально-нравственного поведения подростков.
Педагогическое воздействие на подростков в процессе урока.
Классификации педагогических воздействий.
Соотношение педагогических воздействий с личностными качествами подростков. Социально-нравственное поведение подростков, как результат грамотного воздействия педагога на личность подростка.
Феменология мотивации: понятие, подходы и модели описания мотивации.
Проблема мотивации в отечественной психологии.
Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.
Психоаналитические, гуманистические, когнитивные теории мотивации. Мотивационный контроль действий.
Учебная мотивация.
Её системная организация.
Интерес в мотивационной сфере.
Мотивационные ориентации.
Отношение к учению в мотивационной сфере.
Связь умственного развития и мотивации.
Целеполагание и мотивация.
Устойчивость учебной мотивации.
Проблемные ситуации и мотивация.
Осознаваемые мотивы совместной учебной деятельности.
Мотивация педагогической деятельности.
Мотивация и центрация.
Программы психологического формирования совместной учебной деятельности.
Методы диагностики формирования мотивации совместной учебной деятельности.
30.Мотивы поведения.
Педагогический коллектив и трудный школьник.
Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет.
Психологические основы урока.
Психологические механизмы повышения продуктивности учебной деятельности
Неуспеваемость школьников и её предупреждение.
Учитель и ученик: два мира?
Диагностика успешности учителя..
Уроки психологии
Психологическое обеспечение педагогической деятельности.
Психопрофилактика стрессов.
Психология труда учителя.
Нетрадиционная педагогика.
Игры, в которые играют….
Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников.
Практическая психология для преподавателя.
|