В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк





Скачать 156.23 Kb.
НазваниеВ. Н. Баранов фгбу фнц вниифк
Дата публикации08.07.2014
Размер156.23 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Спорт > Анализ
Тематика диссертационных исследований

в сфере физической культуры и спорта

В.Н.Баранов

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Анализ тематики диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта позволяет более полно представить состояние научно-исследовательских работ и предназначен организаторам и специалистам физической культуры и спорта, научным работникам, соискателям учёных степеней доктора и кандидата наук, их научным консультантам и руководителям для облегчения поиска необходимой информации, а также в определении тематики наиболее важных научных исследований по проблемам физической культуры и спорта.

Первые диссертационные работы появились в середине 1930-х гг. Однако планирование научных исследований по физической культуре и спорту в стране началось только в 1955 году. В этот период были сформулированы основные направления научных исследований, которые с некоторой модификацией сохранились до настоящего времени.

За основу проведенного анализа взяты четыре основных направления научных исследований в области физической культуры и спорта:

1 направление – физическое воспитание подрастающего поколения и массовая физическая культура (МФК);

2 направление – спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (Спорт);

3 направление – организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта (Управление);

4 направление – подготовка и повышение квалификации физкультурных кадров (Кадры).
Проанализировано около 14,7 тысяч наименований диссертаций. В период современной России за 23 года подготовлено более половины всех диссертаций (53,4 %).

В таблице приведены количественные данные о защитах диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта в СССР и в Российской Федерации.

Количественный анализ диссертационных работ

в сфере физической культуры и спорта в СССР и России

(докт./канд.дисс.)

Годы

МФК

Спорт

Управление

Кадры

Всего

СССР

1935-1990 гг.

67/1320

237/4554

11/275

28/417

343/6566

%%

20,1

69,3

4,1

6,4

100

Россия

1991-2013 гг.

263/2556

389/2595

86/469

151/1251

889/6871

%%

36,3

38,4

7,1

18,1

100

ИТОГО

330/3876

626/7149

97/744

189/1668

1232/13437

Наибольшее количество диссертаций в СССР подготовлено по проблемам спорта – около 4,8 тысяч диссертации (более 69 %), по проблемам массовой физической культуры – 1,4 тысяч работ (20 %), по подготовке кадров – 450 (6,4 %) и по вопросам управления ФКиС – около 300 (4,1 %).

В настоящий период изменились акценты в разработке проблем физической культуры и спорта. Количество диссертаций по проблемам спорта значительно уменьшилось. Их подготовлено около 3,0 тысяч, почти столько же работ подготовлено по массовой физической культуре – 2,8 тысяч. Существенно увеличилось число диссертаций по подготовке физкультурных кадров – более 1,4 тыс. и вопросам управления ФКиС – 550.

Сегодня число докторских диссертаций составляет около 900 работ, доля их составляет 11,2 %, в то время как в СССР – 5 %.

Основные изменения в направлениях научных исследований:

- значительное увеличение числа диссертаций по проблемам массовой физической культуры (в 2 раза), управления ФКиС (в 1,9 раза) и подготовки физкультурных кадров (в 3,1 раза);

- существенное сокращение диссертационных исследований по проблемам спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва – сейчас число работ сократилось более чем на 1/3 к советскому периоду.

- рост числа докторских диссертаций - в 2,6 раза.

Рассмотрим основные изменения в конкретных направлениях научных исследований.

Первое направление НИР - физическое воспитание подрастающего поколения и массовая физическая культура (МФК) включает изучение проблем совершенствования физического воспитания в рамках обязательных программ физического воспитания в различных типах учебных заведений, массовой физической культуры взрослого населения, формирования профессионально-прикладной физической подготовки и здорового образа жизни различных социально-демографических групп взрослого населения, социальной и физической адаптации инвалидов через физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В рамках этого направления проведен анализ тематики более 4200 наименований диссертаций по следующим разделам:

- дошкольное физическое воспитание;

- школьное физическое воспитание;

- физическое воспитание молодёжи студенческого возраста;

- физическая культура взрослого населения;

- профессионально-прикладная физическая подготовка.

Количественный анализ диссертаций

по проблемам массовой физической культуры (докт./канд. дисс.)

Направление исследований

СССР

%%

Россия

%%

Дошкольное физическое воспитание

3/65

4,9

27/262

10,3

Школьное физическое воспитание

34/635

48,2

107/980

38,5

Физическое воспитание студенческой молодежи

6/227

16,8

64/723

27,9

Физическая культура взрослого населения

22/320

24,6

38/296

11,8

Профессионально-прикладная

физическая подготовка

2/73

5,4

27/295

11,4

Всего

67/1320

100

263/2556

100

В последние годы значительно увеличивается количество диссертаций по вопросам школьного физического воспитания – в 1,6 раза (1100 работ), физического воспитания молодёжи студенческого возраста – в 3,4 раза (800 работ), профессионально-прикладной физической подготовки – в 4,3 раза (320 работ), дошкольного физического воспитания – в 4,2 раза (290 работ).

В настоящий период стали изучаться вопросы включения в школьные программы физического воспитания элементов и упражнений видов спорта. Число таких работ резко возросло (11%). Исследуются вопросы дополнительного физкультурного образования учащихся, внедрения новых видов спорта в урочные формы занятий и вне учебного процесса, введения спортивного часа в школе, дополнительного третьего урока физкультуры, введения в уроки элементов состязательности.

В последние десятилетия значительно увеличивается интерес к изучению проблем адаптивной физической культуры. Количество таких диссертаций по дошкольному возрасту увеличилось - в 1,8 раза, по школьному - в 1,3 раза. Появились отдельные работы данной направленности с молодёжью студенческого возраста.

Докторские работы стали появляться в середине 1960-х годов. В настоящее время их доля составляет по проблемам дошкольного и школьного физического воспитания 9,4 и 9,6 %, студенческого физического воспитания – 8,0 %, взрослого населения – 8,2 %.

Второе направление НИР – спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва (Спорт). Проанализировано около 7800 наименований диссертаций, защищенных в нашей стране за период более 75 лет, из которых 38,3 % подготовлено в период современной России, по различным аспектам подготовки в более чем 100 видах спорта, в том числе в 47 олимпийских видах.

При анализе тематики диссертационных работ использовались два критерия классификации диссертаций:

Первый критерий – по группам и видам спорта. Тематика диссертаций разделена на две группы:

1- диссертации по общим вопросам спортивной подготовки (без ссылки на конкретный вид спорта или группу видов спорта);

2 - диссертации по видам спорта, которые условно объединены в группы: – зимние виды спорта; водные виды спорта; игровые виды спорта; лёгкая атлетика; сложно-координационные виды спорта; спортивные единоборства; технические виды спорта.

Количественный анализ

диссертаций по проблемам спортивной подготовки

(докт./канд.дисс.)

Группы видов спорта

СССР

%%

Россия

%%

Общие вопросы

187/1331

31,7

192/554

25,0

Зимние виды спорта

2/428

9,0

18/199

7,3

Водные виды спорта

8/424

9,0

12/167

6,0

Игровые виды спорта

6/515

10,9

43/472

17,2

Лёгкая атлетика

12/686

14,6

30/265

9,9

Сложно-координационные

виды спорта

8/463

9,8

11/196

6,9

Спортивные единоборства

12/554

11,8

70/586

22,0

Технические виды спорта

2/153

3,2

13/156

5,7

Всего

237/4554

100

389/2595

100

В постсоветский период наблюдается тенденция сокращения общего числа диссертаций по проблемам спортивной подготовки в 1,6 раза. Наибольшее число диссертаций подготовлено по общим вопросам спортивной подготовки – 746 работ, по спортивным единоборствам – 656, игровым видам – 515, по лёгкой атлетике – 295.

Уменьшение диссертационных исследований происходит, прежде всего, по наиболее важным «медалеёмким» олимпийским видам спорта - биатлон, лыжные гонки, конькобежный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт; лёгкая атлетика; спортивная гимнастика; плавание, гребные виды спорта, прыжки в воду; тяжёлая атлетика, фехтование, бокс; велосипедный спорт и др.

При этом произошло резкое увеличение диссертационных исследований по неолимпийским видам спорта – восточные и боевые единоборства, экстремальные виды спорта, военно-технические виды спорта и другие. Если в советский период было подготовлено 137 таких работ по 20 видам спорта, то в настоящее время - 426 диссертаций по более 30 видам спорта.

Второй критерий – по направлениям исследований различных сторон подготовки в спорте. Тематика диссертаций разбита по следующим направлениям:

- начальная спортивная подготовка, спортивная ориентация и отбор;

- подготовка спортсменов различной квалификации;

- подготовка спортсменов высокой квалификации;

- медико-биологическое и психологическое обеспечение подготовки спортсменов;

- адаптивный спорт;

- спортивная педагогика;

- биомеханика;

- история вида спорта;

- судейство соревнований по спорту.

Количество диссертационных работ

по основным направлениям научных исследований в спорте в 1991-2012 гг. (докт./канд.дисс.)


Направление исследований

Общие вопросы

Зимние виды

Водные виды

Игровые виды

Лёгкая атлетика

Сложно-координационные виды

Спортивные единоборства

Технические виды

Всего

Начальная подготовка, отбор

и спортивная ориентация

14/60

2/37

2/45

6/123

1/58

1/79

4/164

2/41

32/607

Подготовка спортсменов

различной квалификации

40/76

6/98

6/74

25/215

20/138

5/71

48/260

6/79

156/1011

Подготовка спортсменов

высокой квалификации

5/9

2/29

2/16

7/51

5/38

4/24

6/89

1/14

32/270

Медико-биологическое

обеспечение подготовки

88/264

4/24

2/26

4/39

2/12

-/5

8/28

1/12

109/410

Психологическое

обеспечение подготовки

16/51

-/1

-/1

1/10

-/1

-

1/7

-/3

18/74

Биомеханика спорта

17/8

-

-/1

-/10

1/3

-/5

-/7

1/2

19/36

Судейство соревнований




-/1

-

-/10

-

-/5

-/6

-

-/22

История




-/2

-/2

-

-

-

-/4

-/2

-/10

Спортивная педагогика

7/50

-

-

-

-

-

-

-

7/50

Адаптивный спорт

1/8

-/1

-/1

-//8

-/3

-/3

1/1

-/3

2/28

ИТОГО

189/536

14/192

12/165

43/458

29/250

10/189

67/565

11/153

389/2595

Существенно уменьшилось число работ по медико-биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортсменов с 47,2 % до 21,2 %. Меньше всего диссертаций медико-биологической и психологической тематики в лёгкой атлетике (3,6 %), спортивных единоборствах (5,9 %), игровых видах спорта (6,6 %).

В последние годы начали готовиться диссертации по изучению проблем адаптивного спорта (30 диссертаций), в том числе подготовлено 9 работ по общим вопросам и 21 - в видах спорта: футбол (4), лёгкая атлетика (3), баскетбол (2), спортивная гимнастика (2), спортивное ориентирование (2), пулевая стрельба, фехтование, плавание, фигурное катание на коньках,

В постсоветский период число докторских диссертаций увеличилось в 1,5 раза и составляет 13 % всех диссертаций по проблемам спорта.

Третье направление - организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта (Управление)

В данное направление научных исследований включены диссертации по вопросам формирования государственной политики в области физической культуры и спорта, совершенствования системы управления, правового и информационного обеспечения, социально-экономической эффективности сферы физической культуры и спорта, а также организационные вопросы физической культуры и спорта высших достижений.

Проанализировано около 850 диссертаций, из которых 64,6 % подготовлено в период современной России.

Количественный анализ

диссертаций, защищенных по проблемам организации и управления физической культурой и спортом (1946-2013 гг.)

(докт./канд.)

Направления исследований

СССР

%%

Россия

%%

Организация физической культуры и массового спорта

3/135

48,2

14/123

24,7

Управление спортом

3/49

18,2

23/121

25,9

Информационное обеспечение ФКиС

2/19

7,3

6/32

6,8

Экономика ФКиС

-/7

2,4

18/84

18,4

Экономика туризма

1/17

6,3

19/94

20,4

Спортивные сооружения, экипировка, спортивный инвентарь

1/44

15,7

6/15

3,8

Всего

11/275

100

86/469

100

В последние годы значительно увеличилось число диссертаций, изучающих вопросы управления спортом на федеральном и региональном уровне, в спортивных организациях и клубах (более 140 работ, в СССР – 52 работы). Появились диссертации по изучению этих проблем в отдельных субъектах Российской Федерации (Московская, Томская, Омская области, Республика Коми и Чувашская республика, Краснодарский край.

Больше работ стало по вопросам информационного обеспечения физической культуры и спорта (38 работ, а в СССР- 21).

Стали широко изучаться правовые вопросы физической культуры и спорта, подготовлено более 30 работ, в том числе 3 докторские. 87 % всех работ данной направленности подготовлено в 20 специализированных вузах и только в трех учреждениях физической культуры и спорта.

Подготовлены отдельные диссертации по вопросам менеджмента и предпринимательства, маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Четвёртое направление – подготовка и повышение квалификации физкультурных кадров (Кадры)

В данный раздел включены диссертации по вопросам подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. Включены диссертации, рассматривающие теоретические вопросы физической культуры и спорта и истории физической культуры и спорта.

Проанализирована тематика более 1,4 тысяч диссертаций, из которых 75,9 % подготовлена в постсоветский период.

Количественный анализ

диссертаций по проблемам подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре, спорту и туризму (1951-2013 гг.) (докт./канд.дисс.)

Основные направления исследований

СССР

%%

Россия

%%

Высшее физкультурное образование

5/144

33,5

88/623

50,7

Среднее физкультурное образование

-/9

2,0

4/35

2,8

Повышение квалификации

1/26

6,1

6/98

7,4

Довузовская подготовка

-/5

1,1

3/36

2,8

Подготовка туристских кадров

2/11

2,9

18/363

27,2

История физической культуры

и спорта

14/190

45,8

13/59

5,1

Теоретические вопросы ФКиС

6/37

9,7

19/37

4,0

Всего

28/417

100

151/1251

100

В настоящее время в России по сравнению с периодом СССР число диссертаций по подготовке физкультурных кадров с высшим образованием увеличилось в 4,8 раза. Начали изучаться вопросы подготовки специалистов со средним физкультурным образованием, вопросы повышения квалификации, вопросы довузовской подготовки учащихся.

В последние годы стали готовиться диссертации по различным направлениям подготовки физкультурных кадров, методическому обеспечению новых специальностей и специализаций – специалистов по адаптивной физической культуре, спортивных менеджеров, специалистов по спортивному маркетингу, туристских кадров и др.

В связи с созданием в 1990-е годы Олимпийских академий, главным образом при вузах физической культуры, стали изучаться вопросы преподавания и введения олимпийского образования не только в учебных заведениях физической культуры и спорта, но и в общеобразовательных школах.

Таковы основные направления тематики наиболее важных научных диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта в период современной России.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconСовременные подходы в научно-методическом обеспечении зимних видов...
С 2010 года во вниифк ведутся исследования, посвященные выявлению наиболее актуальных направлений научных исследований за рубежом....
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconИндивидуальная оценка функциональных возможностей хоккеистов высокой квалификации
Работа выполнена в Центре инновационных технологий комплексного сопровождения в спорте высших достижений и спортивного резерва Федерального...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconИтоги исследований по актуальным проблемам подготовки спортсменов...
Дано краткое содержание наиболее интересных исследований. Раскрыты актуальные направления исследований, проводимых крупнейшими научными...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconЭксперимент во вниифк и объяснение его результатов
В этом году во вниифк был проведено исследование, в котором мы выясняли влияние одного экспериментального воздействия на показатели...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconСрок приёма документов для участия в конкурсе на обучение по программам...
Вступительные испытания в аспирантуру фгбу «нииэм» зо рамн проводятся с 07. 07. 2014 г по 11. 07. 2014 г
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПравила приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических...
На основании решения ученого совета фгбу «нии онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России от 21. 04. 2015, протокол №5
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconДиректор фгбу «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий»
Положение о ежегодной аттестации клинических ординаторов фгбу «Российский научный центр радиологии и хирургических технологий» Министерства...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПлан-конспект урока слитное и раздельное написание не с причастиями...
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык: Учебник для...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconБаранов А. М., Шварев И. М. Авиационная метеорология. М.: Транспорт,...
Баранов А. М., Лещенко Г. П., Белоусова Л. Ю. Авиационная метеорология и метеорологическое обеспечение полетов. –- м.: Транспорт,...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconУчебная программа по русскому языку составлена на основе программы...
М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский; издательство «Просвещение», 2010 г., рекомендована министерством образования и науки...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПравила приема на обучение по образовательным программам подготовки...
Правила приема на обучение по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре фгбу гнц ифвэ
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку в 5 классе
Бщеобразовательных учреждений (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова; издательство «Просвещение»,...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литература Вологодской области» составители С. Ю. Баранов, И. В. Мовнар; науч ред. С. Ю. Баранов. – Вологда: Издательский центр...
В. Н. Баранов фгбу фнц вниифк iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Баранов, М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-f9 классов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский // Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск