Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов





Скачать 99.84 Kb.
НазваниеОлимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов
Дата публикации18.06.2013
Размер99.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов

(школьный тур олимпиады 2008-2009 учебный год)
Вариант с ответами для проверки.
Пожелания для организаторов олимпиады по истории.

  • Работу выполняют учащиеся 9-11 -х классов. На выполнение работы отводится 90 минут.

  • Вариант работы - один для всех участников, следовательно, необходимо предусмотреть посадку учащихся во время проведения олимпиады по одному за партой.

  • Критерии оценивания олимпиадных заданий для учащихся 9-х классов снижены, т. к. курс истории ими ещё до конца не освоен.

  • Участие детей в школьной олимпиаде проводится по желанию.


Критерии оценивания для учащихся 10-11 классов:

Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-75.

1 место - от 50 баллов и выше.

2 место - от 42 баллов до 49 баллов.

3 место - от 35 баллов до 41 балла.
Критерии оценивания для учащихся 9 классов:

Максимум баллов за выполненные все задания олимпиады-75.

1 место - от 45 баллов и выше.

2 место - от 37 баллов до 44 баллов.

3 место - от 30 баллов до 36 баллов.


Задание на грамотность написания исторических терминов

1. Историк должен грамотно писать, исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (10 баллов)
1. Хр…ст…матия;

2. Ц…л…бат;

3. Д…льм…ны;

4. …встрал…п…тек;

5. М…м…р…альный;
Ответ:

1) Хрестоматия - учебное пособие, сборник избранных текстов;

2) Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства;

3) Дольмены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб;

4) Австралопитек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) Мемориальный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.
Документ с внешней и внутренней политикой
2.«Крестоцеловальная запись», в которой было дано обещание: «…Всякого человека, не судя истинным судом с бояры своими, смерти не предати», связана с именем: (1 балл)

  1. Бориса Годунова

  2. Михаила Романова

  3. Василия Шуйского

  4. Ивана IV


Ответ: 3
3. Петру I принадлежит признание: «…Сей государь есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».

О ком идёт речь? Своё мнение кратко аргументируйте. (2 балла)
Ответ:

Иван IV. «…Сей государь есть мой предшественник и образец; (что делалось по «образцу»?) я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел ещё в том столь далеко, как он».
4. О каких российских монархах это сказано?(4балла)

А) « Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Б) «.. Был скромен в быту, бережлив, любил простые русские кушания (щи, кашу, кисель). Во внешней политике... руководствовался миротворческой идеей, ибо считал, что «силою войной нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов». Им была уничтожена подушная подать, замененная разными сборами, падавшими в основном на богатые слои населения».

В) Он «… поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок». «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца... Его внушительная и величественная красота, величавая осанка, строгая правильность олимпийского профиля, властный взгляд, все дышало неземным божеством, всемогущим повелителем... Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее».

Г) «Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в черной работе её посева на русской почве».
А)___________________________________________________________

Б)____________________________________________________________

В)___________________________________________________________

Г)____________________________________________________________
Ответ:
А) Алексей Михайлович

Б) Александр III

В) Николай I

Г) Алексей Михайлович


  1. Определение названия исторического источника (1 балл)

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

  1. Судебник 1497 г.

  2. «Великие Четьи - Минеи»

  3. «Домострой»

  4. «Юности честное зерцало»



Ответ: 3.
6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов, сочетаний, цифр и дат из предложенного ниже списка. Слова и сочетания даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!!! (13 баллов)
Реформы ___ коснулись, прежде всего, управления и суда. В 1549 г. был созван первый __ – собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей (на некоторых соборах – и от черносошных крестьян). Выполняя его решения, правительство в 1550 г. приняло ___. По нему была ограничена власть ____и ___– их деятельность контролировалась центральной властью и представителями местного населения – «лучшими людьми» (выборными из посадских и черносошных крестьян).

Складывается система органов центральной исполнительной власти -___, которые поначалу называли «избами». В них служили бояре, дьяки, подьячие – складывался профессиональный аппарат центральной власти. Разрядный приказ ведал дворянским войском, _____ - отношениями с иностранными государствами, ___ осуществлял суд над грабителями, ворами, убийцами.

Было создано постоянное ____войско. Оно было вооружено не только холодным оружием, как дворянское ополчение, но и огнестрельными пищалями. В мирное время для улучшения своей жизни им разрешалось заниматься ____ и вести ____.

Было ограничено ___: запрещены споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т.е. главнокомандующему.

В 1551 г. под руководством митрополита Макария и при участии Ивана IV состоялся церковный собор, вошедший в историю как ____, Он укреплял дисциплину духовенства, сводил к единообразию обряды, правила иконописания и строительства храмов.
1.Посольский, 2.Избранная рада, 3. передвижение, 4.приказ, 5.наместник, 6.стрелецкое, 7.Макарий, 8.Земский собор, 9. Соборное уложение, 10.ремесло, 11.Стоглав, 12. рекрутское, 13.волостель, 14.Разбойный, 15.местничество. 16.Судебник, 17.земство, 18. окольничий 19.коллегия 20. мелкая торговля 21.Сильвестр
Ответ: 2;8;16;5;13;4;1;14;6;10;20;15;11.
Диаграмма. Графики



  1. Ознакомьтесь с графиком, отражающим процесс изменения доли грамотных мужчин среди мужского населения России. Выполните задания.

(Сумма – до 10 баллов. До 4 баллов за правильный ответ на вопрос 1, до 2 баллов за каждый правильный термин, до 2 баллов за правильный ответ на вопрос 3.)

1 – 1850 г.

2 – 1889 г.

3 – 1913 г.

4 – 1920 г.

5 – 1939 г.

6 – 1959 г.


1) Укажите период, когда сокращение числа неграмотных среди мужчин шло наиболее высокими темпами. Объясните, с чем это было связано. Приведите не менее трех терминов, относящихся к характеристике места этого периода в распространении грамотности среди населения.

2) Какие (-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

А. Россия до Октябрьской революции 1917 г. было страной сплошной неграмотности.

Б. Борьба с неграмотностью в послереволюционный период осуществлялась принудительными мерами, вопреки желанию населения страны.

В. Наша страна накануне Великой Отечественной войны достигла больших успехов в борьбе с неграмотностью.

Ответ:

1) 1920 – 1939 гг., что было связано с процессом «культурной революции» и борьбой с неграмотностью. Могут быть приведены термины: культурная революция, борьбы с неграмотностью, ликбез, трудовая школа, рабфак и др.

2) В.

Составление генеалогической схемы
8.Заполните пропуски в таблице (5 баллов)
Михаил Федорович

(1613-1645)

Мария Милославская = Алексей = Наталья Нарышкина

(1645-1676)


Евдокия = Петр I = Екатерина I

Софья Федор Лопухина (1682 – 1725) (1725 – 1727)

(1682 – 1689) (1661 – 1682) (1682 – 1696)




Анна Алексей Анна

(1730 – 1740)

(1741 – 1761)





(1727 – 1730)



(1761 – 1762) = (1762 – 1796)



Павел I

(__________)
Ответ: Иван V, Елизавета, Петр II, Петр III, Екатерина II, 1769 – 1801.
«Лингвистический конструктор»
9. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (3 балла)

1. Русь, установленный, дань, княжение, Киевская, размер, времен, Ольга.

2. Глава, управление, Древний, выборный, в, городской, Новгород.

3. Высокий, хан, в, ордынский, покоренные, ранг, земли, представитель, чиновник.
Ответ:

1. Урок – в Киевской Руси со времен княжения Ольги установленный размер дани.

2. Посадник - выборный глава городского управления в Древнем Новгороде.

3. Баскак - ордынский чиновник высокого ранга, представитель хана в покоренных землях.


Расположение в хронологической последовательности
10. Расположите события в хронологической последовательности: (2балла)

  1. присоединение Новгорода к Московскому княжеству

  2. «Стоглавый собор» Русской церкви

  3. патриаршество Иова

  4. издание «Судебника» Ивана III


Ответ: 1, 4, 2, 3

11. Расположите в хронологической последовательности.(2 балла)

А. «Народная воля».

Б. «Союз Михаила Архангела».

В. «Северный союз русский рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Группа «Освобождение труда».

Е. «Союз благоденствия».




















Ответ: Е, В, А, Д, Г, Б
Соответствие событий, дат, персоналий

12. Установите соответствие между именами правителей и принятыми ими документами (укажите сочетание букв и номеров) (2 балла)

А. Иван IV 1) Указ о вольности дворянства

Б. Екатерина II 2) Жалованная грамота городам

В. Пётр III 3) Судебник

Г. Анна Иоанновна 4) Кондиции
Ответ:

А – 3, Б – 2, В – 1, Г - 4

13. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. (2 балла)
1) Владимир Немирович-Данченко А) театр

2) Исаак Дунаевский Б) балет

3) Вера Мухина В) кинематограф

4) Вера Холодная Г) скульптура

Д) музыка

1) __; 2) __; 3) __; 4) __.
Ответ: 1) А; 2) Д; 3) Г; 4) В.
Познавательные задачи (решение 2балла)
14. Представьте себе такую ситуацию. На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает о том, что размеры земельных наделов, которыми его бывшие крепостные крестьяне владели до 19 февраля 1861 г., превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины всей земли и при этом отрезал излишек в свое непосредственное распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой, – отвечает другой помещик. – Мои бывшие крепостные тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». «И все по закону!» – вздохнул первый помещик. Почему первый помещик имел, согласно условиям крестьянской реформы 1861 г., на «отрезки», а второй помещик – не имел.

………………………………………………………………………………….

Ответ: Первый помещик имел земли в нечерноземной или черноземной полосе, а второй помещик – в степной полосе.
Использование государственной символики
15. Назовите элементы герба России, которые появились в следующие эпохи истории Отечества: (3 балла)

    1. Великое княжество Московское.

    2. Московское царство;

    3. Российская империя.


Ответ:

    1. Великое княжество Московское – изображения Георгия Победоносца;

    2. Московское царство – двуглавый орел, скипетр и держава;

    3. Российская империя – императорская корона.



16 . Написать Эссе на одну из предложенных тем.

Примеры тем-сочинений-эссе

(примеры охватывают отдельные исторические периоды) (10 баллов)
- Иван III представляет невиданный ранее на Руси тип правителя – могущественного, умного и хищного диктатора, в деяниях которого благочестивая риторика и социальная демагогия соседствуют с грубым произволом». (Н.С. Борисов).

- «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов).

- «Век XVII дал Петру «материал», без которого он не сумел бы и шага сделать вперед». (И.Л. Андреев).

- «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер).

- «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко).

Взлёты и падения великой судьбы (на примере одной исторической личности)

17. Региональный компонент

Дайте краткую характеристику роли Костромской земли в свете праздника народного единения (4 ноября). (3балла)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconОлимпиадные задания
Электронными устройствами, служащими для передачи, получения или накопления информации (кроме калькуляторов)
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconВсероссийской олимпиады школьников по русскому языку
В олимпиаде участвуют учащиеся 7–11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconРабочая программа по курсу «История»
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconОлимпиадные задания для 8 класса Задание 1
Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconОлимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1
Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце»)
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconИз года в год олимпиадные задания с «ключами» к ответам и критериями...

Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconРабочая программа по курсу «История» (профильный уровень)
Рабочая программа по курсу «История» предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconЗагладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник...
Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconМетодическая разработка олимпиады по русскому языку
«Возникновение письменности»; совместное создание со студенткой презентации, дополняющей сообщение; создание презентации, разъясняющей...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconДомашние задания для 2-11 классов на время внеочередных каникул с 05. 02. по 11. 02. 2013г
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconМетодические указания и задания по курсу
Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету: Методические указания и задания по курсу. – Н. Новгород: Нижегород гос архит строит...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconМеждународные отношения и глобалистика
Международные отношения и глобалистика. Олимпиадные задания 2011 года, ответы и комментарии, методические рекомендации. Учебно-методическое...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconПояснительная записка Сборник содержит программы к линии учебников...
Сборник содержит программы к линии учебников по курсу всеобщей истории для 5—9 классов. Про­граммы соотносятся с учебниками
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов iconОлимпиадные задания по обществознанию 6 класс 2011 – 2012 учебный год I часть Тест
«Многообразные связи, возникающие между соци­альными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной,...
Олимпиадные задания по курсу история для 9-11 классов icon«Согласовано» «Утверждено» Руководитель шмо заместитель директора Директором мбоу
Рабочая программа по курсу «История» для 11 класса предназначена для профильных классов общеобразовательной школы. Составлена на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск