Программа «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов
(разработана на основе Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Петрова В.И.
МОУ «СОШ №49 г. Белгорода с углубленным изучением
отдельных предметов» mailto:Petrova@belnet.ru
Цель данной программы – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Учебная деятельность
Перед началом учебных занятий,
на переменах и после занятий:
контроль над чистотой и опрятностью учащихся;
проветривание класса;
мытьё рук перед завтраком;
завтрак;
игры на переменах;
спортивный час на улице;
вытирание пыли влажной тряпкой на школьной мебели и подоконниках;
поливка цветов в классном кабинете;
влажная уборка учебного помещения после уроков первой смены;
Во время уроков
математики:
проведение комплекса упражнений для уроков математики (на 10 минуте урока)
проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
счёт по таблице с числами от 1 до 9
счёт по таблице с числами от 1 до 10 красного и чёрного цвета
счёт по таблице с числами от 1 до 20
физкультминутка под музыку (на 20 минуте урока) из 5—6 упражнений (2—3 из них целенаправленно формируют осанку);
контроль правильной осанки учащихся (в течение всего урока);
обучения грамоте, русского языка:
проведение комплекса упражнений для уроков русского языка (на 10 минуте урока);
гимнастика для пальцев (на 20 минуте урока);
проведение упражнений по профилактике близорукости (на 20 минуте урока):
чтение алфавита по таблице с буквами
игра «Дрессированный кузнечик»
проведение упражнений для глаз по таблице с кругами;
контроль правильной осанки учащихся (в течение всего урока);
Беседы по охране жизни и здоровья на уроках обучения грамоте:
Осторожность при обращении с колющими предметами (Знакомство с буквой «Ё»);
Опасность, исходящая от диких животных (Знакомство с буквой «Е» - лес);
Как пользоваться швейными принадлежностями (Знакомство с буквой «И»);
Как вести себя у водоёма (Знакомство с буквой «Р»);
Осторожность при общении с собаками (Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»);
Как не утонуть в реке (Чтение сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок»);
Ориентирование в лесу (В. Берестов «Как найти дорожку»);
Оказание первой помощи при ранах (Знакомство с буквой «Б» - бинт);
Опасность ожога (Знакомство с буквой «П» - печка);
Отчего возникает пожар (Знакомство с буквой «Ч» - спички);
Правила пользования инструментами (Знакомство с буквой «Щ» - клещи);
Можно ли открывать двери незнакомцам (Знакомство с буквой «Х» - «Малыш у себя дома»);
Собака – друг или враг? (Чтение рассказа Е.Чарушина «Томка»);
чтения:
проведение комплекса упражнений для уроков чтения (на 10 минуте урока)
проведение дыхательных упражнений и
работа со скороговорками (на 20 минуте урока)
контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
Беседы по охране жизни и здоровья на уроках чтения:
Профилактика простудных заболеваний (В.Сутеев «Под грибом»);
Как не замёрзнуть зимой (С.Маршак «12 месяцев»);
Правила поведения во время купания в водоёмах (Е.Чарушин «Как Томка научился плавать»);
Нужно ли обращаться к докторам (Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора»);
Надо ли мыть овощи и фрукты (В.Сутеев «Яблоко»);
Правила питания (Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета»);
Как вести себя с незнакомыми предметами (Н.Носов «Живая шляпа»);
Почему опасно бросать предметы из окна (В.Драгунский «Тайное становится явным»);
Как вести себя у весенних водоёмов (С.Маршак «Апрель»);
Правила пользования режущими предметами (Е.Пермяк «Торопливый ножик»);
Осторожность в использовании садового инвентаря (А.Барто «Я лишний»);
Переправа через реку (Народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»);
Опасность пожара (К.Чуковский «Путаница»);
литературного чтения:
Беседы по охране жизни и здоровья на уроках литературного чтения:
Осторожность в лесу (И.Соколов – Микитов «Русский лес»);
Чем опасны дикие животные? (В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок»);
Почему нельзя доверять незнакомым людям? (Ш.Перро «Красная шапочка»);
Как вести себя во время землетрясения или теракта (Урок творчества «Сказочные теремки»);
Чем плоха излишняя доверчивость (Народная сказка «Кот, петух и лиса»);
Если вас похитили (К.Чуковский «Муха – Цокотуха»);
Как одеваться зимой (С.Есенин «Поёт зима – аукает»);
Первая помощь при обморожениях (Русская сказка «Лисичка – сестричка и Волк»);
Правила поведения на болоте (В.Сутеев «Палочка – выручалочка»);
Как вести себя в лодке (Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»);
Правила поведения во время грозы (А.Барто «Весенняя гроза»);
Как пользоваться ножницами (Е.Ильина «Чик – чик ножницами»);
окружающего мира:
физкультминутка в стихах (на 10 минуте урока);
гимнастика на расслабление (на 20 мин урока);
контроль над правильной осанкой учащихся (в течение всего урока)
Беседы по охране жизни и здоровья на уроках окружающего мира:
Правила дорожного движения («Дорога от дома до школы»);
Правила дорожного движения («Улицы города»);
Осторожность в общении с незнакомцами («Мой воскресный день»);
Чего опасаться в парке («Прогулка в парк»);
Для чего нужно мыть овощи и фрукты («Что осень нам подарила»);
Правила личной гигиены (Поиграем: «Кто самый аккуратный»);
Что мы знаем о режиме дня («Что такое здоровье»);
Берегите слух и зрение («Наши помощники – органы чувств);
Правила поведения в спортивном зале («Урок в спортивном зале»);
Как защитить себя от укусов насекомых («Прогулка в парк»);
Правила поведения у воды и в воде (Прогулка на водоём);
Чем опасны дикие звери («Поиграем: лесные новости»);
Как не простудиться («Погода в ноябре»);
Осторожно, гололёд («Декабрь: свойства и состояния воды»);
Какие опасности подстерегают нас весной (авитаминоз, аллергия) («Звуки весны: апрель);
Секреты богатырского здоровья («День космонавтики»);
Правильно ли мы питаемся («Здоровая пища»);
изо и художественного труда:
физминутка под музыку (на 10 минуте урока);
упражнения на расслабление (на 20 минуте урока);
беседы «Как правильно пользоваться рабочими инструментами: ножницами, иглами, карандашами...»
физической культуры:
подготовка спортивного зала и инвентаря к занятиям;
осуществление контроля за
дисциплиной учащихся;
наличием спортивной одежды и обуви;
проведение специальных профилактических упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия;
проведение бесед по ОБЖ;
проведение подвижных игр, эстафет, соревнований «Весёлые старты» и т. д.
утренняя гимнастика;
приём солнечных, воздушных ванн во время прогулки;
игры в режиме продленного дня;
занятия в кружках физической культуры и спортивных секциях,
участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты»;
проведение Дней здоровья (последняя суббота каждого месяца);
выполнение точечного массажа по А.А.Уманской для профилактики ОРЗ
приём водных процедур перед сном
Внеурочная деятельность
Сохранение и укрепление здоровья учащихся:
Конкурс рисунков «Здоровые зубы – здоровью любы» (сентябрь);
Устный журнал «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (сентябрь);
Выпуск бюллетеня «Советы доктора Айболита» для классного санитарного уголка (октябрь);
Обсуждение ситуации «А если руки не мыть» (октябрь);
Игра – соревнование «Ученическая скорая помощь» (ноябрь);
Практическое занятие по уходу за одеждой и обувью (ноябрь);
Праздник чистоты «Мойдодыр приехал» (декабрь);
Беседа «Осанка – стройная спина» (декабрь);
Чтение сказки К.Чуковского «Доктор Айболит» (январь);
Смотр – конкурс на лучшее санитарное состояние рабочего места (январь);
Классный час «Вред табачного дыма» (февраль);
Выпуск бюллетеня «Не бойтесь уколов, ребята» (февраль);
Конкурс пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» (март);
Занятие – презентация «Огонь – друг и враг» (март);
Беседа «Правила обращения с газовыми и электрическими приборами» (апрель);
Представление кукольного театра «Если хочешь быть здоров – закаляйся» (апрель);
Конкурс рисунков – кожа надёжная защита организма» (май);
Обсуждение ситуации «Зачем человеку уши» (май);
Работа над правилами дорожного движения:
Что такое правила дорожного движения (сентябрь);
Наша улица (сентябрь);
Игра «Светофор» (октябрь);
Городские улицы (октябрь);
Чтение детских книжек С.Маршака по ПДД (ноябрь);
Перекрёстки (ноябрь);
Загородные дороги (декабрь);
Мы идём в школу (декабрь);
Пешеходные перекрёстки (январь);
Настольные игры по ПДД (январь);
Мы пассажиры (февраль);
Презентация «Как должен вести себя пешеход» (февраль);
Дорожные знаки (март);
Викторина «Хорошо ли мы знаем дорожные знаки» (март);
Где можно и где нельзя играть (апрель);
Движение по улицам группами (апрель);
Конкурс рисунков по ПДД (май);
Конкурс детских творческих работ (сказки, стихи о ПДД) (май);
Профилактика злоупотребления психотропных веществ:
Нужные и ненужные тебе лекарства (сентябрь)
Что такое психоактивное вещество (ноябрь)
Курение (январь)
Учусь находить новых друзей и интересные занятия (март)
Правда об алкоголе (май)
привлечение родителей к участию в Днях здоровья; к проведению спортивных соревнований «Весёлые старты»;
проведение родительских собраний на темы: «Каков он — здоровый ребенок» (I четверть), «Основные принципы режима дня младшего школьника» (II четверть), «Основные принципы режима для младшего школьника» (III четверть), «Гигиена питания» (IV четверть);
|