Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач»





Скачать 122.97 Kb.
НазваниеУрока: повторить материал по теме «Решение логических задач»
Дата публикации09.08.2014
Размер122.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Спорт > Урок
Урок №2
Цель урока: продолжить знакомство с основными способами решения логических задач.

Задачи урока:

  • повторить материал по теме «Решение логических задач»;

  • продолжить знакомство с основными способами решения логических задач;

  • научить решать логические задачи с помощью таблиц и графов;

  • продолжить работу по развитию логического мышления, памяти, внимательности, аккуратности при работе в тетради;

  • побудить познавательный интерес к решению логических задач.

Дополнительные материалы: задачник (приложение 1), презентация (приложение 4).

Ход урока

I. Организационный момент (1мин).

II. Проверка домашнего задания (5мин).

Примечание: один учащийся разбирает задачу №20 из домашней работы на доске. Пока он записывает основные формулы, с классом обсуждается решение задачи №22.

III. Изучение нового материала (17мин).

Примечание: объяснение материала проходит с помощью презентации (приложение 4).

Давайте вспомним, с какими способами решения логических задач мы познакомились на прошлом уроке? В чем заключается сущность каждого способа? Сегодня на уроке мы познакомимся с еще двумя способами решения задач – с помощью таблиц и графов.

Решение логических задач с помощью таблиц

При использовании табличного способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.

Задача №1. Пятеро одноклассников – Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере; Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой; Тимур всегда побаивался физики; Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике; Ирена сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?

Решение.

  1. Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание. Так как одноклассников, участвующих в олимпиадах по различным предметам, пятеро, а предметов, по которым проводится олимпиада, тоже пять, то каждый из ребят может победить в олимпиаде только по одному предмету.

  2. Из условий 1 и 2 следует, что Ирена, Тимур, Камилла и Эльдар не могут победить в олимпиаде по информатике. Следовательно, в олимпиаде по информатике победил Залим. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбца «Информатика», а также оставшиеся клетки строки «Залим» заполним нулями. Занесем сведения, содержащиеся в высказываниях 3, 4 и 5 в таблицу.




    Физика

    Информатика

    Математика

    Литература

    География

    Ирена




    0










    Тимур

    0

    0

    0

    0




    Камилла




    0

    0

    0




    Эльдар




    0










    Залим

    0

    1

    0

    0

    0

  3. Из таблицы видно, что Тимур – победитель олимпиады по географии.




    Физика

    Информатика

    Математика

    Литература

    География

    Ирена




    0







    0

    Тимур

    0

    0

    0

    0

    1

    Камилла




    0

    0

    0

    0

    Эльдар




    0







    0

    Залим

    0

    1

    0

    0

    0

  4. Из таблицы видим, что Камилла является победителем по физике.




    Физика

    Информатика

    Математика

    Литература

    География

    Ирена

    0

    0







    0

    Тимур

    0

    0

    0

    0

    1

    Камилла

    1

    0

    0

    0

    0

    Эльдар

    0

    0







    0

    Залим

    0

    1

    0

    0

    0

  5. Из условия 6 следует, что Ирена не может победить в олимпиаде по литературе.




    Физика

    Информатика

    Математика

    Литература

    География

    Ирена

    0

    0




    0

    0

    Тимур

    0

    0

    0

    0

    1

    Камилла

    1

    0

    0

    0

    0

    Эльдар

    0

    0







    0

    Залим

    0

    1

    0

    0

    0

  6. Из таблицы видно, что победителем олимпиады по математике является Ирена. Поэтому оставшиеся клетки столбца «Математика», а также оставшиеся клетки строки «Ирена» можно заполнить нулями. Также из таблицы видно, что Эльдар – победитель олимпиады по литературе. Итак, окончательно получим таблицу:




Физика

Информатика

Математика

Литература

География

Ирена

0

0

1

0

0

Тимур

0

0

0

0

1

Камилла

1

0

0

0

0

Эльдар

0

0

0

1

0

Залим

0

1

0

0

0

Ответ. Ирена – победитель олимпиады по математике; Тимур – победитель олимпиады по географии; Камилла – победитель олимпиады по физике; Эльдар – победитель олимпиады по литературе; Залим – победитель олимпиады по информатике.

Задача №2. Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – песни, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда – не в Риме;

  2. Парижанка не снимается в кино;

  3. Та, кто живет в Риме, певица;

  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Решение.

1. Составим таблицу и отразим в ней условия 1 и 4, заполнив клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.

Париж

Рим

Чикаго




Пение

Балет

Кино

0







Джуди



















Айрис













0




Линда




0




2. Далее рассуждаем следующим образом: так как Линда живет не в Риме, то, согласно условию 3, она не певица. Из таблицы сразу видно, что Линда киноактриса.

Париж

Рим

Чикаго




Пение

Балет

Кино

0







Джуди







0










Айрис







0




0




Линда

0

0

1

3. Согласно условию 2, парижанка не снимается в кино, значит, Линда живет не в Париже, но она живет и не в Риме. Следовательно, Линда живет в Чикаго. Так как Линда и Джуди живут не в Париже, там живет Айрис. Джуди живет в Риме и, согласно усло­вию 3, певица. А так как Линда киноактриса, то Айрис балерина. В результате постепенного заполнения получаем следующую таблицу.

Париж

Рим

Чикаго




Пение

Балет

Кино

0

1

0

Джуди

1

0

0

1

0

0

Айрис

0

1

0

0

0

1

Линда

0

0

1

Ответ. Айрис балерина. Она живет в Париже.

Решение логических задач с помощью графов

Многие логические задачи связаны с рассмотрением нескольких конечных множеств с одинаковым числом элементов. Между элементами множеств имеются некоторые зависимости, которые требуется установить. Для решения таких задач можно использовать графы.

Решим задачу №1 с помощью графов.

Решение.

  1. Рассмотрим множество школьников (И, Т, К, Э, З) и множество предметов, по которым проводятся олимпиады (Ф, И, М, Л, Г). По условию задачи между элементами множеств существует взаимно-однозначное соответствие. Если в ходе задачи выясняется, что X выиграл олимпиаду по предмету Y, то точки X и Y соединяются сплошным отрезком, в противном случае – пунктирным.

  2. Согласно условиям 1, 2 и 3 ни Ирена, ни Камилла, ни Тимур, ни Эльдар не могут быть победителем олимпиады по информатике. Следовательно, Залим – победитель олимпиады по информатике. Соединим вершины графа «З» и «И» сплошным отрезком, а все остальные вершины, обозначающие название предметов, соединяем с вершиной «З» пунктиром.



  1. Отобразим сведения, содержащиеся в высказываниях 3, 4 и 5 на графе.



  1. Из графа видно, что Тимур – победитель олимпиады по географии. Следовательно, соединим вершины графа «Т» и «Г» сплошным отрезком, а все остальные вершины, обозначающие имена ребят, соединяем с вершиной «Г» пунктиром.



  1. Из графа видно, что Камилла является победителем олимпиады по физике. Соединим вершины графа «К» и «Ф» сплошным отрезком, а все остальные вершины, обозначающие имена школьников, соединяем с вершиной «Ф» пунктиром. По условию 6 выясняется, что Ирена не является победителем олимпиады по литературе.



  1. Из графа видно, что победителем олимпиады по математике является Ирена, то есть соединим вершины графа «И» и «М» сплошным отрезком.



  1. Тогда Эльдар – победитель олимпиады по литературе. Имеем конечный граф.



Ответ. Ирена – победитель олимпиады по математике; Тимур – победитель олимпиады по географии; Камилла – победитель олимпиады по физике; Эльдар – победитель олимпиады по литературе; Залим – победитель олимпиады по информатике.

IV. Закрепление материала (13мин).

Примечание: у доски решает один учащийся, остальные оформляют решение задач в тетради. Различные задачи решают разные учащиеся.

Решите логические задачи №7, 18 из задачника (приложение 1).

Ответ задачи №7. В бутылке находится лимонад, в стакане – вода, в кувшине – молоко, в банке – квас.

Ответ задачи №18. Браун играет на альте и кларнете, Смит – на флейте и гобое, Вессон – на скрипке и трубе.

V. Подведение итогов и выдача домашнего задания (4мин).

  1. Повторить способы решения логических задач по тетради.

  2. Решить задачи №13 (на повторение), №23 (одним из способов).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор...
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconУрока: повторить, обобщить и систематизировать теоретический материал по теме «Движение»
Рассмотреть преобразования плоскости над геометрическими фигурами, применение этих преобразований в решении задач, в условиях практической...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconРешение задач егэ по теме «Углы между прямыми»
Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.)
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconКонспект урока по теме: «умножение и деление десятичных дробей»
Закрепить изученный теоретический материал на практике: умножение и деление десятичных дробей, решение уравнений и решение задач
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconУрока по теме: «уравнения. Решение задач с помощью уравнений»
Зун учащихся по теме «Уравнения. Решение задач с помощью уравнений», навыков устных и письменных вычислений, упрощения алгебраических...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconРешение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов,...
Инновационная деятельность в образовании понимается прежде всего, как формирование набора новых проблем, которые возникают из-за...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconКонспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.»
Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconКонспект урока решение задач по теме «Сила Ампера» (Тема урока) фио...
Цель урока: формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconПлан урока: Разминка
Цель урока – повторить материал по теме «Тепловые явления», подготовиться к контрольной работе
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconУрок систематизации и обобщения знаний Форма
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconРешение логических задач
Метапредметная – ученик получит возможности увидеть связь между различными науками
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» iconУрока по теме: "Решение показательных уравнений"
Формулировка цели классу: обобщить пройденный материал, вспомнить способы решения показательных уравнений, применить полученные знания...
Урока: повторить материал по теме «Решение логических задач» icon«Решение логических задач»
Этот реферат. Я считаю, что в этом реферате доступно объяснена основа формальной логики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск