Скачать 102.44 Kb.
|
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы «Русские шашки» А.И. Виндермана, рекомендованная Главным управлением школ Министерства Просвещения СССР 1986 года. Актуальность и практическая значимость заключена в том, что шашки - это борьба двух личностей, характеров в которой побеждает, как правило боле опытный, знающий дальновидный. Кроме этого, умение играть в шашки поможет развить наблюдательность, развить логичность мышления, воспитать выдержку, воображение, а также даст возможность принять участие в соревнованиях. Достоинства данной игры заключается в том что, отмечается ее близость к науке, научная стройность возникающих в процессе игры вариантов, и в решении шашечных композиций. По-настоящему увлеченный шашками человек испытывает настоящий спортивный азарт и интеллектуальное наслаждение, распутывая хитроумные шашечные задачи комбинации. Для этого нужно постоянно учиться развивать свою память, запоминать типичные позиции, Импровизировать, овладевать богатым наследием мастеров прошлого и настоящего. Шашечная борьба помогает испытать нас на выдержку, логичность мышления, а также умение предвидеть развитие событий. Соревноваться, значит стремиться к успеху. Победа-это награда за твой интеллектуальный труд, волю, выдержку. Цель программы – вовлечь обучающихся в сказочный шашечный мир, показать способы выявления в конкретных позициях скрытых эффективных продолжений, продемонстрировать красоту шашек, развить комбинационное мышление игрока. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает занятия по теории шашек, участие в турнирах, инструкторскую и судейскую практику. Программа относится к физкультурно-спортивной направленности. В процессе занятий шашками кружковцы приобретают спортивные качества и выдержку, развивают свои творческие способности и фантазию, учатся анализировать, планировать, осуществлять на шашечной доске позиционные маневры и красивые комбинации. Задачи: 1. Постепенное овладение основами игры. Подготовка обучающихся, к участию в турнирах. 2. Развитие спортивных качеств, навыков и выдержки, творческих способностей и фантазии. 3.Обучение анализу, планированию, осуществлению на шашечной доске позиционных маневров и красивых комбинаций. Занятия рассчитаны на один учебный год и распределены по принципу постепенного и последовательного расширения теоретических знаний, развития практических навыков, Занятия в детском объединении по русским шашкам проводятся 2 раза в неделю по 2 ч. Программа составлена для 1 года обучения 4 возрастных групп: 1 группа – 7 лет, 2 группа- 12-16 лет, 3 группа 8-11 лет, 4 группа 6-11 лет. Учебный план
Содержание программы Физическая культура и спорт в РФ. Физическая культура спорт – составная часть воспитания кружковца. Значение физической культуры для жизни человека. Русские шашки – массовый вид спорта. Спортивные разряды по русским и международным шашкам. История развития шашек. Различные шашечные системы. Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А.Д. Петровым. Культурное значение шашек. Борьба за мировую шашечную корону. Шашечный кодекс. Понятие о правилах игры в русские и международные шашки. Виды соревнований – турниров и матчей, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи соревнования. Основные понятия. Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной теории и ее общие вопросы: что и как изучает теория, три стадии партии, взаимное обогащение теории и практики, общее правило равновесия материальных сил, стремление к приобретению материального превосходства, понятие о шашечной позиции, позиционное преимущество – важный путь к достижению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важности расчета. Практические занятия. Упражнения на усвоение правил игры в русские шашки, упражнения на овладение нотацией шашечной доски. Разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий. Тактика. Различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Значение недостающей шашки в равных позициях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки». Красота комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары. Практические занятия. Упражнения на различные способы выигрыша шашек, практика в отыскании за доской технических приемов и комбинаций. Стратегия. Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей. Тактика – важная часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски (например, с5 или f4). Практические занятия. Разбор, решение и разыгрывание характерных тематических примеров. Эндшпиль. Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, правило оппозиции – противостояния шашек. Три дамки против одной, «треугольник» А. Петрова, способ М. Гоняева и др. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характерные ничейные позиции в борьбе одной против двух. Примеры выигрыша двумя против одной. Ничейные возможности в борьбе одной против трех и более шашек). Практические занятия. Разбор специальных тематических примеров, решение упражнений. Дебют. Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Игре Филиппова», «Обратной городской партии», «Перекрестке», «Отыгрыше», «Старой партии», «Игре Бодянского». Понятие об оценке флангов и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии. Практические занятия. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с разбором сыгранных партий, Композиция. Концовки, задачи и этюды – произведения композиции– особой области шашечного творчества, имеющей своей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией. Практические занятия. Просмотр и беглый разбор несложных, но эффектных, впечатляющих композиций. Международные шашки. Особенности правил боя на стоклеточной доске. Красота игры, простор для творчества. Нотация доски, запись ходов и положений. Ловушки в дебютах, комбинации, этюдные маневры. Практические занятия. Упражнения на усвоение отличительных правил международных шашек, разбор игровых примеров, демонстрирующих глубину и красоту международных шашек. Упражнения в записи отдельных положений и записи партий. Спарринг-тренировки, конкурсы решений, сеансы одновременной игры. Систематичность спарринг-тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. Классификационные турниры. Участие в соревнованиях кружка как по русским, так и по международным шашкам. Запись [партий, их последующий разбор с преподавателем. Методические рекомендации Если ребенок участвует в работе кружка впервые, то во время первого года занятий детям прививается интерес к занятиям шашками. Они овладевают основами игры, начинают участвовать в турнирах. Теоретический курс рассчитан на ознакомление с наиболее распространенными тактическими идеями и приемами. На занятиях надо обязательно подчеркивать красоту игры в шашки. Первый год обучения является одновременно периодом подготовительных занятий по международным шашкам. Хотя в это время занятия в основном ведутся по русским шашкам, учащиеся получают возможность ознакомиться с международными шашками, участвовать в турнирах и сделать сознательный, обоснованный выбор между шестидесятичетырехклеточной и стоклеточной досками. Если кружковец после прохождения учебного курса вновь решил записаться в объединение, то педагог определяет его в группу, где для обучения характерно развитие у кружковцев интереса к занятию русскими шашками. На теоретических и практических занятиях особое внимание уделяется выработке у ребят тактического чутья и зрения. Кружковцы изучают также основные сведения о дебютах, эндшпиле, стратегии и композиции, получают первые представления о спортивном режиме шашиста и психологической подготовке. Обширным разделом занятий являются спарринг-тренировки (учебные и учебно-тематические игры между кружковцами). Эти тренировочные партии все время должны находиться под наблюдением преподавателя. Он следит за перипетиями борьбы, и если замечает промахи, то сразу же указывает на них учащимся. Во время занятий кружковцы приобретают навыки самостоятельной работы, узнают элементарные основы судейства и организации шашечных турниров. Руководитель кружка повседневно приучает ребят к общественно полезному труду, к сознательной дисциплине, в процессе занятий русскими шашками отводит большое место направленному воспитанию морально-волевых качеств: смелости, воли к победе, самообладания. Эффективную роль в воспитательной работе имеет личный пример руководителя кружка: его требовательность к себе, личная организованность, глубокие знания будут, несомненно, оказывать положительное влияние на ребят. Для всех юных шашистов весьма важным стимулом являются соревнования. Они же служат одним из лучших средств контроля качества учебно-тренировочных занятий. Кружковцы в зависимости от своей классификации участвуют либо в турнирах начинающих, либо в соревнованиях шашистов различных разрядов, первенствах класса, школы, Дома детского творчества, района, города и других календарных и товарищеских соревнованиях (где разница в силе партнеров не должна превышать два спортивных разряда). Одна из важнейших форм совершенствования юных шашистов – это анализ сыгранных ими партий. Каждый кружковец должен записывать в тетрадь все свои партии, анализировать их и время от времени сдавать их на просмотр – рецензию руководителю кружка. Педагог должен стремиться просмотреть как можно больше партий своих воспитанников и дать им полезные практические советы на будущее. Руководитель кружка не имеет права забывать о физической подготовке своих воспитанников. Как и все школьники, юные шашисты должны регулярно заниматься общефизической подготовкой, включать в свой режим дня занятия ходьбой, бегом, спортивными играми на воздухе. Летом полезны туристические походы, а зимой – лыжные прогулки. Для успешной работы шашечного кружка требуется большая, светлая аудитория с достаточным числом столов и стульев для занятий и хорошим инвентарем. В табельном имуществе кружка желательно иметь: 1) не менее 30 комплектов русских шашек с досками; 2) не менее 10 стоклеточных досок; 3) не менее 15 турнирных часов; 4) демонстрационная доска с комплектом шашек; 5) шкаф для хранения инвентаря и шашечной библиотеки. Кружок должен быть обеспечен бланками для записи партий, бланками турнирных таблиц и протоколов туров. Критерии оценивания После изучения курса кружковец должен:
Список литературы 1. Виндерман А., Герцензон Б. Шашки для всех. М., 1983. 2. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 3. Городецкий В. Книга о шашках. М., 1984. 4. Физическая культура в школе /научно-методический журнал под ред. А.В.Комарова. – М.: Издательский дом «школа-Пресс 1», 2001-2005. 5. Шашечный кодекс РФ. Правила соревнований. М., 1998. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеллектуальная игра «Творчество А. Н. Островского апрель Русские шашки апрель Историко краеведческая акция «Ищу героя» | Дополнительная образовательная программа «Русские узоры» -для детей... Данная программа составлена на основе типовой программы для учреждений дополнительного образования | ||
Игра в шашки способствует развитию усидчивости, логического мышления,... Дети старших и подготовительных групп имеют возможность принять участие и показать своё мастерство в игре. Ребята, которые показывают... | Тема урока. Первые русские князья. Цели урока Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов | Рабочая программа по истории для X-XI классов составлена на основе... Программа составлена на основе авторской программы О. В. Волобуева «История. Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена... Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе... Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по | Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... | ||
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... Представленная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год |