Скачать 187.77 Kb.
|
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания здоровья как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е.Н.Степанов). Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС осуществляется в четырёх стратах:
Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности. В соответствии с ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному и спортивно-оздоровительному. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации. Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в ОУ рекомендуют следующие из них: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую. Примерный перечень форм внеурочной деятельности приводится в приложении. При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль. В условиях функционирования школы как воспитательной системы внеурочная деятельность представляет собой один из элементов системы, который, при интеграции с другими, будет способствовать развитию и эффективности воспитания школьников. Е.Н.Степанов предлагает условно при организации внеурочной деятельности выделить три этапа:
Предметом анализа и оценки могут стать:
На практике возможна реализация вариативных моделей организации внеурочной деятельности. Так, одна из них предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, когда специалистами образовательного учреждения разрабатываться ряд программ, предусматривающих различные направления, виды и формы деятельности младших школьников. Данные программы внеурочной деятельности могут формироваться по модульному принципу, определение групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями, расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями конкретной школы, а организацию внеурочной деятельности осуществляют педагог-организатор либо заместитель директора по воспитательной работе (данную функцию можно вменить в обязанность какому-либо специалисту сферы воспитания). Другая модель предполагает использование проектного метода. При этом содержание каждого проекта (при наличии своих целей и задач, форм организации и представления результатов) может обеспечивать реализацию разных направлений и видов внеурочной деятельности. Так, например, проект «Я – гражданин» может осуществлять реализацию духовно-нравственного, социального, общекультурного, общеинтеллектуального и спортивно-оздоровительного направлений развития личности младшего школьника; познавательную, трудовую и туристско-краеведческую виды деятельности, а также проблемно-ценностное общение, социальное и художественное творчество. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года и более; время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Преимущества данной модели в том, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)). Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена в рамках «школы полного дня»: создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка в школе в течение всего дня, и осуществляется опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. Данная модель реализуема при функционировании школы как воспитательной системы, когда одним из механизмов её функционирования становится «клубный вариант»: в первую половину дня осуществляется учебный процесс, а во вторую половину дня дети заняты объединениях дополнительного образования или в воспитательных центрах (детских общественных организациях, органах ученического самоуправления и пр.). Ещё одна модель организации внеурочной деятельности может быть построена на осуществлении сетевого взаимодействия с социальными партнёрами (другими школами, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта; учреждениями и организациями несоциальной сферы и пр.). Необходимо обратить внимание на разработку форм договоров о взаимодействии в рамках реализации программ внеурочной деятельности (особенно при переходе обучающихся из одного ОУ в другое), а также на проведение экспертизы программ, реализуемых в условиях взаимодействия ОУ со своими партнёрами. Возможна реализация «смешанной» модели, когда ряд направлений внеурочной деятельности осуществляется силами специалистов образовательного учреждения, а другие – при помощи учреждений-партнёров. Так, например, при наличии в муниципальном образовании ФОКа (либо ДЮСШ) актуализация спортивно-оздоровительного направления развития личности младшего школьника будет логично происходить в условиях учреждений спортивной направленности. Реализация любой модели внеурочной деятельности должна обеспечиваться информационно, в том числе через школьный Интернет-сайт; необходим мониторинг профессионально-общественного мнения при оценке результативности организации той или иной модели. Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования в ОУ. Главное отличие дополнительного образования детей от внеурочной деятельности – наличие и реализация дополнительной образовательной программы, которая разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке данных программ (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»). Дополнительные образовательные программы реализуются, прежде всего, в ОУ ДОД, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей), и в иных образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие тематические направленности: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественную; техническую; художественно-техническую; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; культурологическую; естественнонаучную; социально-экономическую; методическую; педагогической поддержки развития детского и молодежного общественного движения. По характеру вносимых изменений дополнительные образовательные программы могут быть: типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений); модифицированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой); авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции); экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе). Дополнительная образовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня; как правило, она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и утверждается директором образовательного учреждения. В условиях внедрения ФГОС возникла необходимость в новом жанре программного документа – программе внеурочной деятельности обучающихся. Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного жанра основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой. Как и в воспитательной деятельности, при осуществлении внеурочной деятельности результаты могут быть представлены в трех уровнях: первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; второй – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; третий – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Д.В.Григорьев и П.В.Степанов в соответствии с предполагаемым результатом выделяют следующие типы программ внеурочной деятельности: - комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; - тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, программа воспитания толерантности и т.п.) - программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия); - программы по конкретным видам внеурочной деятельности; - индивидуальные программы внеурочной деятельности. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно. Финансирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС осуществляется в рамках бюджетного нормативного финансирования (учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; группы продленного дня; классное руководство); бюджетного программного финансирования (учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса); дополнительное образование; инновационная (опытно-экспериментальная) деятельность); бюджетного стимулирующего финансирования и внебюджетного финансирования. Литература
Приложения Примерный перечень форм внеурочной деятельности Познавательная деятельность: устный журнал, смотр знаний, викторина "Что? Где? Когда?", вечер разгаданных и неразгаданных тайн, неделя школьной науки, психологический практикум "Учись учиться", серия классных часов "Замечательные люди науки", "За страницами учебника"... Проблемно-ценностное общение: встречи в литературной (театральной, музыкальной) гостиной, конкурсы – посвящения, юбилейные творческие вечера, посещение мемориальных музеев, классные часы на морально-этические темы, часы интересных встреч, классные часы под разными рубриками, дискуссионные игры "дебаты", "третейский суд", "дискуссионные качели"… Трудовая деятельность: работа по восстановлению памятников старины, дежурство по школе, оборудование спортплощадок, украшение школы к празднику, праздники труда, представление (защита) профессий, турнир умельцев, выставка технического творчества, неделя ремёсел … Социальное творчество: школа актива, сбор лекарственных средств, акции милосердия и благотворительности, шефство над детским домом, праздник игры и игрушки для малышей, митинг, акции солидарности, вахта памяти, "живая" газета… Художественное творчество: бал, вечер художественной самодеятельности, этический театр, литературно-художественная композиция, вечер авторской песни, выпуск литературного альманаха, музыкальная (литературная) гостиная, посещение театра, диспут, выставка "Малая Третьяковская галерея"… Спортивно-оздоровительная деятельность: День здоровья, туристический слёт, турпоход, "День бегуна", "Весёлые старты", "Вечер комических эстафет", "Малые Олимпийские игры", устный журнал "Спортивный калейдоскоп", "Турнир рыцарей", "Спортивный "Огонёк", "Школа здорового образа жизни"… Деятельность свободного общения: вечер авторской песни, прогулки в городе и за городом, вечер поэзии, "девичник" и "мальчишник", "сюрпризы дружбы", "конверт откровений", психологические игры и тренинги… Анкета родителей первоклассников (составлена Е.Н. Степановым) Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету Анкета Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:
________________________________________________________________________
Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников. Методический конструктор внеурочной деятельности (составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по организации и материально техническому оснащению внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений... | Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного... | Пояснительная записка к организации внеурочной деятельности в рамках... Организация внеурочной деятельности в мбоу «Лицей №89» в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования... | ||
Модель организации внеурочной деятельности В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (фгос ноо) основная образовательная... | Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Алтайского края в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки... | Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Пояснительная записка. II. Планируемые результаты освоения обучающимися... Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования | Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность» Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования | ||
Методические рекомендации по организации итогового повторения по... Положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России... | Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности... Ания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской... | ||
Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | Методические рекомендации «О формировании икт- компетентности обучающихся... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее фгос ноо) к метапредметным результатам... |