МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Кафедра технической эксплуатации и ремонта автомобилей
| Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
| Утверждаю
Декан факультета заочного обучения
Дребнева И.М.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ТРИБОТЕХНИКИ» Направление подготовки:
190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и
комплексов Профиль подготовки:
Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча) Квалификация выпускника:
бакалавр Форма обучения
очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент: старший преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» Серпов М.В.
Рабочая программа дисциплины «Основы триботехники» /сост. Т.А. Куйсоков– Бузулук: БГТИ (филиал) ФГБОУ ВПО ОГУ, 2011. –18 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в 4 семестре для очной формы обучения, в 5 семестре для заочной формы обучения.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "8" декабря 2009 г. № 706.
Составитель ____________________ Т.А. Куйсоков (подпись)
«______» _______________ 20____г.
| Куйсоков Т.А., 2011
|
| БГТИ (филиал) ФГБОУ ВПО ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины...............
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………………
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины............................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины...............................................................................
| 7
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....……………………………………
| 9
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………
| 10
| 5
| Образовательные технологии.....................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………….
| 11
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации..........................................................................
|
11
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).....................
| 16
| 7.1
| Основная литература……………………………………………………
| 16
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………………
| 16
| 7.3
| Программное обеспечение современных инновационных и коммуникационных технологий...............................................................................
|
16
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………..
| 16
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…………………..
| 17
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ………....
| 18
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью изучения дисциплины «Основы триботехники» является формированиеу студентов системы знаний и навыков по фундаментальным вопросам теории трения и изнашивания твердых тел, способность их использования в практике.Основными задачами изучения дисциплины являются:
- сформировать представление о явлениях, протекающих в зоне фрикционного контакта, их механизмах и условиях проявления;
- изучить закономерности трения и изнашивания при различных условиях и режимах нагружениятвердых тел;
- дать сведения о методах проведения триботехнических испытаний и способах управления параметрами контактного взаимодействия твердых тел;
- привить навыки использования теоретических знаний при решении практических вопросов по выбору комплекса мероприятий, направленных на повышение износостойкости деталей машин;
- способствовать формированию у студентов инженерного мышления, развивать подход к решению технических проблем. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Основы триботехники» относится к математическому, естественно научному циклу, является дисциплиной по выбору ООП ВПО (Б.2.3.4) по направлению 190600.62Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов по профилю «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча)».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - математика, физика, химия, материаловедение.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: автомобили, автомобильные двигатели, основы работоспособности транспортных систем, технология и организация сервисного технологического и фирменного обслуживания автомобилей. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлениюподготовки (специальности): а) общекультурных (ОК): - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); б) профессиональных (ПК): - готов к участию в составе коллектива исполнителей в разработке транспортно-технологических процессов, их элементов и технологической документации (ПК-7);
- способен к участию в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний транспортно-технологических процессов и их элементов (ПК-9);
умеет выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных машин и транспортно-технологических комплексов различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости (ПК-10); В результате обучения студенты должны: - знать и уметь: - использовать результаты теоретического расчета и анализа основных параметров сложно нагруженных опор скольжения ДВС автомобиля;
- использовать результаты теоретического прогноза износа узлов трения;
- конструкционныефакторы,технологические и эксплуатационные мероприятия, снижающие износ основныхтрибосопряжений ДВС;
- использовать результаты анализасмазки сложнонагруженных опор жидкостного трения; - владеть: - методами выполнения элементарных лабораторных физико-химических исследований в области профессионально деятельности;
- элементами расчета теоретических схем механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования; - приобрести опыт деятельности: - в гидродинамическом расчете опор скольжения ДВС;
- в подборе материалов опор и установочного диаметрального зазора;
- в прогнозировании и расчете износа
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание раздела дисциплины Содержание разделов дисциплины приведено в таблице 4.1. Таблица 4.1 – Содержание разделов дисциплины
Номер раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| МОДУЛЬ 1
| 1
| История триботехники
| Великие триботехнические открытия древности (огонь, смазка, колесо).
Современные представления о двойственной природе трения (Боуден и Тейбор, Крагельский).
| Реферат
| 2
| Физика и химия поверхностей твердых тел
| Физическая и химическая сущность возникновения трения между двумя сопряжённым деталями
| Т
| 3
| Геометрия твердых поверхностей и механика контакта
| Понятия о высоте микронеровности и толщине смазочного слоя, механическая сущность процесса трения.
| Т
| 4
| Виды трения и их характеристики
| Сухое, граничное, жидкостное трение; Характеристика видов трения, сфера применения.
| Т
| 5
| Теория избирательного переноса и безразборное восстановление ДВС
| Избирательный перенос, сущность явления, возможность возникновения и область применения.
| Т
| 6
| Триботехнический анализ пар трения
| Методика проведения триботехнического анализа различных видов пар трения.
| Т
| 7
| Технологические методы повышения долговечности узлов трения
| Методы и способы повышения долговечности узлов трения на стадии их проектирования
| Т
| 8
| Конструкционные методы повышения долговечности узлов трения
| Методы и способы повышения долговечности узлов трения на стадии их изготовления и обкатки
| Т
| 9
| Эксплуатационные методы повышения долговечности узлов трения
| Методы и способы повышения долговечности узлов трения на стадии их эксплуатации
| Т
| Примечание - формы текущего контроля: ДЗ – выполнение домашнего задания,РК - рубежный контроль, Т – тестирование.
|
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| Очная форма
| Заочная форма
| Заочная сокращенная форма
| 4 семестр
| 5 семестр
| 1 семестр
| Общая трудоемкость
| 108
| 108
| 108
| Аудиторная работа:
| 54
| 12
| 12
| Лекции (Л)
| 18
| 4
| 6
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| 8
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 54
| 91,5
| 91,5
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 32
| 32
| - Проработка и повторение лекционного материала.
- Проработка материала учебников и учебных пособий.
- Подготовка к практическим занятиям
|
9 9 18
|
16 16 23
|
16 16 23
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| 4,5
| 4,5
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 4 семестре (очная форма обучения)
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| История триботехники
| 4
| 2
| 4
| -
| 6
| 2
| Физика и химия поверхностей твердых тел
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 3
| Геометрия твердых поверхностей и механика контакта
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 4
| Виды трения и их характеристики
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 5
| Теория избирательного переноса и безразборное восстановление ДВС
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 6
| Триботехнический анализ пар трения
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 7
| Технологические методы повышения долговечности узлов трения
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 8
| Конструкционные методы повышения долговечности узлов трения
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| 9
| Эксплуатационные методы повышения долговечности узлов трения
| 8
| 2
| 4
| -
| 6
| Итого
| 108
| 18
| 36
| -
| 54
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 5 семестре (заочная форма обучения) №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| История триботехники, Физика и химия поверхностей твердых тел, Геометрия твердых поверхностей, Механика контакта
| 34,5
| 2
| 2
| -
| 30,5
| 2
| Трение скольжения при отсутствии смазки, Трение качения, Смазочные материалы, Трение при граничной смазке.
| 34,5
| 1
| 2
| -
| 30,5
| 3
| Трибоиспытания, диагностика и мониторинг износа, Трибоматериаловедение, Узлы трения
| 34,5
| 1
| 4
| -
| 30,5
|
| Итого:
| 103,5
| 4
| 8
| -
| 91,5
|
Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре (заочная сокращенная форма обучения)
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| История тритехники, Физика и химия поверхностей твердых тел, Геометрия твердых поверхностей, Механика контакта
| 34,5
| 2
| 2
| -
| 30,5
| 2
| Трение скольжения при отсутствии смазки, Трение качения, Смазочные материалы, Трение при граничной смазке.
| 34,5
| 2
| 2
| -
| 30,5
| 3
| Трибоиспытания, диагностика и мониторинг износа, Трибоматериаловедение, Узлы трения
| 34,5
| 2
| 2
| -
| 30,5
|
| Итого:
| 103,5
| 6
| 6
| -
| 91,5
|
4.3 Практические занятия (семинары)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов, оо/(з.о.)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| История трибологии
| 4 (2) 2*
| 2
| 2
| Физика и химия поверхностей твердых тел
| 4
| 3
| 3
| Геометрия твердых поверхностей и механика контакта
| 4
| 4
| 4
| Виды трения и их характеристики
| 4
| 5
| 5
| Теория избирательного переноса и безразборное восстановление ДВС
| 4 (2) 2*
| 6
| 6
| Триботехнический анализ пар трения
| 4
| 7
| 7
| Технологические методы повышения долговечности узлов трения
| 4
| 8
| 8
| Конструкционные методы повышения долговечности узлов трения
| 4
| 9
| 9
| Эксплуатационные методы повышения долговечности узлов трения
| 4 (2) 2*
| Итого:
| 18(4) 6*
| Примечание - В скобках указаны часы для заочной формы обучения;
Знаком «*» отмечены часы для заочной сокращенной формы обучения.
| 4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Гидродинамическое трение
| 2(10)
| 2
| Гидростатическое трение
| 2
| 3
| Триботехнический анализ работы фрикционных и антифрикционных пар трения
| 2
| 4
| Триботехнический анализ условий работы колеса
| 2
| 5
| Триботехнический анализ условий работы электрических контактов
| 2(10)
| 6
| Потери на трения в автомобильных двигателях
| 2
| 7
| Обработка деталей пластической деформацией и ее влияние на долговечность
| 2
| 8
| Повышение износостойкости химической и химико-термической обработкой
| 2
| 9
| Особенности скользящего контакта композиционных материалов
| 2(12)
| Итого:
| 18(32)
| Примечание - В скобках указаны часы для заочной и заочной сокращенной форм обучения
|
5 Образовательные технологии 5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
| 1
| ПР
| Посещение СТО г. Бузулука
| 6
| ПР
| Посещение СТО г. Бузулука
| 6
| Итого:
| 12
| 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
6.1 Контрольные вопросы для самопроверки
Площади контакта трущихся сопряжений и шероховатость.
Классификация трений.
Граничное трение.
Способность граничного трения уменьшать износ, трения и предотвращать заедание.
Жидкостное трение, его виды и характеристика.
Условие необходимое и достаточное для реализации гидродинамической смазки в жидкостном трении (3 условия).
Диаграмма Герси. Продолжительность существования смазочного слоя.
8. Удельная толщина смазочного слоя для оценки гидродинамического трения.
Гидростатическое трение.
Эласто-гидродинамическое трение.
6.2 Тестовые задания Основные понятия, законы трения и смазки, мероприятия триботехники
Технические и технологические мероприятия обеспечения оптимального функционирования узлов трения – это:
1) трибоника;
2) трибология;
3) восстановление детали;
4) триботехника.
Процесс отделения материала с поверхности твердого тела при трении и накоплении усталостных напряжений, проявляющихся в постепенном изменении формы и размеров – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 3. Процесс возникновения и развития повреждений поверхностей трения вследствие схватывания и переноса материала – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 4. Явление местного соединения двух тел, происходящее при трении
вследствие молекулярных сил – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 5. Повреждение поверхностей трения в виде широких и глубоких борозд в направлении скольжения – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 6. Результат изнашивания – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 7. Сила сопротивления относительного перемещения двух тел при трении, приложенная в зоне контакта – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 8. Поверхность тел, участвующих в трении – это:
1) изнашивание;
2) схватывание;
3) задир;
4) заедание;
5) сила трения;
6) износ;
7) поверхность трения. 9. Площадь, образованная в местах касания объемным смятием тел, обусловленным волнистостью – это:
1) номинальная площадь контакта;
2) контурная площадь контакта;
3) фактическая площадь контакта;
4) физическая площадь контакта;
5) теоретическая площадь контакта. 10. Сумма фактических малых площадок контакта поверхностей тел – это:
1) номинальная площадь контакта;
2) контурная площадь контакта;
3) фактическая площадь контакта;
4) физическая площадь контакта;
5) теоретическая площадь контакта. 11. Геометрическое место всех возможных фактических площадок контакта, очерченное размерами соприкасающихся тел – это:
1) номинальная площадь контакта;
2) контурная площадь контакта;
3) фактическая площадь контакта;
4) физическая площадь контакта;
5) теоретическая площадь контакта. 12. Контурная площадь контакта составляет от номинальной:
1) несколько тысячных процента;
2) несколько сотых процента;
3) несколько десятых процента;
4) несколько процентов;
5) несколько десятков процентов. 13. Фактическая площадь контакта составляет от номинальной:
1) несколько тысячных процента;
2) несколько сотых процента;
3) несколько десятых процента;
4) несколько процентов;
5) несколько десятков процентов. 14. Возникновение молекулярной связи между поверхностными слоями разнородных твердых или жидких тел - это:
1) адсорбция;
2) адгезия;
3) когезия;
4) адсорбат;
5) адсорбент. 15. Возникновение молекулярной связи между поверхностными слоями однородных твердых или жидких тел - это:
1) адсорбция;
2) адгезия;
3) когезия;
4) адсорбат;
5) адсорбент. 16. Концентрация жидких или газообразных веществ на поверхности твердых тел или жидкостей - это:
1) адсорбция;
2) адгезия;
3) когезия;
4) адсорбат;
5) адсорбент. 17. Жидкостная смазка, при которой полнее разделение поверхностей трения осуществляется в результате давление, самовозникающего в жидкости при относительном движении поверхностей называется:
1) гидродинамическая;
2) гидростатическая;
3) граничная;
4) эластогидродинамическая;
5) смешанная. 18. Жидкостная смазка, при которой полное разделение поверхностей трения деталей, находящихся в относительном движении или покое, осуществляется жидкостью, поступающей в зазор между поверхностями под внешнем давлениемназывается:
1) гидродинамическая;
2) гидростатическая;
3) граничная;
4) эластогидродинамическая;
5) смешанная. 19. Жидкостная смазка, при которой трение и толщина пленки жидкого материала между двумя поверхностями, находящимися в относительном движении, определяется упругими свойствами материалов, а также реологическими свойствами смазочного материала называется:
1) гидродинамическая;
2) гидростатическая;
3) граничная;
4) эластогидродинамическая;
5) смешанная. 20. Смазка, при которой трение и износ между поверхностями, находящимися в относительном движении, определяются свойствами поверхностей и свойствами смазочного материала называется:
1) гидродинамическая;
2) гидростатическая;
3) граничная;
4) эластогидродинамическая;
5) смешанная. 21. Смазка, при которой осуществляется частично гидродинамическая, частично граничная смазка называется:
1) гидродинамическая;
2) гидростатическая;
3) граничная;
4) эластогидродинамическая;
5) смешанная.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 7.1 Основная литература 1. Дрючин, Д.А.Основы триботехники на автомобильном транспорте: учеб. пособие / Д.А. Дрючин, Р.Ф. Калимуллин, Н.Н. Якунин . - Оренбург : ОГУ, 2001. - 78 с. - (Министерство образования РФ. Оренбургский государственный университет.Кафедра автомобильного транспорта) - ISBN 5-7410-0620-5.
2.Пенкин, Н.С.Основы трибологии и триботехники: учеб. пособие / Н.С. Пенкин, А.Н. Пенкин, В.М. Сербин . - М. : Машиностроение, 2008. - 206 с. : ил... - (Для вузов) - ISBN 978-5-217-03437-6. 7.2 Дополнительная литература 1. Гаркунов, Д. Н.Триботехника: учеб.для втузов / Д. Н. Гаркунов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 1989. - 328 с. : ил
2.Гаркунов, Д. Н.Современные проблемы триботехники и ее общественная значимость / Д. Н. Гаркунов // Ремонт, восстановление, модернизация,2007. - N 6. - С. 2-4.
3. Гаркунов, Д. Н.Триботехника (износ и безысностность): учебник / Д. Н. Гаркунов. - М.: Изд-во МСХА, 2001. - 616 с - ISBN 5-94327-004-3. 7.3 Программное обеспечение современных инновационных и коммуникационных технологий - UTC(Универсальный комплекс тестирования). 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Конспект лекций по курсу «Основы триботехники»
Методические указания по выполнению практических работ
Фонд тестовых заданий по курсу «Основы триботехники»
ЛИСТ
согласования рабочей программы Направление подготовки: 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Шифр и наименование Профиль подготовки: Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча). Шифр и наименование
Дисциплина: Основы триботехники
Форма обучения: очная, заочная
Учебный год _____________ Рекомендована заседанием кафедры_________________ТЭРА____________
наименование кафедры
протокол № _____от «___» __________ 201_г. Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой
__ТЭРА___________________________________Петряева С.Ф.____________
наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата
Исполнители:
______________преподаватель_______________ ______Куйсоков Т.А. _________
должность подпись расшифровка подписи дата
СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой ________ТЭРА________________________Петряева С.Ф.________ наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата Председатель методической комиссии по профилю _______________________________________________________Петряева С.Ф.__________
шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий библиотекой ________________________Лопатина Т.А._________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
Специалист НМО ______________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата
| Дополнения и изменения в рабочей программе на 20___/20___ уч.г.
| Внесенные изменения на 20___/20___ учебный год Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта А.В. Спирин
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
|
Утверждаю
Декан факультета заочного обучения И.М. Дребнева
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
…………………………………..;
…………………………………..;
……………………………………
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _________________________________________________________________
(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).
СОГЛАСОВАНО: Специалист НМО_________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |