МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 15 ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050720.65 «Физическая культура»
со специализацией «Спортивно-оздоровительный туризм»
Цель дисциплины
Изучение основ проектирования, строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов для проведения занятий с различными категориями населения.
Задачи дисциплины:
изучение теоретических положений предмета «Физкультурно-спортивные сооружения» (ФСС);
изучение нормативных показателей ФСС;
ознакомление с приемами и методами строительства ФСС;
освоение умений практической реализации правил ухода и эксплуатации ФСС.
Место курса в общей системе подготовки специалиста Курс «ФСС» входит в число блока специальных дисциплин предметной подготовки студентов по специальности 050720 «Физическая культура». Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студент должен знать:
историю возникновения и развития спортивных сооружений, их классификацию;
принципы, приемы и методы проектирования, строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных сооружений;
нормативные показатели спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов;
требования к оборудованию открытых и крытых игровых сооружений;
- принципы искусственного освещения спортивных сооружений всех типов;
- устройство дренажных систем и конструкций покрытий;
-правила эксплуатации спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов для проведения занятий с различными категориями населения. Студент должен уметь:
- проектировать и строить игровые площадки и поля для проведения занятий по ФКиС;
- оборудовать открытые и крытые спортивные сооружения;
- владеть навыками конструирования нестандартного оборудования для проведения занятий по ФКиС;
- владеть навыками эксплуатации и ухода за игровыми площадками и полями.
Ссылки на авторов и программы, используемые в подготовке:
В подготовке программы использовались пособия:
Абрамашвили, Г.Г. Спортивные газоны: методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 172 с.: ил.
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Спортивно-оздоровительные сооружения и их оборудование: Учебное пособие. – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 136 с.
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для игровых видов спорта: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для легкой атлетики. Учебное пособие. – М.: «СпортАкадемПресс», 2001.-116 с. (Спортивные сооружения и оборудование).
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для водных видов спорта: Учебное пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2002. – 286 с. (Спортивные сооружения и оборудование).
Объем дисциплины и виды учебной работы:
№
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| С-тр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля
| Трудо –
емкость
| Всего
ауд
| лк
| пр
| Сам
раб.
| 1
| 0507200 – «Физическая культура» с дополнительной специализацией «спортивно-оздоровительный туризм» (ОФО)
| 5
| 10
| 60
| 26
| 14
| 12
| 34
| зачет
| 2
| 0507200 – «Физическая культура» с дополнительной специализацией «спортивно-оздоровительный туризм» (ЗФО)
| 5
| 10
| 60
| 8
| 4
| 4
| 52
| зачет
| Разделы дисциплины и виды занятий (в часах):
№
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| лк
| пр/см
| сам. раб.
| I.
| Общая характеристика и классификации физкультурно-спортивных сооружений
| 4
| 4
| -
| 4
| 1.1.
| Исторический обзор возникновения и развития спортивных сооружений.
| 2
| 2
| -
| 2
| 1.2.
| Классификации физкультурно-спортивных сооружений
| 2
| 2
| -
| 2
| II.
| Игровые площадки. Игровые поля
| 6
| 2
| 4
| 6
| 2.1.
| Общая характеристика игровых площадок и полей. Строительство игровых площадок и полей
| 2
| 2
| -
| 2
| 2.2.
| Эксплуатация и уход за игровыми площадками и полями
| 4
| -
| 4
| 4
| III.
| Крытые спортивные сооружения
| 4
| 2
| 2
| 6
| 3.1.
| Общая характеристика и классификация крытых спортивных сооружений
| 2
| 2
| -
| 2
| 3.2.
| Эксплуатация и уход за крытыми спортивными сооружениями
| 2
| -
| 2
| 4
| IV
| Комплексные спортивно-оздоровительные площадки
| 4
| 2
| 2
| 6
| 4.1.
| Общая характеристика и классификация комплексных спортивно-игровых площадок. Конструкции нестандартного оборудования площадок и мини-стадионов.
| 2
| 2
| -
| 2
| 4.2.
| Эксплуатация и уход за комплексными спортивно-оздоровительными площадками
| 2
| -
| 2
| 4
| V.
| Простейшие спортивно-оздоровительные комплексы
| 4
| 2
| 2
| 6
| 5.1.
| Общая характеристика и классификация простейших спортивно-оздоровительных комплексов (спортивное ядро упрощенного типа, сельский спортивно-оздоровительный комплекс, покрытия простейших спортивно-игровых комплексов)
| 2
| 2
| -
| 2
| 5.2.
| Эксплуатация и уход за простейшими спортивно-оздоровительными комплексами
| 2
| -
| 2
| 4
| VI.
| Сооружения и устройства для самостоятельных занятий
| 4
| 2
| 2
| 6
| 6.1.
| Общая характеристика и классификация сооружений и устройств для самостоятельных занятий (дорожки и тропы здоровья)
| 2
| 2
| -
| 2
| 6.2.
| Оборудование и устройства площадок для организованных и самостоятельных занятий
| 2
| -
| 2
| 4
| Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Общая характеристика и классификации физкультурно-спортивных сооружений
Возникновение и развитие спортивных сооружений. Характеристика физкультурно-спортивных сооружений. Классификации физкультурно-спортивных сооружений.
Раздел II. Игровые площадки. Игровые поля
Общая характеристика игровых полей. Нормативные показатели и ориентация игровых полей. Организация строительства игровых полей. Устройство дренажно-водосточной сети. Конструкции покрытий игровых полей. Эксплуатация и уход за игровыми полями. Общая характеристика игровых площадок. Нормативные показатели и ориентация игровых площадок. Организация строительства игровых площадок. Устройство дренажно-водосточной сети. Конструкции покрытий игровых площадок. Искусственное освещение игровых полей и площадок. Эксплуатация и уход за игровыми площадками.
Раздел III. Крытые спортивные сооружения
Общая характеристика и классификация крытых спортивных сооружений. Спортивные залы. Спортивные корпуса. Универсальные залы. Спортивные игровые манежи. Крытые корты и катки. Искусственное освещение крытых спортивных сооружений. Эксплуатация и уход за крытыми сооружениями.
Раздел IV. Комплексные спортивно-оздоровительные площадки
Общая характеристика комплексных спортивно-оздоровительных площадок. Конструкции нестандартного оборудования площадок и мини-стадионов. Эксплуатация и уход за комплексными спортивно-оздоровительными площадками.
Раздел V. Простейшие спортивно-оздоровительные комплексы
Общая характеристика и классификация простейших спортивно-оздоровительных комплексов (спортивное ядро упрощенного типа, сельский спортивно-оздоровительный комплекс). Покрытия простейших спортивно-игровых комплексов. Эксплуатация и уход за простейшими спортивно-оздоровительными комплексами.
Раздел VI. Сооружения и устройства для самостоятельных занятий
Общая характеристика и классификация сооружений и устройств для самостоятельных занятий (дорожки и тропы здоровья). Оборудование и устройства площадок для организованных и самостоятельных занятий.
Темы для самостоятельного изучения: № п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Общая характеристика и классификация игровых видов спорта
| вопросы для самостоятельного изучения
| 4
| опрос
| 2.
| Игровые площадки.
Игровые поля.
| вопросы для самостоятельного изучения
| 6
| опрос
| 3.
| Крытые спортивные сооружения
| вопросы для самостоятельного изучения
| 6
| опрос
| 4.
| Комплексные спортивно-оздоровительные площадки
| разработка плана спортивного сооружения
| 6
| защита плана
| 5
| Простейшие спортивно-оздоровительные комплексы
| вопросы для самостоятельного изучения
| 6
| опрос
| 6.
| Сооружения и устройства для самостоятельных занятий
| вопросы для самостоятельного изучения
| 6
| опрос
| Учебно-методическое обеспечение по организации изучения дисциплины
V курс 10 семестр
Занятие №1 Общая характеристика и классификации физкультурно-спортивных сооружений» – лк (4 часа)
План:
Исторический обзор возникновения и развития спортивных сооружений.
Классификация физкультурно-спортивных сооружений
Характеристика простейших сооружений.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Особенности возникновения спортивных сооружений.
Охарактеризуйте особенности оборудования площадок для различных категорий населения.
Структура спортивных сооружений.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Исторические этапы возникновения спортивных сооружений.
Основные особенности развития спортивных сооружений.
Литература:
Основная –2, 3
Дополнительная – 1,2,3,4 Занятие №2. Игровые площадки. Игровые поля » – лк (6 часов)
План:
Общая характеристика игровых площадок и полей.
Строительство игровых площадок и полей.
Эксплуатация и уход за игровыми площадками и полями.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Детские игровые площадки.
Школьные игровые площадки.
Оборудование площадок для младших школьников.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Конструктивные особенности арочных лестниц, вышек для лазания.
Спортивные сооружения и игровые устройства школьной площадки.
Дополнительное оборудование для школьных площадок.
Литература:
Основная – 1,2,3
Дополнительная – 1,2,3,4 Занятие №3. «Крытые спортивные сооружения» (4 часа)
План:
Общая характеристика и классификация крытых спортивных сооружений.
Эксплуатация и уход за крытыми спортивными сооружениями.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Специализированные сооружения для водных видов спорта.
Специализированные сооружения для легкой атлетики.
Специализированные сооружения для игровых видов спорта.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Возникновение и развитие спортивных сооружений для водных видов спорта.
Исторический обзор развития спортивных сооружений для легкой атлетики.
Основная –1,2,4,5.
Дополнительная – 1,2,3,4 Занятие №4. «Комплексные спортивно-оздоровительные площадки» (4 часа)
План:
1.Общая характеристика и классификация комплексных спортивно-игровых площадок.
2.Конструкции нестандартного оборудования площадок и мини-стадионов.
3.Эксплуатация и уход за комплексными спортивно-оздоровительными площадками.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Особенности комплексных игровых площадок.
Технические и нормативные требования к конструкциям нестандартного оборудования площадок
Вопросы для самостоятельного изучения:
Комплексные площадки для детей дошкольного возраста.
Комплексные площадки для детей школьного возраста
Литература:
Основная – 2,3
Дополнительная – 1,2,3,4 Занятие №5. «Простейшие спортивно-оздоровительные комплексы» (4 часа)
План:
Общая характеристика и классификация простейших спортивно-оздоровительных комплексов (спортивное ядро упрощенного типа, сельский спортивно-оздоровительный комплекс, покрытия простейших спортивно-игровых комплексов).
Эксплуатация и уход за простейшими спортивно-оздоровительными комплексами.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Особенности спортивного ядра простейшего вида для учебных заведений различного типа.
Конструкция газонного покрытия.
Технические особенности места для прыжков.
Разметка игровых площадок.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Дайте классификацию простейших спортивно-оздоровительных комплексов.
Охарактеризуйте покрытия простейших спортивно-игровых комплексов.
Литература:
Основная – 1, 2, 3, 4
Дополнительная – 1,2,3,4 Занятие №6. «Сооружения и устройства для самостоятельных занятий» (4 часа)
План:
Общая характеристика и классификация сооружений и устройств для самостоятельных занятий (дорожки и тропы здоровья).
Оборудование и устройства площадок для организованных и самостоятельных занятий.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Гимнастическая площадка.
Стационарные и переносные спортивные комплексы.
Вопросы для самостоятельного изучения:
Охарактеризуйте конструктивные особенности сооружений для современных видов спорта.
Технические и нормативные требования к конструкциям нестандартного оборудования для самостоятельных занятий.
Основная - 1, 2, 3,5
Дополнительная – 1,2,3,4 Рекомендуемая литература
Основная:
Абрамашвили, Г.Г. Спортивные газоны: методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 172 с.: ил.
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для игровых видов спорта: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.
Бурлаков, И.Р., Неминущий Г.П. Спортивно-оздоровительные сооружения и их оборудование: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 136 с.
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для легкой атлетики. Учебное пособие. – М.: «СпортАкадемПресс», 2001.-116 с. (Спортивные сооружения и оборудование).
Бурлаков, И.Р., Г.П. Неминущий. Специализированные сооружения для водных видов спорта: Учебное пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2002. – 286 с. (Спортивные сооружения и оборудование).
Дополнительная:
Бассейны для плавания: Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-113-2004. – М.: Советский спорт, 2005. – 68 с.
Модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений: Методические рекомендации / Л.В.Аристова, В.М.Крылова, М.В.Виноградова. – Москва, 2006. – 53 с.
Физкультурно-спортивные залы: Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-112-2004. Часть 1. – М.: Советский спорт, 2005. – 138 с.: ил.
Физкультурно-спортивные залы: Свод правил по проектированию и строительству. СП 31-112-2004. Часть 2. – М.: Советский спорт, 2005. – 88 с.: ил.
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):
Исторический обзор возникновения и развития спортивных сооружений
Классификация физкультурно-спортивных сооружений
Характеристика простейших сооружений
Структура спортивных сооружений.
Исторические этапы возникновения спортивных сооружений
Особенности оборудования площадок для различных категорий населения..
Общая характеристика игровых площадок и полей.
Строительство игровых площадок и полей
Эксплуатация и уход за игровыми площадками и полями.
Оборудование детские игровые площадки.
Школьные игровые площадки
Оборудование площадок для младших школьников.
Игровые устройства школьной площадки
Дополнительное оборудование для школьных площадок.
Общая характеристика и классификация крытых спортивных сооружений
Эксплуатация и уход за крытыми спортивными сооружениями.
Специализированные сооружения для водных видов спорта
Специализированные сооружения для легкой атлетики.
Специализированные сооружения для игровых видов спорта.
Возникновение и развитие спортивных сооружений для водных видов спорта
Исторический обзор развития спортивных сооружений для легкой атлетики
Общая характеристика и классификация комплексных спортивно-игровых площадок.
Конструкции нестандартного оборудования площадок и мини-стадионов
Эксплуатация и уход за комплексными спортивно-оздоровительными площадками
Технические и нормативные требования к конструкциям нестандартного оборудования площадок
Комплексные площадки для детей дошкольного возраста
Комплексные площадки для детей школьного возраста
Общая характеристика и классификация простейших спортивно-оздоровительных комплексов (спортивное ядро упрощенного типа, сельский спортивно-оздоровительный комплекс).
Покрытия простейших спортивно-игровых комплексов.
Содержание газона зимой.
Эксплуатация и ремонт спортивных полей.
Агротехника создания спортивных газонов.
Проектирование спортивных полей.
Эксплуатация и уход за простейшими спортивно-оздоровительными комплексами
Особенности спортивного ядра простейшего вида для учебных заведений различного типа.
Конструкция газонного покрытия.
Технические особенности места для прыжков
Разметка игровых площадок.
Общая характеристика и классификация сооружений и устройств для самостоятельных занятий (дорожки и тропы здоровья).
Искусственное освещение игровых полей и площадок.
Оборудование и устройства площадок для организованных и самостоятельных занятий
Оборудование гимнастической площадки.
Охарактеризуйте конструктивные особенности сооружений для современных видов спорта.
Технические и нормативные требования к конструкциям нестандартного оборудования для самостоятельных занятий.
Примерный перечень рефератов
1. Покрытия плоскостных сооружений, их устройство и эксплуатация.
Вспомогательные помещения и сооружения крытых спортивных сооружений, их роль в эксплуатации основного сооружения.
Спортивные манежи, их устройство и режимы эксплуатации.
Бассейны для плавания, их устройство, строительные материалы, режимы эксплуатации.
Лыжные стадионы.
Тренажеры и тренировочные устройства, их значение в физической подготовленности спортсменов.
Особенности спортивных сооружений, предназначенных для работы с инвалидами.
Строительство площадки для игры в бадминтон (расчет необходимого количества строительных материалов, организация производства работ).
Обеспечение безопасности на спортивных сооружениях.
Методические указания по выполнению рефератов:
Рефераты в системе педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов.
Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составлению плана изложения.
На втором этапе необходимо законспектировать и проанализировать основные положения работы, а затем приступить к изложению своими словами содержания реферата, придерживаясь последовательности в изложении материала, в соответствии с планом. При необходимости можно приводить цитаты, взятые в кавычки, например [1, С.53]. Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия.
Реферат должен быть соответствующе оформлен, составлять не более 8-10 страниц текста и отражать существенные ключевые моменты темы. Структура реферата:
титульный лист – без нумерации;
план;
введение – с краткой аннотацией выполненной работы;
анализ изучаемой темы по рекомендуемому перечню содержания рефератов с заключением по обзору литературных источников;
выводы – по существу выполненной работы;
библиография – перечень литературы, используемой для написания текста реферата (в алфавитном порядке) - 5-7 источников.
Критерии оценок реферата
Оценка «зачтено» ставится, если в реферате:
правильно сформулированы цели и задачи;
достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература;
сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы;
правильно составлен план, охватывающий основные вопросы тем;
грамотно использованы цитаты, точно указаны источники;
изложение ведется по плану;
работа написана литературным языком, грамотно оформлена.
Оценка «не зачтено» ставится, если в реферате имеются следующие существенные недостатки:
отсутствует ясная постановка конкретных целей и задач;
недостаточно полно подобран материал или пересказано содержание учебника, лекции;
недостаточно систематизирована, проанализирована и обобщена основная литература;
отсутствуют выводы или они не соответствуют целям и задачам работы;
изложение не соответствует плану;
слабо аргументировано применение цитат или работа перегружена ими.
|