Скачать 173.67 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Директор ИПП ТГПУ ________________________ «_____»_________________2008г. П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОПД.В.01 1. Цель курса. Познакомить будущих педагогов с многочисленными нетрадиционными методами оздоровления, популярными в подростковой и молодёжной среде, дать физиологическое обоснование значимости тех или иных методов воздействия на физическое развитие человека, состояние здоровья и влияние их на продолжительность жизни, отметить плюсы и минусы этих методов, дать их сравнительную характеристику. 2. Задачи курса:
3. Требования к уровню освоения дисциплины:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы.
В графе «реферат» количество часов не проставлено, так как этот вид нагрузки не является обязательным. Однако может использоваться на практике при проведении зачёта по самостоятельной работе студента. В этой таблице дано максимальное количество часов на предмет, которое возможно в пределах ТГПУ (36 часа). Фактически нагрузка в зависимости от факультета и специальности, формы обучения (дневное, вечернее, очное, заочное, дистанционное) может колебаться от 8 до 36 часов. В этом случае преподаватель вправе выбирать из предложенного списка те темы занятий, которые он считает более актуальными для этих студентов. Это же положение имеет силу и при составлении списка вопросов к зачёту. 5. Содержание дисциплины
Тематический план содержит рекомендуемую, но не обязательную последовательность изучения различных разделов дисциплины. Снижение количества часов аудиторной нагрузки на преподавателя на некоторых факультетах автоматически приводит к увеличению внеаудиторной нагрузки на студента для самостоятельной работы.
1. Введение в предмет, его значение. Традиционная и нетрадиционная медицина. Здоровье, определение, способы изучения здоровья. Формула здоровья. Валеология. Уровни здоровья. Факторы риска хронических неинфекционных заболеваний. Движение и здоровье. Питание и здоровье. Основы антропометрии. Идеальная масса тела. Худые и полные. Феномен избыточного сгорания. Дистрофия и ожирение. 2. Достижения Древней Греции. Олимпийские игры. Стандарты красоты и здоровья. Спартанский образ жизни. Гармоничность умственного и физического развития. Атлетическая гимнастика конца 19 – начала 20 века в России. Достижения атлетов. Волевая гимнастика Анохина. Изометрическая гимнастика Самсона. Возникновение культуризма в конце 50-х годов в США. 3. Разновидности современного культуризма в порядке их возникновения: бодибилдинг (Д.Уайдер), аэробика (Д.Фонда), атлетизм, пауэрлифтинг, армрестлинг, шейпинг, фитнес, их плюсы и минусы. Конкурсы красоты и здоровья «Мисс Мира», «Мисс аэробика», «Мисс шейпинг», «Мистер Мира», «Миссис Мира», «Мисс и Мистер «Олимпия», «Титаны рестлинга», «Strongmen» и другие. 4. Народные способы оздоровления: закаливание, моржевание, русская баня, финская баня, лечение травами, применение корня жизни и другие способы, взятые из народной медицины. Апитерапия. Гомеопатия. Костоправство. Системы Порфирия Иванова, Валентина Дикуля, Джуны и других народных целителей. 5.Экстремальные виды спорта. Спортивный туризм, его разновидности: альпинизм, скалолазание, водный, пеший, горный и лыжный туризм, спелеотуризм. Робинзонады и другие конкурсы на выживание в автономных условиях. Сёрфинг, сноуборд, скейтборд, кайтинг, триал, спидвей, бобслей, горный велосипед и другие разновидности современных видов спорта. 6. Спорт для здоровья и спорт для рекордов. Спортивный травматизм. Физическая реабилитация инвалидов. Параолимпийские игры. Переутомление, перегрузки. Применение фармакологических средств для восстановления работоспособности. Допинги. Спортивное питание. Косметика. Пищевые добавки. Кровяные допинги (гемолиз, гемодиализ, беременность, стимуляторы кроветворения). Адаптогены. Анаболические стероиды. Сгонка веса. Спортивные разряды и звания в спорте. Рекорды в спорте. Шоу Гиннеса. 7. Рефлексотерапия (восточная медицина), её виды: чжень-терапия, чжу-терапия, точечный массаж, массаж шиацу, аурикулотерапия, акупунктура. Лечебный массаж, его виды, самомассаж. Мануальная терапия. Гимнастика у-шу, цигун, йога, каратэ, тхэквандо, дзюдо, джиу-джитсу, борьба сумо.
Лабораторный практикум не предусмотрен. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М.: ФиС, 1989. – 222с. 3. Горцев Г. Ничего лишнего: аэробика, фитнесс, шейпинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256с. 4. Галицкий А.В. С лёгким паром! – М.: Знание, 1984. – 64с. 5. Остапенко Л.А., Шубов В.М. Атлетическая гимнастика. – М.: Знание, 1986. – 92с. 6. Чесноков А.В. Силовая подготовка (пауэрлифтинг): Методические рекомендации. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. – 48с. 7. Тэнно Г.П., Сорокин Ю.К. Атлетизм. – М.: Молодая Гвардия, 1968. – 87с. 8. Вейдер Джо. Система строительства тела. – М.: ФиС, 1991. – 112с. 9. А.Шварцнеггер. Новая энциклопедия бодибилдинга. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 824с. 10. Мильнер Е.Г. Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 112с. 11. Акопянц М.Б., Подливаев Б.А. Сила плюс грация: Атлетическая гимнастика для всех. – М.: ФиС, 1990. – 160с. 12. Воробьёв А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. – М.: ФиС, 1980. – 176с. 13. Нетрадиционная медицина. Природные и нетрадиционные методы лечения: Практическое руководство. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 400с. 14. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнов Т.А. Аэробные упражнения. – М.: ФиС, 1988. – 142с. 15. Поляков В.А., Воропаев В.И. Гиревой спорт. – М.: ФиС, 1988. – 80с. 16. Фалеев А.В. Школа своего тела. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288с. 17. Чурилин В.А. и др. Культуризм для всех. – М.: МГП Полисет ВО Совэкспорткнига, 1991. – 140с. 18. А.Шварцнеггер. Новая энциклопедия бодибилдинга. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 824с. 19. Книга рекордов Гиннеса. / Под ред. Кочнева Н.А. и др. – М.: АСТ, 1999. – 431с. 20. Чесноков А.В. Фармакология спорта: Учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство ТГПУ, 2005. – 100с. 21. Лободин В.Т. Здоровье и духовность. Физические методы оздоровления. – СпБ.: ИК Комплект, 1996. – 391с. 22. Захаров П.П., Степенко Т.В. Школа альпинизма: Учебное издание. – М.: ФиС, 2000. - 463с. б) дополнительная литература: 1. Барабаш Н.А., Барабаш Л.С., Лившиц М.Л. и другие. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие. – Кемерово, 1995. – 245с. 2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997. – 368с. 3. Низкодубова С.В., Легостин С.А. Основы медицинских знаний: Учебное пособие. – Томск: ТМЦ ДО, 2001. – 141с. 4. Легостин С.А., Мастеница Э.И., Низкодубова С.В. Основы медицинских знаний: Курс лекций / под ред. проф. Низкодубовой С.В. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. – 90с. 5. Низкодубова С.В., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие / под ред. проф. Низкодубовой С.В. – Томск: Центр УМЛ ТГПУ, 2003. – 196с. 6. Гогулан М.Ф. Законы здоровья. – М.: Советский спорт, 1998. – 496с. 7. Чесноков А.В. Фармакология спорта: учебно-методическое пособие для студентов ФФК ТГПУ. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 100с. 8. Соломин В.П., Стамова Л.Г. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта Наука, 2001. – 416с. 9. Бертин А. Воспитание в утробе матери. – СпБ.: МНПО Жизнь, 1992. – 32с. 10. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 239с. 11. Легостин С.А., Емельянов В.Г., Низкодубова С.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учителей средних школ. – Томск, 2004. – 108с. 12. Низкодубова С.В., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / под ред. проф. Низкодубовой С.В., 2-ое издание, стереотипное. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. – 196с. 13. Легостин С.А., Емельянов В.Г., Низкодубова С.В. Физическая культура: Учебное пособие для учителей средних школ. – Томск, 2004. – 97с. 14. Легостин С.А., Емельянов В.Г., Низкодубова С.В. Биология: Учебное пособие для учителей средних школ. – Томск, 2004. – 84с. 15. Легостин С.А., Седокова М.Л. Основы анатомии, физиологии и гигиены: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1999. – 84с. 16. Низкодубова С.В., Куликова Н.В., Байков А.Н. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 1999. – 106с. 17. Никитин Б.П. Детство без болезней. – СпБ.: Комплект, 1996. – 207с. 18. Низкодубова С.В., Давыдова Ю.Г., Куликова Н.В. Здоровый образ жизни: Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2000. – 68с. 19. Покорн Д. Полная энциклопедия лечебного питания. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998. – 575с. 20 Филатова С.А., Безнадёжная Л.П., Андреева Л.С. Геронтология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512с. 21. Лободин В.Т. Здоровье и духовность. Физические методы оздоровления. – СпБ.: ИК Комплект, 1996. – 391с. 22. Любер Д. Анаболические стероиды: Справочное пособие. – М.: АТиРС, 2002. – 152с. 23. Анаболические стероиды. Фармакология силы и красоты. – М.: АТиРС, ч.1, 2001. – 219с., ч.2, 2002. – 160с. 24. Хавин Б.И. Всё об олимпийских играх. – М.: ФиС, 1979. – 607с. 25. Бирюков А.А., Кафалов Е.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. – М.: ФиС, 1979. – 152с. 26. Лекарства и биологически активные добавки в спорте: практическое руководство для спортивных врачей, тренеров и спортсменов / Под ред. Сейфулла Р.Д., Орджоникидзе З.Г. – М.: Литтерра, 2003. – 320с. 27. Остапенко Л.А., Клестов М.В. Анаболические средства в современном силовом спорте. – М.: ФиС, 2002. - 147с. 28. Стюарт М.Р. Думай! Бодибилдинг без стероидов. – М.: Медиа спорт, 2000. – 224с. 29. Василенко А. Тренинг, питание, спортивная фармакология в бодибилдинге. – М.: Real Pamp, 2004. – 223с. 30. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. – М.: ФиС, 1991. – 205с. 31. Легостин С.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 196с. 32. Легостин С.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 84с. 33. Куликова Н.В., Бернацкая Н.А., Бернацкий Э.О., Давыдова Ю.Г. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. – Томск: Издательство ТГПУ, 2000. – 137с. 34. Низкодубова С.В., Каюмова Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 80с. 35. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 239с. 36. Гогулан М.Ф. Попрощайтесь с болезнями. – Минск: Книжный дом, 1998. – 303с. 37. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.: ФиС, 1983. – 418с 38. http://yaca.yandex.ru/yca/Sports/Extrema/. 39. Книга рекордов Гиннеса. / Под ред. Кочнева Н.А. и др. – М.: АСТ, 1999. – 431с. 7.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины 1. Набор учебных слайд-, видео-, CD- и DVD-фильмов. 2. CD-диск ТГПУ (№5). Заочная форма обучения. Специальность: Педагогика и психология. – Томск: Издательство ТГПУ, 2005. 3. Набор цветных фотографий «Сила, красота и грация», «Творчество Бориса Валеджо»; 4. Набор плакатов по разновидностям современного культуризма; 5. Видеотека: а). «Богатыри России»; б). «Экстремальные виды спорта»; в). «Самый сильный человек планеты»; г). Конкурсы красоты и здоровья «Мисс и Мистер Мира». д). Спортивный туризм 6. Компьютерная сеть ТГПУ: а). Учебные и учебно-методические пособия, рабочие программы, темы рефератов, вопросы к зачётам, списки основной и дополнительной литературы по «Безопасности жизнедеятельности» и «Основам медицинских знаний». в). Контрольно-измерительные материалы, тесты по «Безопасности жизнедеятельности» и «Основам медицинских знаний». 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Компьютер, видеомагнитофон; 2. Специально оборудованный лекционный зал для просмотра видео-, слайд-, CD- и DVD-фильмов в главном корпусе (аудитория №335); 3. Тренажёрный зал; 4. Скалодром. 9. Методические указания по организации изучения дисциплины Для более успешного усвоения дисциплины студенты могут написать реферат по любой из тем контрольных вопросов и заданий для самоподготовки. 9.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
32. Аутогенная тренировка. 33. Достижения Георга Гаккеншмидта. 34. Современные конкурсы робинзонов. 35. Олимпийские и не олимпийские виды спорта. 36. Что означал девиз: «В здоровом теле – здоровый дух!» 37. Параолимпийские игры. 38. Парасибириада. 39. Защитная амуниция спортсмена. 40. Безопасность тренировок в современном атлетическом зале. 41. Плюсы и минусы аэробики. 42. Конкурсы женской красоты «Мисс Мира» и «Миссис Мира». 43. Конкурс красоты и здоровья «Мистер Мира». 44. Шоу Российских рекордов В.Турчинского. 45. Самый сильный человек планеты. 46. Всемирные экстремальные игры. 47. Специальные игры для людей с нарушением интеллекта.
49. Возможности дозированных физических нагрузок. 50. Спортивный травматизм, причины. 51. Плюсы и минусы современного бодибилдинга. 52. Конкурс «Мисс и Мистер Вселенная». 53. Принципы выживания в автономных условиях. 54. Конкурс «Мисс Шейпинг». 55. Современные средства оздоровления. 56. Конкурс «Мисс бикини». 57. Корень жизни Жень-шень и другие растительные адаптогены. 58. Категории сложности в спортивном туризме. 59. Современные стандарты красоты и здоровья. 60. Современный тренажёрный зал. 61. Шоу «Титаны реслинга». 62. Дикий туризм. 63. Спортивные туристические секции, МКК КСС, спасотряды. 9.2.Примерный перечень вопросов к зачёту:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности): 032300 «Химия», 0324000 «Биология», 032500 «География (биология)», 0125000 «География», 033200 «Иностранный язык», 032200 «Физика», 030100 «Информатика», 032100 «Математика», 031200 «Педагогика и методика начального образования», 031000 Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика», 030600 «Технология и предпринимательство», 032600 «История», 032700 «Юриспруденция», 032900 «Русский язык и литература». Программу составил: Легостин С.А. – к.м.н., доцент кафедры МБД ИПП ТГПУ Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры медико-биологических дисциплин института профессиональной подготовки Томского педагогического университета Протокол № ____ от « ___ » __________________ 2006 года Зав.кафедрой, профессор Низкодубова С.В. _______________________ Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ Председатель методической комиссии: _______________________________ Программа составлена: доцентом кафедры медико-биологических дисциплин С.А.Легостиным Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры медико-биологических дисциплин протокол № ________от «____»___________2008г. Зав. кафедрой МБД Низкодубова С.В. Программа дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ. Председатель метод. комиссии ИПП______________ Согласовано: Директор ИИП__________________________Е.А. Каюмова |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Педагог должен уметь видеть и бороться с отдаленными последствиями различных воздействий современного окружающего мира. Эти знания... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения |