Профилактика у студентов (46 02)





Скачать 220.45 Kb.
НазваниеПрофилактика у студентов (46 02)
Дата публикации19.06.2013
Размер220.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы




Профилактика у студентов (46_02)


Профилактика наркозависимости у студенческой молодежи.

Тимошина И.Н., Лукьянова Л.В., Азбукина Е.Ю.

Ульяновский Государственный Университет

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

На распространение наркотиков в молодежной среде непосредственное влияние оказали охвативший страну кризис всех сфер общественной жизни, сложные и неустойчивые социально экономические условия жизни, способствующие росту не уверенности в завтрашнем дне, разрушение традиционных и общепринятых идеалов, моральных ориентиров без какой-либо замены, войны, рост преступности, обесценивание человеческой жизни.

По мнению многих исследователей на стремление к уходу от действительности, в иллюзорный мир, отрешения от общества, его ценностей с помощью наркотических или психоактивных средств влияют 3 группы источников:

  1. Социально-культурные факторы, такие, как принятые нормы поведения в группах, к которым принадлежит человек.

  2. Влияние семейных проблем, негативный пример родителей.

  3. Личностные факторы, такие как чувство тревоги, депрессия эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, отсутствие устремлений, любопытство.

Сами студенты, не зависимо от уровня материального положения, профиля обучения и статуса учреждения мотивируют употребление наркотиков следующим образом:

  • желание снять стресс, напряжение, расслабиться;

  • желание попробовать все в этой жизни;

  • из любопытства и от скуки;

  • просто так, за компанию;

  • преодолеть серость, рутинность существования;

  • неурядицы в жизни, в учебе, во взаимоотношении с другими людьми;

  • привычка;

  • внутренняя убеждённость.

Выделение на первые места мотивов, связанных с удовольствием или потребностями в обретении спокойствия эмоциональным комфортом, снятием усталости – показатель, отражающий тяжелое психологическое состояние студенчества.

Необходимо предельно серьезно и грамотно создавать комплекс условий для личностного и профессионального самоопределения молодежи, осознанного принятия ценности здорового образа жизни в каждом образовательном учреждении, в обществе. Основные усилия при этом необходимо направить не только на ликвидацию последствий наркомании, а на первичную профилактику наркотической зависимости. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер и действий, направленных на исключение внешних и внутренних причин обуславливающих употреблению наркотиков.

Первичная профилактика направлена не на наркоманов, а на тех студентов, которые относятся к группе риска. Не менее важно и обращение к молодым людям, составляющим ближайшее окружение группы риска, и тех, кто уже регулярно употребляет наркотики и стал от них зависим.

Далее, профилактика должна быть направлена на комплексное выявление и устранение социальных и психологических причин наркотической зависимости. В профилактической работе со студентами первостепенное значение имеют социально культурные меры. В их содержание может входить все, что направлено на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности. Особое значение имеет формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья студентов, развитие коммуникативных навыков и эмоционального опыта, создание для этого благоприятных условий.

Физическая культура и процесс формирования здорового образа жизни у студентов, в настоящее время переживает очень ответственный период. Предстоит решить комплекс необычайно сложных и вместе с тем важных вопросов. К их числу относится проблема укрепления здоровья людей, увеличение продолжительности их активной жизнедеятельности.

Двигательная активность, является одним из элементов регуляции процессов жизнедеятельности организма человека, увеличивает его адаптационные возможности, создает реальную основу для сохранения здоровья и работоспособности человека в сложных меняющихся условиях жизни, в том числе у студентов.

Все действия и проявления человека необходимо рассматривать как отражение его телесно – психической функции. Развитие подвижности в суставах, способность к гибкому и пластичному движению отражает уровень психосоматического здоровья. “Для того чтобы двигаться, мы должны уметь воспринимать, и наоборот, чтобы воспринимать, мы должны двигаться”. (Гибсон,1988) Действие первично по отношению к движению. Многофункциональность любого акта действия опосредует и регуляцию психомоторного реагирования. Восприятие и адаптация к действию, уровень мотивированности и уровень сознания определяют степень свободы в способах самовыражения, в подборе адекватного и достаточного для каждого конкретного человека способа, характера и формы движения. Двигательный акт выступает как функция сенсорно – перцептивного начала и в значительной мере определяется успешностью аналитической и интуитивной переработки получаемой информации. Особенности средового пространства, его морфологические и сенситивные компоненты стимулируют включение тех или иных паттернов движения, их синергическое участие в формуле поведения (Никитин В.Н., 2000).

Социальная среда, а вместе с ней и доминирующая культура поведения, оказывают большей частью неосознаваемое человеком воздействие на его физическое и психическое развитие. Это влияние можно непосредственно увидеть в стиле и манере поведения, в характере и форме движения.

Эмпирические исследования показателей психомоторных свойств человека, характера взаимосвязи телесных и психических функций подтвердили гипотезу о том, что потенциальные возможности индивидуальности в физической среде практически бесконечны. Знание психологических, нейрофизиологических, гуморальных механизмов самоорганизации позволяет с достаточной степенью надежности разрабатывать индивидуальные системы телесного совершенствования.

Известно, что телесная работоспособность включает в себя пять независимых факторов:

  1. Подвижность

  2. Сила

  3. Выносливость

  4. Скорость

  5. Координация

Потеря нормальной телесной дееспособности обозначается как “синдром декомпенсации”. Причиной возникновения синдрома декомпенсации являются многие факторы, в том числе и длительные психические перенапряжения, появляющиеся в перевозбуждении и эмоциональных срывах. Сниженная телесная дееспособность уменьшает возможности адаптации к нагрузкам, что приводит к перегрузке организма уже при незначительных усилиях. Дальнейшее сокращение мышечной активности является ведущей причиной постоянного уменьшения границ сопротивляемости организма. Чтобы разрушить эту негативную взаимозависимость, необходимо улучшить показатели телесной дееспособности.

Общеевропейское представление о функциях и возможностях телесной организации носит потребительный характер, детерминирующий формирование телесно - сенситивно - когнетивно - ущербной личности. Данное представление является главной причиной падения уровня как соматического, так и психического здоровья.

При психической симптоматике патогенные изменения в психики выступают как ведущие причины развития дисфункций тех высших центров управления, которые ответственны за контроль над состоянием тела. Психически неуравновешенный человек теряет способность к объективному восприятию своего телесного образа, максимализируя значимость одних психофизических качеств и игнорируя другие телесные функции.

Психически неуравновешенный человек теряет способность адекватно воспринимать и отвечать на внешние воздействия, т.е. пластичность. С потерей пластичности теряется и связь с окружающим миром; проявляются дисгармоничные, диструктивные черты характера. Движение такого человека можно описать в категории энтропии: хаотичность, излишество форм, угловатость, скачкообразность. Непродуктивность поведения обнаруживается и в перенапряжении функций мышечного аппарата. Излишне активная двигательная система требует больших затрат энергии. В результате психически напряженный индивидуум быстрее устает даже при небольшой физической нагрузке. В тоже время хорошо физически подготовленный человек сможет переносить большое психическое напряжение, благодаря чему он справится с жизненными и профессиональными проблемами. В первую очередь это касается студентов, так как учеба в вузах - это тяжелый и напряженный труд, который выполняется в условиях дефицита времени на фоне резкого снижения двигательной активности. Действенной мерой по повышению умственной работоспособности и охраны здоровья студентов является увеличение их двигательной активности путем выполнения физических упражнений в процессе занятий физической культурой и спортом.

Оптимальное физическое развитие и подготовленность, крепкое здоровье и работоспособность составляют основу творческого отношения к овладению профессиональным мастерством будущих специалистов. Однако, как показывают исследования, потребность в физическом самосовершенствовании у значительной части студентов не сформирована, они не осознают значимости физкультурно-оздоровительных занятий в организации здорового образа жизни. Мы считаем, что привлечение студентов в спортивные секции по интересам, увеличение объёма теоретических знаний и методических умений по физической культуре, улучшенные педагогические условия – все это будет способствовать разрешению противоречий между возрастающими требованиями к повышенной психофизиологической активности студентов с одной стороны и низким уровнем их двигательной активности – с другой.

В УлГУ при спортивном студенческом клубе функционируют на сегодняшний день много секций по различным видам спорта. Это спортивная аэробика, атлетическая гимнастика, плавание, баскетбол, футбол, легкая атлетика и др. Большое количество студентов занимаются в спортивных секциях, где они интересно проводят время, повышают уровень физической подготовленности, улучшают здоровье и снимают эмоциональное напряжение после учебного дня.

Секция спортивной аэробики в УлГУ существует уже 10 лет и объединяет большое количество юношей и девушек, желающих заниматься этим видом спорта. В аэробике неограниченный выбор движений, воздействующих на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких, как ловкость, гибкость, пластичность, выносливость. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремления выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Занятия аэробикой усиливают аэробные процессы в организме, т.е. увеличивают количество потребляемого кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности с помощью циклических движений – бега, прыжков, танца. Студенты систематически занимающиеся спортивной аэробикой удовлетворяют свою потребность в обретении эмоционального комфорта, снимают усталость, общаются друг с другом, выступают на соревнованиях – все это помогает им решить проблему свободного времени.

Под влиянием систематических занятий человек становится активным не только в спорте, но и в других сферах. Он становится волевым, общительным, легче на подъем, стремится чаще появляться в обществе, получает большое удовольствие от общения с людьми. (Лисицкая Т.С., 1988год).

Студенты, увлеченные каким-либо видом спорта, не попадают в группу риска – это и является первичной профилактикой наркозависимости, потому что занятия физической культурой и спортом позволяют научиться полноценно расслаблять свое тело и, следовательно, снимать как мышечное, так и эмоциональное напряжение (Е.И. Зуев,1993г.).

Спортивная аэробика является эффективной формой оздоровительной физической культуры особенно для астенизированных групп населения разного возраста. Спортивная аэробика рекомендуется при хронических стрессовых состояниях, неврозах, эмоциональной нестабильности. Активизация двигательной деятельности путем применения адекватных средств физического воспитания, в частности аэробики, имеет не только большое биологическое значение, но и носит воспитательный характер.

Проблема сохранения, укрепления и реабилитации психического, физического здоровья и работоспособности молодежи является актуальной на современном этапе развития вузовского образования. Необходима интеграция усилий представителей ряда учебных дисциплин для изменения и переориентации программы подготовки студентов, переосмысление процесса, его форм, средств и методов с целью формирования культуры здоровья и физического самосовершенствования.

Физическая культура и спорт в вузах являются структурой целостного процесса вузовского образования, который направлен не только на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, но и ориентирован на подготовку специалиста, способного организовать и вести здоровый образ жизни. Образовательная направленность вузовской теоретической подготовки в вопросах физического воспитания позволяет студенту выбрать индивидуальные пути рекреации не только в период обучения, но и вооружает его знаниями в области организации физической активности в последующей трудовой деятельности. Это нам даст положительный результат в первичной профилактике наркозависимости, так как студенты это будущие родители, и навыки здорового образа жизни они смогут передать своим детям.

Физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной психологической защитой детей. Здоровые дети – это наш потенциал, это истоки оздоровительной работы со всем населением. Процесс формирования здорового образа жизни видится в ориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на более полный учет его индивидуальных особенностей и целенаправленного преобразования физического и духовного потенциала молодежи.

 

Литература :

  1. Власов Е. Студенчество без наркотиков: мировой и российский опыт // Вузовские вести. – 1998.-№6 – с.7.

  2. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988, С.316-317.

  3. Ефремов А. Спорт против наркотиков: О развитии спорта среди несовершеннолетних с целью организации досуга и профилактики наркомании безнадзорности и правонарушений// Вопросы психологии. -–1999. - №3. – С.12.

  4. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки.–М.:Сов. спорт, 1993. – 64с. Коу Я.М. Культура и мышление. – М., 1977. .

  5. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика.- М.:Физкультура и спорт, 1988.-96с.

  6. Методические указания по организации занятий аэробикой в вузе/ сост. М.Н. Пубинситейн. – Уфа: Б.И., 1996. – 34с.

  7. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. – М.: Алетейа, 2000. – 624с.

Дополнительно:

  1. Волкова Э. Эти дети не рисуют своих родителей: Материалы “круглого стола” о роли СМИ в профилактике наркомании среди молодежи// Культура. – 1999. - №5. – С.2.

  2. Наркомания: Ситуация, опыт, профилактика. – М.: ВЦХТ, 2000. – 197с. – ( “Диалоги о воспитании”, №1)

  3. Григорьева Е. Группа риска: Проблемы наркомании среди подростков и меры по реабилитации больных наркоманией// Семья и школа. – 1998. - №9 – 10. – С. 30 – 31.

  4. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Доклад с использованием статистических данных: Сборник. – М., 1998, - 164с.

  5. Фомин А. Наркомания – глобальная угроза национальной безопасности Российской Федерации // Основы безопасности жизни. – 1999. - №2. – С. 3–6.

  6. Чепурных Е. здоровый образ жизни и профилактика наркомании // Народное образование. – 1999. - №10. – С. 32-34.

  7. Шашков В. Общество и наркомания // Человек и закон. – 1998. - №6. – С. 18-24.

О профилактике наркомании среди студентов

к.м.н. И.А.Попов, М.Б.Груздов

(Тульский областной центр медицинской профилактики)
Современная ситуация с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами (ПАВ) в России характеризуется неуклонным ростом их незаконного распространения и потребления в немедицинских целях, что представляет угрозу нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По экспертным оценкам количество потребителей ПАВ превышает 2,0 млн. человек, а уровень немедицинского потребления наркотиков вырос в 20 раз за последние годы. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодёжи. Почти 2/3 потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет.

Наркомания, алкоголизм являются ведущими факторами большинства случаев насилия в семье, преступлений происшествий, преждевременной смерти, распространения ВИЧ - инфекции, гепатита С и приводят к снижению уровня интеллекта и культуры населения.

По данным психологического обследования, проведённым Тульским областным центром медицинской профилактики, более 60% старшеклассников входят в группу риска и имеют склонность к потреблению ПАВ.

Опасность стать наркоманом грозит подростку с органической или функциональной, врожденной или нажитой психической недостаточностью с низким уровнем функционального развития патологией. Малой сопротивляемости наркотизации сейчас способствует социальный кризис.

Наркотизацию нельзя рассматривать отвлечённо от конкретных социальных реалий. Она часто оказывается лишь одной из составляющих образа жизни девиантной компании подростков, для которой характерны незанятость, поиск удовольствий и развлечений, куда входят наряду с наркотическим опьянением беспорядочный секс, экстремизм, в том числе культовый, где асоциальность переходит в антисоциальность. При этом не усматривается связи с материальной обеспеченностью, часто эта зависимость обратная. Более наглядна прямая взаимосвязь такого уровня жизни и низкого уровня психического развития: самодовлеющее стремление к удовольствиям и развлечениям. Даже те члены девиантных компаний, которые не станут наркоманами и оставят эксперименты с наркотиками в прошлом, не смогут стать в дальнейшем полноценными гражданами. Это происходит из-за отставания в психическом развитии пропущенного в прошлом периода импринтинга интеллектуальных, общесоциальных, профессиональных интересов, приобретённых в подростковом возрасте навыков негативного поведения.

Трудно сказать, что более опасно для нашего будущего сама по себе наркотизация и наркомания нового поколения или девиантные расстройства, где наркотизация - лишь одна из составляющих.

Всё многообразие факторов, являющихся объектом вмешательства в рамках психосоциальной модели профилактики наркоманий, можно объединить в 2 группы: предложение и спрос. Эффекта кратковременного снижения уровня злоупотребления наркотиками и смягчения наркологической ситуации можно добиться, воздействуя как на группу факторов, относящихся к предложению, так и на факторы группы спроса. Однако взаимоотношения предложения и спроса диалектичны: не только спрос создаёт предложение, но и предложение формирует спрос. Подавление предложения какого либо наркотика при высоком уровне спроса приводит к поиску альтернативных наркотиков и всплеску их потребления. С другой стороны, снижения спроса на наркотики при свободном предложении активизирует поиск и реализацию более привлекательных по каким-либо параметрам новых наркотиков или новых путей введения старых. Поэтому только одновременное воздействие на предложение (его ограничение) и на спрос (его снижение) способно привести к выраженному и стойкому профилактическому эффекту.

Спрос уменьшается, если общество меняет своё отношение к данному явлению. Нужны массовые антинаркотические компании прологированные по времени, энергичноё санитарное просвещение, разъяснительная работа в группах риска и т.д.

Нами предлагается концептуальный подход к разработке мероприятий , направленный на снижение спроса на ПАВ среди студентов, на примере Новомосковского химико-технологического института (НХТИ).

1. В связи с тем, что проблема наркомании среди студентов НХТИ является частью данной проблемы, значимой для всего города Новомосковска необходимо концепцию профилактики наркомании среди подростков и молодёжи г. Новомосковска и в рамках этой концепции разработать программу профилактики наркомании среди студентов (возможно отдельным блоком для НХТИ).

2. Так как проблема наркомании является многофакторной вопросы профилактики этих заболеваний можно разделить на следующие группы:

2.1. Юридические;

2.2. Психологические;

2.3. Медицинские;

2.4. Социальные.

3. В связи с тем, что распространение наркотиков является криминальным бизнесом необходимо предусмотреть мероприятия направленные на снижение предложений ПАВ совместно с городским Управлением внутренних дел и на мероприятия, направленные на снижение спроса, т.е. на уменьшение мотивации к потреблению ПАВ. Поэтому в институте необходимо разработать три подпрограммы взаимно связанных друг с другом: информационно-образовательные, информационно-воспитательные и психологические. При этом следует подчеркнуть, что основой формирования наркоманий является нарушение социально-психологической адаптации и дезадаптация на фоне развития пограничных психических заболеваний. Так, по данным Министерства Здравоохранения этот показатель, у вышеуказанного контингента, достигает 70% (Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ "Охрана психического здоровья детей и подростков в России" от 13.08 1999 г.).

Необходимо выявлять студентов с повышенным риском потребления наркотиков. Данный раздел работы будет реализован, прежде всего, в ходе ежегодных диспансеризаций и выборочных обследований студентов. Формирование группы риска будет проводиться по соответствующим критериям, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Наличие признаков психической дезадаптации, асоциального или девиантного поведения, психопатологические расстройства;

  2. Неблагоприятные семейно-бытовые и экономические условия;

  3. Наследственная отягощенность по алкоголизму, наркомании или психическим расстройствам;

  4. Выявление объективных признаков приёма наркотиков (диагностика состояния одурманивания, обнаружения наркотиков в биологических средах, выявление следов от инъекций и др.);

  5. Самостоятельное обращение за помощью.

Студенты НХТИ в связи с этим, а также напряжённым учебным процессом нуждаются в проведении среди них комплексного психологического обследования, консультирования соответствующих специалистов в т.ч. психотерапевтов и проведения среди них комплекса профилактических мероприятий направленных на снижение высокого уровня эмоционального напряжения, а также мероприятий, способствующих повышению социально-психологической адаптации. Альтернативой наркотизации может стать участие студентов в работе "Факультета общественных профессий ", в научном студенческом обществе, занятия спортом, другие мероприятия способствующие творческому росту личности. Всё это будет способствовать снижению мотивации к потреблению ПАВ и спроса на них.

Необходимо обратить внимание, что основной задачей института должна быть не только подготовка высококвалифицированных специалистов, но и создание им условий для сохранения их здоровья, в том числе психического. Поэтому в институте необходимо создать психологический Центр (кабинет) и оснастить его компьютерным, другим оборудованием, диагностическими компьютерными программами и т.д. Для работы в этом Центре (кабинете) необходимо подготовить медицинского психолога, при необходимости и по показаниям направлять обследованных студентов на консультацию к городским психиатрам и психотерапевтам для решения вопроса о дальнейшем лечении.

Таким образом в институте будет создана система профилактики по разным направлениям рассматриваемой проблемы.

Необходимо так же отметить, что эффективность профилактической работы будет достаточной только скоординированной деятельности профессорско-преподавательского состава, студентов и их общественных организаций и движений, наркологической и психиатрической службы города совместно с другими заинтересованными государственными и общественными движениями.

Для этих целей следует организовать в г. Новомосковске семинары для профессорско-преподавательского состава и студентов с участием представителей областного Центра медицинской профилактики и наркодиспансера т.е. проведение разъяснительных и просветительных мероприятий.

Задачи этих мероприятий, с учетом специфики аудитории форм их проведения состоят в следующем:

  1. Разъяснение вопросов, касающихся распространенности потребления наркотиков, информирование о разрушительных последствиях их приёма, преодоление ложного представления о безвредности наркотиков и других психоактивных веществ, а также об их "позитивных" эффектах;

  2. информирование о предрасполагающих к наркотизации факторах, симптомах зависимости и внешних признаках употребления психоактивных веществ, а также о механизмах наркотизации;

  3. создание представлений о химической зависимости как о болезни, поддающейся лечению, и возможностях выздоровления от неё;

  4. формированию предпосылок для активного взаимодействия медицинского персонала со студентами и преподавателями для проведения профилактической работы.

Разъяснительные мероприятия должны опираться на современные представления о наркомании как биопсихосоциальном явлении, тесно связанном с проблемами психического здоровья. В ходе этих мероприятий предполагается проведение дискуссий, вечеров ответов на вопросы, обсуждение конкретных вопросов, волнующих слушателей.

Необходимо создание информационно-методической базы по различным аспектам профилактики наркомании. Необходимо также проведение мониторинга по различным направлениям (эпидемиологические, психологические, социологические исследования проблемы).

Для решения поставленных задач необходимо организовать в институте координационную группу, наделенную соответствующими полномочиями.
Литература:

  1. Информационное письмо Министерства здравоохранения РФ "Охрана психического здоровья детей и подростков в России" от 13.08 1999 г.

  2. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Приказ № 718 от 23.03.99г. "О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодёжи в 1999-2000 годах" Вопр наркол 199;2.

  3. Студенчество без наркотиков: инициатива Московского государственного института международных отношений. Вопр наркол 1997;4: 37-39.

  4. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Стрелец Н.В. Современное состояние проблемы наркомании в России. Вопр наркол 1997; 3: 3-12.

  5. Целинский Б.П. Коробов А.В. Незаконный оборот наркотиков и связанная с ним преступность в Российской Федерации. Вопр наркол 1996; 3.

  6. Володин В.Д., Иванец Н.Н., Пелипас В.Е. Профилактика наркоманий. Профил заболеваний 1999;1Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними. Под ред.М.Гресопа и М.Гранта.ВОЗ, Женева 1993.

  7. Иванец Н.Н Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения. Вопр наркол 1997;4:



Преподавание наркологии студентам и врачам как направление медицинской профилактики

Усов Михаил Григорьевич

Аксенов Владимир Гаврилович

Наркология является клинической дисциплиной, имеющей отчетливое социальное звучание. Она изучает механизмы и условия формирования наркологических заболеваний, токсические эффекты психоактивных веществ, методы лечения и профилактики наркоманий и токсикоманий. Наркология тесно связана с внутренней медициной, медико-биологическими, гигиеническими и общественно-политическими дисциплинами. Преподавание наркологических аспектов медицины должно осуществляться практически на всех кафедрах медицинского вуза, т.к. наркотики, этанол и другие психоактивные вещества оказывают прямое или косвенное патологическое воздействие на все органы, ткани и системы живого организма. Это вредное влияние увеличивает показатели заболеваемости, болезненности, утраты трудоспособности и смертности населения.

Наркологическая ситуация в России остается крайне напряженной. Достигнут беспрецедентно высокий уровень потребления спиртных напитков на душу населения в год в перерасчете на абсолютный алкоголь (14 литров), в то время, как по стандартам ВОЗ ситуация оценивается как опасная при превышении порога потребления в 8 литров. Отечественный рынок почти на 50% представлен некачественной и фальсифицируемой продукцией; Россия является единственной страной в мире, в которой более 80% алкоголя потребляется в виде крепких спиртных напитков.

Сложившийся комплекс проблем, обусловленный алкоголизацией населения, усугубляет распространение наркомании. Кривая развития наркотизма поступательно движется вверх по экспоненте, а среди несовершеннолетних увеличение отмечается в геометрической прогрессии. В сибирском регионе наркологическая ситуация отражает не только общероссийские тенденции, но по ряду параметров превосходит федеральные показатели (В.Я. Семке, 1998). В Сибири распространено в основном кустарное производство наркотиков, технология изготовления которых оставляет в препарате вещества более токсичные, чем сам наркотик. Следствием этого является острая и хроническая интоксикация уксусным ангидридом, солями тяжелых металлов и др. Т.е., наркологические заболевания в России характеризуются тяжелой интоксикацией и выраженным негативным влиянием на здоровье.

Потребление психоактивных веществ подростками и молодежью сопровождается негативными изменениями в сексуальном поведении, что неизбежно приводит к заражению болезнями, передаваемыми половым путем. Прослеживается тесная связь динамики наркомании с ростом числа вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции.

Таким образом, изучение студентами всех факультетов медицинского ВУЗа, врачами различных специальностей, проходящих последипломное обучение, основ наркологии является эффективной формой, направленной на раннюю диагностику, лечение и профилактику этих заболеваний.

В Омской государственной медицинской академии стройная система преподавания наркологии сложилась в середине 80-х годов на пике антиалкогольной кампании. При всех недостатках и издержках последней констатировано положительное влияние на показатели здоровья населения оздоровительной профилактической работы, осуществляемой государством. Министерством здравоохранения СССР были утверждены "Межкафедральный план преподавания наркологии для студентов медицинских институтов" (1984), "Межкафедральные учебные планы по наркологии к унифицированным программам последипломного обучения врачей" (1985), "Типовой план программа подготовки интернов по специальности врач психиатр-нарколог" (1986), "Типовой учебный план и программа подготовки клинических ординаторов по специальности врач психиатр-нарколог" (1990). Все эти нормативные документы были активно использованы в ОГМА для подготовки студентов и обучения врачей. Практически на всех кафедрах академии в учебные программы, тематические планы лекций и практических занятий, в экзаменационные вопросы включены разделы наркологии, применительно к изучаемой специальности. На кафедрах гистологии, биологии, биохимии, судебной медицины, психиатрии и наркологии, социальной медицины, стоматологии, эпидемиологии, инфекционных болезней и др. проводятся научные исследования, в т.ч. и диссертационные. Подготовка психиатров-наркологов в интернатуре и клинической ординатуре, сертификация специалистов проводится на кафедре психиатрии и наркологии в объеме, необходимом для нужд практического здравоохранения.

Конечно, медицинские работники не в состоянии коренным образом изменить сложившуюся наркологическую ситуацию, но осуществлять профилактическую деятельность врачи всех специальностей обязаны по следующим направлениям:

1. Проводить при приеме больных в поликлинике (амбулатории) и при посещении их на дому разъяснительные беседы о необходимости трезвеннического образа жизни и о токсическом действии алкоголя и наркотиков на организм человека (объясняя особенности возникающей при этом патологии с учетом своей врачебной специальности).

2. При проведении разъяснительных бесед в семьях, где имеются дети, подростки, беременные женщины и кормящие матери, особое внимание обращать на категорическую недопустимость употребления ими психоактивных веществ в любых видах и количествах.

3. Выявлять лиц, употребляющих наркотики, алкоголь и проводить среди них активную разъяснительную работу о необходимости безотлагательного обращения за медицинской профилактической специализированной помощью, разъясняя при этом необходимость указанного лечения.

4. Информировать обращающихся за медицинской помощью больных и их родственников об имеющихся в районе, городе, области наркологических учреждениях и подразделениях с указанием их точных адресов, графиков работы, обращая особо

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профилактика у студентов (46 02) iconКлассификация ревматической лихорадки (арр,2003)
А, а также необходимостью назначения антибиотиков для эрадикации этой инфекции в остром периоде (первичная профилактика) и предотвращения...
Профилактика у студентов (46 02) iconПриказ от 12. 03. 2014г. №36 «О профилактике острых кишечных инфекций в мадоу црр №2 «Дельфин»
Сп 1 1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций», му 1 2969-11 «Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика...
Профилактика у студентов (46 02) iconЭкзаменационные вопросы по курсу для студентов 4 и 5 курса (вечернее...
Пневмонии. Этиология. Патогенез. Патоморфология. Современная классификация. Обоснование диагноза. Профилактика. Лечение
Профилактика у студентов (46 02) iconПрограмма дисциплины дпп в. 00 Профилактика вич/спида в учреждениях...
Дисциплина «Профилактика вич/спида в учебных заведениях» имеет своей целью рассмотрение практических аспектов планирования и организации...
Профилактика у студентов (46 02) iconЭкзаменационные билеты по инфекционным болезням для студентов 5 курса...
Сыпной тиф этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика
Профилактика у студентов (46 02) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции...
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Профилактика у студентов (46 02) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Профилактика у студентов (46 02) iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Профилактика у студентов (46 02) iconРожков М. И., Ковальчук М. А. Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие
Рбз профилактика наркомании у подростков: Учеб метод, пособие. М.: Гуманит изд центр владос, 2004. 144 с. (Психология для всех)....
Профилактика у студентов (46 02) iconТематический план самостоятельной работы студентов 2-3 курсов стоматологического...
Написание зубной формулы по моделям челюстей периода молочного, сменного и постоянного прикуса
Профилактика у студентов (46 02) iconУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция...
Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...
Профилактика у студентов (46 02) iconПлан работы гбоу сош №5 им. А. Кунанбаева по реализации Городской...
Городская целевая программа «Противодействие и профилактика преступлений и правонарушений на территории города Байконур на 2013-2015...
Профилактика у студентов (46 02) iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Профилактика у студентов (46 02) iconРабочая программа по педиатрии для студентов лечебного факультета...
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5 от «27»июня 2012 года
Профилактика у студентов (46 02) iconРазработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь...
«Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика»
Профилактика у студентов (46 02) iconПлан мероприятий районной целевой программы «Профилактика наркомании...
Приложение №1 к районной целевой программе «Профилактика наркомании и токсикомании в Калманском районе» на 2011-2015 годы


Школьные материалы



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск