МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Южный федеральный университет»
Педагогический институт
Факультет физической культуры и спорта “УТВЕРЖДАЮ”
Руководитель ПИ ЮФУ,
профессор В.И. Мареев
______________________
«___»____________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА
направление подготовки 034300 Физическая культура квалификация (степень) выпускника бакалавр форма обучения очная
Ростов-на-Дону 2011
Составитель: к.п.н., доц. Чертов Н.В. _______________
Рецензент: к.п.н., доцент, зав. кафедры «Физическая культура и спортивно-оздоровительные технологии» РТИСТ ЮРГУЭС, к.п.н., доцент Мавропуло О.С. _______ Программа утверждена на заседании кафедры спортивных дисциплин ПИ ЮФУ
протокол № 3 от «22» ноября 2010г. Заведующий кафедрой: к.п.н., доцент Чертов Н.В. ______________
Программа утверждена советом факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ
(протокол № 4 от « 7 » декабря 2010г.)
Декан факультета: доц. Степанова Т.А. ___________________
Программа согласована с УМУ ПИ ЮФУ __________________
Программа утверждена ученым советом ПИ ЮФУ
(протокол № 5 от « 01 » февраля 2011г.)
Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,
руководитель ПИ ЮФУ, профессор Мареев В.И. ___________________
1. Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование совокупности компетенций, позволяющих эффективно выполнять организационную, научную, методическую, тренерскую, преподавательскую и другие виды работ по плаванию.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (приказ №121 от 15.02.2010г.) и с учетом ООП ВПО по направлению 034300 «Физическая культура».
«Теория и методика избранного вида спорта» (С.3.Ф.13.) относится к базовой части дисциплин профессионального цикла ООП.
Необходимо предшествующее освоение двигательных действий в избранном виде спорта.
Дисциплина органично взаимосвязана с теорией и методикой физической культуры и спорта, физиологией физического воспитания и спорта, физкультурно-педагогическим совершенствованием в избранном виде спорта.
Основные требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины:
владеет техникой избранного вида спорта-;
умеет самостоятельно работать с литературой, методическими пособиями;
способен самостоятельно анализировать, критически оценивать и использовать получаемую научную информацию.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие компетенции:
общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-6);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. (ОК-7);
стремится к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8);
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9);
осознает социальную значимость профессии в сфере физической культуры, национальные интересы, ценность труда и служения на благо Отечества, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и повышению своего культурного и профессионального уровня (ОК-10);
профессиональные компетенции (ПК):
педагогическая деятельность:
способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК-1);
применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2);
умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4);
самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающимися в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися (ПК-5);
способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК-7).
тренерская деятельность:
осознает истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8);
способен формировать мотивации у детей и молодежи к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9);
способен реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида (ПК-10);
умеет разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов (ПК-11);
самостоятельно проводит тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, осуществляет профилактику травматизма (ПК-12);
владеет актуальными для избранного вида спорта технологиями педагогического контроля и коррекции, средствами и методами управления состоянием человека (ПК-13)
рекреационная деятельность:
способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям (ПК-14);
умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);
способен формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления работоспособности, обеспечения активного долголетия (ПК-18);
умеет реализовывать программы оздоровительной тренировки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, вопросы питания и регуляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с установкой на восстановление (ПК-19)
организационно-управленческая деятельность:
способен составлять планирующую и отчетную документацию организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования (ПК-20);
способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК-24)
научно-исследовательская деятельность:
способен выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);
умеет проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26);
способен проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-28)
культурно-просветительская деятельность:
владеет методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельностью (ПК-29);
использует накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30);
владеет приемами общения и умеет использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
правила соревнований избранного вида спорта;
историю избранного вида спорта;
биомеханические основы техники соревновательного упражнения в ИВС;
методику обучения технике соревновательных упражнений;
теоретические основы организации и методики проведения тренировочных занятий в избранном виде спорта;
средства восстановления в избранном виде спорта;
систему многолетней спортивной подготовки в ИВС;
систему отбора в ИВС;
основы научно-методической деятельности в ИВС;
основы тренерского мастерства в ИВС.
Уметь:
организовывать и проводить судейство соревнований;
проводить исторический анализ по ИВС;
проводить анализ спортивной тренировки;
проводить биомеханический анализ соревновательного упражнения;
показать и объяснить отдельные упражнения, составить отдельный комплекс упражнений, провести урок (тренировку)-;
составлять учебную документацию по спортивной тренировке в избранном виде спорта- с учетом возрастных особенностей;
управлять процессом многолетней подготовки спортсменов в избранном виде.
Владеть:
навыками соревновательных (соревновательного) упражнений на уровне не ниже КМС;
методикой обучения двигательным действиям и упражнениям избранного вида спорта людей разных возрастных групп;
основами методики спортивной тренировки в избранном виде спорта;
способностью наблюдать, выявлять и исправлять ошибки в упражнениях;
способностью составлять методическую документацию;
навыками судейства по виду спорта;
методикой спортивного отбора;
навыками организации и проведения соревнований по виду спорта и спортивных праздников.
4. Структура и содержание дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 34 зачетные единицы 1224 часа.
№
п/п
|
Модули
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лек.
| Сем.
| Лаб.
| Сам.р.
| 1
| Общая характеристика ИВС. Правила соревнований по ИВС
| 1
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 1
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 1
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 1
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4 (рефераты)
| 1
| 19-20
| -
| -
| -
| -
|
| 1
|
| -
| -
| -
| -
| УО-3 (Зачет)
| 2
| История развития ИВС
| 2
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 2
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 2
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 2
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 2
|
|
|
|
| 36
| УО-4 (Экзамен)
| 3
| Техника с основами биомеханики в ИВС.
| 3
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 3
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 3
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 3
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 3
| 19-20
| -
| -
| -
| -
| УО-3 (Зачет)
| 4
| Методика обучения двигательным действиям в ИВС
| 4
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 4
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 4
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 4
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 4
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 4
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 4
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 4
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 4
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-5
|
|
|
|
|
| 36
| УО-4 (Экзамен)
| 5
| Основы спортивной тренировки в ИВС
| 5
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 5
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 5
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 5
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 5
|
|
|
|
|
| УО-3 (Зачет)
| 6
| Основы работоспособности и восстановления в ИВС.
| 6
| 1-2
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 6
| 3-4
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 6
| 5-6
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 6
| 7-8
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 6
| 9-10
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-2
| 6
| 11-12
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-4
| 6
| 13-14
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 6
| 15-16
| 2
| 2
| 4
| 8
| ПР-5
| 6
| 17-18
| 2
| 2
| 4
| 8
| ТС-3
| 6
|
|
|
|
| 36
| УО-4 (Экзамен)
| 7
| Система многолетней подготовки в ИВС
| 7
| 1-2
| 3
| 3
| 6
| 4
| ТС-2
| 7
| 3-4
| 3
| 3
| 6
| 4
| ПР-4
| 7
| 5-6
| 3
| 3
| 6
| 4
| ТС-3
| 7
| 7-8
| 3
| 3
| 6
| 4
| ТС-2
| 7
| 9-10
| 3
| 3
| 6
| 4
| ПР-5
| 7
| 11-12
| 3
| 3
| 6
| 4
| ТС-2
| 7
|
|
|
|
|
| УО-4 (Зачет)
| 8
| Отбор и прогнозирование в ИВС
| 8
| 1-2
| 6
| 6
| 6
| 2
| ТС-2
| 8
| 3-4
| 6
| 6
| 6
| 2
| ТС-2
| 8
| 5-6
| 6
| 6
| 6
| 2
| ПР-4
| 8
| 7-8
| 6
| 6
| 6
| 2
| ТС-3
| 8
| 9-10
| 6
| 6
| 6
| 2
| ТС-2
| 8
| 11-12
| 6
| 6
| 6
| 2
| ТС-2
| 8
|
|
|
|
| 36
| УО-4 (Экзамен)
|
| Итого
|
| 162
| 162
| 288
| 468
| Зачет(1,3,5,7 сем.), экзамен(2,4,6,8 сем.)
|
|