Скачать 197.8 Kb.
|
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КАЛИНИНГРАДЕ» I. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
II. Характеристика проблемСущественным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. В связи с этим важнейшей составляющей социально-экономической политики в городе Калининграде является развитие физической культуры и спорта, полномочия в сфере которой определены Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В соответствии с приоритетами государственной и региональной политики, ориентированной на развитие человеческого потенциала, обеспечение экономики города трудовыми и кадровыми ресурсами, докладом о результатах и основных направлениях деятельности комитета по образованию определена задача создания условий для формирования здорового образа жизни населения города, развития и самореализации детей и молодежи. В настоящее время на территории городского округа насчитывается 317 спортивных обществ, федераций, клубов, ассоциаций, спортивных школ, коллективов физкультуры предприятий и учебных заведений, а также других организаций, регулярно проводящих спартакиады и различные спортивно-оздоровительные мероприятия. В Калининграде данная работа проводится в соответствии с Календарным планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, который ежегодно утверждается комитетом по образованию. В целом на территории г. Калининграда имеется 704 спортивных сооружений всех форм собственности, из них 568 муниципальных. Единовременная пропускная способность спортивных объектов – 17476 человека, из них в спортивных залах – 6090 человек. При этом обеспеченность спортсооружениями населения города составляет лишь 20,7% от социального норматива, а обеспеченность бассейнами на 10 тыс. населения ниже аналогичного среднероссийского показателя в 8,4 раза. Всего спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в городе организуют 1313 специалистов, 76,9% которых имеют высшее специальное образование. При этом в муниципальных учреждениях работает 770 специалистов, среди них наблюдается тенденция старения кадров, отсутствует приток молодых специалистов. Во многом это связано с низкой заработной платой и проблемами, связанными с улучшением жилищных условий. По данным статистики калининградцы отдают предпочтение занятиям баскетболом (4477 чел.), плаванием (7076 чел.), футболом (5827 чел.), легкой атлетикой (4077 чел.), спортивной борьбой (2500 чел.), боксом (более 2000 чел.). Несмотря на некоторое увеличение численности населения, ориентированного на спортивно-оздоровительную деятельность, удельный вес жителей систематически занимающегося физической культурой и спортом, составил лишь 19,2% при плановом показателе на 2012 год – 19,4%. Отдельные физкультурные залы функционируют в 42 детских садах (45% от общего количества муниципальных дошкольных учреждений), в 38 -совмещенные, в которых проводятся физкультурные и музыкальные занятия. В 5 учреждениях оборудованы бассейны (ДОУ №№ 55, 56, 71, 83, 110); в детском саду № 73 - скалодром. При этом далеко не все существующие спортивные площадки детских дошкольных учреждений соответствуют современным требованиям. Во всех 53 учреждениях общего образования имеются залы и площадки для занятий физической культурой и спортом. В 7 школах функционируют 2 зала, в 10 - оборудованы тренажерные залы. За последние 3 года построены комплексные универсальные площадки с синтетическим покрытием в 11 учреждениях: гимназиях №№ 1, 22, школах №№ 4, 7, 9, 25, 31, 43, 45, 48, 50. Анализ эффективности их использования показал, что загрузка их в учебное и внеурочное время достаточно высокая. Ежедневно (кроме воскресенья) залы работают до 20 - 21 часа, а спрос, особенно в осенние - зимний период превышает реальные возможности их пропускной способности. Кроме того, современным требованиям не отвечают спортивные площадки 65% школ, во многих спортивных залах по-прежнему не хватает современного спортивного оборудования и тренажеров. Аналогичная ситуация - на ведомственных спортивных сооружениях. Уже в этом учебном году введен новый норматив занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях. Согласно региональному базисному учебному плану при сохранении обязательного минимума (2 часа в неделю во всех параллелях) рекомендованы 3 часа в неделю во 2-5-х и 10-11-х классах с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей. В общеобразовательных учреждениях города работают 215 спортивных секций и кружков по различным направлениям, в которых занимается 5683 учащихся. Наиболее популярные - секции волейбола, баскетбола, футбола, общей физической подготовки. В школах №№ 31 и 44 на старшей ступени сформированы спортивные классы, в школах №№2, 24 -оборонно-спортивные (кадетские) классы. В целом спортивно-массовую работу по месту учебы организуют 392 специалиста физической культуры. Кроме того, в оперативном управлении 5 муниципальных учреждений «Объединение подростковых клубов» находятся 29 спортивных площадок, расположенных на междворовых территориях, 5 из них - универсальные комплексные с искусственным покрытием. Привлечение подростков к спортивно-оздоровительной деятельности заметно затруднено неразвитой инфраструктурой и материальной базой по месту жительства, а также нехваткой необходимых кадров для этой работы. За последние годы численность муниципальных детско-юношеских спортивных школ возросла до 17, из которых 10 учреждений имеют статус школы олимпийского резерва. За данный период численность воспитанников увеличилась на полторы тысячи человек (2010-2011 учебный год - 7032 чел., 2011-2012 учебный год – 8238 чел.). Из 34 культивируемых видов спорта самыми многочисленными являются футбол, легкая атлетика, художественная гимнастика, бокс, волейбол и плавание. В настоящее время специализированной базой и залами обеспечены 14 учреждений. Однако отсутствуют специализированные спортивные залы и сооружения по отдельным видам спорта. Спортивные школы по боксу, хоккею с шайбой и теннису проводят занятия в арендованных помещениях. Для организации учебно-тренировочного процесса учреждения используют спортивные залы и площадки общеобразовательных школ, а также 13 ведомственных спортивных объектов. Здоровье подрастающего поколения, несмотря на положительные сдвиги за последние 5 лет, все еще остается на низком уровне. Свыше 60% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Неразвитая материальная база и отсутствие кадров для работы по месту жительства, недостаточная координация работы с общественными организациями и другими муниципальными и государственным учреждениями не позволяет развернуть также системную работу со старшими возрастными группами населения, а также с лицами, имеющими ограниченные возможности для занятий физической культурой и спортом. Дальнейшее развитие физической культуры и спорта заметно осложняется также комплексом нерешенных проблем в системе управления муниципальными учреждениями – не разработаны стандарты качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг, ослаблены механизмы взаимосвязи спроса и предложения на эти услуги; квалификация кадров и уровень их мотивации зачастую не соответствуют требованиям качества предоставляемых услуг; отсутствуют конкурсы на получение муниципальных грантов в области физической культуры и спорта; не развито информационное обеспечение системы муниципального управления на основе современной технологической инфраструктуры и т.д. Проведенный анализ, в том числе, положительных тенденций, позволяет выделить основную проблему – существующие условия спортивно-оздоровительной деятельности не соответствуют дальнейшему развитию человеческого потенциала, формированию здорового образа жизни, а тем самым и решению приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования. Потребность в здоровье еще не стала личностно значимой ценностью для значительной части населения. По-прежнему являются значительными масштабы социально опасных явлений и заболеваний в молодежной среде и уровень смертности трудоспособного населения. Основная проблема, сформулированная выше, в свою очередь, обусловлена совокупностью частных проблем, определяющих ее содержание. Эти проблемы, требующие финансового, кадрового, организационно-управленческого, нормативно-правового и информационно-технологического обеспечения, можно сформулировать следующим образом:
Учитывая системный, комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков, целесообразно осуществлять данную работу с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего реализацию запланированных мероприятий, согласованных по задачам, ресурсам и срокам. Это позволит обеспечить максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, контроль целевого расходования бюджетных средств на основе анализа достигнутых результатов. В этой связи на основе выявленных проблем и существующего потенциала, определяется следующая задача по развитию физической культуры и спорта в городе Калининграде: Развитие массовой физкультуры спорта. Реализация этой задачи обеспечит достижение основной цели - создания условий для развития человеческого потенциала, формирования здорового образа жизни, приобщения различных слоев населения города к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Реализация цели и задачи программы развития физической культуры и спорта основывается на следующих базовых принципах:
III. Основные Цель и задача программы На основе выявленных проблем и существующего потенциала были определены цель и задача муниципальной программы развития физической культуры и спорта. Основная цель сформулирована следующим образом - создание условий для развития человеческого потенциала, формирования здорового образа жизни, приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Для осуществления основной цели необходимо решение следующей задачи:
Реализация задачи предполагает проведение следующих мероприятий:
IV. СИСТЕМА мероприятий программы
V. Описание целевых показателей. Эффективность выполнения программы будет оцениваться на основе системы показателей уровня достижения основной цели и приоритетных направлений развития физкультуры и спорта на период до 2015 года. Оценку эффективности реализации программы в соответствии с поставленными целями и задачами предусматривается проводить ежегодно, на основании чего будут получены качественные, а также количественные результаты ее выполнения. Оценка фактических показателей результативности программных мероприятий и их соответствия плановым показателям будет проводиться на основе мониторинга реализации программы. В качестве основных индикаторов изменения ситуации в муниципальной сфере спортивно-оздоровительной деятельности в результате реализации программных мероприятий должны быть использованы показатели, определенные для задачи программы. Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации основной цели и задачи программы позволяет сделать вывод, что к 2015 году можно будет увеличить численность населения Калининграда, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 27,2 %. Ожидаемые результаты реализации программы должны соответствовать сформулированной задаче программы. Развитие массовой физкультуры и спорта:
Кроме того, социально ориентированная физкультурно-оздоровительная работа среди учащихся и юных спортсменов будет заметно содействовать профилактике асоциального поведения молодежи. При этом реализация программы позволит существенно повысить интерес детей, подростков, молодежи к занятиям физической культурой и спортом; замедлить процесс вовлечения молодежи в антиобщественную деятельность; повысить уровень физического здоровья и результативность участия калининградских спортсменов на соревнованиях различного уровня. Экономический эффект от реализации программы выразится и в сокращении расходов на оказание медицинской помощи и выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также будет содействовать сокращению смертности трудоспособного населения города. VI. Финансовое обеспечение программы.
|
Ведомственная целевая программа «Основные направления развития физической... Постановление Администрации города Ялуторовска от 24 апреля 2008 г года №550 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения... | Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | ||
Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической... Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Развитие физической культуры и спорта Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного... | ||
Ведомственная программа комитета социального развития администрации... «Развитие сферы культуры города Петрозаводска на 2014-2015 годы» (далее – ведомственная программа) | Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:... Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония) | ||
Целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Мышкинском... Мр к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в соответствии с постановлением администрации Мышкинского муниципального... | О федеральной целевой программе «развитие физической культуры и спорта... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | О работе Правительства Калининградской области по развитию физической... Одним из важных направлений реализуемой Правительством Калининградской области социальной политики является развитие физической культуры... | ||
Учебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение «Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры | Курсовая работа на тему: «Источники финансирования физической культуры и спорта» Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8 | ||
История физической культуры и спорта Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: Учебник. М.: ФиС, 2000 | Психология физической культуры и спорта Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта... |