Министерство образования и науки Ульяновской области
областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Димитровградский технический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель директора
_____________ Р.Н. Байгуллов
«___» _______________ 2014 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2014 – 2015 учебный год Преподаватель: Пензин Александр Сергеевич
Учебная дисциплина: Биология
Специальности: 15.02.08 «Технология машиностроения», 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта)», 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)
Курс и группа: I курс, группы: Т-1-1, Т-1-2, М-1-1, А-1-1, П-1-1, Э-1-1
Коды формируемых компетенций ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6
Календарно – тематический план составлен на основе рабочей программы учебной дисциплины «Биология»
Регистрационный № _________________________ от _____20___г.
План рассмотрен на заседании цикловой комиссии «Математические и общие естественнонаучные дисциплины»
Протокол № от________________ 2014 г.
Председатель цикловой комиссии ____________________ / А.Ю. Шуюкова /
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Таблица 1 Курс, семестр
| Учебная нагрузка обучающихся (час.)
| Максимальная
учебная нагрузка
| Самостоятельная работа обучающегося
| Обязательная аудиторная нагрузка
| Всего часов
| в т.ч.
| теоретические занятия
| лабораторные работы
| практические занятия
| курсовая работа
(проект)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1 семестр
| 48
| 14
| 34
| 30
| 4
|
|
| 2 семестр
| 62
| 18
| 44
| 38
| 4
| 2
|
| Всего
| 110
| 32
| 78
| 68
| 8
| 2
|
|
Содержание обучения по учебной дисциплине
Таблица 2 № занятия
| Наименование разделов, тем, занятий
| Обязательная учебная нагрузка
| Материальное и информационное обеспечение занятий (№ позиций из таблицы 2а, 2б, 2в)
| Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
| Формы и методы контроля
| Примечание
| Кол-во часов
| Вид занятия
| Вид задания
| информационное обеспечение (№ позиций из таблицы 2б, 2в)
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Введение
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. Предмет и задачи курса.
| 2-2
| вводный урок
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
| 4
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| Многообразие живого мира
| 2-4
| комбинир. урок
| 2а1, ОИ 1 § 1, § 2
| Вопросы на с.16, таблица, доклады
| ОИ 1
§ 1, § 2
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Различные взгляды на происхождение жизни на Земле
| 2-6
| комбинир. урок
| 2а 13, ОИ 1 § 3 - § 5
| Вопросы на с.29, рефераты
| ОИ 1
§ 3 - § 5
| 1
| тест
|
|
| РАЗДЕЛ 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
| 14
|
|
|
|
| 6
|
|
|
| Неорганические и органические в-ва входящие в состав клетки.
| 2-8
| вводный урок
| 2а 14, ОИ 1 § 6
| Вопросы на с.33, доклады
| ОИ 1 § 6
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Строение и функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
| 2-10
| лекция
| 2а 15, 16, ОИ 1 § 7
| Вопросы на с.43, доклады
| ОИ 1 § 7
| 1
| тест
|
|
| Обмен в-в и превращение энергии в клетке.
| 2-12
| комбинир. урок
| 2а 17, ОИ 1 § 8, § 9
| Вопросы на с.51
| ОИ 1
§ 8, § 9
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Прокариотические клетки. Строение эукариотической клетки. Клеточная теория.
| 2-14
| Комбинир
практикум
| 2а 18, ОИ 1 § 10, § 11
| Вопросы на с.68, доклады, таблица
| ОИ 1
§ 10, § 11
| 2
| тест
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Лабораторная работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».
| 2-16
| практикум
| 2а 11 ОИ 1 § 13,
| сделать выводы
| ОИ 1
§ 13,
Л.Р. с.79
|
| Экспертное наблюдение и оценка выполнения ЛР № 1, 2
|
|
| Лабораторная работа № 2 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода».
| 2-18
| практикум
| 2а 11 ОИ 1 § 13,
| сделать выводы
| ОИ 1
§ 13,
Л.Р. с.79
|
|
|
| Деление клетки. Митоз.
| 2-20
| комбинир. урок
| 2а 19, ОИ 1 § 12
| Вопросы на с.73
| ОИ 1
§ 12
| 1
| тест
|
|
| РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.
| 6
|
|
|
|
| 3
|
|
|
| Формы размножения организмов.
| 2-22
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 16, § 17
| Вопросы на с.85
| ОИ 1
§ 16, § 17
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Процесс образования половых клеток. Мейоз.
| 2-24
| комбинир. урок
| 2а 20, ОИ 1 § 17
|
|
| 1
| тест
|
|
| Эмбриональное и постэмбриональное развитие животных.
| 2-26
| контрольн урок
| 2а 21, ОИ 1 § 19- § 20
| § 21- § 22, , доклады
| ОИ 1
§ 19- § 20
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.
| 18
|
|
|
|
| 7
|
|
|
| Основные понятия генетики.
| 2-28
| вводный урок
| 2а 3, ОИ 1
Глава 8
| Вопросы на с.118, таблица
| ОИ 1
Глава 8
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Гибридологический метод изучения наследственности.
| 2-30
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 23
| Вопросы на с.120, задачи
| ОИ 1
§ 23
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Первый, второй и третий законы Менделя
| 2-32
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 24
| Вопросы на с132, задачи
| ОИ 1
§ 24
| 1
| контр. работа
|
|
| Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов.
| 2-34
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 25 - § 26.
|
|
|
| тест
|
|
| 1 семестр
| 34 часа
|
| 14
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
| 2-2
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 27.
|
|
| 1
|
|
|
| Особенности изучения генетики человека
| 2-4
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 27.
|
|
| 1
|
|
|
| Практическое занятие № 1 «Решение генетических задач и составление родословных»
| 2-6
| практикум
| 2а 12, ОИ 1 С. 142- 143
|
|
|
| Эксп.наблюдение и оценка выполнения ПЗ № 1
|
|
| Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».
| 2-8
| комбинир. урок практикум
| ОИ 1 § 28,
§ 29.
| Вопросы на с. 151
| ОИ 1
§ 28, § 29.
| 1
| Устный фронт. опрос Эксп.наблюдение и оценка выполнения ЛР № 3
|
|
| Селекция растений, животных, микроорганизмов.
| 2-10
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 31- § 33.
| Вопросы на с.161
| ОИ 1
§ 31- § 33.
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| РАЗДЕЛ 5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.
| 20
|
|
|
|
| 9
|
|
|
| Представление о развитии жизни на Земле в додарвиновский период.
| 2-12
| лекция
| 2а 4,5,6, ОИ 1
Глава 12 § 34
| Вопросы на с.170
| ОИ 1
Гл 12 § 34
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Учение Дарвина об искусственном и естественном отборе.
| 2-14
| комбинир. урок
| 2а 7, ОИ 1
§ 35 - 37.
| Вопросы на с.178
| ОИ 1
§ 35 - 36.
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Естественный отбор – основная движущая сила эволюции
| 2-16
| комбинир. урок
| 2а 7, ОИ 1
§ 35 - 37.
| Вопросы на с.178
| ОИ 1
§ 37.
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Лабораторная работа № 4 Изучение способов адаптации организмов к среде обитания
| 2-18
| комбинир. урок практикум
| ОИ 1
§ 38 - 40.
| Вопросы на с.178
Сделать выводы
| ОИ 1
§ 38 - 40.
| 1
| Эксп.наблюдение и оценка выполнения ЛР № 4
|
|
| Видообразование как результат микроэволюции.
| 2-20
| комбинир. урок
| ОИ 1
Глава 15
| Вопросы на с.201, § 41, 42
| ОИ 1
Глава 15
| 1
| тест
|
|
| Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.
| 2-22
| комбинир. урок
| ОИ 1
Глава 17
§ 43
| Вопросы на с.211
| ОИ 1
Глава 17
§ 43
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Основные закономерности биологической эволюции
| 2-24
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 44
|
|
| 1
| Устный фронт. опрос
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое
| 2-26
| видеоурок
| ОИ 1 Глава 18
| Воп на с.226
| ОИ 1 Глава 18
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
| 2-28
| комбинир. урок
| ОИ 1
Глава 18
|
|
|
| Устный фронт. опрос
|
|
| Происхождение человека
| 2-30
| видеоурок
| 2а 8, ОИ 1
§ 45 - § 47.
| Вопросы на с.236
| ОИ 1
§ 45 - § 47.
| 1
| тест
|
|
| РАЗДЕЛ 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ.
| 14
|
|
|
|
| 5
|
|
|
| Биосфера, ее структура и функции.
| 2-32
| вводный урок
| ОИ 1
§ 48 - § 49.
| Вопросы на с.246
| ОИ 1
§ 48 - §49.
| 1
| Устный фронт. опрос
|
|
| Основные понятия экологии
| 2-34
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 50
| Вопросы на с.256
| ОИ 1
§ 50
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Абиотические и биотические факторы среды.
| 2-36
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 50
| Вопросы на с.256
| ОИ 1
§ 50
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Жизнь в сообществах.
| 2-38
| комбинир. урок
| ОИ 1 § 55
| Вопросы на с.266
| ОИ 1
§ 52, 53
|
| Устный фронт. опрос
|
|
| Результаты воздействия человека на биогеоценозы и их последствия
| 2-40
| комбинир. урок
| ОИ 1
§ 56 - 57
| Вопросы на с.289
| ОИ 1
§ 55
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| Рациональное природопользование. Ноосфера.
| 2-42
| урок-диспут
| 2а 9, 10, ОИ 1
§ 52-54
| Вопросы на с.298
| ОИ 1
§ 56 - 57
|
| доклады
|
|
| Бионика. Генная инженерия.
| 2-44
| урок-диспут
| ОИ 1
Глава 23
| Вопросы на с.305
| ОИ 1
Глава 23
| 1
| Индивидуальные задания
|
|
| 2 семестр
| 44
|
|
|
|
| 18
|
|
|
| Итого
| 78
|
|
|
|
| 32
|
|
|
Материально-техническое обеспечение занятий Таблица 2а
№ п/п
| Материально-техническое обеспечение занятий
| 1
| 2
|
| В/ф о многообразии жизни на Земле.
|
| В/ф Вирусы – неклеточная форма жизни
|
| В/ф О закономерностях генетики
|
| В/ф Карл Линней
|
| В/ф Жан Батист Ламарк
|
| В/ф Чарльз Дарвин
|
| В/ф Прав ли Дарвин
|
| В/ф Происхождение человека
|
| В/ф Абиотические факторы среды
|
| В/ф Паразиты
|
| Лабораторный практикум по общей биологии
|
| Методическая разработка «Решение задач по генетике»
|
| Таблица №1 Теории происхождения жизни
|
| Таблица №2 Химический состав клетки
|
| Таблица №3 Структура Белка
|
| Таблица №4 Структуры органических соединений клетки
|
| Таблица №5 Энергетический обмен в клетке
|
| Таблица №6 Строение прокариотической клетки
|
| Таблица №7 Митоз
|
| Таблица №8 Мейоз
|
| Таблица №9 Эмбриональное и постэмбриональное развитие животных
| Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п
| Источник
| ОИ 1
| Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учеб.для студентов средних спец. учеб. Заведений [Текст] /С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. – М.: Высшая шк.; 2009. – 317 с.: ил
| ОИ 2
|
| ОИ 3
|
|
|
|
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п
| Источник
| ДИ 1
| Мамонтов, С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. [Текст] /С.Г.Мамонтов. – М.: Высшая шк.; 2008. – 435 с.
| ДИ 2
| Мишина, И.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. [Текст] / И.В.Мишина - М.: Просвещение, 1984.
| ДИ 3
| Муртазин, Г.М. Задачи и упражнения для самостоятельной работы по общей биологии. [Текст] / Г.М. Муртазин - М.: Просвещение, 1984.
| ДИ 4
| Пензин, А.С. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОДБ. 07 Биология, 2013
| ДИ 5
| Пензин, А.С. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий по учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОДБ. 07 Биология, 2013
|
Интернет-ресурсы (И-Р)
Таблица 2в
|