Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС







НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС
страница1/7
Дата публикации10.06.2015
Размер1.13 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Спорт > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан ФФКиС

_________________ О.В. Смирнов

«____»_____________ 2009 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф. 16

Технология физкультурно-спортивной деятельности


  1. Цели и задачи дисциплины.


Цель дисциплины:

- сформировать у студентов знания и умения по построению занятий базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить студентов с теоретико-методическими особенностями построения занятий по базовым видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, подвижные и спортивные игры, единоборства, туризм);

  • практическая реализация положений теории физической культуры и спорта с учетом специфики базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;

  • обучение студентов профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта на предметной основе базовых видов физкультурно-спортивной деятельности.




  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать:

- факторы, определяющие профессиональное мастерство в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;

- особенности методики воспитания силовых, скоростных, скоростно-силовых координационных способностей выносливости и гибкости;

- содержание формы, методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;

- закономерности тренировки в базовых видах и её построения;

- проблема периодизации тренировочного процесса;

- принципы организации соревновательной деятельности;

-принципы организации работы физкультурно-спортивной организации, спортивного клуба, коллектива физической культуры.

Студент должен уметь:

      • использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

      • планировать, организовывать учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность;

      • организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

      • организовывать и проводить соревнования по базовым видам спорта;

      • организовывать и проводить туристические мероприятия;

      • соблюдать технику безопасности и проводить мероприятия по предупреждению травматизма при занятиях базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.



Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

524

45

45

68

90

86

70

48

40

32

Аудиторные занятия

446

40

40

60

80

76

60

38

30

22

Лекции































Практические занятия (ПЗ)































Семинары (С)































Лабораторные работы

446

40

40

60

80

76

60

38

30

22

И другие виды аудиторных занятий































Самостоятельная работа

78

5

5

8

10

10

10

10

10

10

Курсовой проект































Расчетно-графические работы































Реферат

-




























И другие виды самостоятельной работы

-




























Вид итогового контроля
(зачет, экзамен)

зачет

зач

зач

зач

зач

зач

зач

зач

зач

зач


4. Содержание дисциплины:
4.1. Тематический план

Разделы дисциплины


Кол-во часов, всего

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Гимнастика

45

45

























2. Спортивные и подвижные игры:

203




























- подвижные игры

24







24



















- баскетбол

45




45






















- волейбол

44







44



















- футбол

90










90
















3. Лыжный спорт

86













86













4. Легкая атлетика

70
















70










5. Плавание

48



















48







6. Туризм и ориентирование

40






















40




7. Единоборствa

32

























32




524

зач.

зач.

зач.

зач.

зач.

зач.

зач.

зач.

зач.


4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. семестр

Гимнастика

ГИМНАСТИКА КАК СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Гимнастика как исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания и её основные задачи. Характеристика групп гимнастических упpaжнeний: строевых, вольных, прикладных, акробатических, прыжков, на снарядах, художественной и ритмической гимнастики, под­вижных игр и эстафет и их специфических образовательных, вос­питательных и оздоровительных возможностей. Методические осо­бенности гимнастики.

Виды гимнастики и характеристика их как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на зани­мающихся.

1 группа — оздоровительные виды: гигиеническая и вводная гимнастика, физкультурная минутка и физкультурная пауза, ле­чебная и ритмическая гимнастика.

2 группа — образовательно-развивающие виды: основная гим­настика, женская, атлетическая, профессионально-прикладная гимнастика.

3 группа — спортивная: спортивно-массовые и спортивные виды (спортивная и художественная гимнастика, спортивная ак­робатика и аэробика).

Значение и место гимнастики в системе физического воспи­тания и в Единой спортивной классификации.

Гимнастика как учебная и научная дисциплина. Требования к специалисту физической культуры и спорта, ведущему занятия по гимнастике.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИМНАСТИКИ

Про­исхождение гимнастики и основные закономерности её развития. Гимнастика у древних народов, в античном обществе и в средние века. Гимнастика в новое и новейшее время. Возникновение на­циональных буржуазных систем гимнастики: немецкой, француз­ской, шведской, сокольской. Гимнастика в России.

Рабочие спортивно-гимнастические клубы и объединения.

Возникновение школьной гимнастики и её развитие в странах Западной Европы и дореволюционной России. Гимнастика в шко­ле, единство умственного, физического и технического обучения. Система физического образования детей школьного возраста П.Ф. Лесгафта.

Развитие гимнастики в Советский период и в России (с 1991 Участие советских и российских гимнастов в чемпионатах Европы, мира, Играх доброй Воли, Олимпийских играх. Современные тенденции развития гимнастики.

гимнастическая терминология

Гимнастическая терминология как компонент системы спортивной терминологии; её значение и краткая история развития. Обзор развития гимнастической терминологии.

Требования, предъявляемые к терминологии. Способы обра­зования терминов и правила их применения. Правила сокращённого описания упражнений. Формы записи упражнений: обобщённая, конкретная, сокращённая, графическая.

Терминология записи общеразвивающих упражнений: для наименования положений и движений руками (основные, промежу­точные направления, согнутыми руками, круговые и дугообразные движения); ногами (основные согнутыми ногами, стойки на [прямых и согнутых ногах, переходы из стоек и возвращение в I исходное положение); головой и туловищем (наклоны, повороты, круговые движения, упоры, седы, равновесия).

Правила записи общеразвивающих упражнений.

Терминология и правила записи акробатических упражнений.

Терминология и правила записи упражнений художественной гимнастики.

Терминология и правила записи вольных упражнений и упражнений на гимнастических снарядах.

Особенности применения терминологии во время занятий гим­настикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Словарь основных гимнастических терминов.

Запись 6-8 общеразвивающих упражнений, выполняемых из различных исходных положений, включая основные и промежу­точные положения рук и ног, круговые движения руками, накло­ны и повороты туловища, седы, упоры, приседания, махи нога­ми, выпады и т.п., выполняемые последовательно и одновремен­но. Проверка правильности записи упражнений.

Запись упражнений на снарядах гимнастического многоборья (мужчин и женщин), выполняемых отдельными студентами (же­лательно гимнастами), по заданию преподавателя в объёме прой­денного материала с дальнейшей проверкой правильности запи­си упражнений.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

Предупреждение травматизма — одно из основных условий успешного обучения гимнастическим упражнениям.

Требования к функциональному состоянию организма зани­мающихся; роль анализаторных (сенсорных) систем, психичес­ких и личностных свойств при разучивании гимнастических уп­ражнений.

Причины возникновения травм: нарушение основных прин­ципов и методов обучения, спортивной тренировки и правил организации занятий, недостаточный медицинский контроль за физическим состоянием занимающихся, нарушение санитарно-гигиенических условий, плохое состояние места занятий, несо­ответствие формы одежды и обуви, отсутствие дисциплины и недостатки в воспитательной работе с занимающимися; недооцен­ка и неправильное применение приёмов страховки и помощи; нарушение правил техники безопасности.

Правила оказания первой помощи при травмах.

Профилактика травматизма.

Страховка и помощь как мера предупреждения травм и метод обучения. Виды страховки и помощи. Основные требования, предъявляемые к страхующему.

Особенности страховки и помощи при выполнении упражне­ний на различных гимнастических снарядах и в вольных упражне­ниях.

Обучение студентов и гимнастов приёмам страховки и помо­щи.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ В ШКОЛЕ

Место, задачи и содержание гимнастики в школьных программах по физическому воспитанию.

Урок гимнастики, его разновидности по педагогическим задачам и структуре. Требования к уроку.

Задачи, средства и требования к проведению отдельных частей урока.

Плотность урока. Методы и приёмы регулирования функцио­нальной и психической нагрузки занимающихся.

План-конспект урока.

Особенности методики проведения уроков гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Организация урока.

Оценка и учёт успеваемости учащихся.

Организация, содержание и методика проведения гимнастики в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутка, подвижная перемена, и др.

Особенности организации, содержание и методика проведе­ния внеклассной работы по гимнастике.

Самостоятельные формы занятий гимнастикой (зарядка, выполнение домашних заданий, индивидуальные тренировки), их организация, содержание и методика проведения.

Взаимосвязь различных форм занятий гимнастикой.

Места занятий (залы, помещения) и их оборудование. Гимнастические снаряды массового типа (нестандартное оборудование).

Практический разбор материала по гимнастике, включённого в комплексную программу по физическому воспитанию с 1 до 11 класс общеобразовательной школы. Техника выполнения, методика обучения движениям, страховка и помощь. Особенности работы по гимнастике в различных классах общеобразовательной школы.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГИМНАСТИКЕ

Планирование учебной работы по гимнастике в школе, его значение и задачи. Виды планирования: текущее, календарное, перспективное. Особенности планирования работы в гимнасти­ческих секциях и отделениях ДЮСШ.

Основные документы планирования: план работы, учебный план, программа, рабочая программа, рабочий план, конспект урока, их методика составления.

Индивидуальное планирование.

Учёт учебной работы, его значение и задачи. Предваритель­ный, текущий и итоговый учёт.

Особенности планирования учебного материала по гимнасти­ке в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Техника гимнастических упражнений и общие закономернос­ти, лежащие в её основе. Проявление всех форм движения мате­рии в произвольных движениях человека. Специфические особен­ности работы двигательного аппарата, анализаторных систем, систем энергообеспечения, психических и личностных свойств гимнаста при овладении гимнастическими упражнениями.

Особенности проявления законов механики, анатомии, фи­зиологии, психологии в овладении гимнастическими упражнениями. Биомеханика и причины её возникновения. Психобиомеханика.

Статические упражнения. Устойчивое, неустойчивое, безраз­личное и ограниченно-устойчивое равновесие. Плечо и момент силы тяжести.

Динамические упражнения. Инерция и момент инерции. Ко­личество движения и момент количества движения. Закон сохра­нения энергии, количества движения, момент количества дви­жения.

Реактивное движение, реактивная сила. Хлёстовые движения.

Вращательные движения в условиях опорного и безопорного положения тела.

Отталкивание, приземление.

Силовые и маховые движения. Динамическое равновесие.

Последовательность анализа техники гимнастических упраж­нений. Анализ техники наиболее сложных упражнений програм­мы, особенности проявления законов биомеханики, анатомии, физиологии, психологии при овладении ими; обоснование мето­дики обучения.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Теория отражения — методологическая и теоретическая осно­ва процесса обучения. Особенности использования чувственной, рациональной и практической форм познания при обучении гимнастическим упражнениям детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Индивидуальный и личностный подход к изучению гимнастическим упражнениям.

Обучение. Необходимость обучения детей и взрослых гимнастическим упражнениям. Научность обучения и его воспитатель­ное значение.

Умения и навыки в гимнастике. Специфические особенности Методики формирования двигательных навыков в гимнастике. Способности гимнастов.

Диалектическая взаимосвязь знаний, умений, навыков и способностей гимнастов. Обучение гимнастическим упражнениям: создание представления об упражнении, разучивание упражнений, закрепление и совершенствование техники исполнения гимнастического упражнения. Реализация принципов дидактики в процессе обучения гимнастическим упражнениям.

Методы, приёмы и условия обучения. Воспитание занимающегося в процессе обучения гимнастическим упражнениям.

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ГИМНАСТОВ

Определение понятия «тренировка», её цель и основные средства их достижения. Естественнонаучные основы спортивной тренировки юных гимнастов.

Этапы подготовки юных гимнастов: а) предварительная подготовка; б) начальная; в) специальная; г) спортивное совершенствование; д) высшее мастерство. Циклы, периоды тренировки. Планирование круглогодичного учебно-тренировочного процесса: перспективное, годовое, oпeративное.

Методы изучения (оценки) и развития двигательных и психических способностей у юных гимнастов. Прогнозирование способностей у юных гимнастов, спортивная ориентация, консуль­тация, отбор.

Планирование и учёт интенсивности физической и психичес­кой нагрузки юных гимнастов.

Педагогический контроль в ходе учебно-тренировочных заня­тий, в течение года, периода тренировки за степенью утомления состоянием здоровья, функциональным состоянием организма психики юных гимнастов.

Формы и средства воспитательной работы с юными гимнас­тами.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГИМНАСТИКЕ

Педагогическое и агитационное значение соревнований по гимнастике.

Положение о соревнованиях. Заявки.

Значение правил соревнований. Характер соревнований. Про­грамма соревнований. Порядок выступления в квалификацион­ных, командных и личных соревнованиях. Участники и победите­ли финальных соревнований по многоборью и в отдельных видах.

Права и обязанности участников соревнований, представите­лей команд и тренеров. Состав судейской коллегии. Главная су­дейская коллегия. Апелляционное жюри. Просмотровая комиссия. Права и обязанности судей.

Комендант соревнований и обслуживающий персонал. Поря­док проведения соревнований.

Оценка упражнений. Классификация ошибок и шкала сбавок.

Общие требования к соревнованиям мужчин и женщин.

Особенности судейства обязательных и произвольных упраж­нений у мужчин и женщин.

Классификация трудности гимнастических элементов и соеди­нений, определение трудности композиции.

Методика и техника судейства.

Работа секретариата. Предварительный этап подготовки к со­ревнованиям. Работа секретариата во время соревнований. Осо­бенности работы секретариата на финальных соревнованиях. Ра­бота секретариата на заключительном этапе соревнования. Отчёт­ная документация.

Информация в процессе соревнований.

С|одержание классификационных программ по спортивной гимнастике.

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Основные понятия, управление строем, правила подачи ко­манд, форма рапорта, строевые приемы, расчет строя, повороты на месте и в движении. Перестроения, ходьба, передвижения, фи­гурная маршировка. Размыкания, бег, быстро чередуемые прыж­ки. Упражнения на внимание, игры и эстафеты.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ОРУ)

Без предметов и с предметами, индивидуальные, парные, вдвоем и в сопротивлении, групповые, на гимнастической стен­ке и у стенки, на гимнастической скамейке и со скамейкой, с гантелями, с набивными мячами, с гимнастическими палками, с резиновыми мячами, скакалкой и обручем, с элементами рит­мической гимнастики, у опоры и вне ее, с элементами хореогра­фии и художественной гимнастики. Изучение ритмических рисун­ков. Составление студентами комплексов ОРУ. Учебная практика в проведении ОРУ.

ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Переползание, переноска партнера и груза. Лазание по гимнас­тической стенке, скамейке, лестнице и канату. Способы остановок на канате — завязывание. Равновесие, метание, простые прыжки.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Группировки, перекаты, кувырки, перевороты, равновесие, стой­ки, мост, опускания, перемахи, поддержки, седы, шпагаты. Со­единения из акробатических элементов.

ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (В/У)

Вольные упражнения на 32—48 счетов (учебная комбинация) с включением различных движений руками, ногами, туловищем, головой и простейших акробатических элементов. Учебная ком­бинация на 32—48 счетов с включением движений, различных по ритму, характеру и направленности, акробатических элементов, прыжков, танцевальных движений. Составление студентами воль­ных упражнений на 32 счета из ранее пройденных элементов. Методика изучения вольных упражнений. Изучение экзаменаци­онных вольных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЕ — МАХИ

Перемахи и круги в смешанных упорах. Взмахи ногами, перемахи, круги, скрещения, соскоки. Составление студентами комбинаций из ранее пройденных элементов. Учебная комбинация из пройденных элементов. Изучение зачетных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ НА КОЛЬЦАХ

Техника выполнения и методика обучения. Висы и упоры смешанные и простые. Размахивание, выкруты, опускания и спады, Подъемы, обороты и соскоки. Учебная комбинация из пройденных элементов. Составление студентами комбинаций из ранее изу­ченных элементов. Изучение зачетного упражнения.

ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Прямые и боковые через коня с ручками, козла и коня, установленные продольно и поперек. Прыжки через комбинированные снаряды. Изучение зачетного упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Смешанные и простые висы и упоры. Виды упоров. Размахива­ете, круги и повороты. Подъемы, кувырки, стойки, опускания, перемахи, соскоки. Учебная комбинация из пройденных элементов. Составление студентами комбинаций из ранее изученных элементов. Изучение зачетного упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь.

Перекладина (низкая) — смешанные и простые висы и упоры, перемахи, повороты, обороты, спады, подъемы, соскоки. Учеб­ная комбинация из пройденных элементов. Составление студентами комбинаций из ранее изученных элементов.

Перекладина (высокая) — висы (хват), размахивания, обороты, подъемы, движения махом, соскоки. Учебная комбинация из Пройденных элементов. Составление студентами комбинаций из ранее изученных элементов. Изучение зачетного упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Смешанные висы и упоры, седы и перемахи, повороты, подъ­емы, обороты, спады, опускания, равновесие, соскоки. Учебная комбинация из пройденных элементов. Составление студентами комбинаций из ранее изученных элементов. Изучение зачетного упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ

Техника выполнения, методика обучения, страховка и помощь. Вскоки, статические положения, передвижения, повороты, прыж­ки, кувырки, соскоки. Учебная комбинация из пройденных эле­ментов. Составление студентами комбинаций из ранее изученных элементов. Изучение зачетного упражнения.

МАССОВЫЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПРАЗДНИКИ

Гимнастические выступления и праздники как средство ре­шения задач нравственного воспитания молодёжи, как форма социальной активности широких масс населения.

Агитационное и педагогическое значение гимнастических выступлений и праздников, их идейная направленность, народность, красочность.

Краткий исторический обзор гимнастических выступлений и праздников.

Задачи и содержание гимнастических выступлений в общеоб­разовательной школе, летнем лагере: индивидуальные, группо­вые, массовые, спортивно-гимнастические выступления. Особен­ности их подготовки и проведения с различными возрастными группами. Тема праздника. Сценарий, план и методика его со­ставления, подбор упражнений.

Особенности подготовки и проведения гимнастических выс­туплений на сцене.

Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступлений.

Применение технических средств.

Роль учителя физической культуры и школьного обществен­ного актива в организации и проведении гимнастических выступ­лений и праздников


  1. семестр

Спортивные и подвижные игры

Баскетбол

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПО КУРСУ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Введение в предмет. Знания, умения и навыки в области спортивных игр и их место в структуре деятельности педагога по физической культуре и спорту.

Спортивные игры в системе физического воспитания: уроки в школах, вузах и др. массовые формы физкультурно-оздоровитель­ной работы, подготовка спортивных резервов, спорт высших до­стижений — игровые виды спорта.

Структура предмета спортивных игр, программные установки.

Основные понятия и терминология, принятые в спортивных играх и согласованные с курсом теории и методики физического воспитания и спорта.

ИГРОВАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ИГРОВАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игровая деятельность: характеристика, возникновение и эво­люция.

Формы игровой деятельности. Игровая деятельность с «двига­тельным содержанием».

Игровая и спортивная деятельность. Игра и спорт. Специфика игровых видов спорта.

Влияние игровой двигательной деятельности на организм за­нимающихся.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ ВБАСКЕТБОЛ, ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ, РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Обучение технике игры в баскетбол Развитие физических качеств, специ­фических для баскетбола, как предпосылки для успешного овладения техникой. Последовательность изучения приемов баскетбола в нападении и защите.

Обучение тактике баскетбола. Развитие специальных физических способностей и освоение техники, как предпосылки успешного совладения тактикой. Формирование тактических умений в процессе подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике. Упражнения по тактике. Игровые упражнения

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАСКЕТБОЛА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Характеристика баскетбола как эффективного средства физического воспитания и как вида спорта. Терминология.

Возникновение и развитие баскетбола в России и за рубежом. Соревнования по баскетболу, эволюция правил игры, техники, тактики. Сильнейшие команды в мире и в России. Перспективы развития баскетбола. Техника игры. Приемы игры в нападении. Приемы игры в защите. Классификация техники.

Тактика баскетбола. Командные, групповые, индивидуальные так­тические действия в нападении и защите. Классификация такти­ки.

Взаимосвязь техники и тактики в игровой соревновательной деятельности.

Физические качества и функциональные особенности баскетболиста.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ. УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СЕКЦИИ И СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

Обучение навыкам баскетбола на уроках физической культуры в школе, на занятиях в вузе. Постановка задач, выбор средств и методов, способов организации занимающихся.

Тренировочные занятия по баскетболу в школе, вузе, спортивной школе, спортивных клубах.

Игровые упражнения для перемен, дней здоровья и спорта в школе, по месту жительства учащихся.

Проведение массовых соревнований по баскетболу в школе, летнем лагере, по месту жительства учащихся, в местах отдыха.

Особенности проведения занятий и соревнований с занима­ющимися различного возраста и подготовленности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БАСКЕТБОЛУ РАЗЛИЧНОГО МАСШТАБА. МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА

Структура соревнований по баскетболу в возрастном аспекте и по уровню квалификации. Планирование соревнова­ний.

Правила соревнований по баскетболу. Методика судей­ства. Организация соревнований, документы для проведения со­ревнований. Способы розыгрыша, учет результатов.

Практические занятия:

Обучение технике игры. Техника нападения. Стойка баскетбо­листа (ноги параллельно на одной линии, одна нога выдвинута вперед). Передвижения приставными шагами лицом вперед, впра­во, влево, спиной вперед. Прыжки толчком одной ноги, двух ног. Остановки прыжком я двумя ногами. Повороты на месте, вперед, назад. Сочетание способов перемещения. Подготовительные уп­ражнения, упражнения по технике.

Ловля мяча двумя руками: на уровне груди; «высокого мяча»; с отскоком от пола; на месте и в движении. Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике.

Передача мяча двумя руками: от груди; с отскоком от пола. Передача мяча одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Передача мяча на месте, при встречном и поступательном движении. Подготови­тельные, подводящие упражнения. Упражнения по технике.

Бросок мяча с места: двумя руками от груди; двумя руками сверху; одной рукой от плеча; одной рукой сверху. Бросок мяча одной рукой сверху в движении. Штрафной бросок. Бросок мяча одной рукой сверху в прыжке. Подготовительные, подводящие упражнения, упражнения по технике.

Ведение мяча: с высоким отскоком; с низким отскоком; с «изменением скорости передвижения; с изменением направления движения, с обводкой препятствия. Подготовительные, подводя­щие упражнения, упражнения по технике.

Техника защиты. Стойка защитника с выставленной ногой вперед, со ступнями на одной линии. Передвижение в защитной стойке лицом и спиной вперед, боком (правым, левым) вперед. Подготовительные упражнения, упражнения по технике.

Вырывание, выбивание, перехват мяча. Накрывание мяча спе­реди при броске в корзину. Подготовительные, подводящие уп­ражнения, упражнения по технике.

Обучение тактике игры. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Без мяча: выход на свободное место с целью освобожде­ния от опеки защитника и получения мяча. С мячом: выбор способа ловли, передачи, броска, ведения мяча. Методика обучения.

Групповые действия. Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи», трех игроков «треугольник». Методика Обучения.

Командные действия. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. Методика обучения.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места по ношению к игроку без мяча и с мячом. Противодействие выхода свободное место для получения мяча. Противодействие при бросках мяча в корзину. Выбор момента для применения вырывания, выбивания, перехвата мяча. Методика обучения. Групповые действия. Взаимодействие двух игроков — «подстраховка». Методика обучения тактике.

Командные действия. Личная система защиты. Зонная система защиты 2—1—2; 2—3. Методика обучения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">