Отзыв научного





Скачать 487.03 Kb.
НазваниеОтзыв научного
Дата публикации27.06.2013
Размер487.03 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Спорт > Реферат

Реферат

"Возникновение и развитие борьбы дзюдо как стройной системы воспитания человека".
отзыв

научного руководителя на реферат соискателя Боброва 0.Г. по теме: "Возникновение и развитие борьбы дзюдо как стройной системы воспитания человека".

Реферат написан Бобровым Олегом Григорьевичем, соискателем кафедры "Теория физической культуры и валеология"(ТФК и В) по теме "Возникновение и развитие борьбы дзюдо".В реферате рассматриваются проблемы возникновения и развития борьбы дзюдо, техника борьбы и ее отличие от других видов единоборств. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию дзюдоистов.

По содержанию реферата следует отметить, что перевод сделан достаточно квалифицированно; смысл переведенных статей и книг понятен, терминология соответствует общепринятой.

Научный руководитель

проф., д. п. н., профессор Л.А.Семенов
Подпись научного руководителя удостоверяю:

Декан факультета физической культуры Л.А.Рапопорт

  1. Общественно-политическая обстановка в Японии

на период возникновения борьбы дзюдо.
Рождение дзюдо не случайно совпадает по времени с эпохой величайших перемен в политической и экономической жизни Японии, превративших отсталую феодальную страну на окраине цивилизованного мира в могучую империалистическую державу. В 1868г. под натиском сторонников радикальных реформ рухнуло трехсотлетнее правление сёгуната Тогугава. Реставрация автократии в лице восшедшего на престол императора Мейдзи повлекло за собой крушение многих феодальных институтов и проведение буржуазных преобразований в самых различных областях общественной деятельности. Пали незримые стены законов, ограждавших страну от контактов с иноземцами. Из Англии, Франции, Германии, Америки и России хлынул на Японские острова поток научно-технической информации, которая быстро впитывалась и применялась на практике. Аграрная реформа подорвала основы крупного помещичьего землевладения. Распалась феодальная система сюзеренитета, и навеки прекратили существование самурайские кланы во главе с владетельными дайме.

В связи с созданием регулярной армии были распущены княжеские дружины, и тысячи служивых самураев, лишившихся надежного места, пополнили ряды ронинов - самураев без места службы. Указ 1871 г. отменил их право на ношение мечей, фактически уравняв ронинов с представителями третьего сословия. Заговоры оппозиции, как и отчаянно смелая попытка мятежа, предпринятая Сайго Такамори, даймё южного княжества Сацума, не могли спасти самурайство от упадка и вырождения. Япония решительно повернула на буржуазный путь развития.

Часть ронинов устремились в большие города и, используя разностороннее образование, влилась в массу городской интеллигенции. Бывшие мастера фехтования и стрельбы из лука переквалифицировались в учителей, врачей и инженеров. Наиболее преданные своему делу, скрепя сердцем и смирившись с потерей престижа, пошли на службу в имперскую армию, где им пришлось сменить парадное хаори и хакама с гербом на суконную форму с маленькими нашивками.

Однако многие самураи и прежде всего наставники различных школ дзю-дзюцу, которых насчитывалось к тому времени до семисот, не пожелали менять профессии. Играя на запрещении носить оружие и используя естественную для периода смуты тягу народа к традиционным духовным ценностям, они развернули небывалую по размаху пропаганду национальной борьбы. Школы дзю-дзюцу росли как грибы, привлекая сотни учеников. Различные направления и секции безжалостно соперничали друг с другом, охотно прибегая к физической расправе с противниками. Рядом с настоящими мастерами благополучно уживались шарлатаны и дилетанты. Своего рода демпинг дзю-дзюцу, в конечном счете, привел к его профанации. В 1868 году поддержка академий боевых искусств со стороны государства иссякла, и большинство из них закрылось. Более того, с переходом страны к западному образу жизни, большая часть японцев потеряла интерес к классическим боевым искусствам.

Прежнее устройство Японии стало быстро разрушаться с подписанием Договора Канагавы 31 марта 1854 г. В это время поразительных перемен и огромных испытаний, когда политическому строю Японии предстояло претерпеть полное преображение в течении_нескольких десятилетий и родился в Микагэ Дзигаро Кано/28 октября 1860г./, человек, которому было суждено спасти старинные воинские искусства от поругания и позора.

Духовная атмосфера, из которой Д.Кано вступил в историю физической культуры и спорта, была пересечением различных философий и религий: таоизма, кунфуцианства, шинтоизма и видоизмененного китайского буддизма в виде дзэна.

Д.Кано был типичным азиатом - молчаливый, скромный, внешне не слишком выразительный, но всегда создающий впечатление абсолютно уравновешенного человека. Как личность, проникнутая высокой степенью идеализма и религиозных чувств, он обладал огромным духовным капиталом, который на протяжении всей его жизни был не заменимым достоянием. Благодаря его работе, неутомимости, а также дипломатии и пропагандированию, дзюдо стало одним из олимпийских видов спорта, а шаги большого сигана по "мягкому пути" записаны золотыми буквами в историю боевых искусств.

Дзигаро Кано не был физически крепким, поэтому старался развиваться не только духовно, но и физически. От своих родителей он унаследовал чрезвычайно волевой характер. Во время поисков хорошего мастера он встретился с самураем Тэйносоги Яги, который рекомендовал ему упражняться у мастера дзю-дзюцу Гатиноку Фукуда из школы Рю Тэнтин

Синье.

Вскоре мастер Фукуда безвременно умер и Д.Кано попытал счастье в другом Додзе. Ему повезло в Додзе Рю Кито, где у мастера Масамота через некоторое время он становится учеником Дзибуко Цунетоки. В 1888 г мастер Цунетоки умирает и завещает Кано все свои записи с надеждой, что тот будет достойным продолжателем традиций Рю Кито.

Упражнения и тренировки боевых техник имели благодатное влияние на духовное и физическое развитие Д.Кано. Из щуплого юноши он стал мускулистым атлетом. Из некоторых дневников ясно, что уже с 15 лет дзюдо стало для него жизненным идеалом. Первым серьезным для него шагом стала самостоятельность -- в 1882 году у него было в буддийском храме Эйсо в Токио 12 татами и 9 учеников, которых он сам обучал техники дзюдо. В 1886г. в его Додзе занималось 112 человек, что говорит об интересе, который вызывало его обучение. Кано определил путь, на котором можно оживить японские традиции. Свою собственную школу Д.Кано назвал: Кадо-Кан Дзюдо./Храм постижения Пути/.

Д. Кано понимал, что в период реформ возникла опасность, что японцы в своей опрометчивой погоне за модернизацией и стремлением превзойти Запад, могут потерять свою собственную культуру. Он считал, что традиционные японские боевые искусства представляют собой живые формы, достойные сохранения и верил, что их необходимо сохранить как культурную драгоценность Японии.

Считается, что технический комплекс приемов Кадокана был завершен в 1887г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией дзюдо, и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Кано продолжал работу еще долгие годы. Окончание этого труда знаменовалось созданием в 1922 г. культурного общества Кодо-Кан бунка кёкай, лозунгами которого стали заповеди Кано: " Наиболее результативное приложение силы" (Сэйреку дзэньё) и "Взаимное благоденствие" (Дзита кеэй).

Д.Кано старался изменить способ жизни молодежи, которая с потерей традиций предалась упадническим настроениям. Помимо обучения в высшем ученом заведении, Д. Кано увлекался европейской физической культурой, что в Японии было совершенно новым. Он был свидетелем провала внедрения для студентов привелегированных высших учебных заведений системы физического воспитания основанной на немецкой гимнастике. Ознакомление с теорией физической культуры и возникающих спортивных дисциплин в 19 столетие повлияло на его мышление настолько, что он задумался над

созданием системой физического воспитания, в которой были бы включены и элементы боевых искусств. Кадокан определил направление по которому должна идти японская физическая культура.
2. Основы педагогической системы, заложенные в дзюдо ее основателем Д.Кано.
Итак, в 1882 г. молодой педагог Д.Кано организовал в Токио новую школу, в которой стал преподавать дзюдо. Стержнем введенной им программы занятий были так называемые мягкие способы самообороны, отобранные из большого количества приемов самообороны различных школ дзю-дзюцу, а так же отдельных элементов других национальшх видов борьбы Японии.

Создавая новую систему физического воспитания, Д. Кано понимал, что изменение только арсенала приемов не означает принципиального изменения направления воспитательной работы. Поэтому он приступил к разработке философских основ новой педагогической системы. Прежде всего новую систему он назвал дзюдо, чтобы выделить в ней первостепенную роль духовных, нравственных и морально-этических начал, способствующих совершенствованию личности занимающихся. Как говорил Кано: "Дзюдо-это гибкий путь к эффективному использованию духа и тела". Основная концепция педагогической системы Д.Кано - неразрывное единство трех культур: физической, моральной и интеллектуальной. Эти категории в философии Кано неоднозначны, а составляют иерархическую лестницу: на первой ступени - физическая культура как фундамент формирования личности, на втором уровне - моральная культура, выражающаяся в активности жизненной позиции, на третьем - интеллектуальная культура, которая делает жизнь личности в обществе полезной и содержательной.

Здоровое тело, по Кано, не только условие для существования, но и основа умственной и духовной деятельности. Прекрасное здоровье ничто, если его обладатель бесполезен для общества. Отсюда первый принцип философии Кано:"стремится содействовать процветанию и прогрессу общества". Логически это выражалось так:

- занимаясь физическим развитием тела и укрепляя здоровье, я строю фундамент своей личности;

- развивая и всесторонне совершенствуя свою личность, я строю фундамент благоустройства всего общества в целом.
Этот принцип выражается тезисом "совершенствуя себя, служить обществу". Смысл жизни человека, по Д.Кано, заключается в служении обществу, а для этого надо предварительно выработать и заложить прочный фундамент своей собственной жизни. Тезис "служения обществу" у Д.Кано означает жить единой жизнью с обществом на основе взаимопомощи и взаимных уступок. По мнению Д.Кано, эта идея может помочь решить многие социальные проблемы общества и человечества в целом. Пропаганда этой идеи в Японии вызвала быстрый рост популярности дзюдо и созданной школы Кадокан, которая впоследствии выросла в институт с мировой известностью, а преподавание дзюдо включено в программу общеобразовательных школ, колледжей, университетов.

Второй основополагающий принцип педагогической системы Д. Кано: максимально эффективное использование энергии личности или принцип максимальной эффективности. Энергия личности - совокупность духовных и физических сил, а максимально эффективное использование энергии - достижение максимального результата при минимальных затратах энергии.

Таким образом, принципы педагогической системы Д.Кано далеко выходят за рамки системы физического воспитания и нацелены на решение глобальных задач - обеспечивать процветание и прогресс общества. Эту идею Д.Кано осуществлял всю жизнь через систему занятий дзюдо в Кадокане. В связи с этим он понятие "дзюдо" трактовал двояко:

1.Дзюдо в широком смысле есть самосовершенствование личности и общества, представляющее собой конечную цель и смысл жизни каждого человека, занимающегося дзюдо.

2.Дзюдо в узком смысле есть система физического воспитания, неразрывно связанная с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием и включающая три раздела:

  • Техническое искусство, основа дзюдо, которая заключается в том, что занимающиеся, ставя цель освоить как можно больше технических приемов, стремятся выполнять их точно, выразительно и красиво, делая дзюдо близким к специфическому искусству. Это позволяет заниматься дзюдо людям всех возрастов и обоего пола и одновременно создает основу для дальнейшего спортивного совершенствования. При этом можно проводить специальные соревнования по определенным программам, соответствующим уровню мастерства занимающихся.

  • Спорт, на единоборстве занимающихся, на стремление их победить соперника. Понимая огромное воспитательное значение спортивных соревнований, Д. Кано активно выступал за вхождение Японии во всемирную олимпийскую лигу в предвоенные годы. Он очень много сделал в области методики тренировок дзюдоистов. Кано первым подчеркнул необходимость ежедневных тренировок, обязательного соблюдения правильного жизненного режима и врачебного контроля за состоянием занимающихся.

  • Искусство самообороны без оружия, высшая стадия совершенствования, когда дзюдоист изучает различные приемы самообороны от вооруженного и невооруженного противника.

Разрабатывая основы дзюдо и правила поведения дзюдоистов, Д.Кано требовал от занимающихся такого проникновения в сущность принципа максимальной эффективности, которое превращало бы его из абстрактного понятия в постоянный стиль жизнедеятельности. Так, например, пустую болтовня, переедание - и другие излишества, также бездумное отношение к тренировкам Д. Кано трактовал как бесполезную потерю энергии. Он предупреждал, что если рационально разработанные в теории приемы дзюдо на практике применять бездумно, то эффективно использовать энергию невозможно. Правильно тренируется тот, кто вырабатывает способность с максимальной эффективностью использовать физическое, эмоциональное и умственное напряжение, а поэтому необходимо вырабатывать в себе способность правильно и быстро оценивать ситуации борьбы, принимать оптимальные решения и уметь реализовать их.

Специфической формой этикета в дзюдо является поклон, которым спортсмен приветствует партнера или тренера, выражает уважение к месту занятий или соревнований и к традициям дзюдо, благодарит за хорошую тренировку, высказывает патриотические чувства к спортивному флагу клуба или страны.

Правильное понимание основных принципов и концепций педагогического наследия Дзигаро Кано и трансформация их в современные условия жизни могут значительно повысить эффективность воспитательной работы со спортсменами и одновременно увеличить их интерес к занятиям дзюдо.
3. Аспекты развития дзюдо в настоящее время.

Идея создания единой системы самозащиты Д.Кано(1860-1938)

осуществлялась на практике путем выбора эффективных приемов из существующих систем самозащиты и консультаций с немецким врачом Эрвином Бельтцем( в то время преподавателем Токийского университета). С помощью него он обосновал указания, касающиеся механики и анатомо-физиологического воздействия отобранных приемов на организм человека. Все отобранные приемы он разделил на две группы. В одну из них вошли броски, болевые приемы и удушающие захваты на земле. В другую - удары руками, ногами, болевые захваты и удушения в стойке. Приемы первой группы стали элементами национальной борьбы дзюдо, а второй – боевым (прикладным) разделом дзюдо (атэми-вадза). Дзюдо состоит из бросков, борьбы лежа и ката - демонстрации приемов.

В 1904 г. борьба дзюдо стала известна в Европе. Д. Кано специально командировал своих "профессоров" для расширения "зоны обслуживания" и пропаганды дзюдо. Стало модным иметь тренера – японца, даже если его услуги стоят дорого. В особенности большую популярность дзюдо приобрело во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Англии. Вот почему спортсмены именно этих стран являются сильнейшими на проводимых в настоящее время чемпионатах Европы и мира.

Война оставила в Японии много разрушений. Почти все школьные и городские залы дзюдо были непригодны для занятий. В довершения всего в ноябре 1945г. штаб американских оккупационных войск запретил занятия по дзюдо в школах и других официальных учреждениях. С 1947г. на американских военных базах японские тренера стали обучать дзюдо военнослужащих. С возрождением дзюдо во всех районах Японии стали проводится соревнования, а 1948г. Начали проходить первенство страны. Вскоре была образована Всеяпонская федерация дзюдо, а в Лондоне в этом же году была учреждена Европейская федерация дзюдо, так японский национальный вид спорта вышел на международную арену.

В 1951 году была создана Международная федерация дзюдо, которая способствовала широкому распространению этого вида спорта, организовывала семинары тренеров, проводила стажировки в институте Кодокан. Оказывала практическую помощь в организации тренировочного процесса, Обучению специалистов и спортсменов.

В 1956 г. в Японии был проведен первый чемпионат мира. Первым победителем стал С. Нацуи. Уже в первые годы дзюдо не было исключительно мужским видом спорта. В 1936 году нескольким спортсменкам, в числе которых были Норитоми Масако, дочери Кано Такадзаки Ацуко и Вартануки Норико, за большой вклад в развитии борьбы были присвоены почетные даны. Выпускницы Кодокана задолго до признания женского дзюдо работали в спортивных клубах США. В 1953 и 1966 годах на мужских чемпионатах страны были проведены показательные выступления, но лишь в 1974 году состоялись первые соревнования женщин.

На втором чемпионате мира(1958) победителями также стали японцы. Это было воспринято как должное. Первый сокрушительный удар по престижу японских дзюдоистов нанес голландец Антон Геесинк. На чемпионате мира в Париже в 1961 г. он стал чемпионом. Геесинк был значительно тяжелее японского представителя в финальной схватке и просто «раздавил» его, проведя победное удержание. Это привело к тому, что японцы пошли на нарушение традиций и ввели три весовые категории.

В 1964 г. Олимпийские игры проходили в столице Японии Токио. Естественно, японцы не смогли пройти мимо открывшейся возможности на правах хозяев включить дзюдо в программу олимпийских игр.

Учитывая, что дзюдо широко распространено в мире, проводится большое

число соревнований, с 1965 года в дзюдо начали пробовать свои силы советские самбисты. Практика совмещения выступлений по самбо и дзюдо не способствовала успеху, поэтому в декабре 1972 года произошло разделение федераций самбо и дзюдо в соответствии с приказом Госспорткомитета СССР.

Успех не заставил себя долго ждать. На Олимпийских играх в Мюнхене первый чемпион - Ш.Чочишвили, полутяжелый вес. Первый чемпион мира - Невзоров Вл. в 1972 году. Дзюдо в нашей стране, как и во всем мире, получило большое распространение, но благодаря перестройке и новой рыночной политике дзюдо переживает упадок. Откололись и стали иностранцами яркие школы дзюдо Грузии. Эстонии, Литвы, Беларусь, Украины. Пропала великолепная школа борьбы в Грозном. Из-за недостатка финансирования ослабли центры дзюдо Перми, Челябинска, Свердловска и других город России.

Проблема финансирования отражается не только на уменьшении количества соревнований, возможности проведения полноценных учебно-тренировочных сборов и всего в целом учебно-спортивного и воспитательного процесса, но и в перспективе останавливает само развитие дзюдо, так как упавший престиж работы тренера уменьшает и без того слабый ручеек квалифицированных специалистов, подготавливаемых институтами, а отсюда неизбежно завалится научная база, которая до этого времени была самой сильной в мире.

В последние годы резко обострилось конкуренция за олимпийские медали, все более дорогой ценой они достаются. Недостаточное финансирование, не практичный и безответственный подход к развитию и поддержки со сторон власти держащих ставит перед тренерами - практиками, научными работниками ряд сложных вопросов, от решения которых зависит ,сохранит ли российское дзюдо роль лидера мирового спорта, да и вообще как система воспитания сохранится ли?

Из истории дзюдо можно извлечь следующий урок:

Экономический рывок обеспечивается хорошей физической подготовкой населения. А дзюдо может послужить идеальным стержнем такой подготовки. Поэтому стоило 6ы вспомнить как японский, так и отечественный опыт в этой области. Сделать дзюдо обязательным предметом для изучения еще в школе. Борьба дзюдо может и должна лечь в основу общенародного физкультурного движения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отзыв научного iconРецензирование Рецензия
Рецензия ( от лат recensio – рассмотрение) – письменный отзыв, содержащий анализ и оценку научного, публицистического, художественного...
Отзыв научного iconОбразец отзыва предполагаемого научного руководителя на вступительный реферат отзыв
В отзыве на реферат оценить актуальность темы, структуру и последовательность раскрытия рассматриваемого вопроса, указать недостатки,...
Отзыв научного iconК реферату прилагается отзыв научного руководителя
Реферат может быть подготовлен по философским, методологическим или историческим проблемам диссертационной специальности (например...
Отзыв научного iconРабочая программа по курсу «Культура речи» мбоу «Красновидовская...
Почему? Потому что речь – процесс двусторонний: один участник такого процесса создаёт высказывание в устной или письменной форме...
Отзыв научного iconОтзыв о проведенном открытом мероприятии

Отзыв научного iconОтзыв о проведенном открытом уроке

Отзыв научного iconУинслоу Тейлор "Принципы научного менеджмента"
Ф. У. Тейлор признанный родоначальник научного управления предприятиями — менеджмента. В книге Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента»...
Отзыв научного iconВ отдел аспирантуры и докторантуры Управления научной политики мгимо отзыв на реферат

Отзыв научного iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
Отзыв научного iconПредмет научного исследования реальные объекты или модели?
Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования
Отзыв научного iconТемы докладов и рефератов
Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, их продление, перенесение, отзыв из отпуска
Отзыв научного iconГрафик предоставления готовности выпускных квалификационых работ
Введение, заключение, литература, приложения, отзыв, рецензия, реферат
Отзыв научного iconОформление дипломных работ (ДР) в 2013 г
К др должны быть приложены рецензия, отзыв руководителя и диск с др. Др содержит аннотацию (стр. 4)
Отзыв научного iconОтзыв руководителя
Беляева Ольга Николаевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Отзыв научного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Международного научного фонда
Отзыв научного iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск