Скачать 121.14 Kb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДОКЛАД УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ, Тема предлагаемая вашему вниманию «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА». Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. По данным статистики во многих регионах России растёт число безнадзорных и употребляющих психо-активные вещества детей, в одном только городе Электросталь подростков, стоящих на учёте в КДН по делам несовершеннолетних более тысячи человек и это только официальная статистика, а способов их реабилитации и адаптации благодаря физической культуре и спорту практически нет. Актуальность проблемы повышения уровня социальной адаптации девиантных подростков сегодня очевидна. Уровень состояние общества зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через систему образования. Необходимо помочь выбрать правильный жизненный путь тем, кто больше всего в этом нуждается – социально дезадаптированным подросткам. С целью практического решения этой серьёзной проблемы нынешнего общества и государства, группой единомышленников среди учителей и преподавателей доп. Образования в городе Электросталь Московской области создаётся Спортивно-патриотический клуб (СПК), направленный на занятия с детьми девиантного типа. Программа Спортивно-патриотического клуба (СПК) В процессе нашей деятельности на первый план выдвигается задача формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни, в познавательной деятельности, в деятельности, развивающей внутренний мир человека. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Это сложная и длительная работа. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от подростка анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями. Особую важность эта работа имеет с девиантными подростками, так как именно они находятся в группе риска, подвергая опасности не только себя но и социум. Цель: создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и подростков с девиантным поведением, для освоения знаний о здоровье и здоровом образе жизни, гражданского и патриотического становления детей и подростков, формирования патриотического сознания и гражданского поведения, выстраивание воспитательного пространства на основе взаимодействия и партнерства школы и социальных институтов воспитания. Предлагаемая программа направлена на создание оптимальных условий для формирования у подростков социально-значимых ценностей через вовлечение их в спортивно-патриотические мероприятия; моделирование проблемных ситуаций для самостоятельного поиска решений. Основными ее задачами являются: - привлечение детей и подростков девиантного типа к занятиям в спортивно-патриотическом клубе - способствовать развитию интереса у подростков к социально значимым ценностям общества; - комплексное изучение социальной среды с целью выявления возможностей взаимоотношений и сотрудничества; - создание единого воспитательного пространства на территории проживания девиантных подростков – г.о. Электросталь с целью их социализации и приобщения к активной жизнедеятельности; Данная программа является авторской. Особенностью содержания программы является ее ориентированность на подростков с девиантным поведением. Программа содержит следующие принципы: 1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного по стилю воздействия на подростков; культивирование доверия и взаимной поддержки, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удастся решать проблемы. 2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, членами общественности в вопросах воспитания девиантников, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания представителей различных социальных институтов воспитания. 3. Принцип субъектности: предоставление подросткам возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности спортивно-патриотического центра. 4. Принцип выбора: подростки, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в центре, должны иметь возможность выбора содержания, форм и способов организации воспитательного процесса. Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функций и направлений. Векторы деятельности: Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни Формирование патриотического сознания и гражданского поведения Формирование правовой культуры и гражданского сознания Формирование коммуникативной культуры Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности Формирование опыта социально-значимой деятельности Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья подростков Механизмы функционирования программы Комплексная программа патриотического и гражданского воспитания, формирования социально значимого образа жизни и укрепления здоровья девиантных подростков на основе социального партнерства призвана выполнить следующие функции: Интегрирующую: созданию благоприятных условий для социализации девиантных подростков; Корректирующую: моделирование вариативных способов решения проблемных ситуаций. Рекреационную: создание условий для восстановления психологического равновесия девиантных подростков, формирования нравственно зрелой личности. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в двух направлениях:
Особое внимание уделить активной спортивно-патриотической деятельности:
Модель реализации программы 1. Содержание образования. В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания – военно-спортивные занятия; занятия исторической, культурной направленности, занятия направленные на развитие способности решения личностных проблем. Чему будем учить и какие качества личности воспитывать. Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, военно-спортивные занятия, акции и проекты. Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Список литературы
108
109
110
|
Конспект урока в 10-м классе. Тема: «Значение спорта в жизни подростка» Цель: развитие коммуникативной культуры и социально-культурной образованности учеников, позволяющих участвовать в социально- бытовой... | Утверждено на заседании кафедры Дисциплина: «Педагогические основы разрешения конфликтных ситуаций в сфере физической культуры и спорта» | ||
Кафедра управления физической культуры и спортом «Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные... | Учебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание... Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития | ||
Федеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный... Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,... | Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга | ||
Доклад «Об итогах реализации мероприятий по проведению в 2013 году... Уважаемый Вячеслав Михайлович, уважаемые члены Правительства Республики Коми, приглашенные! | Моу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»... Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | ||
Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:... Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония) | Публикации Психолого-педагогические аспекты формирования личности ребёнка средствами сказок | ||
Публичный доклад Отдела образования Администрации Ленинского муниципального... Сах формирования свободно ориентированной личности, способной к творческой, интеллектуальной, социально-значимой деятельности в соответствии... | Рабочая программа дисциплины правовые основы физической культуры ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта | Российской федерации Целью изучения дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных... | ||
Обеспечиваемые компетенции (для бакалавриата) Владение средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры... | План и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической... Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем... |