Элективные курсы в профильном обучении





Скачать 437.33 Kb.
НазваниеЭлективные курсы в профильном обучении
страница1/4
Дата публикации18.06.2013
Размер437.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
  1   2   3   4
Элективные курсы в профильном обучении

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы  - обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.            Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Министерство проводит в настоящее время работу в этом направлении. По заданию Министерства Национальный фонд подготовки кадров провел конкурс учебно-методических пособий по элективным курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету. В ближайшие месяцы готовится публикация сборника программ по этим элективам, которые будут разосланы в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Заканчивается работа авторских коллективов над рекомендациями учебных и методических пособий и в начале 2004 года планируется их издание.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Создание элективных курсов - важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью Региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективов будет широко освещаться в педагогической печати, прежде всего, в учрежденном Минобразованием России и Российской академией образования, журнале «Профильная школа».
Программа курса

Методика преподавания основ теории и

методики физического воспитания и спорта

Ильдар Латыпов, к.п.н. РГУФК. Москва

Пояснительная записка

Элективный курс «Методика преподавания основ теории и методики физического воспитания и спорта» ориентирован для учащихся 10–11-х классов на профильном уровне

Цель и задачи курса

Содержание программы профильного обучения в области физической культуры на старшей ступени общего образования предполагает изучение основных вопросов теории и методики физического воспитания и спорта. Предмет «Теория и методика физического воспитания и спорта» является стержневым в учебном плане подготовки специалистов в вузах физкультурного профиля, так как овладение содержанием данной учебной дисциплины служит необходимой теоретической базой для освоения знаний, умений и навыков спортивно-педагогических дисциплин.

Именно поэтому в 10–11-х классах спортивно-педагогического профиля целесообразно вводить элективный курс «Основы теории и методики физического воспитания и спорта», рассчитанный на 68 учебных часов.

Изучение данного курса позволит углубить знания учащихся в области физической культуры, понять особенности формирования двигательных умений и навыков, воспитания двигательных способностей в процессе физического воспитания.

В то же время, содержание курса имеет выраженный пропедевтический характер, что предполагает особенно тщательную адаптацию сложного теоретического материала применительно к уровню подготовки учащихся спортивно-педагогического класса.

Цель курса – освоение знаний о физической культуре, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой и формирование у школьников целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.

Задачи курса:

–овладение знаниями по методике обучения двигательным действиям, оздоровительной физической и спортивной тренировки;

–ознакомление с основными формами профессиональной деятельности учителя физической культуры и тренера по виду спорта;

–овладение начальными умениями и навыками педагогической деятельности.

Учебный материал включает теоретические (лекции), практические занятия и семинары. В содержание семинарских занятий входит материал для углубления знаний и развития познавательных, творческих способностей учащихся, проверки их знаний. На этих занятиях также активно проводятся учебные дискуссии по проблемным вопросам, деловые обучающие игры; решаются учебно-познавательные задачи.

На практических занятиях происходит обучение учащихся педагогическим умениям и навыкам профессиональной деятельности специалиста по физической культуре. Учащиеся овладевают методами обучения и тренировки, формами организации занятий, способами применения физических упражнений в целях направленного воздействия на функции отдельных органов, систем и организма в целом.

Курс теории и методики физического воспитания и спорта заканчивается учебно-методической практикой, направленной на формирование педагогических умений и навыков, ознакомление с основными формами профессиональной деятельности учителя физической культуры в школе.

Учебно-тематический план изучения курса
«Основы теории и методики физического воспитания и спорта»

 

Содержание программы

Тема 1. Основные понятия физической культуры.

Задачи курса «Основы теории и методики физического воспитания и спорта».

Базовые понятия: «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «спорт». Общая характеристика физической культуры. Функции физической культуры. Базовая физическая культура. Рекреативная физическая культура. Профессионально-прикладная физическая культура.

Спорт как компонент физической культуры. Спорт в современном обществе. Функции современного спорта. Массовый спорт (спорт для всех). Детско-юношеский спорт. Спорт высших достижений (олимпийский спорт). Профессиональный спорт. Спорт для инвалидов.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Дайте определение понятия «физическая культура». Расскажите о ее связи с культурой человека и общества.

2.Раскройте содержание понятий «физическое воспитание» и «спорт».

3.Назовите разновидности и структуру физической культуры.

Тема 2. Система физического воспитания в России.

Представление о физическом воспитании как системе. Цель и задачи современной системы физического воспитания. Структура отечественной системы физического воспитания. Основные направления в физическом воспитании: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная подготовка. Основы физического воспитания в России.

Принципы физического воспитания. Связь физического воспитания с образованием и воспитанием. Организационные формы физического воспитания: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, учреждения дополнительного образования спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ и т.д.), спортивные клубы и объединения. Физическое воспитание в армии и на флоте.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Раскройте сущность системы физического воспитания в России.

2.Назовите цель и основные задачи физического воспитания.

3.Назовите общие социально-педагогические принципы физического воспитания.

Тема 3. Средства физического воспитания.

Общее понятие о средствах физического воспитания. Разновидности средств физического воспитания как целостной системы воздействия. Основные и вспомогательные средства физического воспитания.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Общая характеристика физических упражнений. Классификация физических упражнений. Игры, гимнастика и туризм как средства физического воспитания.

Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Что понимается под физическими упражнениями?

2.Укажите существенные отличия физических упражнений от других форм двигательной активности (трудовой, повседневно-бытовой и др.).

3.Назовите другие средства физического воспитания.

Тема 4. Методы физического воспитания.

Общее понятие о методах физического воспитания и их структурной основе. Классификация методов обучения: общепедагогические и практические методы. Метод использования слова. Метод наглядного восприятия: показ двигательного действия, демонстрация наглядных пособий, звуковая и световая сигнализация. Практические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

Методы обучения двигательным действиям и методы воспитания двигательных способностей.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Назовите методы физического воспитания.

2.Что такое методика обучения? Назовите методы обучения.

3.В чем сущность игрового и соревновательного методов?

Тема 5. Общая характеристика физического воспитания школьников.

Значение и задачи физического воспитания школьников. Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы.

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. Цель и задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики.

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Цель и задачи. Средства физического воспитания. Особенности методики.

Физическое воспитание детей старшего школьного возраста. Цель и задачи. Средства физического воспитания. Особенности методики.

Физическое воспитание учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Особенности методики.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Раскройте сущность и основные задачи физического воспитания школьников.

2.Как осуществляется физическое воспитание в школе?

3.Перечислите основные средства и методы, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни школьников.

Тема 6. Основы обучения двигательным действиям.

Обучение двигательным действиям. Двигательные умения и навыки. Значение двигательных навыков. Закономерности формирования двигательного умения и двигательного навыка. Структура обучения. Этапы обучения двигательным действиям: этап ознакомления с двигательным действием, этап разучивания, этап совершенствования. Использование методов обучения на различных этапах обучения двигательным действиям. Особенности обучения двигательным действиям в соответствии с решением образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективные курсы в профильном обучении iconРабочая программа элективного курса по физике «Физический эксперимент» 9 класс
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Естествознание”/Министерство образования РФ – Национальный фонд...
Элективные курсы в профильном обучении iconРабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный...
Вен. Ерофеева, А. Битова, С. Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х...
Элективные курсы в профильном обучении iconОсобенности преподавания профильных элективных курсов по биологии....
Элективные курсы в профильных классах — это обязательные для изучения курсы для учащихся
Элективные курсы в профильном обучении iconТема «Обеспечение высокого уровня информационной компетентности в...
Применение информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении
Элективные курсы в профильном обучении iconРусский язык
Элективные курсы, рекомендованные для профильного обучения на 2010-2011 учебный год
Элективные курсы в профильном обучении iconЭлективные курсы
Рецензент: Петрович В. Г., к и н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования гоу дпо «Сарипкипро»
Элективные курсы в профильном обучении iconЭлективный курс «Творческая работа с текстом»
Этому способствуют элективные курсы разной лингвистической и филологической направленности
Элективные курсы в профильном обучении iconВопросы к зачету
Дополнения и изменения, внесенные в рабочую программу «Элективные курсы по физической культуре», утверждены на заседании кафедры...
Элективные курсы в профильном обучении iconПрика з
С 14 час. 30 мин проводятся элективные курсы, игз, кружки (согласно расписанию, составленному зам директора по ур и утвержденному...
Элективные курсы в профильном обучении iconРабочая программа по обществознанию (элективные курсы) для 11 класса разработана на основе
Отдел образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
Элективные курсы в профильном обучении iconМоу «Лицей г. Вольска Саратовской области» Преподаваемые предметы:...
Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»
Элективные курсы в профильном обучении iconАнализ работы мо гуманитарных наук за 1-е полугод
Учебно-методическое обеспечение соответствует программам базового и профильного уровня, 6 учителей ведут элективные курсы, способствующие...
Элективные курсы в профильном обучении iconЭлективный курс «Информационно-коммуникационные в редакционно-издательской деятельности»
...
Элективные курсы в профильном обучении iconМетодические рекомендации по содержанию и проведению занятий. Элективные...
Макарцева Л. В., к г н., доцент кафедры экономической географии сгу им. Н. Г. Чернышевского
Элективные курсы в профильном обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 2013 -2014 учебном году в школе проводятся элективные курсы для обучающихся 9-11 классов
Элективные курсы в профильном обучении iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское...
«Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск