ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«МИНИ-ФУТБОЛ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП»
на 5 лет обучения детей с 10 до 16 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является учебной программой по мини-футболу для СДЮСШОР. Необходимость в составлении программы обусловлена климатическими условиями районов Крайнего Севера.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым «Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также на основании приказа департамента образования ЯНАО от 23.03.2007 г. «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в ЯНАО» и методических рекомендаций по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ.
В основу программы положены нормативные требования по физической , технической и тактической подготовке, научные и методические разработки по мини-футболу, применяемые в последнее время для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что учебные материалы и спортивные термины «большого» футбола. Как правило, такие учебные пособия были объединены с программой для учащихся специализированных классов по игровым видам спорта. Но сегодня требования к современному мини-футболу возрастают. В связи этим возникла необходимость и актуальность не только в корректировании, но и полном пересмотре многих аспектов обучения.
Цель программы – создание условий для повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся.
Общие задачи программы органически связанны с основной целью системы многолетней подготовки резервов в спортивных клубах – подготовкой спортсменов высокой квалификации.
1. Задачи учебно-тренировочного этапа подготовки:
- укрепление здоровья обучающихся через систематические занятия мини-футболом;;
- совершенствование всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, специальной и общей выносливости, силы и быстроты;
- овладение основами тактики командной игры, совершенствование тактических действий в звеньях и линиях команды, изучение «стандартных» положений, развитие тактического мышления в сложных игровых ситуациях;
- совершенствование технических приемов игры, доведение до высокого уровня выполнение технических приемов в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника;
- участие в соревнованиях по мини-футболу, приобретение опыта участия в соревнованиях любого уровня, в том числе среди мужских коллективов;
- выполнение требований по спортивной подготовке и требований контрольно-переводных нормативов;
- изучение основных положений методики спортивной тренировки мини-футболистов;
- овладение элементарной методикой и практическими умениями и навыками судейства;
- приобретение и воспитание инструкторских навыков, а также совершенствование навыков самостоятельных знаний.
Перевод обучающихся на следующий год обучения в учебно-тренировочных группах осуществляется по итогам результатов сдачи контрольно-переводных нормативов, результатам игровой деятельности обучающихся, а также по решению тренерского совета.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастными принципами комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой возрастной группе есть определённые задачи, которые решают посредством учебно-тренировочных занятий.
2. Условия работы программы.
Для реализации этой программы необходимы:
- спортивный зал для занятий мини-футболом площадью 40 м х 20 м (минимум 36 м х 18 м);
- спортивный инвентарь (ворота, мячи волейбольные, мячи футбольные № 3.5, № 4, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки);
- спортивная форма для занимающихся (спортивные трусы, футболки, гетры, кроссовки, накидки различные, щитки).
3. Формы организации занятий.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные занятия;
- групповые и индивидуально теоретические занятия;
- восстановительные мероприятия;
- участие в матчевых встречах;
- участие в соревнованиях;
- инструкторская и судейская практика;
- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов.
4. Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- сдача контрольных и контрольно-переводных нормативов общей, специальной физической, технической подготовленности обучающихся;
- контрольные и товарищеские игры;
- первенства школы, города, округа, области, России.
Прием контрольных нормативов (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) проводится два раза в год: в начале первого полугодия (октябрь) и в конце учебного года (апрель-май).
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки
В области воспитания:
- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализации;
- развитие коммуникативных качеств;
- приобретение уверенности в себе;
- формирование самостоятельности, ответственности, морально-волевых качеств.
Результат работы в данной деятельности отслеживается в положительной динамике личностного роста обучающихся.
В области физического развития:
- потребность в здоровом образе жизни;
- стремление к физическому совершенствованию;
- стремление к достижению уровня мастерства, позволяющего принимать участие в окружных, областных и всероссийских соревнованиях.
Результат работы в данной деятельности отслеживается в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещением занятий, динамикой роста индивидуальных показателей.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
«Нормативная часть» программы для учебно-тренировочных групп содержит требования по наполняемости групп, минимальному возрасту для зачисления учащихся и минимальному количеству занимающихся в группе, этапные нормативы по видам спортивной подготовки, которые дают основание для перевода спортсмена на следующий этап подготовки. Также представлены примерные годовые учебные планы-графики с распределением часов по видам подготовки.
1. Общие требования к организации учебно-тренировочного процесса.
1.1. Наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы.
Учебная программа по мини-футболу для учебно-тренировочных групп предназначена для детей 10-15 лет и рассчитана на 5 лет обучения.
Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью от 1 до 3-х академических часов с перерывами, в зависимости от возрастной группы и задач на данном этапе обучения. Продолжительность академического часа – 45 минут.
Рекомендуемый режим занятий:
1 год обучении: 6 раз в неделю по 2 часа;
2 год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа, 1 раз – 2 часа, 1 раз – 1 час;
3 год обучения: 4 раза в неделю по 2 часа, 2 раза в неделю по 3 часа;
4 год обучения: 4 раза в неделю по 3 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;
5 год обучения: 6 раз в неделю по 3 часа.
Год обучения
| Возраст учащихся
| Минимальное кол-во уч-ся в группе
| Кол-во часов в неделю
| Требования к подготовленности по итогам учебного года
| 1
| 10-11
| 12
| 12
| Сдача контрольно-переводных нормативов программы.
| 2
| 11-12
| 12
| 12
| 3
| 12-13
| 12
| 14
| 4
| 13-15
| 12
| 16
| 5
| 14-16
| 12
| 18
| III юн. разряд
| По окончании учебного года уровень занятий, умений и навыков, обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов.
Нормативные требования для учебно-тренировочных групп
Общая физическая подготовка
№
| Контрольные упражнения
| УТГ-1
| УТГ-2
| УТГ-3
| УТГ-4
| УТГ-5
| Сроки проведения
| 1
| Шестиминутный бег
| -
| -
| 1200
| 1300
| 1400
| октябрь
| 2
| Бег 300 м
| 60 сек
| 58 сек
| 56 сек
| 54 сек
| -
| май
| 3
| Челночный бег 3 х 10
| 8,5 сек
| 8,0 сек
| 7,5 сек
| 7,0 сек
| 6,0 сек
| октябрь
май
| 4
| КСУ (подъём туловища и отжимание от пола сразу 2 х 30 сек)
| 46
| 48
| 50
| 55
| 60
| октябрь
май
| 5
| Прыжок в длину с места
| 160 см
| 166 см
| 170 см
| 180 см
| 200 см
| октябрь
май
| 6
| Тройной прыжок с места
| 440 см
| 450 см
| 500 см
| 550 см
| -
| октябрь
| 7
| Бег 10 м
| 2,5 сек
| 2,2 сек
| 2,1 сек
| 2,0 сек
| -
| октябрь
май
| 8
| Двенадцатиминутный бег
| -
| -
| -
| -
| 3000
| май
|
Техническая подготовка
№
| Контрольные упражнения
| УТГ-1
| УТГ-2
| УТГ-3
| УТГ-4
| УТГ-5
| Сроки проведения
| 1
| Удары по воздуху в ворота с 20 м (5 попыток)
| -
| -
| 3
| 4
| 5
| октябрь
| 2
| Бег 30 м с ведением мяча
| 6,4 сек
| 6,2 сек
| 6,0 сек
| 5,8 сек
| 5,4 сек
| май
| 3
| Удары по мячу на дальность правой и левой ногой
| 30
| 35
| 45
| 55
| 75
| октябрь
май
| 4
| Жонглирование мячом в кругу (R-3 м)
| 12
| 16
| 18
| 20
| 25
| октябрь
| 5
| Комплексное упражнение: ведение мяча 10 м, обвод стоек 12 м (6шт), удар по воротам в нижнюю половину
| 8,0 сек
| 7,5 сек
| 7,0 сек
| 6,5 сек
| 6,0 сек
| октябрь
май
| 6
| Бросок мяча на дальность руками
| -
| -
| -
| -
| 36 м
| май
| 7
| Передача мяча на расстоянии 10 м в коридор 1 м 5 попыток за 10 сек
| 3
| 4
| 5
| -
| -
| октябрь
| 8
| Передача мяча с навесной траекторией в квадрат 2 х 2 на расстоянии 25 м 10 попыток
| -
| -
| -
| 6
| 7
| май
| 9
| Удары по воротам с места с расстояния 10 м по воздуху с навесной траекторией 10 попыток
| 4
| 5
| 6
| 7
| -
| октябрь
| 10
| Челночный бег с ведением мяча 4 х 5 м
| 10 сек
| 9 сек
| 8 сек
| 7 сек
| 6,5 сек
| май
| 11
| Жонглирование мячом в движении
| -
| -
| -
| 15 м
| 20 м
| май
| 12
| Передачи мяча в парах в касание на расстоянии 6 м за 20 сек
| 8
| 10
| 12
| 14
| 16
| октябрь
май
| 13
| Удары по воротам в нужный угол, 10 попыток с 10 м
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| октябрь
май
|
|