МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж
Предметная (цикловая) комиссия гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического
колледжа
______________ Х.И.Борс
«_____» ____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРАГРАММА
по дисциплине Адыгейский язык
по программе базовой подготовки
специальности 100401 Туризм
Квалификация выпускника специалист по туризму
Форма обучения очная
Майкоп – 2012
Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по специальности 100401 Туризм
Составитель рабочей программы:
преподаватель высшей категории _______________ Теучеж Г.З.
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин
Председатель предметной (цикловой) комиссии
«____» _____________ 2012 г. _______________ Мурсалова О.П.
(подпись)
Одобрено методическим советом
политехнического колледжа «______» ____________2012 г.
Председатель методического совета
политехнического совета ________________ Борс Х.И.
(подпись)
Зам. директора по учебной работе
«______» ________________ 20 ___ г. ________________ Куприенко В.М.
(подпись)
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«______» _______________ 20____г. ________________ Бушманова Н.В.
(подпись)
Председатель выпускающей предметной
(цикловой) комиссии ________________ Мурсалова О.П.
(подпись)
Цели и задачи освоения дисциплины.
Главными целями дисциплины являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, формирование сознательного отношения к языку как к средству накопления, сохранения, передачи национальной культуры;
- освоение знаний об адыгейском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка и речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации сообщения;
- осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Основные задачи учебной дисциплины:
- освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- знания слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, овладения основными нормами адыгейского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- овладение всеми видами речевой деятельности, обеспечивающими общение в устной и письменной формах (аудированием, чтением, говорением и письмом);
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики адыгейского языка, владение нормами адыгейского речевого этикета.
Место дисциплины в структуре ООП базового уровня.
Дисциплина входит в перечень курсов вариативной части общеобразовательных дисциплин.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- общие сведения об устройстве, развитии и функционировании языка;
- связь языка и истории, культуры адыгейского и других народов;
- виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);
- основы единицы языка;
- правила правописания.
уметь:
- опознавать, анализировать и классифицировать языковые единицы и явления, употреблять их в речи;
-обогащать словарный запас;
- переводить со словарем бытовой, литературный и специальный текст с адыгейского языка на русский и с русского на адыгейский;
- пользоваться умениями и навыками в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересу, психологическим особенностям обучающихся.
владеть:
- нормами адыгейского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными);
- нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 88 часов.
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 64
| 32
| 32
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 64
| 32
| 32
| Лабораторные занятия (ЛР)
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 24
| 20
| 4
| В том числе:
|
|
|
| Реферат
| 2
| 2
|
| Доклад
| 2
| 2
|
| Составление плана - конспекта
| 4
| 4
|
| Форма промежуточной аттестации
|
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость
| 88
| 52
| 36
|
Структура и содержание дисциплины.
Структура дисциплины.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость
( в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной успеваемости
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Введение
|
| 2
|
| 2
| фронтальный опрос
| 1
| Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
|
| 8
|
| 4
| письменная работа,
проверка индивидуальных
заданий
| 2
| Лексика и фразеология.
|
| 2
|
| 2
| устный опрос,
работа с таблицами
| 3
| Морфемика и словообразование.
|
| 4
|
| 2
| проверочная работа
| 4
| Морфология.
|
| 34
|
| 10
| тестовые задания
| 5
| Синтаксис
|
| 14
|
| 4
| тестовые задания
| 6
| Промежуточная аттестация
| зачет по текущей успеваемости
|
| Итого
|
| 64
|
| 24
|
|
5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах.
5.4.Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
5.6. Самостоятельная работа студентов.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов.
| №
п/п
| Разделы и темы
рабочей программы самостоятельного изучения
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки выполнения
| Объем в часах
|
| Введение
| реферат на тему «Зарождение письменности на адыгейском языке»
| 2 неделя
сентября
| 2
| 1
| Раздел 1. Фонетика. орфоэпия, графика, орфография.
|
| Тема 1.1. Адыгейский алфавит.
| доклад на тему «Вклад З.Керашевой в развитие адыгейского языка».
| 4 неделя
сентября
| 2
| Тема 1.3. Согласные звуки.
| конспектирование материала по теме «Фонетические изменения гласных и согласных звуков»
| 2 неделя
октября
| 1
|
|
| составление и разработка терминологического словаря по «Фонетике»
| 1
| 2
| Раздел 2.
Лексика и фразеология.
|
| Тема 2.1. Лексическое и грамматическое значение слова.
| составление таблиц «Лексика с точки зрения сферы ее употребления», «Смысловые ряды слов»
| 2 неделя
ноября
| 2
| 3
| Раздел 3. Морфемика и словообразование.
|
| Тема 3.1. Способы словообразования.
| составление таблицы «Основные способы образования слов»
| 1 неделя
декабря
| 2
| 4
| Морфология.
|
| Тема 4.3. Склонение имен существительных.
| доклад на тему «Падежная система адыгейского языка»;
| 3 неделя
декабря
| 2
|
| составление плана – конспекта «Функции падежей»
|
| 2
| Тема 4.7. Имя числительное.
| проработка материала по теме «Многообразие систем исчисления в адыгейском языке»
| 1 неделя
февраля
| 2
|
| составление таблицы «Разряды числительных в адыгейском языке»
| 2
| Тема 4.8. Глагол.
| составление плана – конспекта «Масдарная форма глагола»
| 2 неделя
марта
| 2
| 5
| Раздел 5. Синтаксис.
|
| Тема 5.2. Простое предложение.
| конспектирование материала по теме «Осложненное предложение и его особенности»
| 3 неделя
мая
| 2
| Тема 5.7. Сложносочиненное предложение.
| составление обзора публикаций по теме «Вопрос о сложноподчиненном предложении в адыгейском языке»
| 1 неделя
июня
| 2
|
| Всего:
|
|
| 24
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения.
6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля. 1. Адыгейский язык и его диалекты.
2. Адыгейский алфавит: изображение звуков, строение и значение букв.
3. Распределение гласных звуков в адыгейском языке.
4. Типы артикуляции согласных звуков.
5. Сложные буквы с литерами Ъ, Ь, 1, У.
6. Синонимы, омонимы и антонимы.
7. Способы словообразования.
8. Грамматические категории и синтаксические функции имени существительного.
9. Притяжательные приставки и их грамматические особенности.
10. Склонение имен существительных. Типы склонения.
11. Морфологические признаки и синтаксические функции прилагательного.
12. Качественные и относительные прилагательные.
13. Сочетание прилагательного с существительным.
14. Лексико – грамматические разряды местоимений.
15. Разряды числительных и способы их образования.
16. Сочетание числительного с существительным.
17. Морфологические признаки и синтаксические функции глагола.
18. Переходные и непереходные глаголы, их спряжение.
19. Динамические и статические глаголы, их спряжение.
20. Превербы.
21. Категории глагола.
22. Причастие, его образование.
23. Изменение деепричастий по временам и числам.
24. Виды и способы образования наречий.
25. Общая характеристика служебных частей речи.
26. Типы словосочетаний.
27. Типы простых предложений по составу и по цели высказывания.
28.Подлежащее и способы его выражения.
29. Сказуемое и его виды.
30. Прямое и косвенное дополнение.
31. Определение.
32. Обстоятельство.
33. Предложения с прямой и косвенной речью.
34. Типы и средства связи между частями сложносочиненных предложений.
35. Структурные особенности и типы бессоюзных сложных предложений
6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации.
Семестровый экзамен по дисциплине учебным планом не предусмотрен.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Гунчокова, М.А. Изучаем адыгейский язык : учеб. пособие для сред. и высш. учеб. заведений / М.А. Гунчокова, Л.П. Терчукова. - Майкоп : Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, 2010. - 222 с.
б) дополнительная литература
Керашева, З.И. Адыгейский язык : учебник / З.И. Керашева, Н.А. Панеш ; [худож. А.И. Сергиенко]. - Майкоп : Адыг. респ. кн. изд-во, 2001. - 204 с
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
1) библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «МГТУ»;
2) мультимедийное оборудование для демонстрации наглядного материала во время чтения лекций.
Дополнения и изменения в рабочей программе
за ________/________ учебный год
В рабочую программу Адыгейский язык по специальности 100401 Туризм
вносятся следующие дополнения и изменения:
Дополнения и изменения внес Теучеж Г.З. ___________________
(подпись) Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
гуманитарных дисциплин
«____»___________________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ Мурсалова О.П.
(подпись) |