Реферат





НазваниеРеферат
страница1/7
Дата публикации09.03.2015
Размер0.66 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7


министерство общего и профессионального образования свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Свердловский областной педагогический колледж»

Как написать исследовательскую работу на «отлично»

Для студентов специальности 100201 «Туризм»

Екатеринбург

2011

Одобрена

Кафедрой «Туризма и истории»

Свердловского областного педагогического колледжа

______________________________

«____»__________________2011___г.

Зав. кафедрой _________________

«Как написать исследовательскую работу на «отлично»»: методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Автор: Устюжанинова Е. О. -Екатеринбург: СОПК, 2011.

Автор: Устюжанинова Е.О.

Рецензент: ______________

© Устюжанинова Е. О, 2011

Содержание


Предисловие ………………………………………………………………..

4

1.

Выбор и формулировка темы………………………………………….

6

2.

Источники информации…………………………………………….....

7

3.

Структура исследовательской работы………………………………..

8

4.

Написание текста………………………………………………………

16

5.

Защита работы………………………………………………………….

17

6.

Реферат…………………………………………………………..……...

19

7.

Курсовая работа………………………………………………………..

22

8.

Выпускная квалификационная работа………………………………..

24

Список литературы…………………………………………………………

34

Приложения ………………………………………………………………...

35


ПРЕДИСЛОВИЕ




Наше пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Туризм».

Поступая после школы в колледж или ВУЗ, новоиспеченный студент сталкивается с новым для себя видом деятельности – написанием исследовательской работы. Чаще всего представления студента о том, что такое исследовательская работа и как ее писать, являются весьма туманными. Иногда туман не рассеивается и ко второму, и к третьему году обучения: нередко даже при подготовке дипломной работы студент не помнит банальных правил оформления или защиты.

Между тем, от того, насколько прочно студент усвоил основные правила исследовательской деятельности, зависит не только его успешность в учебе, но и дальнейшие жизненные перспективы. Даже при написании реферата вы учитесь организовывать себя – свое время, свои мысли, свою деятельность. Согласитесь, такой опыт может пригодиться где угодно.

Разумеется, наше пособие не научит вас тому, что надо писать в реферате, курсовой или дипломе, но оно поможет понять, как правильно написать исследовательскую работу. А именно: как не ошибиться в выборе темы, как составить введение, заключение, защитную речь, как оформить работу и проч. Это, безусловно, сэкономит ваше время и позволит без особых сложностей решить многие проблемы.

Отдельный раздел нашего пособия посвящен изложению основных правил написания различных видов исследовательских работ: реферата, курсовой, диплома. Без этого вам будет сложно уяснить себе специфику исследовательской деятельности на разных этапах обучения.

Однако, для того, чтобы сделать качественную работу, недостаточно знать правила ее написания – нужны интерес и желание изучать выбранную проблему. К сожалению, иногда приходится наблюдать следующую картину: студент пишет исследовательскую работу из–под палки, исключительно потому, что это нужно для получения диплома. Подобное равнодушие вызвано, как правило, двумя причинами: либо студент не видит смысла в написании работы, полагая, что она совершенно не пригодится для будущей жизни (в начале нашего предисловия мы уже попытались доказать обратное); либо студент испытывает страх перед тем, что исследовательскую работу ему просто не осилить. Разумеется, того, кто не видит особой ценности в создании реферата или диплома, убедить в обратном весьма сложно. Однако, мы можем привести аргументы в защиту исследовательской работы, которые, возможно, изменят ваше отношение к ней. Для того, чтобы придать нашим аргументам больший вес и значимость, мы сошлемся на мнение знаменитого итальянского ученого и писателя Умберто Эко, который в своей книге «Как написать дипломную работу» пришел к следующему выводу:

  • можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;

  • можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы учебы вы испытывали лишь тоску и раздражение) и получить удовольствие от научной работы, не хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы. 1

1. ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ
Написание любой работы начинается с выбора темы. От того, насколько этот выбор будет удачен, зависит львиная доля вашего успеха на исследовательском поприще.

Какими соображениями нужно руководствоваться при выборе темы?

1. Желательно, чтобы выбранная вами тема являлась актуальной. В противном случае, вам придется приложить массу усилий и изобретательности, доказывая, что ваша тема все–таки имеет право на существование.

2. Тема, по возможности, должна соответствовать вашим склонностям и интересам. Это избавит вас от моральных мучений по поводу того, что вы вынуждены писать неизвестно зачем и неизвестно для кого. При этом желательно уже ко второму курсу определиться, в рамках какой предметной области вы будете создавать свою работу.

3. Собираясь писать работу, вы должны удостовериться, что источники информации по выбранной теме вам доступны, т.е. имеются в наличии в библиотеках (в том числе, в электронных библиотеках сети Internet). Если по волнующему вас вопросу существует только одна статья или монография (да еще и на языке, которого вы не знаете), вряд ли следует браться за подобное исследование.

4. Тема должна быть посильной для исследователя и выбираться с учетом его научных возможностей.

5. Выбирая тему, помните о том, что она должна быть предельно узкой и конкретной.

Для написания качественной работы недостаточно правильно выбрать тему – нужно грамотно ее сформулировать.

Требования к формулировке темы просты и немногочисленны:

  • Формулировка темы должна быть по возможности краткой.

  • Заглавие должно отражать содержание работы, ее конечный результат, ключевые понятия, используемые автором.

  • В заглавии должен быть четко сформулирован предмет исследования.

  • В заглавии нельзя употреблять сокращения, жаргонные слова, несовременную, неустоявшуюся терминологию.

Помните о том, что есть определенная разница между рабочей формулировкой темы и ее окончательным вариантом. Написание работы – процесс творческий. К финалу исследовательского марафона первоначальный замысел может несколько измениться и тему придется корректировать.

Как вы могли убедиться, выбор темы – вещь достаточно сложная и коварная. Именно поэтому определяться с темой в одиночку совершенно бессмысленно. Здесь не обойтись без консультаций с научным руководителем. Вы можете предложить руководителю свои варианты тем, а можете, напротив, воспользоваться тематикой, предложенной «сверху». Однако, работа начнется только тогда, когда относительно темы между вами и вашим руководителем будет достигнуто полное согласие.

Наконец, последний совет: лучше на протяжении трех лет изучать одну тему, а не метаться из стороны в сторону в поисках более увлекательного или более простого варианта.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Специфика - и сложность - деятельности специалиста по туризму заключается в том, что он должен иметь дело только с НОВОЙ и ПРОВЕРЕННОЙ информацией. Например, писать об особенностях развития туризма в городе Ирбите бессмысленно, если вы имеете на руках сведения двухлетней давности. За два года многое может измениться: может появиться новая гостиница и закрыться старая, может появиться новое дорожное покрытие, измениться музейная экспозиция, может быть отреставрирован или снесен тот или иной туристский объект.

Отсюда - главное правило: нельзя писать о том, чего ты не видел собственными глазами. Первый и главный источник информации - это вы сами. При этом достоверность собранной вами информации можно и нужно подкрепить фотографиями и иными трофеями, собранными в том месте, о котором вы собираетесь писать. И еще: не нужно выбирать для реферативной и, тем более, дипломной работы тему по развитию туризма в Новой Зеландии или Антарктиде, если вы не планируете туда поехать и изучить ситуацию на месте.

Помимо сведений, добытых лично в полевых условиях, вам необходимо воспользоваться и иными источниками информации (подробный перечень отдельных групп источников см. в Приложениях1-3). К ним можно отнести:

  • нормативные документы, регулирующие развитие сферы туризма;

  • справочную литературу (энциклопедии, словари и проч.);

  • учебную литературу и монографии (не только по туризму, но и по краеведению, страноведению, истории культуры, истории и проч.);

  • материалы периодической печати (статьи в журналах и газетах);

  • путеводители, карты, атласы;

  • маркетинговые и рекламные материалы, созданные турфирмами (каталоги, буклеты, ценовые предложения и проч.);

  • сайты турфирм, официальные туристские сайты региона или города, сайты любителей туризма, форумы, новостные порталы.

Хочется обратить внимание на две проблемы, с которыми обычно приходиться сталкиваться:

  • Студент не хочет ходить в библиотеку и при этом уверяет, что литературы по его теме нет. Хочется развеять миф: в библиотеках есть все. Поэтому искать дельную литературу по истории, истории культуры и краеведению, а также смотреть специализированные журналы по туризму придется, все же в традиционной библиотеке, а не в сети интернет. Список источников информации, состоящий исключительно из ссылок на Интернет-ресурсы ни одной уважающей себя комиссией приниматься во внимание не будет.

  • Другая проблема - студент находит материал в Интернете, но при этом никаких ссылок на него не делает. Нужно усвоить раз и навсегда: электронные источники информации - это тоже источники информации, имеющие авторов, поэтому не нужно стесняться того, что вы ими пользовались, и обязательно ссылаться на них в своей работе. Для хитрых студентов также сообщаем, что есть замечательная система «Антиплагиат», которая достаточно быстро позволит установить что и откуда вы скачали.



3. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Любая исследовательская работа состоит из следующих структурных элементов:

  1. введение;

  2. основная часть;

  3. заключение;

  4. список литературы;

  5. приложения.


Введение

Введение, как бы банально это не звучало, является лицом вашей работы. Оно призвано продемонстрировать, насколько четко и доступно вам удается излагать основные идеи вашего исследования и, тем самым, - насколько вы сами понимаете то, о чем пишете. Поэтому подойти к написанию введения нужно с особой тщательностью.

Когда нужно начинать писать введение? Вопреки достаточно распространенному мнению о том, что введение ваяется в последнюю очередь, после того, как основной текст уже написан, мы советуем браться за его сочинение в самом начале вашей работы. Конечно, то, что будет создано вами на данном этапе, будет лишь черновым вариантом введения. Но этот черновой вариант поможет вам и вашему научному руководителю понять, о чем будет ваша работа и в какой логике вы намерены ее выстраивать. И если вам никак не удается накидать хотя бы приблизительный вариант введения, значит ваши представления о том, что вы будете писать в своей работе, являются весьма туманными. Имеет ли смысл в таком случае браться за основную часть?

Хорошо написанное введение включает в себя:

  • преамбулу;

  • обоснование актуальности темы;

  • анализ литературы по теме исследования;

  • постановку проблемы исследования;

  • формулировку объекта, предмета, цели, задач исследования;

  • обоснование методов исследования.


Остановимся подробнее на характеристике каждого из перечисленных элементов введения.

Преамбула – это несколько предложений (как правило, они умещаются в один небольшой абзац, открывающий введение), которые служат для того, чтобы прояснить для читателя предназначение вашей работы.
Актуальность – это необходимость изучения выбранной вами темы в настоящее время.

Обосновать актуальность вашего исследования вы сможете, ориентируясь на следующие аспекты:

  • Соответствие целевым ориентирам развития туризма в РФ или регионе. Вам необходимо изучить основные нормативные документы, регулирующие развитие туризма в мире, РФ, регионе (программы развития туризма, декларации, ФЗ). Если вы, к примеру, собираетесь создавать путеводитель для самодеятельных туристов и, читая Федеральный закон № 132, вдруг обнаружили, что именно развитие самодеятельного туризма является одной из важнейших целей государства, то это означает: выбранное вами направление исследования актуально. Ссылки на соответствующие места в нормативных документах, которые призваны подтвердить достоверность ваших слов, обязательны!

  • Связь темы и проблемы исследования с перспективными направлениями развития туризма в мире, стране, регионе. Для того, чтобы обосновать актуальность в этом аспекте, необходимо изучить состояние туристского рынка и особенности туристских ресурсов той территории, о которой вы пишете. Анализ ресурсов поможет вам определить, в каком направлении можно развивать туризм в регионе. Например, актуальность развития этнографического туризма на Северном полюсе равна нулю, тогда как для Урала, как многонационального региона, этнотуризм является достаточно перспективным направлением. При этом важно не только понимать особенности ресурсной базы, но и иметь представление о том, как развивается туризм в интересующем вас направлении здесь и сейчас. Может оказаться, что потенциально интересные для туристов ресурсы используются слабо или же есть возможность осваивать их иначе. Таким образом, все, что можно сделать для развития туризма в данном направлении, будет являться вполне актуальной проблемой.


Анализ литературы по теме исследования является, как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но элементом необходимым. Вам будет проще, если вы будете учитывать следующие моменты:

  • В первую очередь, необходимо помнить о том, что анализ литературы – это не пересказ литературы. В анализе вы выявляете особенности подхода конкретного автора (или группы авторов) к решению исследуемой вами проблемы, поэтому ваша главная задача – грамотно и четко изложить основные теоретические положения той или иной работы и дать им оценку.

  • Никогда не включайте в свою работу анализ тех книг или статей, которые вы не читали. Иногда студентам в руки попадается учебник или монография, в которых уже содержится обзор литературы по интересующей их теме, - и они с чистым сердцем вставляют чужие мысли в собственную работу. Подобный маневр является не только проявлением исследовательской нечистоплотности, но и миной замедленного действия, т.к. при защите работы ваш обман тотчас же будет обнаружен.

  • Если вы упоминаете в своем анализе чью–либо концепцию, будет недостаточно просто назвать имя ее автора - нужно обязательно привести название работы и год ее издания.

Анализ литературы может быть выстроен по хронологическому или проблемному принципу.

В первом случае исследования разбиваются на группы в зависимости от времени создания, и ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы выявить специфику исследования вашей проблемы на том или ином историческом этапе.

Например: можно посмотреть, как интересующая вас тема была изучена в советское время (до 1991 года), в 90-е годы и на современном этапе (начало 2000-х).

Сущность анализа литературы по проблемному принципу заключается в том, что вы классифицируете источники информации в зависимости от ракурса исследования интересующего вас вопроса.

Например: если ваша тема посвящена изучению туристского потенциала города Екатеринбурга, вы можете выделить следующие группы источников информации:

  • Краеведческая литература о Екатеринбурге, в которой можно найти информацию об истории города;

  • Справочники и путеводители, форумы самодеятельных туристов, содержащие информацию о туристских ресурсах, достопримечательностях города, проблемах туристской инфраструктуры;

  • Интернет-сайты турфирм, дающие представление о характере туристских маршрутов по Екатеринбургу;

  • Маркетинговые исследования состояния развития туризма в городе.


По завершении анализа литературы необходимо сделать вывод:

  • о степени разработанности интересующей вас проблемы (какие вопросы разработаны полно, какие – поверхностно; что предстоит решить; если есть необходимость, можно дать оценку индивидуального вклада того или иного ученого в исследование интересующего вас вопроса);

  • о достоинствах и недостатках существующих исследований, сложившихся подходов и методов решения проблемы;

  • о том, какие из проанализированных исследований (и почему) вы возьмете на вооружение в своей работе (возможно, вам окажется близка чья – то концепция, методология или просто отдельные идеи).

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат iconКак писать реферат реферат
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до...
Реферат iconРеферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать»
Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат
Реферат iconРеферат Основные требования к реферату
Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе...
Реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат iconРеферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам...
Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем
Реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»
Реферат iconРекомендации по написанию реферата реферат
Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого...
Реферат iconАвтономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,...
Реферат iconУчебный реферат реферат
Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,...
Реферат icon1. Назначение и область применения
Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре...
Реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат iconРеферат а реферат по дисциплине «История и философия науки»
Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по...
Реферат iconШкольный реферат: каким он должен быть?
Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием...
Реферат iconПамятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат
Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на...
Реферат iconРеферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов...
Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск