Скачать 0.66 Mb.
|
министерство общего и профессионального образования свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной педагогический колледж» Как написать исследовательскую работу на «отлично» Для студентов специальности 100201 «Туризм» Екатеринбург 2011 Одобрена Кафедрой «Туризма и истории» Свердловского областного педагогического колледжа ______________________________ «____»__________________2011___г. Зав. кафедрой _________________ «Как написать исследовательскую работу на «отлично»»: методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 100201 «Туризм». Автор: Устюжанинова Е. О. -Екатеринбург: СОПК, 2011. Автор: Устюжанинова Е.О. Рецензент: ______________ © Устюжанинова Е. О, 2011 Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕНаше пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности «Туризм». Поступая после школы в колледж или ВУЗ, новоиспеченный студент сталкивается с новым для себя видом деятельности – написанием исследовательской работы. Чаще всего представления студента о том, что такое исследовательская работа и как ее писать, являются весьма туманными. Иногда туман не рассеивается и ко второму, и к третьему году обучения: нередко даже при подготовке дипломной работы студент не помнит банальных правил оформления или защиты. Между тем, от того, насколько прочно студент усвоил основные правила исследовательской деятельности, зависит не только его успешность в учебе, но и дальнейшие жизненные перспективы. Даже при написании реферата вы учитесь организовывать себя – свое время, свои мысли, свою деятельность. Согласитесь, такой опыт может пригодиться где угодно. Разумеется, наше пособие не научит вас тому, что надо писать в реферате, курсовой или дипломе, но оно поможет понять, как правильно написать исследовательскую работу. А именно: как не ошибиться в выборе темы, как составить введение, заключение, защитную речь, как оформить работу и проч. Это, безусловно, сэкономит ваше время и позволит без особых сложностей решить многие проблемы. Отдельный раздел нашего пособия посвящен изложению основных правил написания различных видов исследовательских работ: реферата, курсовой, диплома. Без этого вам будет сложно уяснить себе специфику исследовательской деятельности на разных этапах обучения. Однако, для того, чтобы сделать качественную работу, недостаточно знать правила ее написания – нужны интерес и желание изучать выбранную проблему. К сожалению, иногда приходится наблюдать следующую картину: студент пишет исследовательскую работу из–под палки, исключительно потому, что это нужно для получения диплома. Подобное равнодушие вызвано, как правило, двумя причинами: либо студент не видит смысла в написании работы, полагая, что она совершенно не пригодится для будущей жизни (в начале нашего предисловия мы уже попытались доказать обратное); либо студент испытывает страх перед тем, что исследовательскую работу ему просто не осилить. Разумеется, того, кто не видит особой ценности в создании реферата или диплома, убедить в обратном весьма сложно. Однако, мы можем привести аргументы в защиту исследовательской работы, которые, возможно, изменят ваше отношение к ней. Для того, чтобы придать нашим аргументам больший вес и значимость, мы сошлемся на мнение знаменитого итальянского ученого и писателя Умберто Эко, который в своей книге «Как написать дипломную работу» пришел к следующему выводу:
1. ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ Написание любой работы начинается с выбора темы. От того, насколько этот выбор будет удачен, зависит львиная доля вашего успеха на исследовательском поприще. Какими соображениями нужно руководствоваться при выборе темы? 1. Желательно, чтобы выбранная вами тема являлась актуальной. В противном случае, вам придется приложить массу усилий и изобретательности, доказывая, что ваша тема все–таки имеет право на существование. 2. Тема, по возможности, должна соответствовать вашим склонностям и интересам. Это избавит вас от моральных мучений по поводу того, что вы вынуждены писать неизвестно зачем и неизвестно для кого. При этом желательно уже ко второму курсу определиться, в рамках какой предметной области вы будете создавать свою работу. 3. Собираясь писать работу, вы должны удостовериться, что источники информации по выбранной теме вам доступны, т.е. имеются в наличии в библиотеках (в том числе, в электронных библиотеках сети Internet). Если по волнующему вас вопросу существует только одна статья или монография (да еще и на языке, которого вы не знаете), вряд ли следует браться за подобное исследование. 4. Тема должна быть посильной для исследователя и выбираться с учетом его научных возможностей. 5. Выбирая тему, помните о том, что она должна быть предельно узкой и конкретной. Для написания качественной работы недостаточно правильно выбрать тему – нужно грамотно ее сформулировать. Требования к формулировке темы просты и немногочисленны:
Помните о том, что есть определенная разница между рабочей формулировкой темы и ее окончательным вариантом. Написание работы – процесс творческий. К финалу исследовательского марафона первоначальный замысел может несколько измениться и тему придется корректировать. Как вы могли убедиться, выбор темы – вещь достаточно сложная и коварная. Именно поэтому определяться с темой в одиночку совершенно бессмысленно. Здесь не обойтись без консультаций с научным руководителем. Вы можете предложить руководителю свои варианты тем, а можете, напротив, воспользоваться тематикой, предложенной «сверху». Однако, работа начнется только тогда, когда относительно темы между вами и вашим руководителем будет достигнуто полное согласие. Наконец, последний совет: лучше на протяжении трех лет изучать одну тему, а не метаться из стороны в сторону в поисках более увлекательного или более простого варианта. 2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Специфика - и сложность - деятельности специалиста по туризму заключается в том, что он должен иметь дело только с НОВОЙ и ПРОВЕРЕННОЙ информацией. Например, писать об особенностях развития туризма в городе Ирбите бессмысленно, если вы имеете на руках сведения двухлетней давности. За два года многое может измениться: может появиться новая гостиница и закрыться старая, может появиться новое дорожное покрытие, измениться музейная экспозиция, может быть отреставрирован или снесен тот или иной туристский объект. Отсюда - главное правило: нельзя писать о том, чего ты не видел собственными глазами. Первый и главный источник информации - это вы сами. При этом достоверность собранной вами информации можно и нужно подкрепить фотографиями и иными трофеями, собранными в том месте, о котором вы собираетесь писать. И еще: не нужно выбирать для реферативной и, тем более, дипломной работы тему по развитию туризма в Новой Зеландии или Антарктиде, если вы не планируете туда поехать и изучить ситуацию на месте. Помимо сведений, добытых лично в полевых условиях, вам необходимо воспользоваться и иными источниками информации (подробный перечень отдельных групп источников см. в Приложениях1-3). К ним можно отнести:
Хочется обратить внимание на две проблемы, с которыми обычно приходиться сталкиваться:
3. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Любая исследовательская работа состоит из следующих структурных элементов:
Введение Введение, как бы банально это не звучало, является лицом вашей работы. Оно призвано продемонстрировать, насколько четко и доступно вам удается излагать основные идеи вашего исследования и, тем самым, - насколько вы сами понимаете то, о чем пишете. Поэтому подойти к написанию введения нужно с особой тщательностью. Когда нужно начинать писать введение? Вопреки достаточно распространенному мнению о том, что введение ваяется в последнюю очередь, после того, как основной текст уже написан, мы советуем браться за его сочинение в самом начале вашей работы. Конечно, то, что будет создано вами на данном этапе, будет лишь черновым вариантом введения. Но этот черновой вариант поможет вам и вашему научному руководителю понять, о чем будет ваша работа и в какой логике вы намерены ее выстраивать. И если вам никак не удается накидать хотя бы приблизительный вариант введения, значит ваши представления о том, что вы будете писать в своей работе, являются весьма туманными. Имеет ли смысл в таком случае браться за основную часть? Хорошо написанное введение включает в себя:
Остановимся подробнее на характеристике каждого из перечисленных элементов введения. Преамбула – это несколько предложений (как правило, они умещаются в один небольшой абзац, открывающий введение), которые служат для того, чтобы прояснить для читателя предназначение вашей работы. Актуальность – это необходимость изучения выбранной вами темы в настоящее время. Обосновать актуальность вашего исследования вы сможете, ориентируясь на следующие аспекты:
Анализ литературы по теме исследования является, как показывает практика, одним из самых сложных элементов введения, но элементом необходимым. Вам будет проще, если вы будете учитывать следующие моменты:
Анализ литературы может быть выстроен по хронологическому или проблемному принципу. В первом случае исследования разбиваются на группы в зависимости от времени создания, и ваша главная задача будет заключаться в том, чтобы выявить специфику исследования вашей проблемы на том или ином историческом этапе. Например: можно посмотреть, как интересующая вас тема была изучена в советское время (до 1991 года), в 90-е годы и на современном этапе (начало 2000-х). Сущность анализа литературы по проблемному принципу заключается в том, что вы классифицируете источники информации в зависимости от ракурса исследования интересующего вас вопроса. Например: если ваша тема посвящена изучению туристского потенциала города Екатеринбурга, вы можете выделить следующие группы источников информации:
По завершении анализа литературы необходимо сделать вывод:
|
Как писать реферат реферат Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до... | Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат | ||
Реферат Основные требования к реферату Реферат – сокращение научной статьи, монографии. Реферат должен включать как можно больше информации, содержащейся в первичном документе... | Реферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам... Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем | ||
Реферат представить в форме ответов на контрольные вопросы к главам... Представляется реферат на 5–10 страницах. Реферат может выполняться по одной из следующих тем | Реферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе... Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» | ||
Реферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе... Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе» | Рекомендации по написанию реферата реферат Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого... | ||
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Поступающий в аспирантуру представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре научных специальностей,... | Учебный реферат реферат Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение,... | ||
1. Назначение и область применения Поступающий в аспирантуру (далее – претендент) представляет реферат по соответствующей специальности (далее – реферат) согласно номенклатуре... | Реферат а реферат по дисциплине «История и философия науки» Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по... | ||
Реферат а реферат по дисциплине «История и философия науки» Реферат не есть оригинальная статья, содержащая новые идеи и даже открытия. Как правило, он представляет собой обзор литературы по... | Школьный реферат: каким он должен быть? Слово “реферат”, в переводе с латинского, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Основным критерием... | ||
Памятка юному исследователю Учимся писать реферат реферат Реферат – краткое изложение сути исследуемой проблемы, где автор приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на... | Реферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов... Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать... |