Скачать 314.52 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2011 г. АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______ Л.Е. Куприна «___» ___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма «___»__________2011 г. Протокол №___ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 14 стр. Зав. кафедрой _________ Н.А. Балюк «___»__________2011 г. Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета «___»__________2011 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ С.И. Ларин «___»_________2011 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ С.А. Федорова «___»__________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА Л.Е. КУПРИНА АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения направления 100400.62 «Туризм» профиль подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" Тюменского государственного университета 2011 Л.Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг", заочной формы обучения. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 14 с. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Учебно-методический комплекс «Активный туризм» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой социально-культурного сервиса и туризма. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. . ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Балюк, д.и.н., профессор. © Тюменский государственный университет, 2011. © Л.Е. Куприна, 2011
Цель – получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков разработки, продвижения и реализации услуг предприятий сферы социально-культурного сервиса. Основными задачами курса является освоение студентами: - проблемы географии активного туризма в России и Тюменской области, разнообразие видов и форм;. - представление о разнообразии активного туризма в связи с физико-географическими условиями регионов России; - навыков работы с литературными и картографическими источниками по разработке маршрутов туристских походов, планированию спортивных мероприятий по туризму и проведению их с туристами.
Цикл ЕН. Дисциплина «Активный туризм» является дисциплиной по выбору профессионального цикла и базируется на таких дисциплинах как «Введение в специальность», «География», «Организация туристской деятельности», «Основы туризма», «Туристская картография» и др.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: - владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1); - способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); - способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3); - готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4); -способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10); - способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11); - умением организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - географию активного туризма мира, России и Тюменской области; - разнообразии видов и форм активного туризма, их специфику и технологические особенности; Уметь: - составлять Положения и Условий, проводить отдельные конкурсы и соревнования по туризму, - работать с литературными и картографическими источниками при составлении проектов туристских маршрутов. Владеть: - навыками по разработке маршрутов категорийных туристских маршрутов; - современными технологиями и техникой спортивно-оздоровительного туризма.
Семестр 6. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 2
Модуль 1. Активный туризм: виды, география 1.1. Что такое активный и пассивный туризм Понятие «активный туризм» и его особенности. Приключенческие путешествия, приключенческий спорт. Загадочный приключенческий тур, сафари на природу, охота, рыбалка. 1.2. Приключенческий и экзотический туризм. Приключенческий спорт Типы приключенческого и экзотического туризма. Приключенческий спорт: экстремальные сплавы по рекам (рафтинг), спелеопоходы, лыжные походы, альпинизм, скалолазание, каньонинг и др.. Виды экзотического туризма: - путешествие на верблюдах по аравийским и африканским пустыням; поездки на снегоходах в Антарктике, космический туризм, плавание на подводной лодке, туризм в экзотические страны и т.д 1.3. Приключенческие путешествия Путешествия по рекам, пешком в горах (треккинг и др.), на лошадях, автомобилях-внедорожниках, сафари, джип-сафари и т.д. Отличие приключенческого путешествия от спортивного туризма. 1.4. География и развитие активного туризма. в мире, России Развитие активного туризма в мире, России. «Новые» («модные») виды туризма, их география. Районы приключенческого и экзотического туризма (по А.А. Самойленко, 2006): Цивилизованные и достаточно развитые страны Северной Африки (Марокко, Тунис, Египет); Центрально- и Южноафриканские государства (Кения, Танзания, Уганда, ЮАР и др.); страны Восточной Азии (Китай, Япония) и т.д. 1.5. Самодеятельный туризм в России Понятие «самодеятельный туризм». История самодеятельного туризма. Самодеятельный туризм с активным способом передвижения. Формы самодеятельного спортивного туризма: туристские походы – оздоровительные, спортивные (категорийные), учебно-тренировочные, научно-познавательные, приключенческие (экзотические) и др.; экспедиции – научно-спортивные, спортивные; туристские слеты – слет туристов-водников, туристов-пешеходников, велотуристов и т. д.; туристско-спортивные соревнования по технике определенного вида туризма. технология и структура функционирования спортивно-оздоровительного туризма в России. Модуль 2. Организация походного и самодеятельного туризма 2.1. Классификация походов и путешествий. Нормативные основы туристской деятельности Походы выходного дня, некатегорийные и категорийные походы. Основные положения Правил проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий, организации спортивных туров. Разрядные нормативы по спортивному туризму. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). 2.2. Права и обязанности руководителя и участников похода Кодекс путешественника. Права и обязанности руководителя и участников похода. Дисциплина – залог безопасности туристского похода и путешествия. 2.3. Подготовка, проведение и подведение итогов похода. Теоретическая и практическая подготовка к проведению похода. Подведение итогов похода. Отчет о походе: формы, содержание. Походные обязанности и поручения. 2.4. Физическая, психическая и тактическая подготовка туриста-спортсмена Основные задачи, принципы и методы туристской подготовки. Содержание туристской подготовки. Виды и формы подготовок туриста-спортсмена. 2.5. Снаряжение и туристский травматизм. Медицинская помощь в походе Общее и специально, личное и групповое туристское снаряжение. Правила подбора снаряжения. Соблюдение экологически безопасных норм туристского природопользования при выборе и устройстве бивака, выборе топлива для костра, оборудовании кострища. Питание в походе, водный режим. Оказание медицинской помощи в походе. Модуль 3. Спортивный и экстремальный туризм 3.1. Факиры выживания в автономных условиях существования Факторы выживания: антропологические, природно-средовые, материально-технические, экологические. Путешествие в одиночку, чрезвычайные ситуации в походе: трудности, задачи. 3.2. Ориентирование, сигнализация, питание и водообеспечение в условиях автономного существования Ориентирование на местности в условиях автономного существования.. Средства сигнализации. Питание и водообеспечение в условиях автономного существования. 3.3. Слет, соревнования спортивного самодеятельного туризма. Определение понятий «слет туристский», «соревнования туристские». Традиционные слеты. Нормативные документы слета, соревнований: Положение и Условия. Основные положения правил соревнований по туристскому многоборью (ТМ).Соревнования: их виды, программы. 3.4. Организация и проведение слета туристов Особенность организации и проведения. Конкурсная программа слета туристов-школьников. Программа туристских соревнований. Организация судейства, подведение итогов. 3.5. Спортивное ориентирование в программе соревнований слета туристов и как вид спорта. Виды спортивного ориентирования на контрольно-туристском маршруте. Топографическая подготовка спортсменов. Физическая, психологическая подготовка спортсмена-ориентировщика. Снаряжение и оборудование. Спортивное ориентирование – вид спорта. Экологическое ориентирование - новый вид в спортивном ориентировании. 3.6. Подготовка, проведение и подведение итогов соревнований по спортивному ориентированию. Организация соревнований по спортивному ориентированию: полигона, карт, судейства. Виды соревнований и их особенность.
Модуль 1. Активный туризм: виды, география Введение. Что такое активный и пассивный туризм
Приключенческий и экзотический туризм. Приключенческий спорт 1.Два типа приключенческого и экзотического туризма. 2. География активного туризма. Развитие активного туризма в России. «Новые» («модные») виды туризма. 3.Виды экзотического туризма, география. 4 Возможности развития экзотического туризма в России, в своем регионе. Приключенческие путешествия
География и развитие активного туризма в мире, России
Самодеятельный туризм в России
Модуль 2. Организация походного, самодеятельного туризма Классификация походов и путешествий. Нормативные основы туристской деятельности 1. Походы выходного дня. 2. Некатегорийные и категорийные походы, критерии их классификации. 3. Основные Положения Правил проведения туристских соревнований: туристских спортивных походов, путешествий. 4. Технология организации спортивных туров. 5. На примере пешеходного спортивного туризма (водного и др.) охарактеризовать нормативные требования, разряды. 6. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Права и обязанности руководителя и участника похода 1. Распределение обязанностей в связи с туристской квалификацией участников, туристско-краеведческой направленностью маршрута. 2. Права и обязанности руководителя похода. 3. Права и обязанности участника похода. Подготовка, проведение и подведение итогов похода. 1. Выбор категории сложности маршрута в связи с возрастом и туристской квалификации участников и руководителя похода. 2. Выбора туристско-экскурсионных объектов, мест ночевок и дневок в связи с культурно-историческими и физико-географическими особенностями района путешествия и техническими характеристиками маршрута. 3. Подбора продуктов и рациона питания в связи с возрастом участников, сложностью и вида путешествия, с учетом калорийности продуктов питания. 4. Оформление походного материала. 5. Отчет о совершенном походе. Физическая, психическая и тактическая подготовка туриста-спортсмена 1. Основные задачи, принципы и методы туристской подготовки. 2. Содержание туристкой подготовки. 3. Виды и формы туристской подготовки. 4. Разрешение конфликтных ситуаций, сложившихся в походе: примеры. Снаряжение и туристский травматизм. Медицинская помощь в походе 1. Подбора снаряжения, ремонтного набора в связи с выбранным видом туристского похода. 2. Распределение веса груза между участниками (общего и личного: снаряжения, продуктов) с учетом половозрастного состава группы. 3. Состав медицинской аптечки - с учетом сезона, природно-климатическими особенностями района путешествия, возрастными критериями участников похода. 4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему: мозоли и потертости, растяжение связок, ушибы, ожоги, переломы, тепловой и солнечный удары, первая помощь тонущему, транспортировка пострадавшего. Модуль 3. Спортивный и экстремальный туризм Факторы выживания в автономных условиях 1. Антропологические факторы выживания в автономных условиях существования. 2. Природно-средовые факторы: пути их разрешения. 3. Материально-технические факторы: виды, примеры. 4. Экологические факторы в разных регионах мира, России. 5. Возможно ли путешествие в одиночку? 6. Чрезвычайные ситуации в походе: трудности, задачи, способы решения. 7. Организация временного лагеря, заготовка дров. Ориентирование, сигнализация, питание, водообеспечение и медицинское обеспечение в условиях автономного существования 1. Способы ориентирования во времени и на местности в условиях автономного существования. 2. Средства сигнализации, как правильно подать сигнал бедствия. 3. Использование местных признаков для определения погоды. 3. Обеспечение питания в условиях автономного существования: сбор дикорастущих растений и грибов, охота, рыбалки. 4. Водообеспечение в условиях автономного существования: поиск водоисточников, способы обеззараживания воды. 5. Использование аптеки «на корню». Слет, соревнования спортивного самодеятельного туризма 1. Определение понятий «слет туристский», «соревнования туристские». 2. Традиционные слеты туристов: исторический экскурс. 3. Нормативные документы слета, соревнований: Положение, Условия проведения. 4. Основные положения правил соревнований по туристскому многоборью (ТМ). 5. Туристские соревнования: виды, программы. 6. Страховка и самостраховка: веревки, узлы. Организация и проведение слета туристов 1. Особенность организации и проведения слета туристов (на примере). 2. Конкурсная программа слета туристов-школьников. 3. Программа туристских соревнований в рамках слета туристов-школьников. 4. Организация судейства, подведение итогов. 5. Выполнение жизнеобеспечивающих норм туристского природопользования, не наносящих ущерба окружающей среде. Спортивное ориентирование в программе соревнований слета туристов и как вид спорта 1. Виды соревнований по спортивному ориентированию: в программе слета туристов 2. Спортивное ориентирование как вид спорта: дисциплины. 3. Необходимость в создании и развитии нового вида спортивного ориентирования: экологического: имеющийся опыт. 4. Топографическая подготовка спортсменов-ориентировщиков. 5. Физическая, психологическая подготовка спортсменов-ориентировщиков. 6. Необходимое снаряжение спортсменов-ориентировщиков. Подготовка, проведение и подведение итогов соревнований по спортивному ориентированию 1. Организация соревнований по спортивному ориентированию: полигона, карт, судейства. 2. Специальное снаряжение и оборудование, используемое при проведении соревнований по спортивному ориентированию 3. Виды соревнований по спортивному ориентированию: дисциплины, их особенность. 4. Обеспечение безопасности при проведении соревнований по спортивному ориентированию. 8. Примерная тематика курсовых работ
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) Контрольная работа Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по изучаемой дисциплине. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче экзамена не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения. Темы контрольных работ
Контрольные вопросы к экзамену 1. Понятие «активный и пассивный туризм», виды активного туризма. 2. Два типа приключенческого и экзотического туризма: приключенческий спорт, приключенческие путешествия. Краткая характеристика. 3. География активного туризма. Развитие активного туризма в России. «Новые» («модные») виды туризма. 4. Самодеятельный туризм с активным способом передвижения. Формы.
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Д. В. Вакорин. Основы предпринимательской деятельности в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Е. Е. Ермакова. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Основы искусствоведения в экскурсионном деле: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. Технология въездного туризма: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. Р. Чомоян. Коммуникативные технологии в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Иванова. История архитектуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Транспортное обеспечение в туризме: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... |