Валеология





Скачать 306.75 Kb.
НазваниеВалеология
страница1/2
Дата публикации03.05.2015
Размер306.75 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Туризм > Основная образовательная программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы


ВАЛЕОЛОГИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины
Основная образовательная программа
для специальностей ЮП, СС(ГД), СС(СУ), СС(СО), ДК, ДЗ очной формы

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 28.903


Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ и предназначена студентам очной формы обучения специальностей 070601.65 «Дизайн (специализации «дизайн среды», «дизайн костюма»), 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» (специализации «гостиничное дело», «имиджмейкерские услуги», «спортивно-оздоровительный сервис»), 030500.65 «Юриспруденция».

Составители: доценты кафедры ФОСР Борщенко С.А., Матвеева Л.В.


Утверждена на заседании кафедры ФОСР от 05.06.2014 г., протокол № 10, редакция 2014 г.

© Издательство ВГУЭС

2014
ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Валеология» предназначена для ознакомления студентов с основными закономерностями формирования, сохранения и развития индивидуального здоровья. Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, о чем, к сожалению, многие вспоминают только тогда, когда его теряют.

В настоящее время актуальность приобретает здоровый образ жизни. К числу наиболее значимых проблем относят состояние здоровья населения. Здоровье – это не только социально-демографический, экономический и политический фактор, но и фактор национальной безопасности.

Актуальность проблемы здоровья продолжает оставаться высокой в связи с тем, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, показатели здоровья и состояния здравоохранения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Ведущий фактор здоровья – это образ жизни человека, формирующийся с детства – в быту, в процессе учебы и отдыха, а также в определенных природно-климатических условиях. Каждый человек способен существенно влиять на среду, в которой он живет, и изменять свой образ жизни при наличии мотивации здоровьесберегающего поведения.

В курсе «Валеология» раскрываются психофизиологические основы здорового образа жизни, рассматриваются социально-биологические аспекты профилактики заболеваний, отмечаются факторы среды, формирующие здоровье, содержатся сведения о влиянии факторов среды, разрушающих здоровье. Особую значимость профилактических программ определяет тот факт, что в последние годы прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). Анализ показателей общей заболеваемости молодёжи по данным Минздрава России свидетельствует, что неблагоприятные тенденции основных видов патологии у подростков более выражены, чем у взрослых. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств. Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. И возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счёт системы методов восстановительной медицины. Под понятием «здоровье здоровым» понимается здоровье тех 5–7% от общей численности населения, как у нас, так и за рубежом, которые считаются абсолютно здоровыми. И, во-вторых, это здоровье 70–75% людей, которые имеют 1–2 хронических заболеваний в стадии устойчивой ремиссии.

Особенностью изучаемой дисциплины является то, что она рассчитана на формирование у молодого поколения нового мышления, в котором самой большой жизненной ценностью являются здоровье и активное долголетие. По данным Всемирной организации здравоохранения, «вклад» образа жизни в состояние здоровья достигает 60–70%, а успехи медицины составляют около 7%. Валеология помогает решать проблемы здоровья на индивидуальном уровне, обращает внимание на факторы, оказывающие вредные действия на здоровье. Знания и навыки успешного освоения здоровьесохраняющих технологий, для сохранения и укрепления своего здоровья, приобретаемые студентами в результате освоения дисциплины, необходимы для всех специалистов. Только здоровое население может способствовать экономическому благополучию страны.

Учебная программа дисциплины учитывает следующие основополагающие законодательные, инструктивные и программные документы, определяющие основную направленность занятий по валеологии в высшей школе:

Государственная программа «О неотложных мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения преждевременной смертности» (постановление Правительства РФ№ 158 от 28.02.94 г.);

Приказ M3MTIРФ № 364 от 22.12.95 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 31.12.2005 г. ;

Приказ Минздрава России от 31.01.2014 N 50 "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 1762 "Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения":

Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1762 (ред. от 31.01.2014) "Об утверждении базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения"




ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



1.1. Цель и задачи учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является подготовка будущих специалистов к формированию концепции здорового образа жизни, практики сохранения и укрепления здоровья.

Задачи дисциплины:

  • изучение причин и факторов, определяющих здоровье человека;

  • овладение научными основами охраны и укрепления личного и общественного здоровья;

  • гигиеническое воспитание и формирование профессиональных навыков, помогающих в дальнейшей трудовой деятельности;

  • приобретение умений и опыта оказания помощи населению.



1.2. Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

  • знание механизмов оздоравливающего действия, двигательной активности и закаливания;

  • умение определять факторы, формирующие индивидуальное здоровье человека;

  • знание признаков психического здоровья и пути его развития;

  • освоение механизмов успешной социальной адаптации человека;

  • осуществление самоконтроля за состоянием организма и использование средств физической культуры для оптимизации собственной работоспособности;

  • способность применять способы профилактики стресса в жизни и спорте;

  • умение выполнять упражнения по улучшению зрения и осанки;

  • умение составлять индивидуально валеологический портрет человека;

  • готовность применять полученные знания и умения для повышения и поддержания физической и умственной работоспособности, духовного развития личности во время обучения в ВУЗе и в дальнейшей жизни.

1.3. Основные виды занятий и особенности их проведения
Учебный процесс по дисциплине «Валеология» складывается из лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В самостоятельную работу студентов входит изучение рекомендованной литературы и реферирование литературных источников.

Дисциплина «Валеология» изучается студентами очной формы обучения: СС - в 4 семестре; ЮП – в 9 семестре; ДЗ – в 10 семестре. Для студентов очной формы обучения количество аудиторных часов – 51, из них лекционных – 34. На самостоятельную работу отводится: СС - 51 час; ЮП – 100 час; ДЗ – 85 час. Для качественного обучения студентов по валеологии используются разнообразные формы: лекции – презентации; практические занятия – занятия в интерактивной форме, побуждающие студентов к активной деятельности. При обучении используются методы словесного воздействия: рассказы, показ, объяснения, разбор, замечания, словесная оценка, убеждение.

1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине
В ходе изучения дисциплины предусматриваются виды контроля знаний: текущий, промежуточный, итоговый. Текущая аттестация складывается из оценки знаний по итогам практических занятий. Промежуточная аттестация происходит в соответствии с Положением о рейтинговой системе и предусматривает выполнение контрольных работ и рефератов. Итоговая аттестация проходит в форме зачета. Условием допуска к зачету является успешное прохождение текущей и промежуточной аттестации.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Перечень тем лекционных занятий

Тема 1. Предмет валеологии и ее место в системе знаний о человеке. Валеология как интегральная наука: связи с анатомией, физиологией, психологией, социологией. Основные аспекты валеологии: медицинский, гигиенический, психологический, культурологический, социальный, экологический, духовный. Основные проблемы валеологии. Исторические этапы развития валеологии. Ученые – валеологи. Основные разделы валеологии: валеотерапия, валеопрактика, валеометрия.

Тема 2. Здоровье как философская категория. Определения понятия «здоровье». Здоровье как высшая ценность. Соотношение понятий «здоровье», «норма», «болезнь». Классификация соотношений организма. Физическое, соматическое, психическое, социальное, духовное здоровье.

Тема 3. Показатели и признаки здоровья. Факторы, детерминирующие здоровье: образ жизни, внешняя среда, гигиенический потенциал, медпомощь. Кодекс здоровья: перечень правил, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Тема 4. Индивидуальное здоровье и его компоненты. Биологические, психологические, социальные и духовные принципы здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье: деструктивное поведение личности.

Тема 5. Факторы, формирующие здоровье. Рациональное питание и здоровье. Понятие обмена веществ и энергии. Общая характеристика пищеварения. Понятие и принципы рационального питания: полноценность рациона, энергетический баланс, режим питания.

Тема 6. Основные компоненты пищевого рациона здорового человека. Различные диетические направления и теории питания (адекватное питание, голодание, вегетарианство, раздельное питание. Качественный и количественный состав пищи. Продукты ГМО.

Тема 7. Двигательная активность как путь к здоровью. Роль движения в жизнедеятельности человека. Организм в условиях гиподинамии. Взаимосвязь резервов адаптации организма к мышечной деятельности и резервов здоровья человека. Система функциональных резервов адаптации.

Тема 8. Психическое здоровье человека. Психический микроклимат. Стрессология, купирования дисстрессов.

Тема 9. Валеометрия. Тестирование уровня здоровья, его качества уровня резервов. Индексы здоровья.

Тема 10. Валеопрактика. Принципы разработки индивидуальных программ сохранения здоровья. Стратегия и тактика здоровья.

Тема 11. Валеопрактика. Обзор традиционных оздоровительных систем. Активизация адаптационных механизмов с помощью оздоровительных систем. Сексуальная гармония.

Тема 12. Экологическая валеология. Функции окружающей среды. Состояние экологии в России и Приморье. Индивидуальная экологическая безопасность.

Тема 13. Традиционные системы оздоровления, использующие факторы питания: Аюраведа и др.; основанные на факторах сознания и движения Цигун, У–шу и др.

Тема 14. Методы оздоровления, направленные на активизацию внутренних резервов человека: фитотерапия, гомеопатия, массаж, мануальная терапия.

Тема 15. Системы детоксикации организма. Природные вещества Дальневосточной фауны и флоры, используемые в системе оздоровления БАДы.

Тема 16. Валеология туризма, гостиничного сервиса, курортов. Валеология и рекреация. Перспективы развития.

Тема 17. Креативная валеология и софотерапия. Космическая валеология. Астробиоритмология и здоровье. Валеология в образовательном пространстве. Популизация здорового образа жизни.

2.2. Перечень тем практических занятий

Тема 1. Определение количества, качества и резервов здоровья. Прямые и непрямые методики. Индекс здоровья. Отработка практических навыков.

Тема 2. Знакомство с различными релаксационными техниками (антистрессовая релаксация ВОЗ, прогрессивная мышечная релаксация по Ж.Джекобсону и д.р.). Отработка практических навыков.

Тема 3.Традиционные оздоровительные системы, основанные на факторах сознания и движения: Цигун, У-Шу, и д.р. Отработка практических навыков.

Тема 4. Биоритмологическая система профилактики заболеваний.

Тема 5. Проведение профмероприятий с учетом биоритмов.

Тема 6. Музыко-профилактика и музыко-терапия.

Тема 7. Совместимость партнеров, способы оздоровления семейных отношений. Проблемы зачатия и родов, способы их оздоровления.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций:

  • индивидуальное обучение;

  • презентация;

  • методы словесного воздействия;

  • обучение на основе опыта;

  • объяснительно-иллюстративное изложение:

  • обратная связь;

  • опережающая самостоятельная работа.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка рефератов, докладов и сообщений, выполнение домашних заданий, проведение групповых интерактивных занятий.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор) и контрольные работы по предложенным темам (на выбор). Контрольные работы и рефераты сдаются на проверку преподавателю, а затем происходит их защита.
Тематика рефератов:

1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

2. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения.

3. Здоровый образ жизни. Система закаливания – важное условие для воспитания здорового ребенка.

4. Стиль жизни – социально–психологическая категория.

5. Уклад жизни. Мировые исследования в области кардиологии. Отечественная медицина в эпоху рынка.

6. Питание человека. Основы потребления пищи.

7. Современное питание в детском возрасте.

8. Социально–экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей.

9. Рациональное питание как один из критериев здорового образа жизни человека.

10. Уровень жизни. Питание и здоровье дошкольников.

11. Питание и здоровье.

12. Рациональное питание – как способ сохранения здоровья.

13. Вегетарианство.

14. Здоровье интимные отношения и способы их построения.

15. Наркомания как социальное зло.

16. Курение – как социальное зло в наше время.

17. Жить без алкоголя!

18. Алкоголь – волна, грозящая захлестнуть весь мир.

19. Алкоголизм. Пагубное воздействие на организм.

20. Нездоровый образ жизни – алкоголизация.

21. Проблемы женского алкоголизма.

22. Вред аборта как социальная проблема.

23. Вредные привычки – угроза здоровью.

24. Социально–психологическая категория. Вредные привычки.

25. О вреде курения.

26. Алкоголизм – болезнь или привычка.

27. Женщина с рюмкой. Женщина ли?

28. Стиль жизни. Курить ли?

29. Табак – враг здоровья.

30. Синтетические наркотические средства: героин и кокаин.

31. Вред наркотических веществ. Молодежь, наркотики – что дальше?

32. Наркотики. «Святая» роль коммунистической наркомафии.

33. Как бросить курить?

34. Курение. Влияние табака на организм.

35. Вред алкоголизма.

36. Вредные привычки. Стиль жизни.

37. Основные виды наркотических средств и особенности их применения молодежью.

38. Курить и быть здоровым. Фитнес-тренинг.

39. Аборт как неблагоприятный фактор, влияющий на здоровый образ жизни.

40. Как избежать беременности.

41. Оральная контрацепция – как профилактика здоровья.

42. Женщина становится матерью.

43. Что необходимо знать мне, тебе и ей о венерических заболеваниях.

44. Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье в первые годы жизни.

45. СПИД – социальная болезнь XX века.

46. О системе закаливания П.К. Иванова.

47. Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья у детей в возрасте от 0 до 12 лет.

48. Влияние физических упражнений на здоровье человека.

49. Ваши волосы и ваше здоровье.

50. Улучшение зрения по системе Брэгга.

51. Воздух, вода, движение – универсальные средства закаливания организма, как основа здорового образа жизни.

52. Таинственная функция – восстановление собственного равновесия.

53. Победа над старением. Продление человеческой жизни.

54. «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма.

55. Ритмическая гимнастика – одно из средств здорового образа жизни.

56. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника.

57. Психофизиологическое удовлетворение в семье.

58. Здоровые интимные отношения. Способы их построения.

59. Курение, потомство и мы.

60. Влияние стресса на здоровье человека.

61. Психология интимных отношений. Медико-социальные аспекты.

62. Рак против женщины, а что против рака?

63. Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.

64. Факторы, влияющие на здоровье человека.

65. Здоровый и нездоровый образ жизни (на примере 2-х семей).

66. Здоровье горожанина (на примере).

67. Болезни цивилизации Сердечно-сосудистые заболевания.

68. Атеросклероз артерий – наступление на здоровье.

69. Факторы развития болезней сердечно-сосудистой системы как образ жизни современника.

70. Женщина и климакс.

4.2. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

1. Валеология как наука: предмет, цели, задачи, методы исследования.

2. Место валеологии в системе человекознания. Разделы валеологии. Ученые – валеологи.

3. Понятие «здоровье»: подходы к определению, составляющие компоненты здоровья. Факторы, определяющие здоровье человека.

4. Взаимоотношения здоровья и болезни. Популяционное и индивидуальное здоровье. Понятие «норма». Потенциал здоровья.

5. Здоровый образ жизни: понятие, элементы, условия соблюдения. Связь образа жизни с конституцией человека. Потенциал здоровья.

6. Этапы планирования семьи («оптимальных» детей). Сохранение здоровья человека до рождения (во внутриутробном развитии)

7. Сохранение и развитие здоровья в онтогенезе (в процессе развития человека). Здоровье как социальная ценность.

8. Валеологический портрет индивидуума, его составление. Типы конституции человека.

9. Влияние экологических факторов на здоровье человека в условиях современного города.

10. Кодекс здоровья: составляющие компоненты.

11. Система закаливания как фактор формирования здоровья. Виды закаливания, механизмы закаливания, его базовые принципы.

12. Принципы рационального питания. Основные компоненты пищевого рациона здорового человека. Теории питания.

13. Двигательная активность и здоровье. Организм в условиях гиподинамии. Понятие активного и пассивного отдыха.

14. «Работа» с позвоночником – путь к оздоровлению всего организма.

15. Способы сохранения и улучшения зрения.

16. Характеристика оздоровительных систем упражнений (аэробика, шейпинг, система Купера и другие).

17. Адаптация организма; структурные (морфологические) и функциональные резервы.

18. Психический компонент здоровья. Признаки психического здоровья человека.

19. Стресс и здоровье человека. Общий адаптационный синдром: современные представления. Пути профилактики стресса в современных условиях.

20. Психологическая валеология. Характеристика психотипов человека. Ментальный тренинг (аутотренинг).

21. Психологические аспекты брака и семенных отношений. Психофизиологическая удовлетворенность и комфорт в семье.

22. Профилактика нежеланной беременности.

23. Межличностные отношения: механизмы восприятия и понимания друг друга.

24. Стиль и уклад жизни студентов ВГУЭС в XXI веке.

25. Пути и способы отказа от курения.

26. Алкоголь и здоровье: сознательный взгляд.

27. Способы профилактики венерических заболеваний.

28. Само разрушающее поведение: причины и следствия. Факторы, разрушающие здоровье человека.

29. Каков основной метод валеологии?

30. Что представляет социальный заказ валеологии?

31. Каковы отличия медицины и валеологии?

32. В рамках каких наук укладываются задачи валеологии?

33. Отношение человека в системе валеологии?

34. Кто является основателем валеологии как науки?

35. Что такое «третье» состояние?

36. Каковы основные средства валеологии?

37. Каковы основные методы оздоровления?

38. Каковы основные традиционные методы оздоровления?

39. Какие причины, ведут к развитию «третьего» состояния?

40. Каковы факторы нездорового образа жизни?

41. Каковы методы увеличения количества здоровья?

42. Влияет ли образ жизни на качество здоровья?
4.3. Методические рекомендации по организации СРС

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа студента (ТСР) ориентирована на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР по дисциплине «Валеология» включает в себя следующие виды работ:

  • поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

  • исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях и олимпиадах;

  • анализ научных публикаций по заранее определенной теме.

Задания для самостоятельной работы со студентами разрабатываются по каждой теме и распределяются на лекциях, практических занятиях и консультациях.

4.4. Рекомендации по работе с литературой

Учебное пособие Чумакова Б.Н. Валеология: учеб. пособ. / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008 г. включает 16 лекций, в которых отражены многочисленные теоретические и практические нетрадиционные факторы, влияющие на состояние здоровья человека, так же содержатся материалы, обеспечивающие систематизацию и углубление знаний студентов по социальной медицине, физиологии, двигательной активности, психогигиене. Кроме того, в пособии рассмотрены вопросы интимных отношений, культуры общения в быту, учѐбе и труде.

Учебник Вайнера Э.Н. Валеология: учебник для вузов /Э.Н.Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. разработан для различных специальностей вузов в соответствии с Государственным образовательным стандартом и ориентирован на блок общекультурных дисциплин. Основной задачей учебника является воспитание у студентов культуры здоровья и их подготовка как будущих специалистов к выполнению профессиональных обязанностей в здоровье-сберегающем режиме. Большое внимание обращено на валеологические вопросы возрастного развития и образовательной деятельности.

В учебном пособии Назаровой Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. освещены вопросы охраны и укрепления здоровья населения, представлена методика изучения влияния экологии на человека, рассмотрены теоретические и практические основы профилактики заболеваний, изложены сведения о факторах среды, формирующих и разрушающих здоровье, описаны средства и методы его укрепления.

Пособие Прохоровой Э.М. Валеология: учеб. пособие для студ. вузов / Э.М.Прохорова; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. – М.: ИНФРА, 2010 г. соответствует требованиям современного образовательного стандарта. В нем научно обоснована проблема формирования здоровья каждого человека и населения в целом, содержатся сведения об основах здорового образа жизни, способствующего удовлетворению жизненно важных биологических потребностей организма, поддержанию постоянства его внутренней среды, определяющей психическое и физическое здоровье человека. Содержание предлагаемого курса включает в себя понятия и термины, а также необходимый минимум знаний наук, питающих валеологию, и отвечает на контрольные вопросы программы практически в полной мере.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




5.1. Основная литература
Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. /Э.Н.Вайнер. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 416 с.

Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Е.Н. Назарова, Ю.Д.Жилов – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

Прохорова Э.М. Валеология: учеб. пособие для студ. Вузов. / Э.М.Прохорова; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса. – М.: ИНФРА, 2010. – 255 с

Чумаков Б.П. Валеология: учеб. пособие. – 2–е изд. испр. и доп. / Б.П. Чумаков. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 407 с.
5.2. Дополнительная литература
Апанасенко Г.Л. Валеология: состояние и перспективы развития / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова – СПб.: Вестник Балтийской академии. – 2003. – Вып. 16. – C.17-24.

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. / И.А. Аршавский. – M.: Наука, 2005. – 270 с.

Козин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. / Э.М. Козин, М.Г.Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 188 с.

Масиускене О.В. Валеология / О.В. Масиускене, Ж.Г.Муравянникова. – М.: Феникс, 2011. – 234 с.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. Плакаты, учебные пособия, программа, книги, журналы.

  2. Видеофильмы о здоровом образе жизни, различных приемах оздоровления.

  3. Реквизит для игр, медитаций, упражнений (коврики, спортивная форма).

  4. Компьютерные классы.



7. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Валеология iconПрограмма элективного курса «Валеология» в 5 6 классах (по книге Г. К. Зайцевой)
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconУчебник для вузов валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 04 Валеология по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Валеология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Валеология iconРабочая программа по дисциплине С. 4 Валеология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Валеология icon"Валеология" в детском саду
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости
Валеология iconТематические разделы рефератов
Тема Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах здорового образа жизни
Валеология icon«Валеология»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Валеология icon«Валеология»
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Валеология iconКурсы валеологии Назначение
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconВикторина игра на спортивную тему
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconКлассный час «страна здоровья»
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconКалендарно-тематический план работы № п/п
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconРабочая программа дисциплины (модуля) валеология направление подготовки 080200. 62 «менеджмент»
«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)»
Валеология icon«Средняя школа №30 г. Новоалтайска»
Цель: проследить преемственность внедрения в учебный план образовательной линии «Валеология» и показать эффективность работы школы...
Валеология iconПрограмма учебной дисциплины подготовки бакалавров по направлению
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Валеология iconЗанятие № Основные факторы здоровья Учебные вопросы занятия
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск