Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ
Директор ИСГТ
___________/Д.В.Чайковский/
«___» ____________2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА»
НАПРАВЛЕНИЕ 100400 «Туризм»
Профиль подготовки " Технология и организация туроператорских и турагентских услуг"
КВАЛИФИКАЦИЯ Бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2013 г.
КУРС 2 СЕМЕСТР 3
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 4 КОРЕКВИЗИТЫ Основы социального государства, Культурно-исторические центры России
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции
| 32
| часов (ауд.)
| Практические занятия
| 32
| часов (ауд.)
| АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
| 64
| часов
| САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
| 44
| часов
| ИТОГО
| 108
| часов
| ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
| очная
|
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 3 СЕМЕСТРЕ
Обеспечивающая кафедра: «Культурологии и социальной коммуникации» ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор Н.А. Колодий
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент В.Б. Агранович
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к..н., доцент Т.А. Чухно
2013 г. 1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Обычаи и традиции народов мира» соответствует целям образовательной программы 100400 «Туризм» (бакалавриат) в части подготовки выпускников, владеющих знаниями о структуре и содержании профессиональной деятельности, понимающих значение развития туризма для экономики Российской Федерации в настоящий момент.
Код цели
| Формулировка цели ООП
| Цели дисциплины
| Ц1
| Подготовка выпускников к эффективному использованию туристского потенциала для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.
| Уяснение роли развития туризма для стимулирования экономики страны.
| Ц2
| Подготовка выпускников к аналитической деятельности, выполнению проектов, направленных на практическое применение современных методик и технологий организации деятельности туристских предприятий.
| Формирование базисного уровня знаний с целью освоения специфики туристского сервиса и углубленного изучения отраслей туризма.
| Ц4
| Подготовка выпускников к проектированию и продвижению современного конкурентоспособного на мировом уровне туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований.
| Анализ туристского потенциала культурно-исторических регионов мира в целях освоения современных технологий создания туристского продукта.
| Ц 7
| Подготовка выпускников к проведению мероприятий по интеграции России в мировой культурный процесс, укреплению позитивного образа страны за рубежом.
| Совершенствование технологиий создания туристского продукта для успешного продвижения отечественного турпродукта на мировом рынке туризма.
|
В ходе изучения дисциплины анализируется место и роль университета в подготовке бакалавров туризма, раскрываются общие требования к подготовке бакалавров по направлению 100400 «Туризм», вводится терминологический аппарат, использующийся в сфере с туризма.
Задачи изучения дисциплины:
формирование нового культурного сознания;
анализ региональной специфики культуры и общества, его системы ценностей и ментальности;
выявление духовных основ человеческого существования;
обнаружение общезначимой эстетической составляющей национальной культуры;
выявление культурно-исторической самобытности народов мира;
раскрытие главных достижений мировой культуры и цивилизации;
обсуждение проблемы универсального и регионального путей культурного развития;
попытка самоопределения личности в плане культурного сотрудничества и сотворчества в общественном бытии.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Согласно ФГОС и ООП 100400 «Туризм» дисциплина «Обычаи и традиции народов мира» относится к вариативной части профессионального цикла.
Код дисциплины ООП
| Наименование дисциплины
| Кредиты
| Форма контроля
| ГСЭЦ (Гуманитарный, социальный и экономический цикл)
| ГСЭЦ.В (Гуманитарный цикл, вариативная часть)
| ГСЭЦ. В.5.2
| Обычаи и традиции народов мира
| 4
| зачет
|
Кореквизитами для данного курса являются дисциплины: География, Туристское ресурсоведение, Виды и тенденции развития туризма в регионе.
Код дисциплины ООП
| Наименование дисциплины
| Кредиты
| Форма контроля
| кореквизиты
| ГСЭЦ (Гуманитарный, социальный и экономический цикл)
| ГСЭЦ.Б (Гуманитарный цикл, Базовая часть)
| ГСЭЦ.Б.4.0
| Основы социального государства
| 6
| экзамен
| ГСЭЦ.В (Гуманитарный цикл, Вариативная часть)
| ГСЭЦ.В.5.1
| Культурно-исторические центры России
| 4
| зачет
|
3. Результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения (Р1, Р2, Р7, Р10, Р11), сформулированных в основной образовательной программе 100400 «Туризм» по профилю подготовки «Организация и предоставление туроператорских и турагентских услуг», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «Обычаи и традиции народов мира».
Планируемые результаты обучения согласно ООП
Код
результа-та
| Результат обучения
(выпускник должен быть готов)
| Р1
| Применять глубокие социально-экономические и профессиональные знания в сфере туризма.
| Р2
| Ставить и решать концептуальные и прикладные задачи комплексного анализа в туристской сфере с использованием специальных знаний и аналитических методов.
| Р7
| Использовать глубокие и адекватные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков, а также международного менеджмента для ведения инновационной профессиональной деятельности в сфере туризма.
| Р10
| Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной социально-экономической и культурологической деятельности.
| Р11
| Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности
|
Освоение дисциплины «Обычаи и традиции народов мира» направлено на формирование у студентов результатов обучения, в т. ч. в соответствии с ФГОС, приведенных ниже. Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении дисциплины
Результаты
обучения
| Составляющие результатов обучения
| Код
| Знания
| Код
| Умения
| Код
| Владение
опытом
| Р1
| З1.7
| классификации и характеристики и особенности различных видов туризма; современные тенденции развития туризма
| У1.7
| использовать инновационные и информационные технологии для создания туристского продукта; проектировать программы туров, турпакетов, экскурсий и других продуктов туристской деятельности
| В1.7
| профессиональной аргументацией при обсуждении вопросов, касающихся видов и тенденций развития туризма; навыками работы с учебной и методической литературой, периодическими изданиями, статистическими данными; географическими атласами и картами
|
| З1.8
| особенности основных регионов туризма в аспекте соотношения осуществления различных видов туристской деятельности в них
| У1.8
| понимать своеобразие ресурсов и развития каждого из основных регионов мирового туризма; понимать своеобразие культурного развития каждого из выделенных регионов – наличия исторически значимых культур и цивилизаций на их территории
| В1.8
| методами анализа причинно следственных связей социально-политических процессов и явлений, способностью осознавать ответственность перед страной и нацией за свою социальную и нравственную позицию
| Р2
| З2.5
| основные центры культурного наследия человечества; крупнейшие и наиболее известных музеях и культурно-исторических памятниках мира
| У2.8
| квалифицированно предоставить туристу и иному заказчику турпродукта полную и достоверную информацию о стране места временного пребывания
| В2.6
| разработкой туристского продукта с учетом необходимых требований; навыками работы с историческими и этнографическими источниками; приемами историко-культурологического анализа общественных процессов
| Р7
| 37.1
| важнейшие составляющие комплекса маркетинговых мероприятий по отношению к новой услуге
| У7.1
| самостоятельно находить и использовать в профессиональных целях информацию о культурно-историческом наследии различных регионов и центров мира
| В7.1
| маркетинга новой услуги(такими как разработка концепции и определение ее места в портфеле услуг фирмы, расчет доходности и прогнозирование продаж новой услуги и т. д.)
|
| 37. 2
| особенности планирования и организации инновационной деятельности предприятия туриндустрии
| У7.2
| анализировать детерминанты, сущность и тенденции современной социальной среды
| В7.2
| способностью учитывать региональные особенности развития туризма отдельных сибирских территорий в процессе проектирования
| Р.10
| З10.2
| базовые ценностей мировой культуры, базовые представления о приверженности к этическим ценностям
| У10.2
| квалифицированно применять специальные философско-методологические знания в исследовании культуры и общества
| В10.4
| навыками организации эффективной коммуникации с учетом современных и традиционных культурных особенностей
|
| З10.6
| принципы и понятийный аппарат культурологии, национальные типы культур, способы создания культурного объекта
| У10.6
| проводить этическую оценку турпродукта, его влияния на социокультурные феномены
| В10.6
| приемами формирования турпродукта отвечающего существующим стандартам и потребностям аудитории
| Р11
| З11.1
| факторы формирования личности в процессе социализации, основные закономерности и формы регуляции социального поведения
| У11.1
| применять методы и средства познания
для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня профессиональной компетентности
| В11.1
| применять методы и средства познания
для интеллектуального развития,
повышения культурного уровня профессиональной компетентности
| З11.6
| специфики методов сбора теоретических и эмпирических данных и их обработки
| У11.6
| осуществить отбор методов в соответствии с целями и задачами исследования
| В11.6
| методами работы с научной литературой
| 311.7
| общей методологии, методики, логики и планирования научных исследований в сфере туризма
| У11.7
| представить методологию самостоятельного научного творчества
| В11.7
| по оформлению результатов учебного исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями
|
| З11.9
| социальной значимости будущей профессиональной деятельности
| У11.9
| планировать и осуществлять самостоятельную научную работу
| В11.9
| владеет практическими навыками и дополнительными знаниями по социальным технологиям в системе формирования персонала и его профессионального развития
|
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК)
ОК-1– способность к интеллектуальному, культурному и профессиональному саморазвитию;
ОК-2 – способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта;
ОК-5 – готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использовать нормативные и правовые документы в туристской деятельности;
б) профессиональные (ПК)
ПК – 2 – способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта;
ПК – 5 – готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий.
4. Структура и содержание дисциплины
Аннотированное содержание разделов дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи курса «Нравы и обычаи народов мира» Понятие нормативности в рамках социокультурной проблематики. Место традиции в культурно-историческом развитии народов мира. Категория "традиция": возможные смыслы. Аксиологическая содержательность традиции: ее духовная природа. Метафизическая, этическая и эстетическая наполненность традиции. Тема «золотого века» в культурно-историческом контексте.
Рациональное, религиозное и художественное видение мира и человека. Художественная традиция и художественная реальность. Искусство как форма общественного сознания: природа и сущность искусства; его смыслы и ценности. Эстетическое бытие произведения искусства.
Ментальная составляющая традиции. Универсальная и региональная традиция. Повседневное звучание традиции. Сакральная и бытовая или повседневная традиция. Сфера частной жизни как методологическая проблема.
Основные функции и социальная значимость традиции в культурно-историческом наследии народов. Соотношение традиции и обычая. Раздел 2. Нравы и обычаи малых народов: сакрально-культовые основания
Исторические «дикари» и современные малые народы.
Древность и современность: «дикари» и малые народы ойкумены. Архаический традиционализм. Табуированная культура. Нормативность табу. Табуированная повседневность.
Архаический синкретизм. Существо архаической религиозности. Магия и шаманство в архаическом бытии.
Рациональное постижение действительности. Эстетическое освоение мира. Архаическая художественная традиция. Проблема генезиса искусства. Художественная практика первобытного человека. Рождение художественного образа. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Культовые сооружения.
Архаический реализм. Стилистическая эволюция. Символизм. Орнаментальная стилизация. "Условность" образа. «Звериный стиль». Человек в архаическом искусстве.
Архаическая фольклорная традиция. Истоки пиктографии.
Экскурс в историю нравов и обычаев малых народов.
Мифы и предания, фольклорная традиция народов мира. Сказки народов Африки, Полинезии, Австралии. Африканские маски. Стоухендж. Повседневная жизнь аборигенов Австралии.
|