Скачать 259.29 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Утверждаю Декан ФФКиС ____________ О.В. Смирнов «____» ______________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.В.04 ТУРИЗМ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ Трудоемкость (в зачетных единицах) - 2 ед. Направление подготовки: 034300.62 Физическая культура Профиль подготовки: Физкультурное образование Степень (квалификация) выпускника: Бакалавр 1. Цель изучения дисциплины . 1.1. Цель изучения дисциплины Туризм и ориентирование – развитие профессиональных навыков и умений специалиста по физической культуре и спорту, который мог бы компетентно организовать занятия по туризму и спортивному ориентированию в различных образовательных учреждениях, учебно-тренировочные занятия в спортивных организациях, выступить в роли консультанта и организатора активного отдыха, туристических походов, рекреационных и реабилитационных мероприятий. 1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины. Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач: - вооружение будущего специалиста по физической культуре и спорту знаниями по истории, теории и методики обучения спортивного туризма и ориентирования; - разностороннее воспитание физических качеств и способностей, обеспечивающих выполнение требований технико-физической подготовленности; - формирование устойчивого интереса к избранной профессии, стимулирование к творческому изучению учебной дисциплины «Туризм и ориентирование»; - формирование умений научно-методической деятельности с учетом конкретных условий будущей трудовой деятельности выпускника; - формирование умений и навыков проведения различных мероприятий по спортивному туризму и ориентированию; - формирование профессиональных умений и навыков преподавателей физической культуры. 2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы. Учебная дисциплина Туризм и ориентирование относится к профессиональному циклу, вариативная часть Б.3. В.04. Туризм и ориентирование как учебная дисциплина включает в себя теорию, практику и методику преподавания. Она наряду с другими базовыми видами спорта учебного плана обеспечивает профессиональную подготовку студентов на факультете физической культуры и спорта в вузе. Для наиболее эффективного и успешного освоения дисциплины Туризм и ориентирование студент должен обладать знаниями по истории физической культуры и спорта, основам теории и методики физической культуры и спорта, по терминологии и правилам записи физических упражнений, строевых команд, иметь опыт управления строем, проведения упражнений с группой, иметь понятие о технике безопасности и причинах травматизма в физкультурной и спортивной практике. Пререквизиты:
3. Требования к уровню освоения программы. Основополагающими принципами освоения курса являются: решение задач развития компетентности в области педагогической и тренерской, рекреационной и реабилитационной деятельности, в области организации и проведения соревнований по спортивному туризму и ориентированию. Это возможно при реализации программы учебной дисциплины, основанной на теоретической и практической деятельности, самостоятельной работе студентов. Дисциплина Туризм и ориентирование должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих профессиональных компетенций:
Дисциплина Туризм и ориентирование должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины Туризм и ориентирование обучающийся должен: Иметь представление:
Уметь:
Владеть:
4. Общая трудоемкость дисциплины зачетных единиц 2 и виды учебной работы.
5. Содержание программы учебной дисциплины 5.1. Содержание учебной дисциплины
5.2. .Содержание разделов дисциплины . Дисциплина «Туризм и ориентирование» изучается студентами посредством индивидуальной и групповой форм на лекциях и практических занятиях. На лекциях освещаются вопросы основ техники и методики преподавания туризма и ориентирования в учреждениях образования различного типа, особенности судейства соревнований. При этом используются следующие инновационные формы: чтение лекций с мультимедийным сопровождением, включающим рисунки с изображением элементов техники туризма и ориентирования, формулы биомеханики движений, видео съемки выполнения упражнений студентами с последующим разбором технических ошибок. На практических занятиях обеспечивается формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков, освоение техники основных и специально-подготовительных упражнений, воспитание физических качеств и способностей, профессиональных умений преподавателя в проведении учебной и судейской практики. На практических занятиях используются такие инновационные формы как организационно-деятельная игра «Судейство соревнований по туризму и ориентированию (работа секретариата)», приобретение навыков в работе при выполнении практического задания Тема 1. Место туризма в системе физического воспитания. История развития туризма, виды туризма. Лекции (4 час.) Место туризма в системе физического воспитания. Влияние занятий туризмом на здоровье человека. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков. Место туризма в системе воспитания школьников. История развития туризма. Возникновение туризма. Развитие туризма в России. Современная ситуация в сфере туризма. Туризм как активный отдых. Прикладное значение туризма Туризм плановый и самостоятельный. Виды туризма по средствам передвижения. Туризм спортивный и его классификация. Категории сложности маршрутов и нормы зачетных путешествий. Формы и методы туристской работы в школе: походы выходного дня, экскурсии, экспедиции, школьные музеи и выставки, туристские вечера «огоньки», туристские соревнования, слеты, туристские кружки и секции, профильные лагеря, станции туристов, центры детского и юношеского туризма. Самостоятельная работа (2 час). Самостоятельная работа включает изучение студентами основной и дополнительной литературы при подготовке реферата по истории развития спортивного туризма и ориентирования как вида спорта. Составление документов планирования, подготовку к судейской практике. Тема 2. Особенности топографической подготовки, организация и проведение туристских походов со школьниками. Лекции (4 часа). Нормативные документы по организации походов. Составление плана похода: постановка задачи, комплектование группы и распределение обязанностей, определение района похода, сбор сведений о районе, детальная разработка маршрута, составление плана, подбор личного и группового снаряжения, организация питания, составление сметы, оформление документации похода. Особенности комплектования групп и организация питания. Режим дня для туристов в походе, учет возрастных особенностей. Возраст и количественный состав групп. Продолжительность похода в зависимости от возрастной группы.. Нормы переходов и нагрузки. Личная и общественная гигиена, врачебный контроль. Самоконтроль. Практические занятия (8 часов). Нормы расчёта продуктов питания в походе. Определение веса продуктов через его объем (кружкой, ложкой). Расчет веса и стоимости продукта на поход. Влияние продолжительности варки продуктов на составление меню Топографическая подготовка туриста. План, карта, масштаб. Меридиан истинный и магнитный. Магнитный и небесный азимут. Карты для походов. Условные топографические знаки. Изображение рельефа с помощью горизонталей. Основные формы рельефа. Измерение расстояния по карте. Прокладка маршрутов. Пешеходный туризм. Техника и тактика движения. Преодоление препятствий. Массовые туристские соревнования школьников. Содержание и формы туристской работы с детьми. Топографическая подготовка туриста. Организация и проведение туристических мероприятий. Техника и тактика движений. Бивачные работы. Преодоление препятствий в переходе. Использование компаса в переходе. Строение компаса системы Андрианова. Спортивный компас. Его особенности, работа с компасом: определение направления сторон горизонта, определение азимута на предмет, определение азимута по заданному направлению. Измерение длины шага. Измерение неприступных расстояний: ширины реки, оврага. Туристские подвижные игры с использованием компаса и измерением расстояния. Самостоятельная работа (5 час.) Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально-заданной проблеме курса. Выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ. Изучение тем, вынесенных для самостоятельной проработки. Тема 3. Особенности организации и проведения лыжных походов Лекции (2 час.) Обеспечение безопасности в походе. Ответственность организации и руководителей за безопасное проведение похода. Ответственность МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) при выпуске на маршрут. Связь с КСС (контрольно-спасательная служба). Особенности комплектования аптечки первой помощи для лыжного похода. Практические занятия (2 часа). Туристские узлы. Преодоление водных преград. Способы вязки узлов и их применение. Переправы: параллельная и навесная. Наведение переправ с помощью бревна и веревки. Преодоление подъемов и спусков спортивным способом. Самостоятельная работа (4 час.) Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально-заданной проблеме курса. Выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ. Изучение тем, вынесенных для самостоятельной проработки. Тема 4. Профилактика травматизма на занятиях спортивным туризмом и ориентированием Лекции (2 час.) Бивачные работы, предотвращение травм, болезней и порчи снаряжения. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью преподавания дисциплины является усвоение студентами теоретических и методических знаний, формирование практических умений... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |