Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Декан ффкиС







Скачать 259.29 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Декан ффкиС
страница1/3
Дата публикации01.07.2015
Размер259.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

Декан ФФКиС

____________ О.В. Смирнов

«____» ______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.В.04 ТУРИЗМ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Трудоемкость (в зачетных единицах) - 2 ед.


Направление подготовки: 034300.62 Физическая культура
Профиль подготовки: Физкультурное образование
Степень (квалификация) выпускника: Бакалавр

1. Цель изучения дисциплины .

1.1. Цель изучения дисциплины Туризм и ориентирование – развитие профессиональных навыков и умений специалиста по физической культуре и спорту, который мог бы компетентно организовать занятия по туризму и спортивному ориентированию в различных образовательных учреждениях, учебно-тренировочные занятия в спортивных организациях, выступить в роли консультанта и организатора активного отдыха, туристических походов, рекреационных и реабилитационных мероприятий.

1.2. Задачи изложения и изучения дисциплины.

Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач:

- вооружение будущего специалиста по физической культуре и спорту знаниями по истории, теории и методики обучения спортивного туризма и ориентирования;

- разностороннее воспитание физических качеств и способностей, обеспечивающих выполнение требований технико-физической подготовленности;

- формирование устойчивого интереса к избранной профессии, стимулирование к творческому изучению учебной дисциплины «Туризм и ориентирование»;

- формирование умений научно-методической деятельности с учетом конкретных условий будущей трудовой деятельности выпускника;

- формирование умений и навыков проведения различных мероприятий по спортивному туризму и ориентированию;

- формирование профессиональных умений и навыков преподавателей физической культуры.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Учебная дисциплина Туризм и ориентирование относится к профессиональному циклу, вариативная часть Б.3. В.04.

Туризм и ориентирование как учебная дисциплина включает в себя теорию, практику и методику преподавания.

Она наряду с другими базовыми видами спорта учебного плана обеспечивает профессиональную подготовку студентов на факультете физической культуры и спорта в вузе.

Для наиболее эффективного и успешного освоения дисциплины Туризм и ориентирование студент должен обладать знаниями по истории физической культуры и спорта, основам теории и методики физической культуры и спорта, по терминологии и правилам записи физических упражнений, строевых команд, иметь опыт управления строем, проведения упражнений с группой, иметь понятие о технике безопасности и причинах травматизма в физкультурной и спортивной практике.

Пререквизиты:

  • история физической культуры ;

  • психология и педагогика;

  • теория и методика физической культуры и спорта;

  • гимнастика;

  • педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование;

  • учебная практика.


3. Требования к уровню освоения программы.

Основополагающими принципами освоения курса являются: решение задач развития компетентности в области педагогической и тренерской, рекреационной и реабилитационной деятельности, в области организации и проведения соревнований по спортивному туризму и ориентированию.

Это возможно при реализации программы учебной дисциплины, основанной на теоретической и практической деятельности, самостоятельной работе студентов.

Дисциплина Туризм и ориентирование должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих профессиональных компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК1),

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК4),

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК5),

  • использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК13).

Дисциплина Туризм и ориентирование должна обеспечивать подготовку выпускников к реализации следующих профессиональных компетенций:

  • способен развивать педагогическую мысль, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии (ПК1),

  • применяет на практике основные учения в области физической культуры (ПК2),

  • способен воспитывать у обучающихся социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ПК3),

  • умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК4),

  • способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК7),

  • способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий (ПК24).

В результате освоения дисциплины Туризм и ориентирование обучающийся должен:

Иметь представление:

  • об истории развития спортивного туризма и ориентирования в мире, стране, регионе;

  • структуре, месте и значении спортивного туризма и ориентирования в системе физического воспитания учащихся и взрослого населения;

  • об основах организации мероприятий по спортивному туризму и ориентированию;

  • о разработке программ для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации.

  • Знать:

  • технику двигательных действий в спортивном туризме и ориентировании;

  • теорию и методику обучения технике упражнений;

  • определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;

  • особенности организации и проведения соревнований по спортивному туризму и ориентированию;

  • правила соревнований по спортивному туризму и ориентированию;

  • меры обеспечения безопасности жизни и здоровья людей при проведении занятий и соревнований по спортивному туризму и ориентированию;

  • факторы и причины травматизма во время проведения учебных, учебно-тренировочных рекреационных и реабилитационных занятий по спортивному туризму и ориентированию и пути его предупреждения;

  • методику развития физических качеств средствами спортивного туризма и ориентирования.

Уметь:

  • определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;

  • подбирать адекватно поставленным задачам средства и методы обучения и тренировки;

  • правильно демонстрировать технику упражнений;

  • измерять результаты упражнений и записывать их в протокол;

  • организовать проведение соревнований по туризму и ориентированию;

  • анализировать и обобщать результаты тестирования;

  • владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях,

  • внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания;

  • организовать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

  • анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры и спорта, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и экспериментальные программы.

Владеть:

  • обучением двигательных действий в туризме и ориентировании;

  • участием в соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию;

  • составлением конспектов занятий по спортивному туризму и ориентированию;

  • контролем эффективности техники упражнений;

  • способами нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок в спортивном туризме и ориентировании;

  • критической оценкой и корректировкой своей профессиональной деятельности.

  • методами проведения научных исследований в сфере профессиональной деятельности.


4. Общая трудоемкость дисциплины зачетных единиц 2 и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом), час

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом), час

Всего 72 час

3 семестр

Аудиторные занятия

57

57

Лекции

19

19

Практические занятия

38

38

Семинары







Самостоятельная работа

15

15

Формы текущего контроля

тестирование

тестирование

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом.

зачет

зачет

5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

СРС

Всего

Лекции

Практ. семин.

Лабор

В т.ч.интерактивн.

формы обучения

1.

Тема 1. Место туризма в системе физического воспитания. История развития туризма, виды туризма.

4

4










2

2.

Тема 2. Особенности топографической подготовки, организация и проведение туристских походов со школьниками.

12

4

8







5

3.

Тема 3. Особенности организации и проведения лыжных походов

4

2

2







4


4.

Тема 4. Профилактика травматизма на занятиях спортивным туризмом и ориентированием

6

2

4







2

5.

Тема 5. Основы спортивного ориентирования на местности. Виды спортивного ориентирования

14

4

6




4

2

6.

Тема 6. Особенности топографической подготовки спортсмена-ориентировщика

17

3

6




8







ИТОГО:

Час -57/1,5 з. ед.

19

26




Час -12

% - 21,8

15


5.2. .Содержание разделов дисциплины .

Дисциплина «Туризм и ориентирование» изучается студентами посредством индивидуальной и групповой форм на лекциях и практических занятиях.

На лекциях освещаются вопросы основ техники и методики преподавания туризма и ориентирования в учреждениях образования различного типа, особенности судейства соревнований. При этом используются следующие инновационные формы: чтение лекций с мультимедийным сопровождением, включающим рисунки с изображением элементов техники туризма и ориентирования, формулы биомеханики движений, видео съемки выполнения упражнений студентами с последующим разбором технических ошибок.

На практических занятиях обеспечивается формирование необходимых знаний, двигательных умений и навыков, освоение техники основных и специально-подготовительных упражнений, воспитание физических качеств и способностей, профессиональных умений преподавателя в проведении учебной и судейской практики.

На практических занятиях используются такие инновационные формы как организационно-деятельная игра «Судейство соревнований по туризму и ориентированию (работа секретариата)», приобретение навыков в работе при выполнении практического задания
Тема 1. Место туризма в системе физического воспитания. История развития туризма, виды туризма.

Лекции (4 час.) Место туризма в системе физического воспитания. Влияние занятий туризмом на здоровье человека.

Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков.

Место туризма в системе воспитания школьников.

История развития туризма. Возникновение туризма. Развитие туризма в России. Современная ситуация в сфере туризма.

Туризм как активный отдых. Прикладное значение туризма Туризм плановый и самостоятельный. Виды туризма по средствам передвижения. Туризм спортивный и его классификация. Категории сложности маршрутов и нормы зачетных путешествий. Формы и методы туристской работы в школе: походы выходного дня, экскурсии, экспедиции, школьные музеи и выставки, туристские вечера «огоньки», туристские соревнования, слеты, туристские кружки и секции, профильные лагеря, станции туристов, центры детского и юношеского туризма.

Самостоятельная работа (2 час).

Самостоятельная работа включает изучение студентами основной и дополнительной литературы при подготовке реферата по истории развития спортивного туризма и ориентирования как вида спорта. Составление документов планирования, подготовку к судейской практике.
Тема 2. Особенности топографической подготовки, организация и проведение туристских походов со школьниками.
Лекции (4 часа). Нормативные документы по организации походов.

Составление плана похода: постановка задачи, комплектование группы и распределение обязанностей, определение района похода, сбор сведений о районе, детальная разработка маршрута, составление плана, подбор личного и группового снаряжения, организация питания, составление сметы, оформление документации похода. Особенности комплектования групп и организация питания. Режим дня для туристов в походе, учет возрастных особенностей.

Возраст и количественный состав групп. Продолжительность похода в зависимости от возрастной группы.. Нормы переходов и нагрузки.

Личная и общественная гигиена, врачебный контроль. Самоконтроль.

Практические занятия (8 часов).

Нормы расчёта продуктов питания в походе.

Определение веса продуктов через его объем (кружкой, ложкой).

Расчет веса и стоимости продукта на поход.

Влияние продолжительности варки продуктов на составление меню

Топографическая подготовка туриста.

План, карта, масштаб. Меридиан истинный и магнитный. Магнитный и небесный азимут. Карты для походов. Условные топографические знаки. Изображение рельефа с помощью горизонталей. Основные формы рельефа. Измерение расстояния по карте. Прокладка маршрутов.

Пешеходный туризм.

Техника и тактика движения. Преодоление препятствий. Массовые туристские соревнования школьников. Содержание и формы туристской работы с детьми.

Топографическая подготовка туриста.

Организация и проведение туристических мероприятий. Техника и тактика движений. Бивачные работы. Преодоление препятствий в переходе.

Использование компаса в переходе. Строение компаса системы Андрианова. Спортивный компас. Его особенности, работа с компасом: определение направления сторон горизонта, определение азимута на предмет, определение азимута по заданному направлению. Измерение длины шага. Измерение неприступных расстояний: ширины реки, оврага. Туристские подвижные игры с использованием компаса и измерением расстояния.

Самостоятельная работа (5 час.)

Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально-заданной проблеме курса.

Выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ.

Изучение тем, вынесенных для самостоятельной проработки.
Тема 3. Особенности организации и проведения лыжных походов

Лекции (2 час.)

Обеспечение безопасности в походе.

Ответственность организации и руководителей за безопасное проведение похода. Ответственность МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) при выпуске на маршрут. Связь с КСС (контрольно-спасательная служба).

Особенности комплектования аптечки первой помощи для лыжного похода.

Практические занятия (2 часа).

Туристские узлы.

Преодоление водных преград.

Способы вязки узлов и их применение. Переправы: параллельная и навесная. Наведение переправ с помощью бревна и веревки.

Преодоление подъемов и спусков спортивным способом.

Самостоятельная работа (4 час.)

Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально-заданной проблеме курса.

Выполнение домашних заданий, домашних контрольных работ.

Изучение тем, вынесенных для самостоятельной проработки.
Тема 4. Профилактика травматизма на занятиях спортивным туризмом и ориентированием

Лекции (2 час.)

Бивачные работы, предотвращение травм, болезней и порчи снаряжения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) Утверждаю Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">