Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности
страница1/25
Дата публикации24.08.2013
Размер2.46 Mb.
ТипТесты
100-bal.ru > Туризм > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Администрация городского округа Самара
Муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский муниципальный институт управления
Социальный факультет
Кафедра Социально-культурного сервиса и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Декан Социального факультета

_____________ О.В. Герасимов

«______» _____________200 _г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения
для студентов специальности

100103.65 Социально-культурный сервис и туризм


Одобрено Советом Социального факультета

Протокол № ____ от « ___» ____200__г.

Председатель _______________ О.В. Герасимов

Самара 200__г.

СОДЕРЖАНИЕ УМК


  1. Рабочая программа.

    1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» 2000 года к содержанию дисциплины по специальности.

    2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

    3. Тематический план курса.

    4. Содержание дисциплины.

    5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    6. Материально-техническое и информационное (программное) обеспечение дисциплины.

1.8. Контрольные вопросы по дисциплине.

1.9. План- конспект лекций.

  1. Методика проведения и планы семинарских занятий.

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы.

  3. Тесты по дисциплине.

  4. Методические рекомендации преподавателю.

Администрация городского округа Самара
Муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский муниципальный институт управления
Социальный факультет
Кафедра Социально-культурного сервиса и туризма


УТВЕРЖДАЮ

Декан Социального факультета

_____________ О.В. Герасимов

«______» _____________200 _г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения

для студентов специальности

100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

Разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» 2000 года и учебным планом специальности.

Программу разработал: ст. преп. Н.В. Иванова

Рассмотрена на заседании кафедры

Социально-культурного сервиса и туризма

Протокол №_______ от «___»_________200_ г.

Зав. кафедрой__________________ А.В. Богачев
Одобрено Советом Социального факультета

Протокол №______ от «____»_________200_ г.

Председатель___________________ О.В. Герасимов

Структура рабочей программы
1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» 2000 года к содержанию дисциплины по специальности.

2. Цели и задачи изучения дисциплины.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

4. Тематический план курса.

5. Содержание дисциплины.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7. Материально-техническое и информационное (программное) обеспечение дисциплины.

8. Контрольные вопросы по дисциплине.

9. План- конспект лекций.
Приложение

1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности 10010365 «Социально-культурный сервис и туризм» 2000 года к содержанию дисциплины по специальности.

-
2. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью данного курса является изучение студентами закономерностей географического распространения организмов и компонентов природы, принципов биогеографического анализа.

В курсе изучаются основные зональные биомы и их биоценозы, биофилотические царства и области суши, биогеография морских и пресноводных водоемов, основы ландшафтоведения.

В процессе ознакомления студента с курсом, он должен приобрести следующие

знания, умения и навыки:

- теоретические знания о закономерностях географического распространения организмов;

- знать характеристики основных климатически обусловленных зональные биом и их биоценозов;

- представлять фундаментальные теоретические основы современного ландшафтоведения.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения Таблица 1

Виды занятий

Всего часов

Семестры

8

9

10

11

Всего аудиторных занятий

68

68

-

-

-

Лекции

46

46

-

-

-

Практические занятия (семинары)

22

22

-

-

-

Лабораторные занятия

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

68

68

-

-

-

Курсовая работа

-

-

-

-

-

Всего по дисциплине:

136

136

-

-

-

Форма текущего контроля контр. работы, тесты и т.д.), кол-во

Итог. тест

Итог.

тест

-

-

-

Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет

-

-

-


Заочная форма обучения Таблица 2

Виды занятий

Всего часов

Семестры

6

7

8

9

Всего аудиторных занятий

20

16

4

-

-

Лекции

16

16

-

-

-

Практические занятия (семинары)

4

-

4

-

-

Лабораторные занятия

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

116

-

116

-

-

Курсовая работа

-

-

-

-

-

Всего по дисциплине:

136

-

136

-

-

Форма текущего контроля контр. работы, тесты и т.д.), кол-во

Итог. тест

-

Итог.

тест

-

-

Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

-

зачет

-

-

4. Тематический план курса
Очная форма обучения Таблица 3





РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

Количество часов

Всего

Лекции

Прак.

зан

Лаб.

зан

Сам.

Раб.

1

Основные задачи и понятия в биогеографии

14

4

2

-

8

2

Биогеографическое разделение территории

76

26

16

-

34

3

Основные задачи и понятия в ландшафтоведении

4

2

1

-

2

4

Природные ландшафты

6

2

1

-

4

5

Природно-антропогенные ландшафты

12

4

1

-

6

6

Прикладное ландшафтоведение

22

8

1

-

12

ВСЕГО

136

46

22

-

68


Заочная форма обучения Таблица 4




РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

Количество часов

Всего

Лекции

Прак.

Зан

Лаб.

зан

Сам.

Раб.

1

Основные задачи и понятия в биогеографии

14

2

1

-

11

2

Биогеографическое разделение территории

76

8

1

-

67

3

Основные задачи и понятия в ландшафтоведении

4

2

1

-

1

4

Природные ландшафты

6

1

-

-

5

5

Природно-антропогенные ландшафты

12

1

1

-

11

6

Прикладное ландшафтоведение

22

2

-

-

15

ВСЕГО

136

16

4

-

116



5. Содержание дисциплины

5.1. Лекции

Тема 1. Основные задачи и понятия биогеографии

Основы биогеографии. Основные задачи и понятия в биогеографии. Характеристики биосферы. Разнообразие современных организмов и биоценозов

Тема 2. Биогеографическое разделение территории

Принцип зонального разделение суши и океанов Земли Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование.

Флористические царства. Фаунистические области. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование.

Биоценозы Африки. Зона влажных экваториальных лесов. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Органический мир.

Саванны и редколесья. Географическое положение. Климат. Физико-географическое районирование. Органический мир.

Пустыни и полупустыни Географическое положение. Климат. Физико-географическое районирование. Органический мир.

Субтропические леса и кустарники Географическое положение. Климат. Физико-географическое районирование. Органический мир.

Биоценозы Австралии. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Характерные особенности растительности и животного мира. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Биоценозы Антарктиды. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Характерные особенности растительности и животного мира. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Биоценозы Южной Америки. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Характерные особенности растительности и животного мира. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Биоценозы Северной Америки. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Характерные особенности растительности и животного мира. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Биоценозы Евразии. Географическое положение. Береговая линия. Климат. Зональные ландшафты. Физико-географическое районирование. Характерные особенности растительности и животного мира. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Вертикальная зональность. Высотная поясность и распределение наземных организмов. Особенности экологических условий высотных поясов в разных широтах.

Биоценозы морей и океанов, пресноводных водоемов. Высотная поясность и распределение наземных организмов. Особенности экологических условий высотных поясов в разных широтах. Органический мир водной среды. Основные экологические факторы водной среды: давление, соленость, температура, свет, течение и др. Основные закономерности распределения организмов в водной среде. Условия существования организмов и наиболее характерные биогеоценозы пелагиали, бентали: литорали, батиали и абиссали. Подразделение органического мира водной среды на экологические группы: планктон, нектон, плейстон, нейстон, бентос. Биогеографическое районирование океана. Области и подобласти. Промысловое значение морских организмов.

Тема 3. Основные задачи и понятия в ландшафтоведении

История возникновения термина «ландшафт». Отрасли географии, связь с другими науками. Значение слова «Ландшафт». Природно-территориальные комплексы. Географическийц ландшафт. Геосистемы. Местность, урочище, фации. Физико-географические зоны. Экосистемы.

Ландшафтоведение. Проблемы устойчивости ландшафта. Механизмы саморегуляции. Связи природных компонентов в ландшафте. История и основные направления антропогенезации ландшафтной сферы Земли. Природные геосистемы локальной размерности: подурочища, урочища, местности.

Тема 4. Природные ландшафты

Природный ландшафт – сложная природная геосистема (ПТК).

Классификация природных ландшафтов. Принципы классификации. Степень их трансформированности хозяйственной деятельностью человека. Наличие или отсутствие антропогенной регуляции ландшафтов. Социально-экономическая функция ландшафта. Классы природных ландшафтов - условно природные и природно-антропогенные. Тип ландшафтов.

Природная зональность. Ландшафтная зона.

Тема 5. Природно-антропогенные ландшафты

Классы современных антропогенных ландшафтов (селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, дорожные, лесные, водные, беллигеративные, рекреационные). Социально-экономические функции ландшафтов. Учение о геотехнических системах (ГТС). Основы «мягкого» управления природой. Экологический каркас. ООПТ.

Промышленные и сельско-хозяйственные ландшафты. Экологические факторы промышленных и агроландшафтов. Своеобразие промышленных и сельско-хозяйственых ландшафтов. Карьеры. Терриконы. Промплощадки. Сельскохозяйственные поля, животноводческие площадки.

Урболандшафты. Город – как экосистема. Типы городских ландшафтов. Взаимодействие факторов живой и неживой природы, влияние человеческого фактора на на формирование городских ландшафтов.

Тема 6. Прикладное ландшафтоведение

Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтное обоснование рационального природопользования. Ландшафтно-экологическая экспертиза. Сущность прикладных ландшафтных исследований, их информационная основа, принципы, методы. Оценка ландшафтов для различных хозяйственных целей. Оценка антропогенного воздействия на окружающую среду (ОВОС). Принципы природно-антропогенной совместимости. Адаптивный и конструктивный подходы к использованию ландшафтов. Ландшафтно-географическое обеспечение районных планировок и территориальных комплексных схем охраны природы. Ландшафтный мониторинг и прогнозирование.

Культурные ландшафты. Развитие научных представлений о культурном ландшафте. Современные концепции культурного ландшафта. Культурогенез и ландшафты. Историко-этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов ландшафтов, этнически сложившиеся стереотипы природопользования. Современные культурные ландшафты – их структура, функционирование, возможности регуляции. Эстетика и дизайн ландшафта. Ландшафтная архитектура.

Ландшафтное проектирование. Эстетика ландшафта - особое направление ландшафтоведения. Гармония, Симметрия природных объектов. Правило спирали. Фрактальность - масштабное самоподобие. Дизайн ландшафта. Метод экспертных оценок эстетики ландшафта. Метод балльных оценок важнейших черт пейзажа. Классификация пространственных структур садово-парковых ландшафтов.

Ландшафты Самарской области. Лесостепь. Степь. Долины рек, водоемы. Луга. Физико-географичческое деление территории области. Правобережье. Самарская Лука. Высокое Заволжье. Долина Волги. Сыртовое Заволжье. Самаро-Кинельское междуречье.
5.2. Темы и планы практических занятий

Тема 1. Основные задачи и понятия в биогеографии

Занятие 1. Основные задачи и понятия в биогеографии

1. Биогеография как наука. Цели и задачи биогеографии.

2. Основные понятия в биогеографии - фитоценоз, зооценоз, биоценоз, растительность (растительный покров), животное население.

3. Значение знаний по биографии для различных специальностей, в том числе и для специалиста СКСиТ.

4. Характеристики биосферы.

5. Разнообразие современных организмов и биоценозов.

Тема 2. Биогеографическое разделение территории

Занятие 2. Флористические царства. Фаунистические области. Биоценозы Африки. Зона влажных экваториальных лесов.

1. Флористические царства.

2. Фаунистические области

3. Географическое положение.

4. Береговая линия.

5. Климат.

6.Физико-географическое районирование.

7..Характерные особенности растительности и животного мира.

8. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

9. Адаптивные признаки животных.

10. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 3. Саванны и редколесья. Пустыни и полупустыни. Субтропические леса и кустарники

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 4. Биоценозы Австралии

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 5. Биоценозы Антарктиды

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 6.Биоценозы Южной Америки

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 7. Биоценозы Северной Америки

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 8. Биоценозы Евразии

1. Географическое положение.

2. Береговая линия.

3. Климат.

4. Физико-географическое районирование.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Занятие 9. Вертикальная зональность. Мировой океан и пресноводные водоемы.

Вертикальная зональность.

1. Распространение зон высокогорья.

2. Климат.

3. Изменение экологических факторов с высотой.

4. Зонирование гор. Западные и восточные, северные и южные экспозиции склонов.

5. Характерные особенности растительности и животного мира.

6. Адаптивные признаки растений различных ярусов.

7. Адаптивные признаки животных.

8. Возможности хозяйственного использования биоценозов.

Биоценозы морей и океанов, пресноводных водоемов.

1. Зоны распространения Мирового океана и пресноводных водоемов.

2. Экологические факторы в соленых и пресноводных водоемов.

3. Распределение живых организмов в толще воды.

4. Адаптивные признаки животных и растений.

5. Охрана и хозяйственное использование водных организмов.

Тема 3-4. Основные задачи и понятия в ландшафтоведении. Природные ландшафты.

Занятие 10. Основные задачи и понятия в ландшафтоведении

1. История возникновения термина «ландшафт».

2. Природно-территориальные комплексы. Географическийц ландшафт. Геосистемы.

3. Физико-географические зоны. Экосистемы.

4. Проблемы устойчивости ландшафта. Механизмы саморегуляции. Связи природных компонентов в ландшафте.

5. История и основные направления антропогенезации ландшафтной сферы Земли. Природные геосистемы локальной размерности: подурочища, урочища, местности.

6. Условно-природные ландшафты.
Темы 5-6. Природно-антропогенные ландшафты. Прикладное ландшафтоведение.

Занятие 11. Природно-антропогенные ландшафты. Ландшафты Самарской области

1. Классы современных антропогенных ландшафтов (селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, дорожные, лесные, водные, беллигеративные, рекреационные).

2. Социально-экономические функции ландшафтов.

3. Учение о геотехнических системах (ГТС).

5. Основы «мягкого» управления природой.

6. Экологический каркас.

7. ООПТ.

8. Своеобразие промышленных и сельско-хозяйственых ландшафтов. Карьеры.

9. Терриконы. Промплощадки. Сельскохозяйственные поля, животноводческие площадки.

10. Лесостепь. Степь. Долины рек, водоемы. Луга.

11. Физико-географичческое деление территории области:

- Правобережье.

- Самарская Лука.

- Высокое Заволжье.

- Долина Волги.

- Сыртовое Заволжье.

- Самаро-Кинельское междуречье.

12. Ландшафтно-экологическая экспертиза.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Абдурахманов Г.М. Биогеография. – М., 2003.

Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С., Тишков А.А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. – М., 1986.

Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира. – М., 1985.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1979. – 208 с.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 304 с.

Дарлингтон Ф. Зоогеография. – М.: Мир, 1966.

Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. – М., 1997.

Леме Ж. Основы биогеографии. – М., 1976.

Лопатин И.К. Зоогеография. – Минск, 1989.

Николаев В.А. Ландшафтоведение: Семинарские и практические занятия. – М., 2000. – 94 с.

Ричардс П. Тропический дождевой лес. – М., 1961.

Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. – Л., 1978.

Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. – М., 1975.

Шмитхюзен И. Общая география растительности. – М., 1966.

7. Материально-техническое и информационное (программное) обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, видеопроектор, компьютерный класс

Электронные программы (Microsoft PowerPoint (для подготовки слайдов), Tester (для составления тестов для проверки остаточных знаний), CorelDrow.

8. Контрольные вопросы по дисциплине


  1. Предмет и задачи биогеографии. Основной терминологический и понятийный аппарат.

  2. Связь биогеографии с географией растений и географией животных.

  3. Общие представления о границах и функционировании биосферы.

  4. Факторы распространения организмов.

  5. Конфигурация и структура ареалов.

  6. Типизация ареалов и ее проблемы.

  7. Голарктическая фаунистическая область

  8. Фаунистические царства

  9. Флористические царства

  10. Биологические ресурсы Мирового океана.

  11. Биогеографическое районирование океана.

  12. Биогеография континентальных водоемов.

  13. Важнейшие понятия и терминология современного ландшафтоведения.

  14. Ландшафтная оболочка.

  15. Природный территориальный комплекс.

  16. Методологические основы классификаций ландшафтов.

  17. Природные ландшафты

  18. Принцип зонального разделение суши и океанов Земли

  19. Флористические царства. Фаунистические области.

  20. Зона влажных экваториальных лесов Африки

  21. Саванны и редколесья Африки

  22. Пустыни и полупустыни Африки

  23. Субтропические леса и кустарники Африки

  24. Биоценозы Австралии

  25. Биоценозы Антарктиды

  26. Биоценозы Южной Америки

  27. Биоценозы Северной Америки

  28. Биоценозы Евразии

  29. Вертикальная зональность

  30. Биоценозы морей и океанов, пресноводных водоемов

  31. Природные ландшафты

  32. Лесохозяйственные ландшафты. Принципы лесопользования

  33. Рекреационные ландшафты. Природные национальные парки

  34. Природно-антропогенные ландшафты

  35. Промышленные ландшафты

  36. Сельско-хозяйственные ландшафты

  37. Урболандшафты

  38. Прикладное ландшафтоведение

  39. Производственная оценка ландшафтов и ландшафтно-географический прогноз. Ландшафтное обоснование рационального природопользования

  40. Культурные ландшафты

  41. Ландшафтное проектирование

  42. Ландшафты Самарской области



9. План- конспект лекций

Тема 1. Основные задачи и понятия в биогеографии

Лекция 1. Основные задачи и понятия в биогеографии

Биогеография (от био... и география), наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару различных биоценозов, а также животных, растений и микроорганизмов (видов, родов или других таксономических категорий). Б. пограничная наука, лежащая на стыке биологии и географии. Б. включает следующие разделы: географию организмов, в её состав входят: география микроорганизмов; география растений; география животных; общая география организмов; и географию растительного покрова и животного населения, в её состав входят: география микробоценозов; география фитоценозов (растительного покрова); география зооценозов (животного населения); география биоценозов.

Некоторые авторы (французский учёный Э. Мартонн, советский учёный В. Г. Гептнер, чешский учёный Ф. Витасек, финские исследователи Л. Аарио и Х. Янус) полагают, что Б. лишь совокупность ботанической географии и зоогеографии, другие (советский учёный В. Б. Сочава) — что она представляет как бы надстройку над этими науками, изучающую наиболее общие закономерности географии органического мира Земли.

Различные подразделы Б. развивались неодновременно. К началу 19 в. были накоплены сведения по географии животных и географии растений. Работы немецкого учёного А. Гумбольдта (начало 19 в.) положили начало исследованиям географии фитоценозов, достигшим значительных успехов в конце 2-й половины 19 в. (русский учёный И. Г. Борщов, немецкие учёные А. Шимпер, А. Гризебах, датский учёный Э. Варминг и др.). В конце 19 — начале 20 вв. разрабатывались некоторые проблемы географии биоценозов (польский учёный И. К. Пачоский, русские учёные Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачев) и географии зооценозов (немецкие учёные Э. Йегер, Ф. Даль, американские учёные Э. Форбс, В. Шелфорд и др.). География микроорганизмов и микробоценозов возникла в 20 в.; эти подразделы Б. должны быть отнесены к числу наиболее слабо разработанных. Задачи Б. были сформулированы немецким учёным А. Брауэром (1914). Сводные работы по Б. были опубликованы канадским учёным П. Дансеро (1957), советским учёным А. Г. Вороновым (1963); в применении к конкретной территории — С. Д. Матвеевым (1961); многочисленные исследования посвящены Б. Мирового океана и его частей (советский учёный Л. А. Зенкевич, 1963, и др.).

Имеется ряд основных направлений Б.: ареалологическое, флористическое и фаунистическое, региональное, экологическое и историческое, в которых достигнуты определённые успехи. В области ареалологии установлены ареалы (области распространения) значительного числа видов, начато изучение законов размещения видов в пределах ареалов, разрабатываются способы картографирования ареалов и их структуры, в частности составления справочных и кадастровых карт. Флористические и фаунистические исследования охватили не все систематические группы в одинаковой степени; слабее изучена большая часть классов беспозвоночных животных и низших растений. Б. приближается к исследованию распределения географических элементов фауны и флоры по сообществам (например, неморальная фауна и флора), а также к изучению степени участия этих элементов в различных сообществах (лесных, степных, луговых и т.д.). Региональная Б. подошла при выделении флористических и фаунистических регионов к необходимости учитывать не только эндемичные, но и характерные для данного региона таксоны, а также оценивать обилие особей различных видов. Выявлены крупные регионы (области, подобласти), единые для всех систематических групп животных, растений и микроорганизмов; однако выделение менее крупных регионов (округа, участки) не всегда оказывается возможным в связи с тем, что разные группы организмов, отличающиеся друг от друга по своим трофическим связям и др. особенностям, имеют и различные закономерности размещения. В экологической Б. всё большее значение приобретает исследование биомассы, биологической продуктивности и роли организмов в жизни природно-территориальных комплексов, в частности в преобразовании энергии; исследуются под этим углом зрения различные экологические группы организмов, входящие в состав сообществ, их значение в структуре сообществ, географические особенности взаимоотношений между организмами. Особое значение приобретает изучение биогеографических аспектов воздействия человека на организмы. Историческая Б. исследует влияние геологического прошлого Земли на современное распространение биоценозов и организмов. Достоверность историко-биогеографических построений зависит от достоверности используемых ею гипотез об изменении строения Земли и её органического мира в течение геологической истории.

  Б. пользуется методами: сравнительно-географическим (сравнение особенностей фауны, флоры, растительного покрова, животного населения различных природно-территориальных комплексов), экологическим (установление взаимодействия органического мира с другими компонентами природно-территориальных комплексов), количественным (установление закономерностей распределения биомассы и биологической продукции), историческим и картографическим.

  Б. относят к числу наук о биосфере, учение о которой было разработано В. И. Вернадским. Б. тесно связана с биоценологией, экологией, биогеоценологией. Предметы исследования Б. и биоценологии частично перекрываются: в состав Б. входит (наряду с другими подразделами) и география биоценозов.

  Б. представляет теоретическую основу рационального использования ресурсов растительного покрова и животного населения, разрабатывая нормы и сроки использования ресурсов в связи с особенностями географической среды; добыча пушных зверей и дичи, сбор лекарственного и технического растительного сырья, использование кормовых трав невозможны без знания обилия, прироста и др. количественных показателей в различных регионах. Разработка мер борьбы с вредителями сельского, лесного хозяйства и с возбудителями, носителями и переносчиками ряда болезней человека в значительной степени основывается на знании особенностей их распространения и количественных закономерностей распределения внутри ареала. Правильная организация охраны природы опирается на изучение биогеографических особенностей различных зон и физико-географических областей.

  В СССР существуют кафедры Б. в Московском и Ленинградском университетах и Отдел биогеографии в Институте географии АН СССР; работают комиссии Б. во Всесоюзном географическом обществе и его Московском филиале. Б. преподают на географических факультетах университетов. Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) издаёт реферативный журнал «Биогеография».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методического комплекса дисциплины «Основы культуры речи»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconАннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика»...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
Правовые основы проведения процедур банкротства: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост....
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальностей 080503 Антикризисное управление
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы бизнеса составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconАттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Наднациональные основы таможенного регулирования вэд» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс основы организации гостеприимства рабочая...
О. П. Маркова. Основы организации гостеприимства. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск