Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС





Скачать 236.38 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС
страница1/2
Дата публикации12.08.2015
Размер236.38 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Туризм > Программа дисциплины
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан ФФКиС

________________О.В.Смирнов

«____»____________2013 г.








ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СД.11
ТЕХНОЛОГИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В КОММЕРЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ
И МЕСТАХ МАССОВОГО ОТДЫХА

1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является усвоение студентами теоретических и методических знаний, формирование практических умений проведения оздоровительных мероприятий на основе восстановительно-профилактических средств в системе различных видов массового отдыха населения.

Задачи дисциплины:

  • формировать специальные знания в области теории оздоровительной физической культуры, её важнейшего направления - теории восстановительно- профилактических средств в системе видов массового отдыха населения страны;

  • формировать умения в разработке и применении оздоровительных методик занятий восстановиельно-профилактической направленности в парках культуры и отдыха, санаториях, санаториях-профилакториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать:

  • теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры, включающей восстановительно-профилактическое направление работы;

  • процессы реализации технологий и методик проведения физкультурно-оздоровительных, восстановительно-профилактических занятий, комплексных оздоровительных мероприятий.

Студент должен уметь:

  • применять технологии оздоровительных мероприятий в коммерческих клубах и различных формах массового отдыха.

Студент должен владеть:

  • методами самостоятельного совершенствования профессиональной подготовленности;

  • процессом реализации восстановительных технологий в разных типах физкультурно-оздоровительных учреждений и форм массового отдыха.


3. Объем дисциплин и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

160

74

86

Аудиторные занятия

84

44

40

Лекции

42

22

20

Практические занятия (ПЗ)

42

22

20

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










И(или) другие виды аудиторных занятий










Самостоятельная работа

76

30

46

Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










И (или) другие виды самостоятельной работы










Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Разделы дисциплин и виды занятий

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

Семестр

Семестр




9

10

9

10




1.

Научно-методические аспекты применения оздоровительных профилактических мероприятий в коммерческих спортивных, оздоровительно- физкультурных клубах и местах массового отдыха (парках культуры и отдыха, санаториях, санаториях-профилакториях, домах отдыха и туристических базах)

8













2.

Технология восстановительно-профилактического массажа

8




10







3.

Технология применения водно-термальных процедур

6




2







4.

Технология психологических тренингов




8

6







5.

Технология фитотерапиии, кварцевания







2







6.

Технология восстановительно-профилактических занятий средствами физической культуры и спорта в коммерческих спортивных оздоровительно- физкультурных клубах и местах массового отдыха




6

2

2




7.

Технологии комплексных восстановительно- профилактических занятий в коммерческих спортивных оздоровительно-физкультурных клубах




4




10




8.

Технологии комплексных восстановительно- профилактических занятий в местах массового отдыха




2




8




9.

Итого:

22

20

22

20





4.2. Содержание разделов дисциплины.

9 семестр

Лекции:

1. Научно-методические аспекты применения оздоровительных профилактических мероприятий в коммерческих спортивных, оздоровительно-физкультурных клубах и местах массового отдыха (парках культуры и отдыха, санаториях, санаториях- профилакториях, домах отдыха и туристических базах)

Социально-экономические предпосылки применения восстановительно- профилактических средств. Комплексный подход к комплектованию штатного состава коммерческих спортивных и оздоровительно-физических клубов на основе специальностей педагогического, медицинского и психологического профиля. Принцип комплексного применения педагогических, медицинских и психологических восстановительно-профилактических средств. Технология менеджмента коммерческих спортивных и оздоровительно-физкультурных клубов. Технология маркетинга в коммерческих спортивных оздоровительно-физкультурных клубах.

Характеристика видов массового отдыха населения: парков культуры и отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха, пансионатов, туристических баз.
Функции различных видов массового отдыха. Специфика организационных форм занятий физической культурой и спортом и массовых физкультурно-спортивных мероприятий в различных видах массового отдыха. Планирование физкультурно-массовых и спортивно- массовых мероприятий. Методика массовых физкультурно-спортивных мероприятий в парках культуры и отдыха. Методики восстановительно-профилактических занятий комплексного характера, включающих педагогические, медико-биологические и психологические средства в санаториях, санаториях-профилакториях, домах отдыха.

Планирование восстановительно-профилактических занятий в санаториях, санаториях-профилакториях.

2. Технология восстановительно-профилактического массажа (ВПМ)

Понятие «Технология ВПМ». Психофизиологическое влияние ВПМ, его отдельных приемов на функции ЦНС, психическую сферу, физиологические системы. Виды массажа. Гигиенические основы массажа.

3. Технология применения водно-термальных процедур

Технология применения циркулярного душа, подводного душа-массажа. Технология применения сауны и бани. Технология применения восстановительного плавания. Технология применения восстановительно-профилактических ванн.




Практические занятия

1. Технология восстановительно-профилактического массажа

техника приемов массажа. Последовательность массирования частей тела. Дозировка приемов, ритм, темп массажа. Восстановительно-профилактический массаж в системе комплексных оздоровительных занятий в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

2. Технология применения водно-термальных процедур

Параметры воздействия водно-термальных процедур в системе комплексных оздоровительных занятий в коммерческих оздоровительно-физкультурных клубах.

3. Технология психологических тренингов

Технология аутогенной тренировки восстановительного характера. Технология экспресс- аутогенных идеомоторных упражнений в структуре комплексных оздоровительных занятий

4. Технология фитотерапиии, кварцевания

Технология применения тонизирующих и седативных фитонапитков. Методика кварцевания.




10 семестр

Лекции

1. Технология психологических тренингов

Психофизиологические механизмы влияния психологических тренингов на психическое состояние, физиологические системы. Техника аутогенной тренировки. Техника идеомоторных аутогенных упражнений.

2. Технология применения фитотерапии и кварцевания

Технология применения седативных и тонизирующих напитков. Технология применения напитков повышенной энергетической и витаминной ценности. Технология кварцевания.

3. Технология восстановительно-профилактических занятий средствами физической культуры и спорта

Технология восстановительно-профилактических занятий статодинамического характера. Технология восстановительно-профилактических занятий силового характера. Технология восстановительно-профилактических занятий аэробного характера.

4. Технология комплексных восстановительно-профилактических занятий в коммерческих спортивных оздоровительно-физкультурных клубах

Обоснование комплекса физкультурно-спортивных и медико-психологических средств в структуре оздоровительного занятия в коммерческих спортивных и оздоровительно-физкультурных клубах. Подбор содержания профилактических и восстановительных занятий с учетом индивидуальных потребностей занимающихся, характера производственной деятельности.

5. Технологии комплексных восстановительно-профилактических занятий в местах массового отдыха

Формы, средства, методики занятий, мероприятии оздоровительно-восстановительного характера в домах отдыха, пансионатах, туристических базах.
Практические занятия

1. Технология восстановительно-профилактических занятий средствами физической культуры и спорта

Методика и технология восстановительно-профилактических занятий на основе упражнений статистического и динамического характера. Методика и технология восстановительно-профилактических занятий на основе упражнений собственного силового характера на тренажерах. Методика и технология восстановительно-профилактических занятий на основе аэробных упражнений циклического и ацикличекого характера.

2. Технология комплексных восстановительно-профилактических занятий в коммерческих спортивных оздоровительно-физкультурных клубах

Структура комплексных восстановительно-профилактических занятий. Содержание, дозирование комплексных оздоровительных восстановительно-профилактических мероприятий. Критерии эффективности функционирования коммерческих спортивных и оздоровительно-физкультурных клубов.

3. Технологии комплексных восстановительно-профилактических занятий в местах массового отдыха

Методика комплексных занятий на основе климатотерапии и педагогических средств восстановления и профилактики в санаториях. Параметры двигательных режимов в различное время года: щадящего, щадяще-тренирующего, тренирующего, интенсивно- тренирующего. Методика комплексных восстановительно-профилактических занятий на основе медико-биологических и педагогических средств в санаториях-профилакториях. Методика восстановительно-профилактических занятий на основе климатотерапии и педагогических средств. Учет при построении методики восстановительно-профилактических занятий состояния здоровья, уровня физической подготовленности, характера трудовой деятельности занимающихся. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в домах отдыха и пансионатах. Методика проведения занятий в группах здоровья на основе педагогических средств профилактики и восстановления. Особенности организации среди отдыхающих массовых соревнований по лыжному спорту, волейболу, теннису, плаванию, шахматам. Организация, содержание туристических походов оздоровительной направленности на туристических базах.
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Безотечество К.И. Спортивно-восстановительный массаж: учебное пособие раздела дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж». МоиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 119 с.

  2. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / под. ред. Ю.Ф. Курамшина. Изд. 4-е. М.: Советский спорт, 2010. 463 с.

  3. Калинин В.М., Позняковский В.М. Актуальные вопросы питания: витамины и минеральные вещества при занятиях физической культурой и спортом. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 160 с.

  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2008. 480 с.

  5. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: науч.пед.аспект: книга для педагога. Изд. 2-е, доп. и перераб. Ростов на / Д.: Феникс. 2009. 635 с.

б) дополнительная:

  1. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. Ю.Ф. Курамшина. Изд. 2-е, испр. М.: Советский спорт, 2007. 464 с.

  2. Пешков В.Ф. Гуманизация профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре. Томск: ТГУ, 2006. 328 с.

  3. Батырев М.И., Батырева Т.Ф. Спортивное питание. СПб.: Питер, 2005. 144 с.

  4. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. СПб.: Лань, 2005. 384 с.

  5. Методические основы рационального питания в физической культуре и спорте: учебное пособие / под ред. В.В. Белоусова. СПб.: Олимп СПб, 2003. 168 с.

  6. Пешков В.Ф. Восстановительные средствав профессиональной деятельности педагогов по физической культуре и спорту. Томск: ТГПУ, 2000. 198 с.

  7. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. М.: Спорт Академ Пресс, 2000. 204 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Наглядный материал, таблицы, схемы, оборудование, инструментарий для реализации восстановительных, оздоровительных технологий.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Восстановительно-профилактический центр ФФК ТГПУ, центр здоровья «Томск-Клуб».
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины
8.1.1. Методические рекомендации для преподавателей

Спецификой данного курса является то, что его содержанием является учебный материал педагогического, медико-биологического и психологического характера. Это требует от преподавателя определения рационального соотношения материала по данным направлениям в общем объеме учебных часов. При этом следует учитывать тот факт, что в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту необходимо предпочтение отдавать педагогическим средствам восстановления как основным и наиболее эффективным. Важно учесть изменившийся рынок труда выпускников факультета физической культуры. Созданы и функционируют на практике различного типа образовательные, физкультурно-спортивные и оздоровительные учреждения. Поэтому в содержание дисциплины следует включать учебный материал по технологиям и методикам проведения восстановительных средств в различных типах образовательных, физкультурно-оздоровительных учреждений. В процессе преподавания дисциплины важно формировать у будущих специалистов по физической культуре и спорту принципиально важные профессиональные умения и навыки по технологиям применения восстановительных средств.

Приоритетным в методике преподавания должно быть формирование у студентов практических умений и навыков. Для этого планируются практические занятия в валеологическом и восстановительно-профилактическом центрах. В целях активизации учебной деятельности студентов в оптимальном сочетании с репродуктивными методами следует применять методы проблемного обучения, самооценки, рейтинга, конспект-анализа.
Таблица 1. Сравнительная характеристика вариантов проблемного обучения (ПО)

в методике профессиональной восстановительно-профилактической (ВП) подготовки


Варианты ПО

1

2

3

4

Критерии

сравнения

Задачи обучения

Освоение ВП методик в деятельности разных учреждений

Освоение методики оздоровительной аэробики с применением ВП средств

Освоение теоретических сведений в области профессиональной ВП подготовки

Рефлексия собственной деятельности в области профессиональной ВП подготовки

Учебные процедуры (действия)

Демонстрация ВП процессов, подготовка тематических рефератов по решению проблемы применения ВП средств


Наглядные

упражнения, их

анализ,

теоретические

обобщения

способов

оздоровительной

аэробики


Работа с

теоретическими

источниками,

подготовка

аналитического

доклада


Разработка, проведения и анализ анкетирования, самооценка рейтинговая оценка


Учебное пространство

Валеологические и восстановительные центры, библиотека

Гимнастический зал


Компьютерный класс,

методический кабинет, научная конференция

Учебная аудитория

Средства обучения

Сочетание материальных средств центров и идеальных средств


Сочетание идеальных средств и аэробических упражнений

Сочетание идеальных и материальных средств

Сочетание материальных средств с теоретическими методами исследования специальной литературы

Формы организации занятий

Проблемный семинар, самостоятельная работа

Методический семинар, учебный семинар с элементами дискуссии

Проблемная лекция, внеаудиторная самостоятельная работа

Аналитический семинар, семинар-зачет

Учебные результаты и продукты

Практические умения в области ВП деятельности в различных типах учреждений, реферат

Моделирование авторских методик занятий аэробикой, решающих ВП задачи

Аналитический доклад, выступление на конференции

Развитие рефлексивности как важного профессионального качества


Для объективной оценки качества усвоения студентами знаний и умений в области восстановительных средств рекомендуется разработка логических теоретических и практических вопросов, раскрывающих весь объем учебного материала, выполнение заданий по написанию тематических рефератов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Направленность содержания занятий по физической культуре должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Целью дисциплины является формирование профессиональных знаний и умений теории и методики восстановительных средств в области физкультурно-оздоровительной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет» (тгпу) «Утверждаю» Декан ффкиС iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск