Скачать 416.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР __________ Л. И.Рублева «_____»________________________2013 г. Рабочая программа дисциплины «Экскурсоведение» Направление подготовки 100400.62 Туризм Профиль подготовки Профиль 1: Технология и организация туроператорских и турагентских услуг Профиль 2: Международный туризм Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Южно-Сахалинск 2013 г. направление подготовки – 100400.62 Туризм профиль – Технология и организация туроператорских и турагентских услуг профиль – Международный туризм
Экскурсионное дело является социальным феноменом социально-культурных и общественно-экономических отношений. Знание основ организации экскурсии необходимо для решения проблем качественного предоставления потребителям туристских услуг. Именно поэтому в настоящее время профессия экскурсовода является одной из востребованных в России в целом, и в Сахалинской области в частности. Главными целями обучения данного курса являются: формирование профессионального отношения к проектированию экскурсионных программ; установка на профессиональный взгляд для эффективного участия специалистов в индустрии гостеприимства; умение планировать и проводить анализ рынка услуг в сфере экскурсионного дела. Задачи курса:
Достижение цели основывается на следующих основных принципах:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Экскурсоведение» входит в вариативную часть профессионального блока (Б.3.В.ОД.13). Имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Туристские ресурсы», «Технология внутреннего туризма», «Туристские формальности», «Культурно-исторические центры», «Технология въездного туризма», «Транспортное обслуживание». Вместе с тем дисциплина «Экскурсоведение» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «Отечественная история», «Психология и педагогика», «Культурология», «Экология» и других дисциплин. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины следующих общекультурных и профессиональных компетенций: - способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1); - способностью к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2); - владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); - готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7); - понимание социальной значимости своей бедующей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9); - способностью к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готов к работе в иноязычной среде (ОК-10); - владеть теоретическими основами проектирования, готов к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1); - способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3); - готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4). В результате изучения дисциплины обучающийся должен: знать: - классификацию информационно-экскурсионной деятельности; - технологию организации и проведения новой экскурсии; - методику проведения экскурсий; уметь: - составлять экскурсионную информацию; - собирать «портфель экскурсовода»; - подбирать и систематизировать материал для основной части экскурсий; -изучать и систематизировать передовой отечественный опыт в организации экскурсий; - анализировать новые и пересматривать действующие государственные стандарты и другие нормативные документы, направленные на организацию экскурсионной деятельности; владеть навыками: - создания методических разработок, технологических карт маршрутов, карточек (паспортов) и других документов, необходимых для осуществления экскурсионной деятельности. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля). Учебный план курса рассчитан на 48 часов, из них 16 часов отводится на лекции, 16 часов на практические занятия, 16 – лабораторные работы, 60 часов на самостоятельную работу. Курс включает три раздела: основы экскурсоведения, экскурсионную методику, профессиональное мастерство будущего экскурсовода. В ходе лекционных и практических занятий студенты приобретают навыки самостоятельной творческой работы по разработке новой экскурсии, отбору объектов экскурсии, составлению маршрута, подготовки методической документации, а также осваивают методические приемы показа и рассказа и особенности ведения обзорной (многоплановой) и тематической экскурсий. Учебно-методическая карта (понедельная)
Содержание курса Раздел I. Основы экскурсоведения Тема 1.1.-1.2. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Содержание: Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Функции экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии. Тема 1.3. Сочетание показа и рассказа в экскурсииСодержание: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа. Раздел П. Экскурсионная методика Тема 2.1. Классификация методических приемовСодержание: Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции, климактерический и антиклимактерический. Тема 2.2. Технология подготовки новойОсновные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии. Тема 2.3. Техника ведения экскурсииСодержание: Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода». Раздел III. Профессиональное мастерство экскурсовода Тема 3.1. Личность экскурсоводаСодержание: Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Тема 3.2. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсоводаСодержание: Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода. 5. Темы практических занятий Практическое занятие №1-2 Экскурсия как психолого-педагогический процесс.Классификация экскурсий.1. Раскройте следующие теоретико-практические понятия: а) педагогический аспект в экскурсиях; б) элементы психологии в экскурсиях; в) индуктивный и дедуктивный методы познания в экскурсиях; г) воображение на экскурсиях. 2. Дайте подробную характеристику следующим видам экскурсий: а) по содержанию (обзорные (многоплановые), тематические (исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-гидростроительные); б) по составу и количеству участников (индивидуальные, групповые, взрослые, для школьников); в) по месту проведения (городские, загородные, производственные, музейные. комплексные); г) по способу передвижения (пешеходные, транспортные); д) по продолжительности (краткосрочные, длительные); е) по форме проведения (массовка, прогулка, лекция, концерт, спектакль, демонстрация, учебная, пробная, рекламная). Литература: Барчуков И. С., Башин Ю. Б., Зайцев А. В., Баумгартен Л. В. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: учеб пособие для вузов. - М., 2012 Дворниненко В.В., Савина Н.В. Организация экскурсионной деятельности: Учеб.-практ. пособие. М.: МЭСИ, 2000. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2001. Квартальное В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука. 1993. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М.: ИПК, 1987. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Мн.: БГЭУ, 2004. Скобельцина А. С., Шарухин А. П. Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., 2010. Практическое занятие 3-4. Профессиональное мастерство экскурсовода.
Литература: Добрина Н. А. Экскуросоведение: учеб. пособие – М., 2012. Дворниненко В.В., Савина Н.В. Организация экскурсионной деятельности: Учеб. практ. пособие. М.: МЭСИ, 2000. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2001. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. М.: Наука. 1993. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. М.: ИПК, 1987. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. Мн.: БГЭУ, 2004. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб, 2006.
К разделу1. Основы экскурсоведения (6 часов) Задание. Составить таблицу по историческим периодам развития экскурсионного дела в России (зарождение понятия «экскурсия», XIX век – учебные экскурсии, XX века – советский период: с 1920 по 1980 гг., современный период – с 1991 г. по настоящее время). Задание. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия по г. Южно-Сахалинск, какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии по г. Южно-Сахалинск. Кратко законспектировать сценарий экскурсии в Сахалинский краеведческий музей. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой? Кратко законспектировать сценарий производной экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Задание. На основе впечатлений от посещения экскурсий ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии, в чем сущность показа, роль последовательности в показе объектов, почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа. К разделу 2. Экскурсионная методика (2 часа) Задание. Подобрать наглядные примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения. Подобрать конкретные примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием индукции и дедукции. К разделу 3. Профессиональное мастерство экскурсовода (8 часов). Задание. Составьте таблицу по темпераментным особенностям экскурсовода, приведите примеры. Задание. Напишите резюме профессии «экскурсовод»., учитывая следующие стркутурные элементы: общие положения, обязанности, права и т.д. Задание. Создание собственного текста экскурсионной речи. В каждой семье есть семейные реликвии, которые бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение: чайная пара, скатерть, старая поздравительная открытка, любимая игрушка и т.п. Есть ли в вашей семье такая реликвия? Пофантазируйте, какое место ваша семейная реликвия могла бы занять в экспозиции Политехнического, местного краеведческого или школьного музея. Задание. Путешествуя по своей квартире, учебному корпусу, мы можем побывать в разных странах и эпохах. Каждый из хорошо знакомых и часто встречающихся нам предметов имеет свою историю. Проведите экскурсию по своей квартире (комнате, аудитории). Перечень видов самостоятельной работы студента (60 часов)
Примерный перечень тем рефератов:
9. Инновации в экскурсоведении (на примере деятельности музеев Южно-Сахалинска). 10. Особенности создания и потребления экскурсионной услуги. 7. Учебно-методическое обеспечение Литература:
Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. Виды контроля по освоению учебной дисциплины:
|
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая Нижневартовским... Наименование ооп – 100400. 68 «Туризм», направление магистерской программы: «Организация и управление турбизнесом», квалификация... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100400. 68 «Туризм» | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 100400 «Туризм» (профиль подготовки «Технология и организация... | Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100400. 68 «Туризм» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400... Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Экологический туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки... | Рабочая программа дисциплины Управление рисками в туризме Направление подготовки 100400 «Туризм» Дисциплина «Управление рисками в туризме» представляет собой элемент подготовки студентов в области оценки и разработки системы управления... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 100400.... Технологии туристско рекреационного проектирования и освоения территорий: рабочая программа учебной дисциплины / Н. Г. Корнева. Оренбург... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Туризм, профиль Технология и организация туроператорских и турагентских услуг, форма обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» профиль подготовки «Технология и организация... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг», «Технология и организация туроператорских и турагентских... | И. А. Ромахина декан факультета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Активный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм» очной... | Рабочая программа по дисциплине «философия» для направления подготовки... «туризм», с ведущими содержательными направлениями философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования... |