Урок в Образовательной системе «Школа 2100»





Скачать 52.76 Kb.
НазваниеУрок в Образовательной системе «Школа 2100»
Дата публикации01.07.2014
Размер52.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»
Белоглазова Н.Е., учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» ГО Саранск.
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определенных образовательных технологий. Одна из таких технологий – технология проблемно – диалогического обучения, которая используется на уроках открытия нового знания. Данная технология позволяет учащимися самостоятельно «открывать» знания.

Впервые в содержании начального образования выделен специальный блок «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности», который позволяет оценить вклад каждого учебного предмета в реализацию приоритетной цели начальной школы – формирование умения учиться.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Универсальные учебные действие - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Они не являются уникальными, пригодными только для учения, и могут входить в состав других видов человеческой деятельности, становясь, таким образом, основой для последующего самообразования, непрерывного образования и успешного творческого осуществления профессиональной деятельности.

Образовательная программа «Школа 2100» на практике превратилась в систему образования, давая возможность детям развивать свое сознание и мышление, строить образ «Я», учиться взаимодействовать с другими людьми.

В составе основных видов универсальных учебных действий, в соответствии с ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Какие же универсальные учебные действия прежде всего развивает проблемный диалог?

Проблемно – диалогическая технология способствует развитию организационных умений, которые дети используют на уроке. Учитель в учебном процессе «режиссер», а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему или задачу. Данные умения формируются на этапе актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в деятельности, выявлении причины затруднения и постановки цели деятельности.

Так, в 1 классе ученик учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке с помощью педагога, учиться высказывать свое предположение, работать по предложенному плану, совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке и отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.

А в 3-4 классах учащиеся самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения, учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, составляют план решения проблему совместно с учителем, работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Развитие интеллектуальных умений также осуществляется через проблемно – диалогическую технологию. Дети учатся извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы. В 1 – 2 классах это осуществляется под руководством учителя, а в 3 – 4 классах ставятся учебные задачи, которые ученики учатся решать самостоятельно. Развитие данных умений осуществляется на этапе построения проекта выхода из затруднения.

Так, в 1-ом классе учащиеся учатся отличать знание новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса, подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

А к концу 4 класса ученик должен научиться самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, извлекать информацию, представленную в различных формах, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Развитие коммуникативных умений осуществляется на этапе построения проекта выхода из затруднения, первичное закрепление во внешней речи.

На уроке «открытия» новых знаний через проблемно – диалогическую технологию развиваются и оценочные умения. Но только в том случае, если ставилась проблеме нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика младших классов основана на формировании универсальных учебных действий, а мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления и недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно – диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

  2. Подводящий к теме диалог.

  3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. В то же время у всех трех способов есть и принципиальное сходство: каждый из них подводит класс к решению интересной учебной проблемы.

С 2007 года я веду опытно – экспериментальную работу. Темой своей работы я выбрала «Формирование общеучебных умений младших школьников в рамках образовательной программы «Школа 2100», в которой веду диагностику сформированности организационных, коммуникативных, интеллектуальных, оценочных. Мною был проведен ряд диагностик на выявление уровня сформированности учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля, оценки, также была проведена диагностика мыслительных способностей, таких как: анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать, а также диагностика учебного умения работать с текстом, научно познавательным, составлять простой план текста, выделять учебную задачу, определять порядок учебных действий. Также были проанкетированы и родители учащихся по формированию ОУУН.

Сегодня я не буду подробно останавливаться на этом. Только хочу сказать одно, что мои дети по сравнению с детьми других школ дали не просто высокие результаты диагностики, а очень высокие.

Универсальные учебные действия способствуют решению задачи повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Именно проблемно – диалогическая технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия.
Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками; Пос. для учителя. – М., 2002; 2006.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно – диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. – М., 2004.

3. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра // Начальная школа полюс До и После. – 2005. - № 6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрофессиональная компетентность учителя и педагогического коллектива...
Образовательной системе «Школа-2100» (умк и технологии), а также переход на профильное обучение по оборонно-спортивному профилю в...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconУрок истории и литературы
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconКурса
Методическое сопровождение образовательного процесса в образовательной системе"Школа 2100"
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок математики в III классе по образовательной системе «Школа 2100», авторы учебника Т. Е демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких....
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconКонспект проведения непосредственно образовательной деятельности...
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды заданий развивающие метапредметные ууд в образовательной системе «Школа 2100»
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Твои возможности» интеллектуально личностный марафон для учащихся, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100» (2 этап)
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconКонспект з анятия по лфк по дыхательной гимнастике
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconУрок литературы для учащихся 6 класса в рамках образовательной программы «Школа 2100»
Мбоу «Большекляринская средняя общеобразовательная школа» Большекляринского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составлено на основании примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень) (Сайт мо и н РФ.);...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconНа уроках русского языка
«открытие» учащимися новых знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т е применима на любом предметном содержании и любой...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconКонспект урока истории в 8 классе Тема: Бородинская битва
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
«школа 2100» и обеспечена умк: учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 2 кл., рабочими тетрадями к учебнику...
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» iconКонспект занятия по развитию речи
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск