Урок изучения нового





Скачать 102.23 Kb.
НазваниеУрок изучения нового
Дата публикации16.07.2014
Размер102.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Дидактические требования

к современному уроку

 

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его сос­тавных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задача­ми. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с тре­бованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обуче­ния, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и макси­мальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся

  1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

  4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 

 

п/п

 

ЭТАПЫ

 

Дидактические задачи

 

Показатели реального результата
решения задачи

 

1

 

Организация начала занятия.

 

Подготовка учащихся к работе на занятии.

 

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 

2

 

Проверка выполнения домашнего задания

 

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

 

3

 

Подготовка к основному этапу занятия.

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

 

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

4

 

Усвоение новых знаний и способов действий.

 

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

5

 

Первичная проверка понимания.

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

 

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

 

6

 

Закрепление знаний и способов действий

 

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

 

7

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

 

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

 

8

 

Контроль и самопроверка знаний.

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.

 

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

 

9

 

Подведение итогов занятий.

 

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

 

10

 

Рефлексия.

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 

11

 

Информация о домашнем задании.

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

 

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

 

Ана­лиз уро­ка.

 

Уро­вень зна­ний и на­вы­ков школьни­ков, пе­да­го­ги­че­ское мас­тер­ст­во учи­те­ля оце­ни­ва­ют­ся в ос­новном во вре­мя по­се­ще­ния учеб­ных за­ня­тий. На уро­ке, как в фо­ку­се, кон­цен­три­ру­ет­ся вся дея­тель­ность пе­да­го­га, его на­уч­ная под­го­тов­ка, пе­да­го­ги­че­ские на­вы­ки, методи­ческие уме­ния, спо­соб­ность ор­га­ни­зо­вать са­мо­стоя­тель­ную ра­бо­ту всех школь­ни­ков.

Ре­аль­ная цен­ность уро­ка — его ре­зуль­тат; сте­пень ус­воения ма­те­риа­ла уче­ни­ка­ми. Ка­ки­ми бы внеш­не эффект­ными прие­ма­ми ни поль­зо­вал­ся пе­да­гог, но, ес­ли ре­бя­та не ус­вои­ли те­му, урок эф­фек­тив­ным на­звать нель­зя. На уро­ке ре­бя­та, долж­ны ус­во­ить на­ме­чен­ный объ­ем зна­ний, вы­ра­бо­тать нуж­ные на­вы­ки и уме­ния. До­ма зна­ния рас­ширяются, уг­луб­ля­ют­ся, за­кре­п­ля­ют­ся, но при­об­ре­та­ют­ся в ос­нов­ном на уро­ке.

Бо­лее де­таль­но на­блю­де­ние за уро­ком долж­но охваты­вать:

1) Ор­га­ни­за­ци­он­ную сто­ро­ну уро­ка. При­сут­ст­вую­щий ус­та­нав­ли­ва­ет, свое­вре­мен­но ли при­хо­дит пре­по­да­ва­тель в класс, под­го­тов­ле­ны ли по­со­бия, обо­ру­до­ва­ние, мел, дос­ка, го­то­вы ли ре­бя­та к уро­ку, са­ни­тар­ное со­стоя­ние клас­са, де­жур­ст­во и об­щий по­ря­док;

2) Со­дер­жа­ние уро­ка. Оце­ни­ва­ют­ся глу­би­на и науч­ность объ­яс­не­ний пе­да­го­га, ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ли связь с дей­ст­ви­тель­но­стью,  ис­поль­зу­ет­ся ли ма­те­ри­ал уро­ка в вос­пи­та­тель­ных це­лях, при­вле­ка­ют­ся ли до­пол­ни­тель­ный ма­те­ри­ал, по­след­ние дос­ти­же­ния нау­ки, ин­те­рес­но ли ве­дется объ­яс­не­ние, при­ме­ня­ют­ся ли сред­ст­ва на­гляд­но­сти, чер­те­жи, схе­мы, мо­де­ли. Ка­ко­во со­дер­жа­ние от­ве­тов уче­ников, глу­би­на их зна­ний, уро­вень са­мо­стоя­тель­но­сти, куль­ту­ра ре­чи, как ста­вят­ся оцен­ки;

3) Вос­пи­ты­ваю­щую роль уро­ка. Ис­поль­зу­ет ли учи­тель со­дер­жа­ние ма­те­риа­ла в вос­пи­та­тель­ных це­лях, ка­кова сис­те­ма тре­бо­ва­ний учи­те­ля. При­уче­ны ли ре­бя­та к тру­ду, са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­те, вы­пол­ня­ют ли пра­ви­ла по­ведения. Об­ра­ща­ет ли учи­тель вни­ма­ние на по­ве­де­ние школь­ни­ков, их от­но­ше­ние к ра­бо­те, взаи­мо­по­мощь, прин­ципиальность, де­ло­ви­тость, дис­ци­п­ли­ну;

4) Ме­то­ди­че­скую сто­ро­ну уро­ка:

а) ру­ко­во­ди­тель об­ращает вни­ма­ние на ме­то­ды оп­ро­са, прие­мы ак­ти­ви­за­ции груп­пы во вре­мя оп­ро­са, на то, сколь­ко вре­ме­ни ухо­дит на оп­рос, уг­луб­ле­ние зна­ния во вре­мя оп­ро­са;

б) тща­тель­но изу­ча­ют­ся ме­то­ды и прие­мы ра­бо­ты пе­да­го­га во вре­мя объ­яс­не­ния: вни­ма­тель­но ли его слу­шают, ка­ки­ми прие­ма­ми до­би­ва­ет­ся пре­по­да­ва­тель раз­вития мыш­ле­ния уче­ни­ков, их са­мо­стоя­тель­но­сти и инди­видуальных спо­соб­но­стей, что де­ла­ет учи­тель для то­го, что­бы ре­бя­та проч­но ус­ваи­ва­ли ма­те­ри­ал, ка­кие из сов­ременных ме­то­дов пре­по­да­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся;

в) как при­ме­ня­ют­ся на­гляд­ные и тех­ни­че­ские сред­ст­ва обу­че­ния, как ор­га­ни­зо­ва­ны опы­ты и прак­ти­че­ские ра­боты;

г) спо­со­бы за­кре­п­ле­ния зна­ний, ре­ше­ния за­дач, выпол­нения са­мо­стоя­тель­ных ра­бот;

д) тех­ни­ка за­да­ния на дом и про­вер­ка до­маш­них за­даний;

е) ве­де­ние ра­бо­чих тет­ра­дей, за­пи­сей, про­вер­ка этих тет­ра­дей, вы­ра­бот­ка уме­ний со­став­лять кон­спек­ты, де­лать чер­те­жи, схе­мы;

5) Осо­бен­но­сти по­ве­де­ния пре­по­да­ва­те­ля на уро­ке. Не мень­ший ин­те­рес для ру­ко­во­ди­те­ля пред­став­ля­ет и роль пе­да­го­га на уро­ке как ор­га­ни­за­то­ра и ди­ри­же­ра, его куль­ту­ра, речь, такт, оде­ж­да, ма­не­ры, при­выч­ки, взаи­моотношения с уче­ни­ка­ми.

Та­ким об­ра­зом, на­блю­де­ние за уро­ком име­ет всесто­ронний, ком­плекс­ный ха­рак­тер, ох­ва­ты­ва­ет все компонен­ты учеб­ной ра­бо­ты. На­блю­де­ние—это лишь пер­вый этап кон­тро­ля, вто­рой—раз­бор уро­ков, все­сто­рон­ний его ана­лиз, вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ра­боты учи­те­ля.

Урок нель­зя ана­ли­зи­ро­вать аб­ст­ракт­но ис­хо­дя из ка­ких-то веч­ных, не­зыб­ле­мых кри­те­ри­ев или конъ­юнк­тур­ных ув­ле­че­ний. Пре­ж­де все­го не сле­ду­ет ис­кать на ка­ж­дом уро­ке при­ме­не­ния всех без ис­клю­че­ния средств и ме­то­дов ра­бо­ты. Тре­бо­вать, что­бы все уро­ки бы­ли комбинирован­ными, вклю­ча­ли все “эле­мен­ты” — это зна­чит схематизи­ровать учеб­ный про­цесс, уп­ро­щать его.

Ана­ли­зи­руя уро­ки, нуж­но учи­ты­вать по край­ней ме­ре та­кие кон­крет­ные об­стоя­тель­ст­ва:

а) осо­бен­но­сти те­мы. Мо­гут быть уро­ки, где нет на­добности при­ме­нять на­гляд­ные по­со­бия или тех­ни­че­ские сред­ст­ва, вы­зы­вать к дос­ке, ра­бо­тать с кни­гой;

б) воз­мож­но­сти шко­лы, на­ли­чие ка­би­не­тов, техничес­ких средств, на­гляд­ных по­со­бий, нуж­ных книг в библио­теке, при­шко­ль­ных уча­ст­ков. Ана­ли­зи­руя урок, важ­но об­ра­тить вни­ма­ние, все ли ис­поль­зо­вал учи­тель, но вмес­те с тем предъ­яв­лять ре­аль­ные ра­зум­ные тре­бо­ва­ния; в) со­став дан­но­го клас­са, уро­вень раз­ви­тия и спо­соб­но­стей уче­ни­ков (не­ред­ко мне­ние об уро­ке составляет­ся на ос­но­ве от­ве­тов школь­ни­ков, кон­троль­ных ра­бот, а уро­вень раз­ви­тия ре­бят, их спо­соб­но­сти при этом не учи­тываются) ;

г) ин­ди­ви­ду­аль­ность учи­те­ля, уро­вень под­го­тов­ки, осо­бенности ха­рак­те­ра, со­стоя­ние здо­ро­вья, преж­ние резуль­таты ра­бо­ты.

Фор­мы раз­бо­ра мо­гут быть са­мы­ми раз­ны­ми. Наибо­лее ра­цио­наль­на, как нам ка­жет­ся, та­кая схе­ма:

а) сам пе­да­гог рас­ска­зы­ва­ет о сво­ем уро­ке, о том, что ему, по его мне­нию, уда­лось, что нет;

б) за­тем при­сут­ст­вую­щий ана­ли­зи­ру­ет по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны уро­ка;

в) толь­ко по­сле это­го сле­ду­ет раз­бор от­ри­ца­тель­ных мо­мен­тов;

г) на­ко­нец, де­ла­ют­ся пред­ло­же­ния, как из­ба­вить­ся от не­дос­тат­ков;

д) по­сле раз­бо­ра пе­да­гог вновь вы­ска­зы­ва­ет свое мне­ние, и, на­ко­нец, в об­су­ж­де­ние про­блем вклю­ча­ют­ся все при­сут­ст­вую­щие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок изучения нового iconУрок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
Урок изучения нового iconУрок 8/18. Тема: Плотность вещества
...
Урок изучения нового iconУрока: урок изучения нового материала. Методы
Урок на образно-эмоциональной основе «Виды корней и типы корневых систем» (Биология, 6 класс). Разработка Чиграй Е. А
Урок изучения нового iconУрока Урок ознакомления с новым материалом (урок изучения нового материала)
Основная цель: введение понятий, установления свойств изучаемых объектов, построение правил и др
Урок изучения нового iconПовторение курса 5 класса (10 ч.)
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок изучения нового iconУрок изучения нового материала по теме «Уравнения с двумя переменными и их системы»
Этот урок, являясь занятием элективного курса по математике в 9 классе, преследует следующие цели
Урок изучения нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По тематическому плану это 1 урок по творчеству М. А. Шолохова. По типу урок изучения нового материала. Урок строится не на готовой...
Урок изучения нового iconУрок. Математика 6 класс. «Длина окружности». Пояснительная записка....
Урок входит в раздел: «Обыкновенные дроби», в главу «Отношения и пропорции». Изучение данной темы дается пропедевтически, с целью...
Урок изучения нового iconУрок 20 Тема урока
...
Урок изучения нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок заочная экскурсия (урок, основанный на...
Урок изучения нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип учебного занятия по дидактической цели урок изучения нового материала, урок креативного типа
Урок изучения нового iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок изучения нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: урок изучения нового материала; -урок формирования способностей приобретать знания, применять полученные знания
Урок изучения нового iconСиитова Мервит Николаевна п. Горный, 2009 год. Тема: А. С. Пушкин...
Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала
Урок изучения нового iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок изучения нового iconУрок изучения нового материала
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск