Скачать 324.66 Kb.
|
ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА НЕМЕЦКОЙ ФИЛОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ для специальности: 033200. (050303. ) Иностранный язык (Квалификация специалиста – учитель немецкого языка) Елабуга – 2010 УДК 372.881.111.22 ББК 74.261.7 Нем. М20 Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ От 23.09.2010, протокол № 6 Рецензенты: Валеева А,.Р. доцент кафедры иностранных языков НГПИ кандидат филологических наук г. Наб. Челны. Власова Т.М. доцент кафедры немецкой филологии ЕГПУ Малый Ю.М. М20 Теория и методика обучения иностранному языку: учебно-методический комплекс / Ю.М. Малый, - Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2010. – 24с. Обсужден и одобрен на заседании кафедры немецкой филологии. «19» мая 2010 г, протокол № 9 Одобрен на УМС факультета «25» мая 2010 г, протокол № 4 Утвержден на УМС ЕГПУ «17» июня 2010 г, протокол № 8 УДК 372.881.111.22 ББК 74.261.7 Нем ЕГПУ, 2010 ОПД.Ф,04 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (В СООТВЕТСТВИИ СДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ) Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его особенностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях. Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне. Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология и проведения. Система упражнений. Обучение основным видам речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.
Цель дисциплины: - создать у студентов широкую теоретическую базу для их будущей профессиональной деятельности - познакомить студентов с наиболее важными методами, средствами и организационными формами обучения иностранным языкам - сформировать у них умения творчески и эффективно применять эти методы, средства и формы обучения на практике Задачи дисциплины: - сформировать у студентов в ходе семинарских и практических занятий условия для осмысления, конкретизации, углубления и расширения общетеоретических знаний, приобретенных на лекциях, в ходе самостоятельной работы с методической и психологической литературой, формировать систем межпредметных связей, обще методических понятий об основных компонентах структуры, закономерностей и принципах процесса обучения иностранному языку как единой педагогической системы - ознакомить студентов с программными требованиями и Структурой содержания обучения иностранному языку в свете Основных направлений развития системы общеобразовательной и профессиональной школы, - ознакомить студентов с принципиальными методическими положениями системы обучения немецкому языку в средней школе, заложенной в действующих учебно-методических комплексах по немецкому языку. Обучение аннотированию, реформированию и критическому анализу методической литературы, программ, учебников, книг для учителей. Формирование у студентов первоначальных методических умений: проектировочных и конструктивно планирующих, организаторских и коммуникативно – обучающих. Развивать методическое мышление, воспитывать устойчивый интерес к избранной профессии, учить понимать ее социальную значимость, желание и готовность к более углубленному овладению ею. Решение данных задач должно подготовить будущего учителя иностранного языка к эффективной деятельности в современной российской школе. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студенты, изучившие дисциплину, должны знать: - основные методические категории и закономерности их функционирования в учебно-воспитательном процессе; - концептуальные системы обучения, действующие УМК по ИЯ; - особенности обучения иностранным языкам в различных типах школ и на различных ступенях обучения; - обобщенные способы решения методических задач – рациональную последовательность учебных действий ученика и обучаемых действий учителя, направленных на достижение поставленной на уроке задачи; уметь: - формулировать методическую задачу; - отобрать языковой материал, приемы, средства обучения, режимы работы для различных этапов и уровней обучения иностранному языку; - выстраивать учебные действия учащихся для овладения учебным материалом и для решения методической задачи; - контролировать знания, умения и навыки учащихся; - корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся; - анализировать учебники, учебные пособия с целью их Рационального использования; - анализировать свои профессиональные знания и деятельность, оценивать их адекватность методической теории, задачам урока и конкретным условиям учебной ситуации с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса; владеть навыками: - сопоставительного анализа языкового материала с целью трудностей его усвоения; - разработки упражнений, содержательных и смысловых опор для стимулирования речевой активности учащихся; - фиксации, классификации и исправления ошибок в речи учащихся 3. ОБЬЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание лекционных занятий
Методика обучения иностранным языкам как наука, её связь с другими науками. Основные методические понятия: метод, содержание, принцип, методический приём, средство, система обучения, их зависимость от целей и условий обучения. 2. Обучение фонетике Роль произносительных навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки. Фонетическая зарядка, её роль и место на уроке иностранного языка. Определение целей и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков. 3. Обучение лексике. Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленных на установление различных связей слова. 4. Обучение грамматике Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Типология грамматических упражнений. Способы предъявления нового грамматического материала. Формы контроля сформированности грамматических навыков. 5. Обучение аудированию Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и как средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Система упражнений для формирования различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудиотекстами Способы контроля сформированности данных речевых умений. 6. Обучение говорению Формы речи и формы общения. Реальные, условные и проблемные ситуации, способы их создания на уроке. Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Индуктивный и дедуктивный способы обучения говорения. Роль речевой установки и опор при обучении говорению. Контроль сформированности устно-речевого общения. 7. Обучение чтению Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку. Этапы обучения чтению. Соотношение чтения в слух и про себя на различных этапах обучения. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Текст и система работы с ним. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения. 8. Обучение письму Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и как средство обучения иностранному языку. Цели, содержание, этапы формирования навыков письменного сообщения. Обучение графике, орфографии, различным формам записи и собственно письменной речи в курсе обучения ИЯ в школе. Место обучения письму на уроке иностранного языка. Виды письменного контроля. 9. Контроль на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля. Функции, виды контроля. Формы контроля сформированности языковых и речевых умений и навыков. Критерии оценок сформированности языковых и речевых навыков и умений. Тестирование как форма контроля. ЕГЭ как форма итогового контроля. Внедрение новых форм контроля учащихся в систему образования. Бально-рейтинговая форма контроля для учащихся и студентов ВУЗов. Языковой портфолио. Общеевропейские уровни владения иностранным языком. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык и античная... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... Основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 050303 иностранный язык | Учебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика... Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю... Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному | Учебно-методический комплекс Практическая грамматика Третий год обучения... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы... | Учебно-методический комплекс лингводидактические основы компьютеризации... С 34 Лингводидактические основы компьютеризации : учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010.... | ||
Учебно-методический комплекс Практика устной и письменной речи Третий... Садриева Г. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков нгпи, кандидат филологических наук | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Практический курс немецкого... Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный).... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» |