Вступление





Скачать 345.9 Kb.
НазваниеВступление
страница1/3
Дата публикации11.08.2014
Размер345.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА В. РАСПУТИНА
В 2012 году исполняется 75 лет знаменитому писателю


ВСТУПЛЕНИЕ

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как

происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и

размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между

людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно

постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на

каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга,

милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к

современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их

понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя,

потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже

не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич

Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин

Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство,

способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему

затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и

укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И

собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В.

Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её

нравственные ценности.
С П Р А В К А

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственность и мораль

Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Э́тика — (греч. «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Классификация этических ценностей

Главные человеческие ценности (ценность жизни, сознания, правды, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);

добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);

более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности)
1. Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть -

Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос

он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка. Этого

названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка,

явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи

и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие - Атамановка. Конкретные

люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала,

заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева

буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть

его». А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без

влияния самой Сибири-тайги, Ангары («Я верю, что и в моём писательском деле

она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к

Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от

явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»); без родной

деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о

взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.
«В одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь» (речь идет о сорок восьмом годе).О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и

чем занимался, мы узнаем, перечитывая рассказ «Уроки французского».

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Он помог В.

Распутину найти его учительницу. Она прочитала рассказ и узнала его и себя,

только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со

стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто

принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В рассказе

«Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего

чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и

отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает

ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить,

намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой

стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед

Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией

Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются

светлая, весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в

доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых

войной..

В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности,

уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница,

но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
2.Усть - Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил в 1954 году. А через два

месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом

первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного

университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим

учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал.
Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался «Я забыл спросить у

Лешки» Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара» и затем несколько

раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок

В. Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаём затем от самого писателя, «очерк

не получился – получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и

красоте души. Иначе, наверное, и не могло быть – ведь речь шла о жизни и

смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку, Лёшку. Поначалу

ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место –

живот – почернело. Двое друзей решили сопровождать Лёшку до больницы –

полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья

видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о

коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища,

что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного

надёжного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть -

это больница, но до неё далеко, ещё очень далеко».

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. И в

рассказе, пусть ещё и в зачаточном состоянии, присутствует то, что станет

затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко

реагирующая на происходящее в душе героя («Рядом всхлипывала река. Луна,

вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали

звёзды»); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе...

В рассказах Распутина всё чаще появляются люди с загадочным, хотя и простым с

виду, внутренним миром – люди, которые собеседуют с читателем, не оставляя

его равнодушным к своей судьбе, мечтам, жизни - «В Саяны приезжают с рюкзаками». Дополняются живописными мазками в облике старой охотницы, не умеющей и не желающей понимать, зачем бывают на земле войн - «Продолжение песни следует»; глубже становится тема единства человека и природы - «От солнца до солнца», тема взаимообогащающего общения людей друг с другом - «На снегу остаются следы».Именно здесь появляются впервые образы распутинских старух - камертонные, ключевые, стержневые образы дальнейших его произведений.Такова старая тофаларка (представительница народа России) из рассказа «И десять могил в тайге», у которой «было 14 детей, четырнадцать раз она рожала, четырнадцать раз платила за

муки кровью, у неё было четырнадцать детей – своих, родных, маленьких,

больших, мальчиков и девочек, парней и девок. Где твои четырнадцать детей?..

Двое из них остались в живых, двое из них лежат на деревенском кладбище,

десять из них разбросаны по саянской тайге, растащили звери их кости.

Старуха видит, что теперь всё по-другому, она дожила, - может быть,

потому и дожила, что «оставалась их матерью, вечной матерью, и кроме неё никто не помнит о них, а её и держала на земле эта вот память и необходимость оставить её после себя, продлить во времени; потому и называет она своих внуков именами умерших детей, словно возрождает их к новой жизни – к другой, более светлой. Ведь она – Мать.

Такова и умирающая шаманка из рассказа «Эх, старуха». Давно уж она не

шаманит; её любят, потому что хорошо умела трудиться вместе со всеми,

добывала соболя, пасла оленей. Что же мучит её перед смертью? Ведь она не

боится умирать, потому что «выполнила свой человеческий долг - её род

продолжался и будет продолжаться; она в этой цепи была надёжным звеном, к

которому прикреплялись другие звенья». Но только такого, биологического

продолжения ей недостаточно; шаманство она считает уже не занятием, а частью

культуры, обычаев народа, и потому боится, что оно забудется, потеряется,

если она никому не передаст хотя бы внешние его приметы. По её мнению,

«человек, заканчивающий свой род, несчастен. Но человек, который похитил у

своего народа его старинное достояние и унёс его с собой в землю, никому

ничего не сказав, - как назвать этого человека?..»

В этом рассказе Распутин поднимает нравственную проблему, выраженную в

отношении этой старухи к человеку и ко всему обществу.
3. Лучшим произведением шестидесятых годов является рассказ «Василий и

Василиса», от которого потянулась прочная и явная нить к будущим повестям.

старуха с твёрдым характером, но с большой, милосердной душою; природа, чутко

прислушивающаяся к переменам в человеке; вещий сон.

Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что

тридцать лет он живёт в амбаре, она – в избе с выросшими детьми, и даже

разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней,

довоенной ещё обиды. Да и обида ли это, не больше ли? Однажды, напившись, «он

схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти

перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у неё

случился выкидыш. Вернувшись в дом, она растолкала Василия и показала ему на

порог:

- Выметайся!

Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему теперь

стал виной Василий, гибель будущего ребёнка, она не смогла простить. И на

войну проводила без слёз, и встретила потом без радости, а на порог так и не

пустила. Он работал на приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою

личную жизнь вместе с доброй хромоногой Александрой, - Василиса словно ничего

не замечала. Кажется, всё у них теперь настолько разное, что нет ни одной

точки соприкосновения, пересечения. Это подчёркивается и описанием их ритма

жизни, окружающего быта.

Василиса просыпается рано и, одевшись, «срывается и начинает бегать. Она

затапливает русскую печь, лезет в подполье за картошкой, бежит в амбар за

луком, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для телёнка, даёт корм

корове, свинье, курам, доит корову, процеживает сквозь марлю молоко и

разливает его по всевозможным банкам и склянкам – она делает тысячу дел и

ставит самовар».

«Василий поднимается не рано: рано подниматься незачем. Единственное, как в

бане, окошечко в его амбаре на ночь завешено: Василий не любит лунный свет,

ему кажется, что от луны несёт холодом. Кровать стоит изголовье к окошечку,

по другую его сторону стоит столик. У дверей на гвоздях развешены охотничьи и

рыболовные снасти. Он одевается молча, совсем молча не пыхтит, не кряхтит, не

стонет».

Что не даёт ему вовсе уйти? Не теперь, когда совсем старый стал, - раньше что

не давало? Боязнь и нежелание оставить детей? Так они выросли, сами

родителями стали. Неумение устроить жизнь в другом месте? Вряд ли это

сдержало бы. Чувства, питаемые им к Василисе? Может быть. Но главное, видимо,

в том, что не давала покоя вина, осознанная им, тот моральный долг, который

нечем вернуть жене, кроме как – самим собою. Ему оставалось только жить, и

Василий жил, не слишком задумываясь с годами о том, почему он живёт именно

так и именно здесь: он понимал, что так надо. И только к концу рассказа мы

догадываемся, в чем она, мудрость этого простого «надо». Он, Василий, не мог

умереть вдали от жены. Грех, совершённый им десятилетия назад, был столь

велик, что даже жизнью его не искупить: ни словами, ни делами, ни лаской -

ничем. И только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому больному

человеку, только тогда и Василиса в состоянии – нет, не забыть! – отпустить

ему грех («Он подаёт ей руку, она пожимает её и, всхлипывая, поднимается»), и

сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, - говорит он. – Теперь мне

легче стало. Он улыбается, лежит и улыбается») Не так жизнь прожита, – но о

том живым судить. Для него главное – так хотя бы умереть, не унести с собою
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вступление iconУрок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение...
Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной...
Вступление icon«Синтетические моющие средства» Стукалов Артем
Вступление стр. 3
Вступление iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Вступление iconВступление
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 находится в Заволжском районе г. Твери
Вступление iconНоосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление
Материалистическая экология. Великая экологическая катастрофа и крах советского режима
Вступление iconКонспект урока. Вступление учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Вступление iconРеферат по дисциплине «Введение в рекламу» На тему «btl как форма...
Вступление
Вступление iconРечеведческий разбор текста
Свое небольшое вступление о теме (рассказа, повествования, рассуждения, размышления), ее актуальности, важности
Вступление iconСодержание Вступление 2-4 стр
Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов
Вступление iconВступление
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!
Вступление iconВступление
Героическая оборона Ленинграда. Наступальтельные операции войск на Северо-Западном направлении. Сентябрь 1941- ноябрь 1942 гг
Вступление iconВступление в силу международных договоров российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вступление iconПлан урока Вступление
Мы представляемся. Первым выходит Илья и начинает урок. Он говорит на фоне первого слайда презентации
Вступление icon50 ответов на вопросы, связанные с молитвой Вступление
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Вступление iconЗаявка на вступление в Деловой Клуб Лиги международной молодежной дипломатии
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)
Вступление icon«Женский идеал в древних памятниках якутского и русского народа (якутский...
Вступление с. 3-4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск