ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ.
Общие положения.
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Уставом ОУ.
1.2 .Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого учебного занятия.
1.3 . Открытое учебное занятие является формой распространения передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в ГБОУ СОШ № 1351.
1.4 Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов обучения, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
1.5 . Задачей учителя, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.
1.6 . Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
1.7 . В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Председатель методического совета школы составляет единый график проведения открытых учебных занятий в ГБОУ СОШ № 1351. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов школы.
1.8. Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия является качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога.
2. Планирование открытых уроков
2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещенных занятий педагогов методических кафедр.
2.2. При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель каждого из них - общая или частная.
2.3. Тема и форма проведения открытого урока определяются учителем самостоятельно.
3. Проведение открытого занятия.
3.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методической кафедры ставит в известность заместителя директора по УВР о проведении открытого учебного занятия.
3.2. Приглашенные гости входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.
3.3. Все приглашенные гости должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.
3.4. Приглашенные гости в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.
3.5. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия»
4. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия
4.1. Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.
4.2. Цель обсуждения: целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
4.3. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
4.4. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.
Приложение 1
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Основные типы уроков:
Урок изучения нового. Это:
традиционный (комбинированный),
лекция,
экскурсия,
исследовательская работа,
учебный практикум.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний. Это:
практикум,
экскурсия,
лабораторная работа,
собеседование,
консультация.
Цель: выработка умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний. Это:
практикум,
лабораторная работа,
семинар и т.д.
Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний. Это:
семинар,
конференция,
круглый стол и т.д.
Цель: обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это:
контрольная работа,
зачет,
коллоквиум,
самостоятельная работа и т.д.
Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия ЭТАПЫ
| Дидактические задачи
| Показатели реального результата решения задачи
| 1. Организация начала занятия.
| Подготовка учащихся к работе на занятии.
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
| 2. Проверка выполнения домашнего задания.
| Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
| Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
| 3. Подготовка к основному этапу занятия.
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
| 4. Усвоение новых знаний и способов действий.
| Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
| Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
| 5. Первичная проверка понимания.
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
| Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
| 6. Закрепление знаний и способов действий.
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
| 7. Обобщение и систематизация знаний.
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
| Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
| 8. Контроль и самопроверка знаний.
| Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
| 9. Подведение итогов занятий.
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
| Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
| 10. Рефлексия.
| Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
| 11. Информация о домашнем задании.
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
|
|