МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»
Директор школы Председатель Управляющего
Совета
___________Е.С. Меркулова ____________И.В. Олейниченко
1 сентября 2011 1 сентября 2011
«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на Методическом совете МБОУ Зам. директора по ВР
Протокол № _________ ____________И.Ю. Сычева
«______»_____________2011 1 сентября 2011
2010-2015 г.г.
ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе. Обоснование для разработки программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Программа разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ Мало-Вяземской СОШ на период с 2011 по 2015 годы.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.
Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и детской организации. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
| 2. Цели и задачи Программы. Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации школы и детской организации. Она направлена на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.
Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы патриотической направленности. В качестве основных задач выступают:
создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
|
| снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и вне урочной системы программных мероприятий;
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
| сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;
ПРОЕКТЫ
1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - коллективное творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции, направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие социальной активности учащихся.
4.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами и другая благотворительная деятельность.
5.«Защитники Отечества» - содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии. 3. Актуальные проблемы патриотического воспитания
и основные направления их решения.
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Кроме этого снижение воспитательного воздействия; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации.
Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:
|
| повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
раскроется понимание истинного значения интернационализма;
не получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;
проявляется устойчивая тенденция повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.
Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания МБОУ Мало-Вяземской СОШ остаются:
1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2. Совершенствование деятельности администрации школы в районе патриотического воспитания школьников.
3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4. Контроль за реализацией Программы.
Для координации и реализации деятельности всех административных структур, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания, образования и просвещения создана Комиссия при администрации МБОУ Мало-Вяземской СОШ.
Комиссия:
- обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав комиссии входят:
1. Зам. директора по воспитательной работе – Сычева И.Ю.
2. Руководитель МО классных руоковдителей – Лемешева Т.Е.
3. Учитель физической культуры – Волкова И.Ю. и Неелов Н.А.
4. Учитель ОБЖ – Ткачик О.Я.
5. Руководитель МО начальных классов. Этапы реализации программы: I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2012-2013 учебные годы. Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический – 2013-2014 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
5. Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
улучшение
повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей школьников;
развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашей республики;
улучшение условий для формирования патриотических чувств
Количественными результатами реализации Программы должны стать доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 90%.
Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.
Разработка исследовательско- поисковых работ учащихся.
6. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе:
создание системы гражданско-патриотического воспитания;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 7. Мероприятия по патриотическому воспитанию
| Мероприятия
| Сроки проведения
| Участники
| 1
| Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к годовщинам победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
|
|
| 1.1.
| Проведение педагогического совета на тему «Воспитание гражданина отечества на культурно-исторических традициях».
| 2011 – 2012
учебный год
| Педагогический коллектив школы
| 1.2.
| Школьная краеведческая конференция «Край родной».
| 2011 – 2012
учебный год
| 5 - 11 классы
| 1.3
| Проведение тематического лектория «Великие полководцы великой войны», «Простой солдат - уже герой!»
| 2011 – 2012
учебный год
| Совет музея школы
| 1.4.
| Традиционный конкурс творческих работ «Дни далекой той войны в сердцах людей навечно будут!»
| 2011 – 2012
учебный год
| 5 – 11 классы
| 1.5.
| Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне».
| ежегодно, по планам классных руководителей
| 1 – 11 классы
| 1.6.
| Традиционный конкурс плакатов «Нет войне!»
| ежегодно, апрель
| 5 - 11 классы
| 1.7.
| Подготовка тематических экспозиций и экскурсий по военной тематике.
| ежегодно
| Совет музея школы
| 1.8.
| Несение Вахты Памяти.
| ежегодно, февраль, май
| 10 – 11 классы
| 1.9.
| Акция «Поздравление»: «Письмо ветеранам», «Открытка ветеранам».
| ежегодно
| 5 – 11 классы
| 2
| Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России.
|
|
| 2.1.
| Тематические классные часы:
«Памятник в Кабуле»
России двинулись сыны (памяти 1812)
Годовщина битвы под Москвой.
| По плану классных руководителей
| 5 – 11 классы
5 – 11 классы
5 – 11 классы
| 2.2.
| Участие в выставках творческих работ и других научных конкурсах, посвященных Дню космонавтики, годовщине битвы под Москвой.
| По плану Управления образования
| 1 – 11 классы
| 3
| Мероприятия по совершенствованию работы организаторов патриотического воспитания, учителей-предметников.
|
|
| 3.1.
| Семинары МО классных руководителей.
| ежегодно, по графику
| Классные руководители
| 3.2..
| «Гуманизация и активизация патриотического воспитания учащихся школы», «Новые технологии патриотического и гражданского воспитания».
| 2013 год
| Педагогический совет школы
| 3.3.
| Проведение семинара «Особенности патриотического воспитания учащихся».
| 2013 год
| Педагогический совет школы
| 3.4.
| Цикл городских практических семинаров по патриотическому воспитанию в рамках различных образовательных областей.
| По плану ЦПК
| Классные руководители
| 3.5.
| Использование государственной символики на всех мероприятиях, изучение государственной символики.
| постоянно
| Педагогический коллектив школы
| 3.6.
| Организация сбора-поиска реликвий воинской славы, исторических реликвий.
| постоянно
| Совет школьного музея
| 4
| Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад
|
|
| 4.1.
| Конкурс «Служу Отечеству».
| ежегодно
| 1-11 классы
| 4.2.
| «День Пушкинского Лицея»
| ежегодно
| 5 – 11 классы
| 4.3.
| Участие в смотре-конкурсе школьных музеев.
| ежегодно
| Совет школьного музея
| 4.4.
| Конференция «Отечество»
| ежегодно
| 5-11 класчсы
| 5.
| Историко-патриотические мероприятия
|
|
| 5.1.
| Шефство над мемориалами и захоронениями воинов.
| постоянно
| 1 -11 классы
| 5.2.
| Экскурсии по местам боевой славы .
| По планам классных руководителей
| 1 – 11 классы
| 5.3.
| Дни боевой славы.
| ноябрь, февраль,
май
| Совет музея, ШАНС
| 5.4.
| Традиционный урок гражданственности и патриотизма.
| 1 сентября
| 1 – 11 классы
| 5.5.
| Акция «Память», посвящённая 71 годовщине Битвы под Москвой
| По плану Управления образования
| 5 – 11 классы
| 5.6.
| Проведение традиционного месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы:
соревнования по военно-прикладным видам спорта;
конкурс боевых листков;
конкурс патриотической, солдатской инсценированной песни;
вечер для старшеклассников «Я служить должен»;
соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, парни!»;
уроки мужества, посвященные памятным датам в истории
| 23.01. – 23.02.
| 1 – 11 классы
| 6.
| Забота о ветеранах
|
|
| 6.1.
| Работа отряда «Поиск», «Милосердие» по оказанию помощи ветеранам, пожилым людям и инвалидам войны.
| ежегодно
| Совет Школьного музея, классные руководители
| 6.2.
| Проведение операций «Поздравление», «Открытка», сбор гуманитарной помощи воинам.
| ежегодно
| 1 – 11 классы
| 7.
| Подготовка и проведение спартакиад, спортивных игр и соревнований
|
|
| 7.1.
| Участие школы в районной спартакиаде школьников
| ежегодно
| 5 – 11 классы
| 7.2.
| Участие в соревнованиях допризывной молодежи.
| ежегодно
| 9 – 11 классы
| 7.3.
| Проведение первенства школы по различным видам спорта.
| по плану физвоспитания
| 3 – 11 классы
| 7.4.
| Участие в спортивных играх «Президентские соревнования».
| ежегодно
| 5 -11 классы
| 7.5.
| Смотр-конкурс «Самый спортивный класс».
| ежегодно
| 5 -11 классы
| 7.6.
| Спортивная игра «Зарница».
| ежегодно
| 9 - 11 классы
| 8.
| Реализация программы правового воспитания учащихся
|
|
| 8.1
| Проведение традиционной недели правовых знаний:
уроки «Знай и соблюдай законы»;
смотр-конкурс «Самый знающий правовед»;
викторины правовых знаний;
встречи, беседы с инспектором ОППН и другими специалистами;
уроки-игры «Мир демократии: путешествие во времени»;
тематические классные часы и др.
| ежегодно, декабрь
| 1 -11 классы
| 8.2.
| Игра «Выборы» по выборам Президента ШАНС.
| сентябрь
| 8 -11 классы
| 9.
| Организационные мероприятия. Управление и контроль.
|
|
| 9.1.
| Корректирование плана реализации программы патриотического воспитания учащихся школы.
| ежегодно, сентябрь, январь
| Администрация школы
| 9.2.
| Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся школы.
| ежегодно, май
| Администрация школы
| 9.3.
| Проведение мониторинга воспитанности учащихся, в том числе развития патриотического и гражданского самосознания.
| ежегодно, март
| 9 -11 классы, школьный психолог
| 9.4.
| Привлечение к проведению мероприятий по патриотическому воспитанию представителей ведомственных структур.
| ежегодно
| Администрация школы
| 9.5.
| Подготовка распоряжений, приказов по проведению мероприятий патриотического воспитания.
| ежегодно
| Администрация школы
| 9.6.
| Анализ работы школьного музея «Патриотическое воспитание учащихся через систему поисковой историко-краеведческой деятельности».
| ежегодно
| Администрация школы
| 9.7.
| Контроль вопроса «Патриотическое воспитание в курсе ОБЖ»
| ежегодно
| Администрация школы
|
|
|
|
|
| |