Письмо ветерану





Скачать 125.73 Kb.
НазваниеПисьмо ветерану
Дата публикации08.10.2014
Размер125.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска Ставропольского края Скрынникова Светлана Васильевна

Тема: Письмо ветерану

Цель урока:  приобщить учащихся к поиску писем участников Великой Отечественной войны и их родных и близких. 

Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с понятием “эпистолярный жанр”

  • Развивать логическое мышление учащихся.

  • Воспитывать эстетическое отношение к слову

  • Воспитывать творчески активную, духовно богатую личность

Оборудование: проектор, компьютер, презентация,  выход в интернет к образовательным ресурсам по адресу:

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru

Оборудование: образцы писем, текстовые задания, музыкальное сопровождение: песни военных лет / «И подруга далекая парню весточку шлет…» («Огонек»), «Пришло письмо летучее в заснеженную даль…»(«На солнечной поляночке»)/, мультимедийная установка.

Эпиграф  урока:

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и войну,

Вы, страдая, писали друг другу,

Нынче сложены в папку одну…

                                 К.Ваншенкин

Ход урока

1.Организационный момент - приветствие учащихся, сообщение целей и задач урока

2. Объяснение нового материала учителем.

В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. 



Учитель.

 С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет.
Ученица 10 класса, участница Малой академии наук (работа «Письмо с фронта», диплом 2 степени) Солдатский треугольник фронтового письма... Сколько их было написано и отправлено за 1418 военных дня? Кому они были адресованы? О чем рассказывали люди, написавшие их? Что их волновало и радовало? На все эти и десятки других вопросов можно попытаться найти ответы, перечитывая пожелтевшие от времени фронтовые письма. И хотя читать чужие письма вроде бы и нехорошо, но эти письма и фронтовые открытки давно перестали быть личным делом корреспондентов, а стали достоянием истории. Благодаря им, у нас складывается представление о войне и ее буднях, основанное не на сухих официальных сводках и рапортах, а на живом человеческом слове, написанном в перерывах между боями, когда нет времени обдумывать каждую букву, каждую фразу, когда любое такое письмо могло стать последней весточкой о человеке, написавшем его в окопе или блиндаже, на берегу мелководной речушки или в поверженном Берлине.  
Учитель: От столов и до подоконников

Почта вечно полным-полна,

Из квадратов и треугольников

Заливает ее волна.

Под неслышный здесь грохот пушек,

Торопясь, с утра до темна

Сортируют трое девчушек

То, что пишет домой война.

                               К.Симонов.

   Письма простых людей в трудную для Родины годину… Где только и как только они ни писались! В блиндажах и землянках во время коротких передышек, «на привале при огне Где-нибудь в лесу писали друг у друга на спине…» (Твардовский «Василий Теркин)


Ученик читает письмо:

«29 июня 41 г.

Моя милая Аленушка! Только что я отправил тебе телеграмму. Через несколько часов уезжаю из Сочи. Сейчас сижу на веранде санатория и смотрю на море. Оно сегодня спокойное-спокойное. Город-курорт залит солнцем. Зелень, цветы. Не верится, что война. Завтра буду в Новороссийске, а затем — на фронт. Да, да, иду на фронт, Аленушка!

Произошло все очень просто. Двадцать второго, когда мы узнали о войне, я и еще семеро отдыхающих здесь дальневосточников отправились в горвоенкомат и попросили послать нас в Действующую армию. Сразу нам ничего определенного не ответили, только записали адрес. А двадцать восьмого нас вызвал военный комиссар города и сказал, что мы поедем на фронт.

Так надо, Аленушка! Иначе я не мыслю свое существование сейчас, когда началась война. Ты, быть может, спросишь: а как же семья? Отвечу. Мне, так же, как и тебе, как и нашим детям, дорога наша Родина. Родина дала нам все. Она вырастила нас, обучила, воспитала. И разве я могу не взяться за оружие, если Родина в опасности? Защищая Родину, я защищаю тебя, Аленушка, наших малышей, наше счастье. Обнимаю. Владимир».
Читает письмо ученица:
«Родной мой Володя! Я еще не знаю твоего адреса, но и могу удержаться, чтобы не написать. Не могу.

Если бы ты знал, как взволновала меня твоя телеграмма. Не знаю, что и сказать тебе. Я тревожусь за тебя. Мне дорога твоя жизнь, родной мой, я еще не знаю, как мы будем жить без тебя. Но ты поступил правильно.

Город наш живет по-прежнему. Только как будто взрослее стал. Люди работают еще напряженней. Война. Люба Федоренко пошла на завод. Анна Васильевна учится на помощника машиниста. У нас в доме организовалась дружина ПВО. Я тоже, конечно, пойду работать. Хорошо, что есть у меня маленькая профессия — ты не забыл, что женился на машинистке? Ребятишек устрою в детский сад.

Пишу, а сама не знаю, куда послать это письмо. Отправлю его сразу же, как получу адрес. Не беспокойся о нас. Верю, что все будет хорошо.

Все трое крепко целуем тебя.

Твоя Аленушка.

30 июня».
Читает подготовленное дома чтение стихотворения Константина Арушанова, геройски погибшего 15 апреля 1945 года, незадолго до победы.
Пепел, рвы, воронки, плотный дым.

Я пишу, а над землей, родная,

Рвутся бомбы с блеском огневым.

В этот миг, когда опасность ближе,

Жизнь когда висит на волоске –

Только вас в минуты боя вижу

В вашем черном вязаном платке,

Худенькую, с добрыми глазами.

На машину, увозящую меня,

Вы смотрели с грустью и слезами,

Страх за сына от себя гоня.

Милая, душой и сердцем знаю:

В долгих думах вы всегда со мной,

В материнской грусти изнывая:

«Жив ли он. Вернется ли домой?..»

Дорогая мама, не тревожьтесь,

Твердо верьте в мой ответ: «Вернусь!»

Только чуть суровее и строже,

Но, как прежде я вам улыбнусь.

Письма ваши много раз читаю,

Не читаю – знаю наизусть.

Я в разлуке с нашим дальним краем,

Что скрывать, испытываю грусть.

Вместе с нею ненависть густая

Жжет всего. – То ненависть к врагам,

Мы идем, врага уничтожая,

Чтоб скорее встретиться и нам.

Вот приеду, в дом открою двери,

В час свиданья буду сам не свой.

Хорошо, родная, жить и верить,

Знать и думать: ждут тебя домой!»
Учитель: Письма военных лет – уникальный человеческий материал по истории Великой Отечественной войны. 

картинка

4.Работа с раздаточным материалом.

Выступает юноша.

Железноводчанин Алексей Иванович Литвиненко на войну попал в последний призыв, когда в далеком 1944-м Сталин приказал призвать в армию 17-летних мальчишек, прямо со школьной скамьи.

- На войну идти было уже не страшно, - вспоминает он, - потому что жуткие месяцы оккупации Ставрополья 1942-го выпали как раз на его 15 лет.

- Мы прибежали рано утром, - вспоминает он августовский день 42-го перед наступлением немцев, - и прямо в окоп принесли нашим солдатам фрукты - угостить. А они нас чуть ли не под зад сапогами: «А ну брысь отсюда! Сейчас бой будет». Мы только дорогу перебежали - первый снаряд разорвался.

В тот день в ходе ожесточенных боев за Железноводск горстка наших солдат полегла смертью храбрых. Алексей Иванович запомнил лицо молоденького лейтенантика, лежащего головой в ручье. Его и других погибших похоронили через 3 дня тайком  местные жители. Сегодня на этом месте - небольшой обелиск. Напротив - остановка под названием «Оборонная».

- Знаете, почему так остановка называется? - спрашиваю я случайного прохожего.

- Нет, - улыбается молодой человек. - Но здесь когда-то бои были... 

В оккупацию  на Ставрополье действовали 39 партизанских отряда. Среди них - железноводский. В августе 1942-го 11 человек ушли в Баксанское ущелье и вели подрывную деятельность в самые холодные и голодные месяцы. А в поселке Иноземцево среди жилого сектора стоит одинокая могилка времен Великой Отечественной. Местные жители ухаживают за ней, но имени и звания погребенного так и не знают. Старожилы помнят только, что фашисты обнаружили этого солдата в лесу и расстреляли на берегу оврага.

Лес на въезде в Железноводск буквально полит кровью наших солдат. И это не просто  слова. После ожесточенных боев местные жители наспех присыпали останки землей, чтоб не достались животным. А спустя годы копали, и если что-то находили, хоронили в общей братской могиле. А кто-то так и остался лежать, забытый людьми и временем.

Алексей Иванович до сих пор видит эти места глазами подростка. Таких, как он, призванных на войну 17-летних мальчишек, в Железноводске осталось человек пять - шесть. Он показывает: вот здесь у дороги немцы расстреливали мирных жителей. Для тех, кто родился после войны, об этом напомнит лишь обелиск у оживленной трассы. Район активно застраивается. Вот мемориальная доска на стене одного из домов, посвященная 23-летней железноводчанке Маше Барсуковой. Ее называли девушка-факел, потому что, объятая пламенем, не переставала стрелять по вражеским самолетам.
    Учитель: Пред вами два письма. Это письма войны. Письма Варшавского И. А. в Железноводск к Сониной Дэе Гавриловне полны любви, надежды, нежности.

Одно из них датировано 1 мая 1944 года. Это как раз то письмо, которое возможно было посылать по полевой почте в специальных конвертах.

Прочтите их (знакомство с текстами)

5. Выразительное чтение вслух (2 ученика)

«Здравствуй Дэя!

Что-то ты перестала писать. Я написал тебе письмо, но ответа на него нет, точно так как и …Чем это объяснить?

Я от тебя имею 3 открытки.

Поздравляю с победами Кр. Армии с праздником 1 мая.

Каковы успехи в учебе? Как здоровье? Получила ли ты мои последние письма? На каком ты курсе? И т. д. Прости, что плохо написал: условия такие: на коленке.

С боевым приветом. Изя.»1

Учитель. Второе письмо датировано 29 июня 1944 г.

«Здравствуй Дэя!

Получил от тебя открытку от 16.06.44, письмо от 18.06.44 г. Очень рад! Благодарю и за фото-карточку.

На днях я должен уехать учиться. Мне не совсем ясно все то, что ты пишешь: наше знакомство, твои письма с многоточиями и мечтами, изменение имени, подпись и т. д. заставляют сомневаться в твоей искренности и правдивости. Возможно я и ошибаюсь, но такое мнение у меня есть…впрочем, я не прочь переписываться. Пока не вижу в этом ничего плохого. Мне пока не пиши: должен ввиду переезда измениться адрес. На твои вопросы отвечаю одним словом: «тебе виднее».

Посылаю тебе песенку «Вместо письма»

Ты просишь писать меня часто и много

Но редки и коротки письма

К тебе от меня не простая дорога

И часто писать мне мешают бои.

Поверь дорогая: в сумке походной

Я начатых писем десяток ношу.

И скоро я выбиру часик свободный

Настроюсь – и сразу их все напишу.

Враги не далеко и спим мы не много

Нас будит работа родных батарей

К тебе от меня не пробется дорога

И часто писать мне мешают бои

Пускай эта песенка вместо письма

Что в ней не сказал я, придумай сама

И часто ее, напевая без слов

Ты знай, что я твой, что я жив и здоров.

С боевым, фронтовым приветом Изя»

Повторение ранее изученного (беседа):

Учитель:

      Определите тип письма. (личное, официальное),Приведите доводы.

      Какая информация передана  в письмах?

      Какие чувства переданы в письмах?

 

Чтение стихотворения учителем:

 Вот она, дорога фронтовая –

Пепел, рвы, воронки, плотный дым.

Я пишу, а над землей, родная,

Рвутся бомбы с блеском огневым.

В этот миг, когда опасность ближе,

Жизнь когда висит на волоске –

Только вас в минуты боя вижу

В вашем черном вязаном платке,

Худенькую, с добрыми глазами.

На машину, увозящую меня,

Вы смотрели с грустью и слезами,

Страх за сына от себя гоня.

Милая, душой и сердцем знаю:

\В долгих думах вы всегда  со мной,

В материнской грусти изнывая:

«Жив ли он. Вернется ли домой?..»

Дорогая мама, не тревожьтесь,

Твердо верьте в мой ответ: «Вернусь!»

Только чуть суровее и строже,

Но, как прежде я вам улыбнусь.

Письма ваши много раз читаю,

Не читаю – знаю наизусть.

Я в разлуке с нашим дальним краем,

Что скрывать, испытываю грусть.

Вместе с нею ненависть густая

Жжет всего. – То ненависть к врагам,

Мы идем, врага уничтожая,

Чтоб скорее встретиться и нам.

Вот приеду, в дом открою двери,

В час свиданья буду сам не свой.

Хорошо, родная, жить и верить,

Знать и думать: ждут тебя домой!

                                К. Арушанов

Вывод:  Любовь, верность  - вот главные чувства, которые  помогали в эти трудные дни.

Проверка домашнего задания: 

1.     Фронтальный опрос: проверка знания о композиции письма 

Учитель: вам предлагается написать письмо на одну из тем:

  1. Письмо ветерану.

  2. Письмо с фронта.

  3. Что я знаю о войне. (обращение к ветеранам).(время для написания письма – 20-30 минут)

Слово учителя:   Молодцы, вы успешно справились с работой. Но эти письма будут участвовать в школьном конкурсе, поэтому нам надо  их отредактировать, затем выбрать лучшие, которые будут отправлены ветеранам, живущим с нами рядом.

Чтение писем и их анализ вами и мною как учителем будет на следующем уроке.

Заключительное слово учителя.  Сегодня вы порадовали своей чуткостью, добротой и творческим отношением к заданию. Конечно, такая тема не может оставить равнодушным никого. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке. И тем отраднее, что  сегодня звучат ваши  слова от души, слова благодарности и признательности победителям.

На этом мы заканчиваем УРОК  ПИСЬМА. Ваши работы – доказательство того, что вы усвоили данную тему.

Домашняя работа.  


Приложение

15 основных правил искусства написания писем.

 

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона)
•  Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются)
•  Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки)
•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .
•  Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече)
•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
•  Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
•  Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив - извинитесь за плохой почерк.
•  Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю)
•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время)
•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
•  Письмо перед отправлением следует перечитать.
•  Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!


1 Орфография и пунктуация автора письма сохраняется, как и в последующих письмах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Письмо ветерану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие в гражданско – патриотической акции «Письмо ветерану» в рамках районного проекта «Никто не забыт»
Письмо ветерану iconРеспублики Башкортостан «Почта России»
В рамках ежегодного Всероссийского литературно-творческого конкурса «Лучший урок письма» в дополнение к номинациям конкурса в уфпс...
Письмо ветерану iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Письмо ветерану iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Письмо ветерану iconКонспект урока русского языка в 1 классе (письмо) Тема: “Письмо заглавной буквы
Тема: “Письмо заглавной буквы Н. Большая буква в начале предложения и в именах ”
Письмо ветерану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выставка творческих работ учащихся «Сувенир ветерану» в рамках муниципального мероприятия «Бал ветеранов»
Письмо ветерану iconСценарий линейки открытия лингвистической недели
Доктор Ватсон: Холмс, мне пришло странное письмо с предложением посетить пациента (показывает письмо)
Письмо ветерану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«знакомство с буквой «Р,р». Письмо заглавной и строчной буквы «Р,р». Письмо слогов, слов»
Письмо ветерану iconАннотации рабочих программ учебных дисциплин специальности 080505....
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений:...
Письмо ветерану iconРусская культура 13 – 17 вв
«устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в появляется скоропись
Письмо ветерану iconИнформационное письмо №1 от «12» января 2011 г
Уважаемые родители! Направляю Вам информационное письмо. Прошу Вас прочесть и руководствоваться полученными сведениями
Письмо ветерану iconМетодическая разработка проведения урока на тему “Эпистолярный жанр. Учимся писать письмо
Ключевые слова: письмо, эпистолярный роман, эпистолярный жанр, стили речи, филателия, почтовая марка, почтовый конверт
Письмо ветерану iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)
Письмо ветерану iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда поднимается занавес, Мадам Алиса сидит в кресле и читает рекомендательное письмо. Рядом с нею стоит Франк с другим рекомендательным...
Письмо ветерану iconДокументирование управленческой деятельности
Не стоит забывать, что письмо это всего лишь оболочка для передаваемой информации. И если вам требуется составить хорошее письмо,...
Письмо ветерану icon«литература»
Письмо Минобразования и науки РФ №03-1180 от 29. 05. 2007 г.); рекомендаций по реализации среднего (полного) общего образования в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск