1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на





Название1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на
страница1/5
Дата публикации02.11.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5


1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Для нашего ОУ принципиально то, что система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией ООП ООО и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивании и экспертной качественной оценке со стороны взрослого, в том числе и педагога.

Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

– внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами);

– внутреннюю оценку (оценку, осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
1.6.1. Внешняя оценка планируемых результатов

При проектировании и реализации ООП мы учитываем, что внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:

На старте (в начале 5-го класса) в рамках мониторинга качества образования силами Московского центра качества образования.

Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.

Готовность обучения в основной школе определяется двумя параметрами:

– сформированностью у обучающихся желания и основ умения учиться (учебная грамотность в рамках автономного действия);

– уровнем освоения основных культурных предметных средств/способов действия, необходимых для продолжения обучения в основной школе.

Развитое умение учиться как характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.

Безусловно, формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования. Эта задача напрямую связано со сквозными образовательными результатами (инициативой, самостоятельностью и ответственностью). Она не может быть полностью решена в рамках начальной школы. В начальной школе нашего ОУ заложены основы умения учиться, значит, на следующих ступенях образования обучающиеся также являются субъектами собственного образования.

Наши учащиеся начальной школы умеют следующее: соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, они не останавливаются перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, они ищут способы ее решения.

В умении учиться выделяются две составляющие:

1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознавать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? В начальной школе заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании.

2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться? Этот вопрос имеет три ответа, три способа выйти за пределы собственной компетентности:

1) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, т.е. перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную;

2) самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего – в книгах и Интернете;

3) запросить недостающие данные у знатока и умельца.

Для выявления основ данного умения используется комплексный тест на учебную грамотность.

Учебная грамотность – это тип и уровень того материала, который ребенок может самостоятельно осваивать, контролируя результат, а затем гибко использовать в разнообразных контекстах. Учебность связана с обращенностью на себя (свой ресурс) как условие решения задачи. В учебной грамотности выделяются типичные учебные ситуации: освоение средства/способ действия (правило, схему, алгоритм, модель) с учетом применения; извлечение опыта; принятие подсказок; извлечение способа действия; творческая способность использования фрагмента конкретного опыта как фрагмента плана превращение фрагмента опыта в единицу действия; возврат к первой задаче после подсказки способа во второй; стратегия решения задач.

Для стартовой диагностики нами используются следующие типы заданий:

1) Задание (или задания) с приведенными ошибочными решениями (способы решения должны быть подробно показаны). Ошибочные решения должны быть двух типов:

а) ответ правильный, но способ решения неправильный,

б) способ правильный, но ответ неправильный.

Ученик должен найти ошибки и указать их причины.

2) Учащийся выделяет критерии и оценивает свое выполнение задания по этим критериям. (Истинные (содержательные) критерии должны быть скрыты от учащегося).

3) Задание с готовым решением и выделением нескольких критериев. Учащимся необходимо оценить правильность выполнения задания по этим критериям. (Решение такое, что части критериев оно удовлетворяет, а другой части – нет.)

4) Дано несколько заданий. Ученик должен оценить, какие он может решить, а какие – нет (задание на границу применимости того или иного способа действия).

5) Дано задание и небольшой справочник. При решении учащийся должен использовать справочник. (Задание должно быть таким, чтобы выполнить его без справочника учащийся не мог). Задание, его решение, содержащее ошибку, и набор карточек. Нужно выбрать ту карточку, которая поможет разобраться с ошибкой.

Второй комплексный инструмент – тест, соответствующий трем этапам – уровням опосредствования. Он является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом, позволяющий охватить содержание учебного материала через выделение в нем предметно-деятельностных линий.

Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значения этих показателей зафиксированы в шкале оценки выполнения теста.

Такой тест является средством, наиболее приемлемым для использования в рамках внешней оценки, в силу того, что результаты тестирования легко поддаются автоматизированной обработке и тем самым способствуют получению оперативной информации о качестве обучения.

Для полноценного и своевременного информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования в нашем ОУ созданы и активно применяются автоматизированные средства, позволяющие быстро оценить результаты обучения. Внедрение в практику управления качеством образования автоматизированных средств оценивания уровня обученности определяется как одна из ведущих проблем в нашем ОУ.

Тестовый комплект, предназначенный для внешней оценки готовности пятиклассников к обучению в основной школе, построен на материале математики, русского языка, естествознания и литературы (работа с художественным и информационным текстом). При построении системы тестовых заданий по каждому из четырех предметов используется общий способ конструирования тестового пакета, который включает себя:

– технологическую матрицу (матрицу предметного содержания), дающую компактное представление о системе средств/способов действия, усвоение которых подлежит тестированию в рамках определенной предметной дисциплины;

– массив задач на каждый вид грамотности;

– ключ и форму для первичной регистрации и обработки результатов тестирования.

Каждый предметный массив содержит набор задач (или вопросов), позволяющих оценить меру присвоения основных средств/способов действия, необходимых для продолжения изучения основных учебных дисциплин в основной школе.

Оценка производится на основе шкалы, отражающей описанные три уровня опосредствования: формальный, предметный и функциональный. Каждому уровню поставлен в соответствие определенный тип тестовых задач, выполнение которых и служит основанием оценки достижений учащегося. Ключевым результатом тестирования выступает «профиль успешности (готовности)» учащегося, класса. По данному «профилю» определяется «стратегию обучения» всего класса, строятся индивидуальные образовательные маршруты для отдельных учащихся.

Все результаты «стартовой» диагностики заносятся в нашем ОУ в электронный формат (паспорт образовательного учреждения).

Оценочные процедуры обязательны для нашего ОУ, т. к. они помогают определить возможности образовательного учреждения выполнить взятые на себя обязательства в рамках созданной основной образовательной программы основного общего образования и дают оценку достижений запланированных образовательных результатов всеми субъектами ООП.

Предметом государственной итоговой аттестации (9 класс) освоения обучающимися ООП ООО являются достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.

Итоговая аттестация по результатам освоения ООП ООО включает три составляющие:

– результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние три года (7-9 классы), отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП ООО;

– итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются в специальное индивидуальное портфолио учащихся;

– результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Государственные экзамены в рамках итоговой аттестации должны обладать следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику.

Аттестация должна быть ориентирована прежде всего на личные достижения учащихся. Аттестация понимается нами как определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося, а также отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица. Это представление на сегодняшний момент развития образования не учитывает ни возрастных, ни системных требований к организационной форме аттестации.

С точки зрения современных педагогических представлений аттестация школьников рассматривается в нашем ОУ как рефлексивный этап учебной деятельности учащихся с представлением достижений школьников в образовании и отвечать следующим требованиям:

1. Функции аттестации не должны ограничиваться только функцией оценки. В качестве важнейших функций аттестации рассматриваются развивающая, мотивационная, диагностическая и ориентационная функции. Во время итоговой аттестации должно происходить осмысление учениками своих достижений в образовании, оценка ими этих достижений и определение путей своего дальнейшего движения в образовании. Крайнее важную роль должна сыграть внешняя (независимая) оценка достижений выпускников основой школы.

2. Механизмы аттестации должны быть ориентированы:

– на выявление и оценку не только ожидаемых результатов освоения учебных программ, компетентностей школьников, но и наиболее значимых личных достижений учащихся в образовании;

– на проектирование и прогнозирование новых достижений.

3. Комплексный характер аттестации должен заключаться в том, что предметом предъявления и оценки должны становиться разные стороны результативности обучения (сформированность индивидуального субъекта учебной деятельности, способного ставить перед собой поисковые задачи, решать их и оценивать полученные результаты; сформированность мыслительных и других способностей; нравственная позиция учащихся, качество знаний) в различных видах образовательной деятельности выпускника.

4. Аттестационный процесс должен иметь индивидуальную направленность:

– целью самого процесса оценивания является создание и развитие мотивации самопознания и самосовершенствования;

– результаты аттестации должны быть личностно значимы для школьника;

– в ходе подготовки и проведения аттестации ученик должен получить положительный опыт самореализации;

– самооценка учащегося должна входить в структуру аттестационного процесса.

5. Итоговая аттестация является естественным окончанием обучения в основной школе, не вызывает у детей резких стрессов и отрицательных ожиданий. Она является открытой для всех тех, кто хотел бы наблюдать за итоговыми испытаниями и демонстрацией достижений учеников.

Исходя из этих требований, итоговая аттестация по завершению основной школы имеют три составляющие:

– национальные экзамены в форме тестирования;

– экзамены на уровне ОУ, где содержание, форму и порядок проведения определяет самообразовательное учреждение с привлечением самих учащихся, общественности в лице родителей, других гражданских институтов и учредителей данного образовательного учреждения;

– итоговая оценка и фиксация внеучебных достижений выпускников.

Национальные экзамены в форме тестирования.

Учебные предметы и их количество для национального экзамена определяется на Федеральном уровне специальным Положением о государственной (итоговой) аттестации. Данная форма экзамена организуется муниципальными, территориальными, окружными экзаменационными комиссиями. Экзаменационные материалы разрабатываются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на конкурсной основе с привлечением специалистов различных научно-педагогических организаций, включая и Федеральный институт педагогических измерений.

В состав национального теста должны входить задания не только на оценку предметной грамотности, но и задания на оценку сформированности у выпускников основной школы ключевых компетентностей (учебной, информационной, коммуникационной, решения проблем).

Школьные экзамены. Количество этих экзаменов определяет самообразовательное учреждение. Конкретные предметные, образовательные области и формы сдачи экзамена определяется самим учащихся на основе предложенных Педагогическим советом образовательного учреждения. Школьникам можно предложить несколько форм проведения рефлексии и предъявления своих результатов и достижений в образовании, например:

1. Выполнение минипроекта по одному из учебных предметов (по выбору учащихся) непосредственно во время итоговых испытаний (подготовка и защита проектной работы может носить рефлексивный или исследовательский характер);

2. Защита реферата (реферат должен носить проблемно-позиционный характер и отражать существо вопроса на основе работы с разными точками зрения по заданной теме);

3. Защита исследовательской или проектной работы, выполненной на протяжении продолжительного времени. Эта работа может носить межпредметный или социальный характер;

4. Творческая работа должна носить оригинальный характер и отражать личные достижения учащегося в одной из образовательных областей;

5. Групповая дискуссия на выбранную тему («дебаты»), которая должна продемонстрировать глубокое понимание учеником обсуждаемой проблемы. Ученик должен опираться на обширный круг аргументов и фактов, предусматривать разные возможные точки зрения по обсуждаемой теме.

Возможны и другие формы: выпускной спектакль, персональная выставка художественных работ и т.п.

На подобных экзаменах оценивается две составляющие: сам результат в виде текста, реального продукта и умение его представить, защитить, ответить на поставленные вопросы, как членами экзаменационной комиссии, так и участниками экзамена.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconVii. Система оценки планируемых результатов освоения программ начального образования
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на icon1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Согласно Стандарту основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной...
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо
Моу «Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных...
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка 8 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 70
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка. 2 Планируемые результаты. 3 Система оценки...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Структура основной образовательной программы ноо мбоу оош ст. Черноярской в соответствии с фгос
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноу
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconПротокол №18
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconАнцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconЗакон РФ «Об образовании»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconЗакон РФ «Об образовании»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на iconЗакон РФ «Об образовании»
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ООО в соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на icon1. Ваши дети переругались из-за игрушек и бегут к вам «за правдой». Вы
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск