Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г





НазваниеИздано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г
страница1/5
Дата публикации02.01.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5


Воспоминания лейтенанта



1941-1945гг


(Издано редакционно-издательским отделом КВВКУХЗ 07.09.1994г.)

г.Кострома


От издательства:
Полковник в отставке Вайнштейн Н. Б. 18 июня 1941 г. по комсомольскому призыву зачи­слен курсантом училища связи (г. Ленинград). В составе 2-й ударной армии участвовал в боях под Москвой с октября 1941 года. После разгрома фашистов под Москвой воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Первичное звание «мла­дший лейтенант» и должность «командир стрел­кового взвода» присвоены в 1942 г. после второго ранения. Участвовал в боях за Ленинград в 1943—44 гг. в должностях командира стрелково­го, командира минометного (82-мм) взвода, ко­мандира взвода артиллерийской разведки 65-й Краснознаменной стрелковой дивизии.

Был ранен 15 марта 1943 г. третий раз. Пос­ле излечения в cоставе 3-го Прибалтийского фронта с боями дошел до Риги, где и встретил день Победы 9 мая 1945 г.

Через 15 дней после Победы направлен на Дальний Восток, где в составе 10 мехкорпуса 1-го Дальневосточного фронта участвовал в боях с японской Квантунской армией. В составе войск 25-й армии служил в Корее (г. Пхеньян) с 1945 г. по 1948 г., откуда поступил в Ленинградскую Академию связи.

По окончании Академии в 1953 г. прослужил в химических войсках до 1977 г. Уволен в запас с должности начальника кафедры технических средств разведки КВВКУХЗ. В настоящее время преподает на этой же кафедре.



Корея, Пхеньян, сентябрь 1945г.


ВВЕДЕНИЕ
В начале восьмидесятых годов в печати появились сооб­щения о первых поисковых группах студентов и молодежи в районе боев 2-й ударной армии летом 1942 года.

Мне, участнику этих боев, хотелось сказать благодарст­венное слово этим неравнодушным, благородным парням, ко­торые вместо своего отпуска занимаются поиском и захоро­нением останков десятков тысяч бойцов, погибших в районе Мясного Бора.

В ответ пришло письмо одного из первых организаторов и участников увековечения памяти солдат — Александра Ивановича Орлова.
Привожу его полностью.
Здравствуйте, уважаемый Наум Борисович!

Спасибо Вам за теплые слова в адрес следопытов. Я вы­рос в Мясном Бору, и то, что там произошло, видел с детст­ва. Наверное, поэтому не могу быть равнодушным к памяти тех, кому обязан жизнью своей. Это же страшное кощунство, что люди, защитившие Родину, до сих пор не погребены этого не должно быть! Я и мои товарищи делаем и будем делать все, чтобы солдаты Второй ударной обрели последний покой. К сожалению, в Мясном Бору, в Долине Смерти, их еще лежат многие тысячи. Даже нашей экспедиции, очень со­лидной по составу, работы хватит на многие годы.

Наум Борисович, у меня будет к Вам просьба. То, что Вы видели и помните, поистине бесценно. Тех, кто пережил ад Мясного Бора, осталось очень мало, и поэтому каждый из вас должен оставить свои воспоминания о том, что видел такое не должно быть забыто! Если Вы можете, наберитесь терпения, мужества я понимаю, что очень нелегко это все вспоминать сядьте, напишите все, что помните. Назовите имена, факты, все, что видели. Пишите так, как было, а было страшно это я сам видел за годы походов по Мясному Бору. To, что пришлось пережить Второй ударной, ма­ло кому пришлось еще. В этом я уверен! Нам надо больше знать о тех, кто воевал, и знать это хотелось бы из первых рук, а не из розово-сиропных препарированных мемуаров. Я верю, что появятся наконец честные и правдивые книги о войне, и составлены они будут из солдатских воспоминанийнастоящих, а не кастрированных. Поэтому я прошу напи­шите. Все, что касается Мясного Бора, должно быть собрано и сохранено. Пишите так, как получается. Мне нужна факту­ра, а не литературная форма.

До свидания.

С искренним уважением А. Орлов

29.1.89 г.

У каждого поколения есть в жизни что-то главное. Для моего поколения это была война с фашизмом — Великая Отечественная воина 1941—45 гг.

Прошло около 50 лет со дня Победы, многое меняется. Но не меняются те моральные ценности, на которые мы ориенти­ровались и которые старались передать молодым.

Публикуя эти воспоминания, думаю — не всем интересна жизнь чужого человека. Это вполне естественно. Однако то, что пережито в особых, боевых ситуациях, может заинтересо­вать. Поэтому тезисно, кратко сообщив о том, что предшест­вовало войне, более подробно изложу по памяти события во­енных лет, в которых мне пришлось участвовать.

Я не буду давать оценок событиям, исторических подоплек и пояснений — почему так происходило — я излагаю все так, как это воспринимал и чувствовал восемнадцатилетний солдат, а к концу войны — двадцатидвухлетний лейтенант.
Война — это не развлечение и романтика. Это прежде всего долго, трудно и нудно идти, долго не спать, или спать урывками; тяжело нести — спина болит, руки отрываются; недоедать или голодать; зимой — мерзнуть, осенью—сидеть или стоять в промокших сапогах в залитом грязью окопе под дождем; на первых порах — боязнь свиста пуль, разры­вов снарядов, потом — привычное безразличие; сначала — ужас от того, что рядом с тобой погиб твой товарищ, потом — привычка к гибели людей и деловитость (надо похоро­нить!); часто — незаслуженная ругань со стороны старшего начальника, а иногда и горькая обида на несправедливость, на которую и ответить нельзя.

Но, с другой стороны, — трогательная забота твоего то­варища о тебе, воинское братство, открытость души, когда новый человек познается без всяких бумажных характерис­тик в первом же бою: нормальный или трус; ест свой сухарь один или делится с товарищем; старается угодить начальству или имеет свое мнение и не боится высказать его даже в при­сутствии стукача; бросит раненого или будет тащить на себе с опасностью для своей жизни....
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЙНЫ
Я родился в 1923 г. в городе кораблестроителей Николае­ве. В 1940 г. окончил 10-й класс и так как занимался радио­любительством, решил поступать в институт связи. Таких ин­ститутов в то время было три: в Москве, Одессе и Ленингра­де. Послал я заявление во все три и загадал: откуда раньше придет ответ — туда и поеду. Первым пришел ответ из само­го дальнего — Ленинграда.

Сдав конкурсные экзамены, стал студентом Ленинград­ского института связи им. Бонч-Бруевича (Мойка, 61).

Это было счастливое время: семнадцатилетний провинци­ал, я, как губка, впитывал высокий уровень людей Ленингра­да: их культуру взаимоотношений, мыслей, разговоров, имен­но тогда я понял, что не все, что официально пропаганди­руется, следует принимать за чистую монету. Отношения ме­жду людьми на улицах, в транспорте, в магазинах отлича­лись радушием, изысканной интеллигентностью, вниматель­ностью.

К сожалению, в блокаду это поколение частично вымерло, и после войны население Ленинграда было намного разбав­лено предприимчивыми людьми, которые занимали квартиры погибших от голода ленинградцев, — послевоенный Ленин­град уже был не тот.

27 января 1994 г., в Костроме, как и во всей Рос­сии, отмечался юбилей — 50-летие освобождения Ленингра­да от фашистской блокады.

Предполагалось, что на встречу придут около 200 ветера­нов. Пришли более 300.

По их поведению, реакции на краткий доклад о Ленин­градской битве, на концерт с баянистом, когда весь зал хо­ром подпевал любимые фронтовые песни, — чувствовалось духовное родство ленинградцев-блокадников и тех, кто воевал за свободу Ленинграда.

НАЧАЛО ВОЙНЫ
Итак, к началу войны я учился в Ленинграде. Мне было 17 лет. Перед самой войной нас, призывников-студентов, вызвали в военкомат и предложили поступить в училище связи.

Так как мы довольно долго раздумывали, нас в мае пригла­сили в райком комсомола и в порядке комсомольской дисцип­лины предложили написать заявление в училище. 18 июня 1941 г. я был зачислен в военное училище связи и получил отпуск по 12 июля. Но не уехал, а остался досдавать зачеты за I курс института.

Поэтому, когда в 12 часов дня 22 июня 1941 г. я и мои товарищи по комнате в общежитии института связи прослу­шали сообщение В. М. Молотова о начале войны, куда идти — было ясно.

Бросив чемодан с конспектами у двоюродного брата—ху­дожника, я прибыл в училище.

Началась учеба. Было трудновато вольному студенту при­выкать быть солдатом. Не один раз мыл уборную, получил достаточно много нарядов на работу, пока не понял суть во­инской дисциплины.

Начались налеты на Ленинград. По 3—5 раз за ночь объ­являлась тревога. По тревоге следовало быстро одеться, вы­хватить из пирамиды свою винтовку, вещмешок, боеприпасы, скатку и бежать в щель, отрытую примерно в 1 км от ка­зармы.

А днем — занятия. Учеба давалась легко, а привыкать к требованиям командиров сразу было трудно. Моим первым командиром отделения был ефрейтор, который научил меня трудиться и показывал пример в работе по отрыву окопа. Первым взводным был лейтенант Химуха. Однажды, уже в Уральске, в воскресенье, в течение 30 минут не могли со­брать взвод (некоторые ушли на реку, иные играли в волей­бол). Лейтенант приказал построиться в полной боевой и ус­троил марш-бросок в противогазах с проползанием по колю­чкам уральской степи. После — трое не выдержали, попали в санчасть. А остальные поняли на всю жизнь, что если ку­да-либо уходишь — доложи командиру отделения.

Участившиеся бомбежки Ленинграда заставили эвакуиро­вать училище на Восток. Так мы доехали до Уральска — страшно голодные, в рваных сапогах (училищу ничего не да­вали). К этому времени в Уральске сосредоточили Ленин­градское артиллерийское училище, Одесское пехотное учили­ще, вышедшее из окружения под Одессой, и наше — Ленинградское училище связи им. Ленсовета.

Начались курсантские будни, изучение радиостанций 5АК, 6 ПК. Первая — на двуколке с лошадью, вторая — переносная (ее называли «шесть—пешком»). Впервые здесь под большим секретом нам рассказали о чудесах: радиостанциях РБ, 12-РП и совершенно фантастическом «Северке». Занима­лись по десять часов в день, были вечно голодны. Началась осень, грязь — она набивалась в рваные сапоги или ботинки с обмотками (обмотки все время развязывались). И все же были какие-то проблески: кинотеатр «Кзыл-Тан» и, очень хо­рошо помню, когда в карауле до отвала наелись вермишели, отваренной без соли.

Однажды ночью в октябре подняли всех старослужащих и отличников учебы и предложили тихо одеваться, сапоги по­добрать хорошие у своих же товарищей, которые не подняты. Как нам стало известно через несколько часов, когда мы уже двигались в полном боевом снаряжении к железнодо­рожной станции, — нас направляли на фронт.

Переезд до станции Новоузенск занял немного времени, сгрузились на окраине, разместились в школе. Спали на со­ломе, но питание стало лучше. Здесь формировалась 2-я ударная армия. Из нас — курсантов Одесского пехотного, Ленинградских артиллерийского и связи училищ формировали 53-ю отдельную курсантскую бригаду. Начались морозы. Одеты мы были неважно — курсантское обмундирование, шинели, буденновки, подшлемники (шапок-ушанок еще не было). Выдали новое оружие — самозарядные винтовки (СВТ),| порядочное дерьмо. В первые же дни боев пришлось их сме­нить на старую трехлинейку, некоторые достали артиллерийские карабины.

Я был назначен командиром отделения во взвод управления артиллерийского дивизиона 76-мм пушек (полковых). Бойцы мои — замшелые мужики приволжских деревень, средний возраст 35—40 лет (так как мне было 18 лет, все они ка­зались мне древними стариками). Но подчинялись беспреко­словно. Ночью пели протяжные песни («Степь да степь кругом...») да пели так, что мороз по коже... А днем я их учил военным премудростям, хотя сам их изучал один месяц, а многое либо читал в наставлениях, либо слышал от товарищей—старослужащих. Чего у нас было много — так это ло­шадей. Ранее я с ними не общался. Пришлось учиться запрягать, чистить, кормить и ездить на лошади (без седла).

Из Новоузенска нас перебросили под Москву (г. Зарайск). Это был чистый, аккуратный городок. Помню очень вкусный хлеб — нас, бойцов, в магазинах пропускали без очереди. Стояли мы здесь три—четыре дня, затем — погруз­ка в эшелон и движение на север.

Команда выгружаться застала нас ночью, ориентировать­ся не могли, но через некоторое время по расспросам опреде­лили, что находимся севернее Москвы в районе недавних бо­ев. Вдоль дорог лежали убитые лошади, горелые машины, трупы немцев (сапоги раструбом, блестят головки гвоздей по всей подметке). Кое-где были вырыты землянки, пока еще неумело, мелкие, в которые к ночи набивалось много бойцов. Естественно, не обходилось без ругани и драк за место.

Первый бой... Нас пустили, насколько теперь ясно, во вто­ром эшелоне для того, чтобы обстрелять. Поле, кусты, снег. Лежим. Перебегаем — «короткими перебежками — вперед». Разрывы мин. Впереди горит деревня. На полпути к ней - ко­нюшня. С тыловой стороны лежат люди—перевязанные, стонущие. Бежим к конюшне. Свистят пули. Кажется, каждая летит в тебя. На тропинке метрах в десяти от конюшни — это я запомнил на всю жизнь — белый снег, а еще белее — лицо человека моего возраста и кровь... Ясно, что убит, поэ­тому не подбирают. Добегаю до стены конюшни, она кажется домом родным, хотя до горящей деревни и до немцев — ру­кой подать. Много раненых — стонут, кричат. Какой-то ко­мандир — «Курсант — ко мне!». Подбегаю. «Видишь край­ний дом? — Показывает через пролом. — Бери двух бойцов — и вперед. Патроны в ящике». Оглядываюсь—кто со мной? Незнакомые бойцы, то ли сбежали назад, то ли затаились здесь. Беру свой карабин, один из бойцов берет вскрытый цинковый ящик с патронами, рассовывает патроны по карма­нам. Я тоже. Третий медлит, командую им — «Вперед!» Ког­да они, выглянув из-за угла, бегут к кусту — бегу за ними. Опять снег, кусты, щелканье разрывных и свист обычных пуль. Но минометных разрывов нет. Как добежали до дома— не помню, в тумане. Сердце выскакивает, жарко. В доме никого. Бой переместился вперед. К вечеру к «нашему» дому подходит кухня — и откуда только берется народ, в том числе и наши курсанты. Нас собирают, выстраиваемся и уходим, мимо конюшни, туда, откуда пришли. Из разговоров из­вестно, что наши товарищи Лапшонков и Шайцев убиты. Четверо ранены.

МОСКВА — ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ
Ночуем в лесу. Строим шалаш из ели, предварительно по окружности нагребаем снег. От ветра такой шалаш защи­щает, от холода нет. Садишься лицом к костру — лицо жжет, спина мерзнет. Некоторые так и засыпают — голова опус­кается, и шапка падает в костер. Почти все ходили в обгоре­лых шапках. Я однажды так заснул, что не заметил, как за­дымились ватные брюки на колене. Очнулся, но получил ожог, так как не мог погасить горящую вату. На шинелях солдат — дыры, полушубки у командиров в обожженных ме­стах коробятся. К этому времени относятся длительные пере­ходы, в основном по ночам. На привалах далеко отходить от всех нельзя — уснешь и замерзнешь. Некоторые научились спать на ходу. Смотришь, если боец пошел в сторону — зна­чит, — уснул. Я свое отделение держу рядом с собой, идем группой, и, хотя я моложе своих бойцов, стараюсь поддер­жать в них уверенность, что все знаю. Самое трудное — это подняться после привала и встать на ноги. Ноги в валенках будто покрыты сотней язв—так болят. Первые шаги делают­ся с трудом, потом привыкаешь. Очень редко встречается не­сожженный дом в деревне. Если есть такие — в них наби­вается тьма народу. Лежат вповалку. Дух махорочно-портяночный такой густой, хоть топор вешай.

После нескольких дней и ночей таких переходов подходим к какой-то железнодорожной станции, где уже погружены на­ши пушки, лошади и имущество (кто, когда грузил — неиз­вестно, наверное, часть бригады двигалась по железной доро­ге), и нас распихивают по вагонам. В вагоне — тюки сена, по обе стороны — лошади. Печку топить нельзя, света нет. Откроешь дверь вагона — мороз, холод собачий. Дремлем. Когда сильно холодно и чувствуешь, что морозишь ноги — прыгаем и согреваемся. Так едем двое суток. На третьи раз­гружаемся на каком-то разъезде и входим в лес. Снег на­столько глубокий, что лошади пройти не могут. Нас сбивают в несколько колонн по четыре бойца, велят сцепиться локтя­ми — и бредем по пояс в снегу. За нами — следующая ко­лонна. Пройдя так метров сто, совершенно обессиленные, ва­лимся на обочину — выходит вперед следующая колонна и так далее. Вслед идут кони, тащат пушки, подводы. На при­вале разводим костер, и вдруг костер проваливается — стоим на болоте.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconСписок печатной продукции, изданной и отпечатанной редакционно-издательским отделом центра

Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconБиблиографическая поддержка при подготовке пособия оказана библиографом,...
Ббк '™ Утверждено Редакционно-издательским советом угнту в качестве учебного пособия
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconИнститут кибернетики, информатики и связи
Утверждено редакционно-издательским советом Тюменского государственного нефтегазового университета
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г icon«российский университет дружбы народов» (рудн) «согласовано»
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconОртопедические принципы лечения заболеваний пародонта
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве методического пособия для студентов обучающихся по специальности...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconОртопедические принципы лечения заболеваний пародонта
Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве методического пособия для студентов обучающихся по специальности...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconЕ. В. Лёвкина экология человека
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом бгти (филиала) огу в качестве учебно-практического пособия для студентов...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconУчебно-методическое пособие по выполнению, структуре, оформлению...
Утверждено редакционно-издательским советом Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconОдобрено редакционно-издательским советом Саратовского государственного
В этой связи в своих исследованиях следует использовать современные законодательные положения, инструктивные мате­риалы, научные...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа одобрена редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для специальности 050501 «Профессиональное...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconЕ. В. Лёвкина методика преподавания биологии
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно – технологического института (филиала) огу в качестве...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И 1994г дошкольному учреждению присвоен статус «Детский сад общеразвивающего типа с приоритетом развития творческих и познавательных...
Издано редакционно-издательским отделом кввкухз 07. 09. 1994г iconМетодические указания по дисциплине «Менеджмент» содержат описание...
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний к практическим занятиям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск