Агузарова С. В





Скачать 120.66 Kb.
НазваниеАгузарова С. В
Дата публикации26.07.2013
Размер120.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Агузарова С.В.

ассистент кафедры

иностранных языков ВИУ
РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В свете перестройки народного образования в нашей стране перед высшей школой стоит задача обеспечить подготовку специалистов на современном уровне, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками. Указанное положение налагает большую ответственность и на преподавателей иностранных языков. Растущие внешнеэкономические связи требуют привлечения специалистов со знанием одного или нескольких иностранных языков, причем с лучшим, чем раньше владением устной речью. В связи с этим возрастает роль коммуникативно-ориентированной методики, интенсивных и ускоренных методов обучения иностранным языкам под руководством преподавателя.1

Внедрение коммуникативно-ориентированной методики обучения иностранным языкам влечет за собой новые задачи по контролю обученности, в том числе и по тестовому контролю.

Слово тест в английском языке обозначает «испытание, проба, эксперимент, проверка». При такой полисемии неудивительна терминологическая неточность, и иногда сравнительно простые контрольные работы и контрольно-тренировочные упражнения также называют тестами, что не совсем оправданно, так как преподавательские тесты также должны быть составлены в соответствии с определенными правилами и требованиями.

Для отечественной педагогической общественности спорным остается вопрос о том, что считать тестом, можно ли присваивать это « звание» изложению, сочинению, переводу текста с одного языка на другой и др., да и стоит ли отказаться от иных, более творческих видов контрольных заданий. Озабоченность преподавателей объяснима. Специалисты- составители тестов настойчиво предлагают в качестве оптимальной формы проверки знаний задания закрытой формы, известные так же под названием тесты множественного выбора (выборочные тесты), в которых испытуемый вычленяет правильный ответ из предложенного ему набора.

Упор на использование заданий закрытого типа мотивируется их удобством для массового тестирования, для проверки в автоматизированном режиме. Однако подобный крен вызывает справедливую критику по следующим причинам. Прежде всего, педагогов беспокоит невозможность через тесты множественного выбора полноценно проверить интеллектуальный потенциал учащихся. Наличие же готовых ответов и общая ориентация на результатах испытания недостаточно активизирует мыслительный процесс студента. Нацеленность теста на проверку знаний, фактов, а не умений учащихся так же снижает их творческий потенциал.

Задания открытой формы со свободно конструируемыми ответами имеют большой потенциал для проверки интеллектуальный, творческих, коммуникативных умений испытуемых, позволяя заключить, что и сочинение, и изложение, и двуязычный перевод (прямой, обратный) могут стать тестовыми заданиями – разумеется, в случае, если разработана методика их оценивания, создана номенклатура объектов контроля, определена размерность каждого из них, т. е. создан единый инструментарий, на основе которого можно сравнивать результаты тестируемых.

В адрес тестирования высказываются самые различные точки зрения. Одни придерживаются позиции здорового консерватизма, следования уже сложившимся в российской педагогической практике традициям и не спешат безоговорочно принимать тестирование, расценивая его как далеко не доказавшее себя заимствование. Другие видят в тестах перспективный путь, эффективный способ обогащения, обновления содержания обучения и контроля его результатов. А еще больше людей, не имея четкого представления о том, что же такое тесты, нужны ли они российской общеобразовательной и высшей школе или нет, сетуют на недостаток аргументированной информации о сути и целях этого нововведения. И хотя первый опыт тестирования в нашей стране относится к 20м годам прошлого столетия, внедрение тестов в педагогическую практику по сей день продолжает зависеть, кроме прочих причин, от предубеждений по отношению к тестированию и недопонимания его функций.

Тестирование это не просто новая линия в образовательной политике, а свидетельство более серьезных тенденций последних лет. Я имею ввиду процессы интернационализации, глобализации и международной интеграции, во все большей мере затрагивающие не только экономику, но и образовательную сферу. Факты неумолимо говорят о том, что образование выходит за государственные границы, перестает считаться внутренним делом одной страны. Активизируются международные исследования, дающие информацию о подготовке учащихся отдельных стран в сравнении с общепринятыми стандартами.2

Система оценивания, имеющаяся в каждой отдельно взятой стране, перестает быть статичной, замкнутой в себе самой. В задачу оценивания все мощнее вливается функция совершенствования образования, достижения на этом пути лучших результатов. Более того, реформирование систем образования принципиально невозможно без реформирования системы оценивания, контроля качества образования.

В этом отношении у тестирования ощутимо проявляется ряд преимуществ, поскольку процесс педагогических измерений с помощью тестовых методик предельно стандартизован.

Ни одному испытуемому, согласно правилам, не дается никаких преимуществ перед другими. Тестирование различных групп учащихся проводится в одинаковых условиях и временных интервалах. Все отвечают на одни и те же задания. Заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем без исключения.

В учебных заведениях нашей страны традиционно используется пятибалльная система оценок успеваемости, которая и часто критикуется, но не меняется на протяжении десятилетий. Педагог сам обучает и сам оценивает результаты своего труда, что не во всех случаях гарантирует объективность педагогического измерения.

С этой точки зрения тестирование более независимо. А, кроме того, тесты позволяют понять, что уровень подготовки учащихся определяется не только способностями последних и их желанием/нежеланием учиться, но и уровнем организации учебного процесса, т. е. умело выстроенной учебной программой, эффективным и адекватным изложением учебного материала, профессиональной ответственностью педагога. Очевидно, что качество подготовки учащихся зависит от квалификации педагога, и поэтому тестирование может выявить педагогический «брак».

Тестирование представляет собой заметный шаг вперед в развитии системы педагогического контроля усвоения обучаемыми учебного материала. Его преимущество состоит в том, что от, во многом, интуитивных оценок, присущих традиционным методам, тесты позволяют перейти к более объективным (и сопоставимым!) измерениям результатов обучения.

Благодаря новой информации о результатах обучения, тестирование помогает продвинуться в решении кардинальных проблем развития образования. Оно не только позволяет сопоставить качественный уровень постановки учебного процесса в различных учебных заведениях и у разных педагогов, но и закладывает предпосылки для объективных международных сравнений качества образования.

Тестирование отнюдь не заменяет, а дополняет традиционную систему педагогического контроля успеваемости, в органичном единстве с которой оно создает возможность разработки и реализации эффективных систем обеспечения качества образования.

Освоение тестирования в практической деятельности высшей и средней школы России отвечает как социальным (равноправие, справедливость), так и педагогическим (улучшение качества знаний) целям и развернутой в нашей стране реформе образования. Более того, без тестирования, без реализации надежных методов педагогических измерений вывести деятельность отечественных учебных заведений на международный уровень в наши дни уже невозможно.

В языковом тестировании преследуют цель, прежде всего научного исследования и тесты в этом отношении являются средством и даже методом исследования. По результатам языкового тестирования можно судить не только о положительном или отрицательном языковом опыте учащихся, но и о методе преподавания языка в данном учебном заведении, о недостатках в читаемых теоретических и практических курсах, о качестве учебного материала, о характере учебного планирования по данному предмету. Изучение результатов тестов дает возможность вносить соответствующие коррективы в отдельные разделы программы и учебного плана, видоизменять методическую систему преподавания данного предмета и своевременно организовать работу по профилактике типичных языковых ошибок.

Второй не менее важной целью языкового тестирования является оценочная проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на данном этапе обучения. Тестирование может проводиться на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, семантическом.
Фонологические тесты служат для определения способности учащихся узнавать и различать фонемы языка, ставить словесное и фразовое ударение, а так же пользоваться правилами чтения и графическими средствами изображения интонации и транскрипции.

Грамматические тесты не преследуют цель опроса грамматических правил. Проверки теоретического курса. Они проверяют умение практически определять и выбирать правильную грамматическую форму и конструкцию из предлагаемых альтернативных вариантов, правильных и заведомо неверных. При выборе и разработке грамматических заданий необходимо учитывать и выделять такие морфолого-синтаксические модели, которые специфичны для данного языка, вызывают у учащихся определенные трудности при изучении грамматического строя и дают наибольший процент типичных грамматических ошибок. Принимают во внимание так же частотность их употребления и структурные возможности для образования более сложных грамматических форм. Итак, результаты грамматических тестов дают возможность проверить понимание и усвоение грамматического материала.

Лексические тесты позволяют определить насколько хорошо учащиеся знают значение слов и их употребление. При этом раскрытие семантики осуществляется беспереводным путем (используя синонимы, антонимы, дефиниции).

При подборе лексики учитывается принцип: а) репрезентативности-

насколько представительна отобранная лексика для всего учебно-базового словаря; определение минимума слов терминов, а также наиболее употребительных лексических единиц; б) частотности.

Лексический минимум может быть определен путем обследования соответствующих тестов и составления частотного словаря. Отбирая текстовый материал, следует обращать внимание на:

  1. соответствие тематики текстов специальности факультета;

  2. познавательную ценность текста для будущего специалиста;

  3. связанность;

  4. законченность.

Руководствуясь выше изложенным и выделив лексические единицы, выбираем приемлемую форму презентации тестируемого материала. Это – избирательный тест. Он состоит из основы (предложение, в котором употреблено тестируемое слово), правильного ответа и трех отвлекающих альтернатив. Подобные тесты строятся на следующих принципах:

  1. сходство слов по значению;

  2. объединение слов по одному семантическому принципу;

  3. замена слов и словосочетаний эквивалентами;

  4. понимание высказывания.4

Основная роль тестирования в преподавании иностранных языков заключается в обратной связи и в контроле, и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование. Вопрос о роли тестирования в практике преподавания иностранных языков во многом сводится к раскрытию функций тестов, их преимуществ и недостатков, а также соотношению тестовых и нетестовых форм контроля. Указанное соотношение в основном зависит от применяемой методики обучения иностранным языкам, а также от наличия подходящих тестов, возможностей их разработки и от других обстоятельств. Очевидно, что чем выше административный и организационный уровень контроля и соответственно больше охват обучаемых и учебного материала, тем выше потребность в тестовой методике контроля.3

Контроль является самостоятельной частью педагогического процесса и обладает дидактическими и специфическими функциями. Сначала рассмотрим специфические функции контроля по отношению к тестам как одному из средств контроля знаний.

Главная специфическая функция контроля - диагностирующая, то есть измерение обученности студентов, выявление недостатков и достижений в освоении. Именно эту цель тесты и выполняют.

(Диагностирующие) диагностические тесты направлены на определение степени развития того или иного навыка учащегося, и дают качественную и количественную оценку его умениям в конкретном аспекте языка. Например, учащийся, у которого слабые навыки чтения, обычно не справляется с фонетическим анализом, при чтении путает графические образы букв. В этом случае диагностирующий тест помогает проследить все эти ошибки и дает полную картину подготовленности учащегося. Если с помощью итогового теста и теста практических знаний, умений и навыков мы можем ответить на вопрос, В какой степени учащийся знает язык, то диагностирующий тест поможет ответить на вопрос, что конкретно знает учащийся, что он не знает и почему. Данный тип тестов вскрывает типичные ошибки, общие недостатки в отработке материала в предшествующий период обучения. Преподаватель получает ценную информацию, на основе которой можно определить, какие профилактические меры принять для предотвращения ошибок в будущем.

Кроме диагностирующей функции контролю присуща и дисциплинирующая функция, воспитывающая у студентов привычку трудиться регулярно. Важность этой функции в том, что она придает всему процессу обучения избирательный характер, направляя мыслительную деятельность студентов именно на то, что важно на данном этапе педагогического процесса. Это тесты – срезы, выполняемые после изучения или усвоения определенной дозы учебного материала.

Контроль выполняет и ряд обучающих функций. Первая – функция корректировки и совершенствования контролируемого материала, то есть его уточнения и систематизация. Тесты лучше, чем любой другой вид проверочной работы, выполняют эту функцию. Методика составления тестов предусматривает заранее продуманную, четкую систематизацию материала и постоянное его совершенствование. После выполнения теста он подвергается тщательному анализу. Из теста исключаются задания, которые выполняют больше 80% испытуемых и те, которые выполняют менее 20% испытуемых.

Вторая обучающая функция контроля – формирование навыков и умений в речевой деятельности на основе выполнения определенных контрольных действий. Тесты как средство контроля обладают и этой функцией. В большей степени ею обладают тесты со свободно конструируемыми ответами и тесты с выборочным методом формирования ответов, так как студент зачастую не просто выбирает, а сначала конструирует свой ответ, а затем сверяет его с предложенными.

Третья обучающая функция – развитие памяти и мышления. Тесты обладают и этой функцией, так как выполнение заданий теста требует знания материала, умения анализировать и сравнивать, памяти и мышления.

В методе тестов обучающий характер контроля проявляется с наибольшей силой, так как выполнение тестовых заданий, тщательно продуманных и отобранных на основе их предварительного тестирования, систематизирует усвоенные умения, знания, закрепляет приобретенные навыки.

Специфические функции контроля реализуются в том случае, если соблюдены 3 принципа - адекватность, систематичность и массовость. Тесты обладают требованиями этих принципов. Принцип адекватности содержит два требования к контрольным заданиям: они должны быть одинаковой трудности и содержать такой материал, который является представительным для целой группы объектов контроля. Этот принцип может быть соотнесен с таким критерием теста, как пригодность или валидность. Валидность - это такое свойство теста, которое характеризует его пригодность для определенной цели.

Диагностирующая функция контроля реализуется при соблюдении принципа адекватности.

Необходимым условием соблюдения принципа систематичности является плановый характер всей системы контроля и регулярность проведения проверки. Тесты полностью отвечают этому требованию (тесты-срезы).

Принцип массовости предусматривает использование таких средств контроля, которые расширяют канал обратной связи, исключая пассивно-созерцательный характер деятельности учащихся. В обеспечении принципа массовости заключается одно из преимуществ теста по сравнению с другими средствами контроля. Функция обратной связи чрезвычайно важна, она позволяет преподавателю управлять учебным процессом, действовать осмысленно.

К числу принципов, реализующих общие функции контроля, относятся активность и сознательность. Тесты отвечают и этим принципам. Выполнение их требует от учащихся мобилизации памяти, внимания, мышления. Всех сторон интеллектуальной деятельности. Обеспечивается и принцип сознательности, так как при этом можно проверить, насколько студенты усвоили материал, развита ли у них способность применять усвоенный материал к новым ситуациям, устанавливать новые связи между усвоенными явлениями.

В соответствии с тестовой методикой тестовые задания составляются именно для проверки усвоенного языкового материала и речевых умений в новых ситуациях. Итак, тесты выполняют функции контроля, которые считаются основополагающими для контроля, как особой части процесса обучения. Некоторые функции проявляются уже в ходе подготовки к тесту. Обучаемые систематизируют свои знания, ликвидируют пробелы, обнаруженные в ходе само- и взаимоконтроля. В ходе выполнения теста тестируемые выполняют различные речевые действия, при этом происходит определенное повторение и закрепление учебного материала. Активизируется мыслительная деятельность, развивается память, т. е. достигается определенный обучающий эффект. Этот эффект тем больше, чем более контекстуален и коммуникативен тест, чем быстрее происходит обратная связь в системе тест - тестируемый, например при использовании ЭВМ.5

Тестирование выполняет воспитательную функцию также на этапе подготовки к тесту и в ходе работы над заданиями теста через преодоление различных психолингвистических, мыслительных и других трудностей, т. е. путем воспитания силы воли, целеустремленности, добросовестности и других качеств личности. Эмоциональное состояние тестируемых изменяется также благодаря стимулирующей роли оценки (бала) теста (при анализе результатов теста).


ЛИТЕРАТУРА





  1. Аванесов В.И. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М., Исследовательский центр, 1989. - 179 с.

  2. Балыхина Т.М. Тестирование и будущее образования в России./ Высшее образование сегодня, 2001 №1

  3. Хорева Р. Н., Адонина М. М., Россинская И. А. Роль контролирующих программ в решении дидактических и воспитательных задач / Проблема контроля при обучении иностранным языкам в вузе. Саратов, 1984. – 178 с.

  4. Цатурова И. А. Функции теста как средство контроля / Проблема контроля при обучении иностранным языкам в вузе. Саратов, 1984. - 178 с.

  5. Штульман Э.А. Тесты, требования к ним и их классификация.// Тестирование при обучении ин. яз в неязык. вузе./ Под ред. П.А. Баскутиса. Воронеж. 1972. – 169 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Агузарова С. В iconС. В. Агузарова ассистент кафедры иностранных языков виу некоторые...
Программа Министерства образования РФ для общеобразовательный учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск